Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Чижмак Инга Николаевна

Разработка урока русского языка в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_inga.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 «А» классе.
Тема: «Самостоятельные и служебные части речи».

Задачи
Образовательные:
Общие:
- повторение правописания Н-НН в разных частях речи, разборов слов по составу, морфологического и синтаксического разборов;
- обобщение знаний учащихся 7 класса о признаках самостоятельных и служебных частей речи и их отличия друг от друга;
Воспитательные:
- формирование бережного отношения к языку и его законам;
- развитие интереса к языку через знакомство с творчеством мастеров художественного слова;
- формирование культуры общения, навыков взаимопомощи;
Развивающие:
- развитие языкового мышления;
- развитие интеллектуальной и практической сфер деятельности;
- развитие коммуникативных качеств;
- развитие познавательных процессов: логики, мышления, памяти, внимания;
Тип занятия: комбинированное.

Подготовка к занятию:
-консультация учащихся 7 класса о работе по индивидуальным карточкам контроля, целеполаганию, изготовление презентации учащимися, изучение на уроках литературы стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Русский язык»
Литература
Учебник русского языка для 7 класса.
Стихотворение И. С. Тургенева «Русский язык».
Технологическая карта урока.

Этап

Время

(минут)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация учебной деятельности учащихся.

2

Настрой на урок.

 Сбор тетрадей с домашним заданием.

Сдача тетрадей с домашним заданием.

2.Повторение.

5

Даёт задание выполнить «Цифровой диктант»

Записывают в тетради только суффиксы, затем складывают и записывают примером номера с НН.

3.Целеполагание

2

Организует целеполагание учебной деятельности учащимися, помогая определить задачи

Рассуждают, записывают число и тему занятия.

4.Актуализация
знаний

5

Даёт задание выполнить упражнение «Редакторы».

«Редактируют» текст стихотворения в прозе.

5.Закрепление изученного материала

9

Даёт индивидуальные задания, разъясняет требования к выполнению заданий, стимулирует совместную работу.

По аналогии на контрольной карточке составляют таблицу «Служебные части речи».

6. Словарная работа

2

Организует словарную работу.

Поясняют лексическое значение слов «омоформы»
(производят запись в словарик).

7.Физкультминутка

5

Организует игру

Распределяют карточки по значению

8.Тестирование

5

Даёт индивидуальные задания, разъясняет требования к выполнению заданий, стимулирует совместную работу.

Взаимооценивание, проверка знаний материала.

6.Подведение итогов занятия, рефлексия, д/з.


5

Организует самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексию.

Само оценивание.

Высказывают свои мнения о проведении урока.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Они неделимы и целы,
                                         Корней и приставок в них нет,
                                         Нельзя отыскать в них морфемы –
                                         И в этом их главный секрет!

2. «Цифровой диктант»

Найти слова, в которых пишется НН. Сложите номера слов. Ответ запишите в виде примера.

1.торжестве(н;нн)ый                             6.замороже(н;нн)ый

2.кваше(н;нн)ая                                     7.ещё не краше(н;нн)ый

3.ю(н;нн)ый                                           8.кирпич(н;нн)ый

4.поджаре(н;нн)ый                                9.кипячё(н;нн)ый

5.маринова(н;нн)ый                              10.нечая(н;нн)ый

Ключ:1+4+5+6+7+10=33.

3.Целеполагание.

Посмотрите на текст. Как вы думаете, что в нём не хватает?

Ответ учеников: В тексте нет предлогов, союзов, частиц.
- Каким одним словом называются эти части речи?
- Служебные.
-
Тогда делайте вывод, какими частями речи нам предстоит заниматься и как мы запишем тему урока?
Класс записывает тему урока в тетради.

4. Упражнение «Редакторы» 

Прочитайте текст, на месте пропусков вставьте нужные предлоги, частицы или союзы, из написанных через чёрточку слов зачеркните ненужное.

 «… дни сомнений, … дни тяжёлых/тягостных раздумий … судьбах моей /нашей родины ты один мне поддержка … опора, о великий/большой, сильный/могучий, правдивый/честный … свободный русский/английский язык! … будь тебя/меня –как … впасть … отчаяние … виде всего, … творится/совершается дома? … нельзя/можно верить, … такой язык … был дан великому народу!»                                                                                          

 И. С. Тургенев


5.Закрепление изученного материала.
А теперь давайте подумаем, за что их так назвали – служебные части речи.
Ответ детей: Они служат самостоятельным частям речи.
6.Создание проблемной ситуации. 

Игра «Федот, да не тот».

- Теперь давайте задумаемся над вопросом, насколько важно изучать их так же досконально, как и самостоятельные части речи. Я попрошу выйти к доске двух человек, чтобы записать несколько предложений под мою диктовку. Заодно проверим ваше языковое чутье.
Двое учеников выходят к белым доскам для записи маркером так, чтобы их записи не видел класс, а они – записи друг друга.

