Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 А класс 2014-2015 уч. год
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему

Вакуленко Татьяна Геннадьевна

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 А класс 2014-2015 уч. год

Учебник: «М. М. Разумовская, П. А. Лекант Русский язык 9 класс, Дрофа, М, 2008

9 класс (68 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno.doc199 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapisk1razumovskaya.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 А класс 2014-2015 уч. год

Учебник: «М. М. Разумовская, П. А. Лекант Русский язык 9 класс, Дрофа, М, 2008

9 класс (68 часов)

                                                                                 

                                           

урока

Тема

Тип урока

Планируемые виды деятельности

Планируемые результаты

Формы и виды контроля

Д/з

  Дата

план

факт

1

Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира.

Урок изучения нового материала

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориаль-ные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия.

Иметь представление об особенностях национального языка, о его значении, образовании и развитии

Развивать умение читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы

Анализ текстов о языке;  собственное высказывание на лингвистическую тему

Упр. 5

09.14

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах (7+3р.р.)

2

 Фонетика.  Орфография. Графика.

Комбинированный урок

Повторение раздела «Фонетика.  Орфография. Графика». Литературные нормы русского языка.Орфоэпи-ческие нормы русского литературного языка. Орфография и графика.

Обобщить сведения из области фонетики; закрепить навыки фонетического разбора слова и работы с орфоэпическим словарем.

Иметь представление о литературной норме и ее разновидностях

Фонетический разбор слов: сравнение  произношения и написания с применением орфографического правила.

Пар. 2 упр.15

09.14

3

Лексика. Лексическое значение слова.

Комбинированный урок

 Словарный состав русского языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски

Обобщить сведения из области лексики и фразеологии; закрепить навыки лексического разбора слова и работы с толковым словарем

Составление схемы «Лексический состав русского языка» с примерами  

Пар. 3 упр.19 и 20

09.14

4

Морфемика и словообразование.

Комбинированный урок

Морфемика. Способы словообразования

Обобщить сведения из области морфемики и словообразования; закрепить навыки морфемного и словообразовательного  разбора слова и работы со словообразовательным словариком

Работа с текстом: нахождение слов с заданным способом словообразования;

восстановление словообразовательной цепочки; выполнение заданий по словообразовательному словарю.

Пар. 3 упр. 21-22

09.14

5

РР Обобщение изученного о тексте: тема и основная мысль текста. Стили речи, типы речи.

Урок развития речи

Текст и его признаки. Стили речи и сфера их употребления, стилевые задачи, типы речи

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. *

Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде вторичного текста.

Умение проводить стилистический и типологический анализ текста

Повторение признаков текста на примерах классических образцов; абзацное членение текста на основе нахождения микротем и определения грамматических средств связи (сб. Сениной); сжатие текста до нескольких предложений, до основной мысли, до темы  

Пар 28  упр. 255

09.14

6

Морфология и синтаксис. Части речи, их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.

Комбинированный урок

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание разных частей речи с НЕ

Знать критерии распределения слов по частям речи;  специфичные (постоянные) признаки частей речи;  особенности изменения самост. частей речи (изменяемых). Уметь производить морфологический разбор разных частей речи,

выделять в тексте словосочетания, производить синтаксический разбор  простого предложения

определения частей речи: распределительный диктант; морфологический разбор частей речи; вычленение словосочетаний из текста; синтаксический разбор простого предложения и осложненного

Па. 4 упр.36

09.14

7

Систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания.

Комбинированный урок

Морфология и орфография.

Знаки препинания при однородных членах предложения, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.

Знать понятия: знаки отделяющие и выделяющие. Уметь ставить знаки препинания в простом предложении. Знать и уметь применять правила орфографии: правописание личных окончаний глагола; гласных в корнях слов; приставок (неизменяемых на письме, на з—с, пре- и при-); букв н—нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, а также правописание не и ни в составе разных частей речи и словоформ, в составе предложений в качестве частиц

Объяснительный диктант: знаки препинания в простом предложении и  орфограммы, в том числе при  разграничении причастий и прилагательных (Е.А.Владовская: УМК, с.47)

Упр.37-38

09.14

8

Обобщение по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах» .

Комбинированный урок

Служебные и знаменательные части речи.

Материал к уроку:

УМК Е.А.Влодавская: с.46-47

Знать отличие служебных частей речи от знаменательных, их грамматическое значение. Уметь производить морфологический и синтаксический, орфографический разбор.

Самостоятельная работа (Тест) (20 мин.)

