Презентация. Речевые ошибки и приёмы их устранения.
презентация к уроку по русскому языку по теме

Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек не может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация. Речевые ошибки.200.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевые ошибки и приёмы их устранения

Слайд 2

«Писать хорошо – это вычёркивать плохо написанное». А.П. Чехов стилистический разнобой; логические ошибки; двусмысленность как стилистическая проблема; опасные метафоры; речевая избыточность ( многословие ); речевая недостаточность.

Слайд 3

Стилистический разнобой («смесь французского с нижегородским») Я подумал, что Татьяна не сможет жить в высшем свете, но, вспомнив твёрдость её решения, поостерёгся делать поспешные выводы. Тихон Кабанов – наивный алкаш , не способный на мужские поступки. А). Нельзя смешивать слова из разных стилей речи. Б). Мы должны называть героя только так, как это делает автор в произведении.

Слайд 4

Логические ошибки (нельзя быть честным и нечестным в одно и то же время) Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках… Н.В. Гоголь. В восемнадцать лет Онегин познал светскую жизнь. Печорину тоже наскучила светская жизнь. Хотя историки называют войну гражданской , но я считаю, что она братоубийственная .

Слайд 5

Логические ошибки Будьте внимательны к «хотя», «но», «всё же», «однако», которые выражают отношения противопоставления либо уступки. Задумайтесь: а нужно ли вам противопоставление (или уступительное значение)? Может быть вы хотели передать совсем иной смысл – следствия, уточнения?

Слайд 6

Логические ошибки Практические советы: 1). Описывая происходящее в произведении события, используйте имена героев либо слова-заменители (герой, героиня). 2). Анализируя художественное произведение, его систему образов, используйте словосочетание «образ героя». 3). Проверьте, являются ли слова в предложении действительно однородными, т.е. можно ли их объединить в один понятийный ряд. ( Нельзя: род (более общее) и вид (частное) ставить в один ряд).

Слайд 7

Двусмысленность как стилистическая проблема Много лет я хожу в наш музей изобразительных искусств и вынес из него за эти годы немало ценного и интересного. Советы: Попробуйте встать на место читателя и задайте себе вопрос: «Это однозначно?» В одном предложении не должны повторяться одинаковые местоимения.

Слайд 8

Двусмысленность как стилистическая проблема «Опасные связи» - родительный падеж рядом с существительным, т.е. родительный приимённый: Нельзя не восхищаться женскими характерами Пушкина .

Слайд 9

Двусмысленность как стилистическая проблема Для устранения двусмысленности в предложениях, когда перед местоимением оказывается несколько существительных в соответствующей местоимению форме, можно использовать приём – уточнение: Зарубежные критики признают, что герои романа не выражают авторской позиции, но это не мешает им чернить нашу действительность. (Кому им – критикам или героям ?)

Слайд 10

Два приёма редактирования: Сенька укутал Дуняшу, посадил её в сани и, торопя вожжами, рысцой погнал лошадь. 1) сближение слов по смыслу: Сенька укутал Дуняшу, посадил её в сани и погнал лошадь, торопя вожжами. 2) «разрез» ошибочной связи: Сенька укутал Дуняшу. Затем, торопя вожжами, рысцой погнал лошадь.

Слайд 11

Опасные метафоры Метафора и сравнение – это украшение, не злоупотребляйте ими! Чем больше вы развёртываете образную картину, тем больше рискуете создать логическое противоречие. В Родионе появляются две половины: одна, которая продолжает жить по его теории, другая – светлая, похожая на его девушку Соню. Светлая половина Раскольникова по-другому относится ко всем людям.

Слайд 12

Речевая избыточность ( многословие ) 1). «Выпалывайте» однокоренные слова, стоящие рядом; им на «одной грядке расти не рекомендуется» (тавтология). 2). Однородные члены не должны быть тождественны по смыслу. 3). Проанализируйте словосочетание: значение одного (главного) слова не должно уточняться зависимым словом: С именем Ахматовой связаны высшие взлёты акмеизма.

Слайд 13

Речевая недостаточность Мы тут собрались с товарищами, обменялись. Тут некоторые стали себе позволять. Татьяна, расставшись с Онегиным, не перестаёт любить его, а напротив. Совет. Встаньте на место читателя и подумайте, нет ли пропусков, которые заставляют читателя почувствовать себя дешифровщиком вражеских сообщений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Речевые ошибки и приемы их устранения"

Автор: Голайденко А.Г. - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№14 г.Губахи Пермского края Элективный курс по русскому языку в 10 классе «Речев...

Доклад "Работа над речевыми ошибками как средство овладения нормами речи"

Данный доклад поможет учителю русского языка организовать систематическую работу над речевыми ошибками учащихся, материал сопровождается презентацией....

Конспект урока развития речи "Что такое штамп? Штамп как речевая ошибка." ( 5класс)

Учителя – словесники знают, как трудно  учить пятиклассников  грамотно использовать средства языка.  Общеизвестно  и то, что сочинения  «помогают» писать своим чадам...

Презентация А3 Речевые ошибки

Материал презентации предназначен  для самоподготовки  учеников к ЕГЭ с последующей самопроверкой. Может быть использован и учителем  на уроках контроля при повторении числительных и су...

презентация "Речевые и грамматические ошибки"

презентация "Речевые и грамматические ошибки" включает теоретический материал, а также задания для самостоятельной работы....

"Речевые ошибки учащихся и пути их устранения"

Данная работа представляет собой научно-методический трактат на тему "Речевые ошибки учащихся и пути их устранения". В работе представлены основные типы ошибок школьников, подобраны стилисти...