Предложения для проверки появляется после записи учеников.

  1. На празднике дети пели, танцевали, а также читали стихи.
  2. На скрипке он играл так же хорошо, как и на рояле.
  3. Петя пришел посоветоваться насчет домашнего задания.
  4. На счет клиента в банк поступили денежные средства.

- Находим слова, которые одинаково звучат. Сравним их написание у обоих учеников.

 (Учащиеся видят расхождения в написании).

7.Формулирование проблемного вопроса: 
- В чём причина: почему одинаково звучащие слова пишутся по-разному?

-Какие у вас возникли догадки, гипотезы, предположения?


Для
проверки принимается гипотеза: это разные части речи.
- Проверим эту гипотезу. Докажем, что это разные части речи (омоформы).

8.Словарная работа.

Омоформы (или грамматические омонимы) – совпадающие грамматические формы одного слова или различных слов: довольны тёплым летом(существительное) и приехать летом(наречие).


- Каков вывод? Что нужно делать, чтобы не допустить ошибок в написании омоформ?
- Надо научиться отличать служебные части речи от самостоятельных.
- Тогда давайте вспомним, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных.
Самостоятельная часть речи

  1. отвечает на вопросы……………
  2. обозначает…………….
  3. выполняет синтаксическую роль………….

9.Заполните таблицу:
                      Самостоятельные и служебные части речи и их признаки

Самостоятельные

Служебные

1.Имеют лексическое и грамматическое значение

1.Не имеют лексического и грамматического значения

2.Изменяются (кроме наречий и деепричастий)

2.Не изменяются

3.Являются членами предложения

3.Не являются членами предложения

4.Употребляются самостоятельно

4.Не употребляются самостоятельно

10.Физкультминутка «Найди друга».

-Ну что же, ребята, вы неплохо поработали, можно и отдохнуть. Но отдых тоже должен быть полезен.

Перед вами на партах лежат карточки со словами. А на доске закреплены «друзья» этих слов, т.е. их значение. Вам необходимо подумать и быстро помочь «друзьям» найти друг друга, т.е. взять карточку, подойти и встать рядом со значением. По хлопку переворачиваем карточки и начинаем операцию «Найди друга».

Слова, закреплённые на кафедре: сочинительный союз, подчинительный союз, формообразующая частица, отрицательная частица, модальная частица, производный предлог, непроизводный предлог.

Слова на карточках: бы, пусть, не, чтобы, неужели, зато, -то, за, в, в течение, же, давай, ни…ни, ли, тоже, и, под, вследствие, но, потому что, на, даже, не только, всё-таки, или.

Ключ: сочинительный союз - зато, ни…ни, и, но, или

подчинительный союз –чтобы, тоже, потому что

формообразующая частица –бы, давай, пусть

отрицательная частица -не

модальная частица- неужели, ли, даже, не только, всё – таки, же, -то

производный предлог-в течение, вследствие

непроизводный предлог-за, в, под, на.

11.Игра «Третий лишний».

1. (В) течени…года, (в)следстви..  болезни, шёл (на)встречу;

2. (в)последстви…указал, (в)виду дождя, (на)кануне праздника;

3. разбежались (в)рассыпуную, читать (на)память, душа (на)распашку.

12. Тестирование

Ключ:
1.б; 2.б; 3.в; 4.г; 5.б.

13. Мозговой штурм. 

Умеете ли вы разгадывать шарады?
В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)
Какой предлог является нотой? (до)
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача)
Начало – противительный союз.
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита. (затор)

 14. Подведение итогов урока, оценивание.

Домашняя работа:
Творческая работа: составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке. 
Выставление оценок.

15.Рефлексия.
Заполнить концептуальную таблицу


Что знал?


Что узнал?


С чем не согласен?


       Что непонятно?

Ребята, в заключение мне хотелось бы пожелать вам следующее.

Старайтесь следовать принципу: я исключение.

 Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство.

Настоящий контроль – это контроль изнутри.

 Спасибо за урок, за то, что вы, действительно стали сегодня для меня соавторами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...

Урок русского языка в 7 классе. Служебные части речи.

Материал представляет собой конспект  и презентацию к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи"...

Урок русского языка в 7 классе "Служебные части речи".

Урок русского языка в 7 классе. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.  Повторение сведений о самостоятельных и служебных частях речи. Материал включает в себя: конспект урока,...

Урок русского языка в 5 классе "Служебные части речи. Союз"

Урок изучения нового материала в 5 классе по УМК под ред. В.В. Бабайцевой...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Служебные части речи"

Данный урок является итоговым при изучении раздела "Служебные части речи" и подготовительным к контрольной работе по данному разделу...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Служебные части речи»

Цели: а) обобщить и систематизировать изученный на предыдущих уроках материал о служебных частях речи; б) отрабатывать практические навыки правописания союзов, предлогов, частиц; в) воспитывать бере...