09.14

9

Контрольная работа  по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах». Входной тест: материалы итоговой аттестации: А, В

Урок контроля

Проверить уровень владения ранее изученным материалом, выделенным для повторения и закрепления в 9 классе

Тестовые задания на основе анализа содержания прочитанного текста (ГИА): уровень    А, В (сб-к Н.А.Сениной)

Повторить признаки публицистического стиля

09.14

10-11

РР Составление собственного речевого высказывания публицистического стиля (по материалам итоговой аттестации)

Урок развития речи

Текст публицистичекого стиля В.М.Пескова «Святые места»:

УМК, с.62. Составление небольших высказываний

Знать признаки публицистического стиля.

Уметь выделять в тексте тему, осн. мысль, проблему, определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней,наблююдать за использованием ССП в текстах разных стилей и жанров

Высказывание публицистического стиля (обучающего характера)

Написать сочинение

10.14

10.14

Сложное предложение.

Сложносочиненное предложение ( 6ч. )

12-13

Сложное предложение. Понятие сложносочиненного предложения (ССП).

Урок изучения нового материала

Понятие о сложном предложении как единицы синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Понятие о сложносочиненном предложении (ССП), средства связи смысловые отношения между частями ССП.

Знать признаки разграничения простых и сложных предложений,

понятие сложного предложения, иметь представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания.

Знать классификацию сложных предложений.

Уметь на уровне первичных навыков разграничивать сложные предложения разных типов, ставить знаки препинания между частями на письме.

Выполнение  упражнений нахождением в предложениях грамматических основ,  определение их количества и союзной сочинительной и подчинительной связи;   постановка знаков препинания в ССП  

Пар. 5 упр. 43

10.1110.14

14,

15

Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. Средства связи в сложных предложениях.

Р/Р. Сочинение на лингвистическую тему

Урок изучения нового материала

Сочинительные союзы. Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.

Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения).

Продолжить формировать понятие ССП как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Уметь правильно расставлять  знаки препинания в ССП при письме.

Лингв. рассказ «Зачем нужно изучать ССП»

тест:  (ГИА) уровень      В: 11,12 (т.16. 17, Сб. Сениной) 10 мин.

Пар 6 упр.49 .56

Сочинение

10.14

10.14

16

Виды ССП и знаки препинания в них. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

Урок изучения нового материала

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

Знать понятие ССП как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи и разных смысловых отношений.

Знать, какие знаки препинания употребляются в составе ССП, и владеть навыками расстановки этих знаков при письме.

 Владеть навыками синтаксического разбора сложносочиненных предложений; навыками употребления в речи этих предложений

Восстановление знаков препинания в ССП, составление схем

Пар.6 упр. 49

10.14

17

Контрольная работа №2. Тестовые задания по теме

«Сложносочиненные предложения» 

Урок контроля

Тестовые задания

Проверить уровень усвоения темы «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение»

Тестовые задания по теме  

Выполнить тест

10.14

Сложноподчиненное предложение ( 18+7р.р. )  

18-19

Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП).

Урок изучения нового материала

Понятие о сложноподчи-ненном предложении (СПП). Строение СПП, средства связи его частей.

Повторить сведения о видах сложного предложения,

Знать, чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе

проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения.                          Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять

П.9, лингв. рассказ о СПП (с.52-53)

Подбор синтаксических синонимов.

Синтаксический анализ предложений

Построение схем СПП

Пар. 7 упр58 и 59

Повторит приемы сжатия

 

10.14

10.14

20-21

Виды сложноподчинённых предложений.

Урок изучения нового материала

Виды придаточных предложений, способы их различения          

Знать классификацию сложноподчиненных предложений. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов.

Уметь конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам.

Владеть навыками синтаксического разбора сложноподчиненного предложения      

 1) Конструирование ССП по заданным схемам.

2) Конструирование ССП: с опорой на табл. с.61-62

Пар. 10 упр. 83 и 90 схема разбора

11.14

11.14

22-23

РР Контрольная работа. Сжатое изложение с элементами сочинения.

Урок контроля

Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, основная мысль, авторская позиция, проблема. План. Средства выразительности текста.

Изложение с элементами сочинения

Проверить способность учащихся грамотно употреблять в речи сложносочиненные предложения

Изложение с элементами сочинения

Повторить определени

11.14

11.14

24-25

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Урок изучения нового материала

Придаточные определитель-ные, их синтакси-ческие синонимы.

Знать особенности СПП с придаточным определительным. Уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным определительным — простое предложение с обособленным определением). Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции

Инд. карточки: работа с синт. синонимами придат. опред.: замена конструкций простыми предл. с причастными оборотами и наоборот..

Разбор предл. по схеме: с.66

Пар. 11  упр. 101 и 109

11.14

11.14

26-27

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

Урок изучения нового материала

Придаточные изъяснительные

Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. Уметь употреблять синтаксические синонимы (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным — предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т. п.). Уметь находить СПП с придаточным изъяснительным в художественных текстах.

П.12, 78-79:  план с последующим лингвистичеким рассказом  

Пар. 12 упр118-122

12.1412.14.

.

28-29

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельствен-ными времени и места.

Урок изучения нового материала

Придаточные обстоятельственные, их классификация. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельствен-ные с главным

Иметь общее представление о классификации СПП с придаточными обстоятельственными

Уметь различать СПП с придаточными обстоятельственными времени и места с использованием таблицы, давать характеристику такому типу предложений.

Конструирование предложений с опорой на с.62-63 (таблица)

Пар. 14 и 15 упр.129 и 140

.12.14

12.14

30

РР Строение текста. Изложение текста художественного стиля

Урок развития речи

Признаки текста

Знать признаки текста. Уметь определять тему, находить основную мысль, микротемы, ключевые слова.

Определение темы, микротем, основной мысли в тексте

Пар. 30 упр. 265

12.14

31

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения. 

Урок изучения нового материала

Придаточные сравнительные

Знать способы выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, творительный сравнения, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения); уметь пользоваться приемом синонимической замены.

Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения.

Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции

Конструирование СПП.

Объяснительный диктант.

Пар. 16 пр.146

12.14

32

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.

Урок изучения нового материала

Придаточные

образа действия и степени.

Знать грамматические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.

Уметь находить сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции

Диктант с творческим заданием: продолжить сложноподчиненное предложение придаточным образа действия или степени.

Пар. 17 упр. 161

01.15

33-34

Контрольная работа  

РР Использование различных стилей в художественных произведениях. Сжатое изложение с элементами рассуждения.

Урок развития речи

Художествен-ный текст изложения (И.А.Бунин «Лапти», сб. Рыбченковой). Способы сжатия текста.

Сжатое изложение

Знать и уметь использовать все способы сжатия текста с сохранением его стилевых особенностей, правильно  строить рассуждение с точки зрения композиции, коммуникативных намерений, языковых норм, редактировать собственный текст

Сжатое изложение художественного текста с элементами рассуждения

01.15

01.15

35-36

Сложноподчинённое предложение с придаточным цели и условия.

Урок изучения нового материала

Придаточные цели и условия

Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным цели и условия.

Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным цели и условия.

Уметь находить СПП с придаточным цели и условия в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Конструирование предл. по заданным схемам;

самостоятельная

работа: расставить знаки препинания), карточка

Пар.18-19 упр.167 и 175

01.15

01.15

37

Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия.

Урок изучения нового материала

Придаточные причины и следствия

Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным причины и следствия.

Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным причины и следствия.

Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным  причины и следствия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Составление модели СПП с придат. прич. и следств. с опорой на материал №81 и теор. материал с.111-112

Пар.20 упр.180

01.15

38

Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

Урок изучения нового материала

Придаточные уступительные

Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным уступительным.

Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным .

Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным  уступительным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Выборочное списывание с последующей взаимопроверкой: №186 по вариантам;

состие схем предложе-    ний

Пар. 21 упр.187

02.15

39

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчи-нённое предложение».

Урок повторения и обобщения знаний

Строение сложноподчи-ненных предложений разных видов.

Знать признаки СПП разных видов.

Уметь оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП.

Знать особенности использования СПП в текстах разных стилей и жанров.

Уметь моделировать по заданным схемам и использовать в своей речи синтаксические синонимы СПП.

Комплексная работа с текстом: набл. над особенностью употребления СПП различных стилях речи

Упр. 197

.02.15

40

Зачетная  работа   по теме «Сложноподчинен-ное предложение»

Урок контроля

Задания по теме «Сложноподчи-ненное предложение» (УМК)

Проверка уровня усвоения по теме «Сложноподчиненное предложение»

 Задания: «Сложноподчиненное предложение»

02.15

41

РР Публицистиче-ский стиль. Изложение текста данного стиля.

Урок развития речи

Текст публицисти-ческого стиля.

Уметь сохранять элементы публицистического стиля во вторичном тексте, использовать в речи синтаксические конструкции: ССП, СПП  

Изложение

Текст №1, сб. Сениной (для прослушивания и сжатого изложения.

Пар.31

02.15

42

РР Эссе. Понятие о жанре.

Урок развития речи

Эссе. Понятие о жанре. Подготовка к домашему эссе «О времени и о себе».

Знать признаки жанра эссе. Уметь определять жанр эссе (на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста).

Дома: Эссе «О времени и о себе» (№287, с.196)

Пар.32

02.15

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными ( 4ч.  )

43-44

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

Урок изучения нового материала

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

Знать особенности СПП с несколькими придаточными.  Уметь анализировать и характеризовать синтаксическую структуру СПП с одной и несколькими придаточными частями, правильно ставить знаки препинания.  

Индивидуальные карточки: синтаксический разбор СПП с одной и несколькими придаточными частями  

 Пар.22 упр.209 и 211

02.15

02.15

45

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Урок изучения нового материала

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

Знать виды подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи В СПП с несколькими придаточными.

 Уметь составлять схемы таких конструкций и конструировать предложения такого вида по схемам.

Самостоятельная работа: индивидуальные задания: УМК, с.188 с последующей проверкой.

Пар.22 упр.210

02.15

46

Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием  

Урок контроля

Текст диктанта с грамматическими заданиями: УМК, с.189-90

Проверить уровень усвоения темы

«Сложноподчиненное предложение»

диктант с грамматическими заданиями

Подобрать предложения из текста

03.15

Бессоюзное сложное предложение ( 5+1р.р. )

47

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Урок изучения нового материала

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Интонация БСП.

Знать понятие о БСП как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов.

Понимать особенности БСП (по сравнению предложений с союзной связью). Уметь произносить БСП в соответствии со знаками препинания.

Графическая работа №215(составить схемы);

анализ предложений: смысловые отношения между частями (карточки, УМК)

Пар.23 упр.246

03.15

48

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

Урок изучения нового материала

Интонация БСП.

Знать правило: запятая и точка с запятой в БСП.

Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов(со значением перечисления) и выражать их с помощью интонации

Работа с текстом: восст. знаки препин., разобрать по чл. предл, подчеркнуть БСП грам. основы

Пар. 24 упр.221

03.15

49

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

Урок изучения нового материала

Двоеточие в БСП.

Знать правило: постановка двоеточия в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения меду частями БСП разных видов (со значением причины, пояснения, дополнения) и выражать их с помощью интонации

Преобр. СПП в БСП:  обосн пост. знаков препинания (способы проверки).

пар.25 упр.226в

03.15

50

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления или времени, условия и следствия.

Урок изучения нового материала

Тире в БСП.

Знать правило: постановка тире в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов (со значением противопоставления или времени, условия и следствия) и выражать их с помощью интонации

Конструирование БСП на основе смысловых отношений по схемам.  

Пар.26 упр.233.235

03.15

51

Зачетная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Урок контроля

БСП. Знаки препинания в нем. Отличие БСП от СПП, ССП

 Уметь отличать  БСП от СПП, ССП, ставить знаки препинания в нем, приводить синтаксические синонимы БСП, давать письменный ответ на вопрос: чем отличается БСП от его синтакс. синонима СПП?  

Выполнение заданий по индивидуальным картам: знаки препинания в БСП . Отличие БСП от СПП, ССП. Рассуждение на лингвистическую тему.

Написать сочинение

03.15

52

РР Путевые заметки.

Урок развития речи

Путевые заметки.

Познакомиться с речевым жанром путевые заметки, его характерными чертами и речевыми особенностями. Опознавать жанр на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста.

Составление тезисов или плана п.33, с.199 (на выбор)

Пар.33 упр.289

03.15

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи ( 4+2р.р. )

53

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Урок изучения нового материала

Структурные особенности сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи

Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.

Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Редактирование текста

Объяснительный диктант

пар.27 упр.240

04.15

54

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи 

Урок изучения нового материала

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период.

Знать алгоритм определения сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Уметь проводить синтаксический анализ предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи,

строить схемы предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи и употреблять их в речи.

Инд-ые карточки для синтакс. анализа предложений с союзной и бессоюзной связью

Преобразование предложений простых в предложения с разными видами связи в тексте: моделирование (УМК, с использ. интерактивной доски)

Пар.27 упр.243

04.15

55

РР Рецензия. Понятие о жанре. Рецензия на газетную статью

Урок развития речи

Понятие о жанре рецензия

Знать признаки жанра рецензии.

Уметь оценивать речевое высказывание с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Отличать рецензию от отзыва по большей аналитичности жанра, от эссе – по степени формальных признаков жанра.

Доказательство принадлежности текста к данному жанру (опора на клише с.208-210)

Пар.34

04.15

56

РР Контрольное сочинение

Урок контроля

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению

Уметь  создавать собственное сочинение на заданную тему. оценивать речевое высказывание с точки зрения соответствия  коммуникативных требований, языковых норм

Сочинение

 

Написать сочинение

04.15

57-58

Контрольная работа . Диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта

Урок контроля

Текст диктанта с грамматическими заданиями УМК, с.218-219

Проверить уровень усвоения материала по теме «Сложное предложение»

Диктант с грамматическим заданием

04.15

04.15

Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе ( 2+1р.р.)

59-60

Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе

Урок повторения и обобщения знаний

Синтаксис сложного предложения: языковые явления, пунктуационные правила, речеведческие понятия. Тексты различных стилей

Знать отличие языка и речи, использования языка как инструмента вречи. Языковые явления, речеведческие понятия при ситематизации и обобщении

по разделу «Синтаксис сложного предложения». Повторение пунктуационных правил.

Развитие умения анализировать простые и сложные предложения, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания

Комплексный анализ текстов в формате ГИА.

Тест 20 мин. (Сб. