Методическая разработка по русскому языку 5 класс (ФГОС) «Предложения с обращениями»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

УЧЕБНИК: «Русский язык: Учебник для 5 класса» М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

 

ПРОГРАММА: Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской,  Н.М.Шанского

 

ТЕХНОЛОГИЯ: здоровьесберегающая

Данный урок по учебнику «Русский язык. 5 класс» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация» входит в тему «Предложения с обращениями» и связан с предыдущим уроком по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей.

      При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать в парах, группах, индивидуальные особенности детей.

      Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.

    Ведущими формами, методами и приемами работы были вопросно-ответная форма, работа в группах, в парах, индивидуальная работа, самоконтроль, наглядность, поисковый метод. Их сочетание помогло учащимся научиться находить обращения в предложении, отличать их от подлежащих и  интонационно выделять при произношении, обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrashchenie_otkr_urok_5kl.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2

 МО "Барышский район"

Ульяновской области

 

Методическая разработка

по русскому  языку

  5 класс

 (ФГОС)

«Предложения

с

обращениями»

УЧЕБНИК: «Русский язык: Учебник для 5 класса» М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

ПРОГРАММА: Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской,  Н.М.Шанского

ТЕХНОЛОГИЯ: здоровьесберегающая

УЧИТЕЛЬ МБОУ СОШ №2: Цыганова Оксана Геннадьевна

2016 год

Обоснование методов и принципов урока

      Данный урок по учебнику «Русский язык. 5 класс» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация» входит в тему «Предложения с обращениями» и связан с предыдущим уроком по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей.

      При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать в парах, группах, индивидуальные особенности детей.

      Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.

    Ведущими формами, методами и приемами работы были вопросно-ответная форма, работа в группах, в парах, индивидуальная работа, самоконтроль, наглядность, поисковый метод. Их сочетание помогло учащимся научиться находить обращения в предложении, отличать их от подлежащих и  интонационно выделять при произношении, обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.

ТЕМА:  Предложения с обращениями

ТИП урока: объяснение нового материала

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ: познакомить с понятием "обращение", обучить правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Образовательные: создать условия для формирования лингвистической компетенции через овладение знаниями об обращении, способами его выражения, ролью в предложении.

Развивающие: развивать умения находить обращения в предложении, отличать их от подлежащих и  интонационно выделять при произношении, формировать навык постановки знаков препинания на письме при            обращении.

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к русскому языку и    литературе;      воспитывать дисциплинированность, собранность, требовательность  к                     себе.

МЕТАПРЕДЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: самостоятельно формулировать тему и цели урока, осознавать значимость  обращения как в устной  речи, так  и в письменной, способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой  информации, свободно пользоваться словарями и справочной литературой при нахождении обращения, формировать умение правильного обращения в диалогической речи, уметь слышать и слушать других

ЛИЧНОСТНЫЕ  УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, развития мышления, слуха, правильной интонации при обращении, развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- ноутбук, проектор, экран, презентация"Обращение"

- учебник «Русский язык: Учебник для 5 класса» М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.  

- карточки с заданиями для групп

- карточки-тесты (для каждого ученика)


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Формирование психологического настроя на урок.

- Доброе утро! Ребята, повернитесь друг к другу лицом, образуя пару. Руки держите перед собой ладоням вверх. Затем мысленно повторяйте: “Все знания, которые я принёс с собой, положу в левую руку, а всё то, что я узнаю сегодня – в правую” . И когда я скажу: “Готово! Давай!” –  вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом “Готовы!”. А к чему вы готовы?

Выполняют задания учителя

Держат руки перед собой, затем хлопают

 - Готовы к сотрудничеству, к активной работе!

2. Определение темы урока. Целеполагание.

-Определить тему нашего сегодняшнего урока мы сможем, ответив на вопросы кроссворда, ключевое слово которого поможет нам узнать её.

(Сетка кроссворда на слайде 1)

КРОССВОРД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вопросы к кроссворду.

  1. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
  2. Второстепенный член предложения, обозначающий место, время и способ действия.
  3. Члены предложения, относящиеся к одному члену предложения и отвечающие на один вопрос.
  4. Главный член предложения, который  чаще всего выражен глаголом, а может быть выражен прилагательным и существительным.
  5. Слово, которое является общим по значению для стоящих при них однородных членов.
  6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?
  7. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.
  8. Раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений.
  9. Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?

– Ключевое слово отгадано (обращение), и теперь можно объявить тему урока: «Предложения с обращениями».

 - Какую цель поставим перед собой?

 - Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока (слайд 2)

- Выполняют задание, отвечая на вопросы кроссворда

Ответы детей:

- Научиться находить обращения в предложении, отличать их от подлежащих, правильно расставлять знаки препинания при обращении.

Записывают тему в тетрадь

3. Повторение теоретического материала

- По каким признакам вы сможете найти обращение в тексте? Ответить на этот вопрос вам помогут примеры из сказок А.С.Пушкина. (слайд 3)

– Запишем примеры для наблюдений через строчку, здесь мы будем записывать выводы.(слайд 4)

Зачем ты, Балда, к нам залез?

Ветер, ветер! Ты могуч.

Свет мой, зеркальце, скажи.

Бог с тобою, золотая рыбка!

- Найдите в примерах слова, которые называют того, к кому обращена мысль. Надпишем над этими словами обращение. А теперь прочитайте эти примеры выразительно, вживаясь в чувства говорящего, интонацией выделяя лицо или предмет, к которому обращаются.

Эта интонация, с которой вы читаете  обращения, называется звательной.

- А к кому мы обращаемся? Обратимся к примерам. Обобщите наблюдения: к кому может обратиться человек с речью?

- Продолжим наблюдения: словами какой части речи  выражается обращение? В форме какого падежа?

 - А какое место занимает обращение в предложении? Это важно для знаков препинания и интонационных пауз. Какими знаками выделяется обращение?

- Что является опознавательным признаком обращения?

– Эти наблюдения мы оформим в виде схем: обращение обозначается буквой о, заглавной или прописной, которую мы пишем внутри прямоугольника, –  так  на схемах изображается предложение.( схемы на слайде 5)

- А теперь давайте ответим на вопрос: что же такое обращение? Обращение – это …

- С каким членом предложения  можно спутать обращение?

Запишем и сравним (Слайд 6):

Пристают к заставе гости.

Чем вы, гости, торг ведете?

– А как их различить?

Ученики  записывают в тетради.

Читают выразительно

Ответы детей ( к человеку, к природе, к предмету, к животному)

(Сущ. В им.п)

(Может занимать любое место в предложении, выделяется запятыми или восклицательным знаком, если произносится с восклицательной интонацией)

(Звательная интонация)

 - Ученики оформляют схемы в тетради.

Дают ответ(Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью)

(с подлежащим)

Делают запись в тетради

(Подлежащее является главным членом предложения и связано со сказуемым, а обращение не является никаким членом предложения).

4. Тибетская гимнастика «для ума»

 - А теперь давайте немного отдохнем и  выполним несколько упражнений, помогающих улучшить мозговое кровообращение.

  • Ладонь правой руки положите на лоб, левую – на правую и двигайте по лобной части вправо-влево по 20 раз так, чтобы мизинцы двигались над бровью.
  • Тыльной стороной больших согнутых пальцев массируйте глазные яблоки15 раз
  • Сделайте замок из пальцев обеих рук, положите их на затылок и массируйте
  • Плотно прижмите ладонями уши. Кончиками пальцев обеих рук поочередно барабаньте по затылку.

Дети повторяют действия учителя

5. Закрепление материала.

А) Упражнение 211на стр.87

Составьте распространенные предложения так, чтобы слово родина в первом из них было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем – обстоятельством, в четвертом – обращением.

Задание: сделать синтаксический разбор одного из предложений

Взаимопроверка.

Физкультминутка.

Говорит цветку цветок:

Подними-ка свой листок.

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

Б) Творческое задание( работа в группах). Раздаются карточки с заданиями для групп.

Задание: составить обращения:

1 группа – к доктору в больнице

2 группа – к продавцу в магазине с просьбой продемонстрировать товар

3 группа – к библиотекарю с просьбой о подборе нужных книг

4 группа – к прохожему с целью узнать дорогу в музей

5 группа – к лучшему другу с целью поздравления с днем рождения

Упражнение для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем букву О, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

В) А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал по теме «Предложения с обращениями»

Предлагаю вам небольшую проверочную работу 

(Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов, на обратной стороне даны ответы другого варианта)

Взаимопроверка

Вариант 1.

Обведите кружком номера предложений с обращением (знаки препинания не расставлены).

  1. Неужели Коля ты забыл о встрече?
  2. К утру мороз крепчал.
  3. Не трещите морозы в заповедном бору.
  4. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
  5. Муравьи санитары леса.
  6. Тропинка круто свернула вправо.
  7. Тропинка куда ты бежишь?
  8. Свети нам солнышко свети.
  9. Из-за тучи появилось солнышко.
  10. Добро пожаловать скворец!

Обратная сторона

1, 2, 5, 6,8,9

Вариант 2.

Обведите кружком номера предложений с обращением (знаки препинания не расставлены).

  1. Бабушка постой немножко.
  2. Не гонялся бы ты поп за дешевизной.
  3. Бедный поп подставил лоб.
  4. Князь у синя моря ходит.
  5. Здравствуй князь ты мой прекрасный!
  6. Чего тебе надобно старче?
  7. Старик ловил неводом рыбу.
  8. Что Соколко что с тобою?
  9. Не губи меня девица!
  10. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Обратная сторона

1, 3, 4, 7, 8, 10

Выполняют упражнение

Выполняют разбор

Работа в парах.

Выполняют упражнения.

Дети поднимают и опускают руки

Шагают на месте, высоко поднимая колени

Вращение головой

Наклоны

Встряхивания кистями рук

Работают в группах, затем дают ответы

Закрывают оба глаза.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву О.

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо- влево.

Выполняют задание по вариантам

Проверка – работа в парах

6. Итог урока. Рефлексия

Над чем работали в течение урока?

За что вы могли бы похвалить себя?

Что удалось на уроке?

Над чем еще нужно поработать?

Давайте заполним небольшие анкеты

1.На уроке я работал                     активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я          доволен/недоволен

3.Урок для меня показался           коротким/длинным

4.За урок я                                       не устал/устал

5.Мое настроение                          стало лучше/ стало хуже

6.Материал урока мне был           понятен/ не понятен

7.Домашнее задание мне кажется  легки/ трудным

Ответы учащихся

Заполняют анкету

7.Выставление оценок

8. Домашнее задание

На выбор:

1.Упр.212

2. Из сказок А.С.Пушкина выписать 6-7 предложений с обращениями с разной эмоциональной окраской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Календарно-тематическое планирование по русскомуязыку для 11 класса по программе Н.Г.Гольцовой

КТП по русскому языку для 11 класса составлено на основе программы Н.Г.Гольцовой (34ч.)...

Зачёты по русскомуязыку

Данные самостоятельные работы и зачёты помогут проверить знания учащихся по изученным темам....

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...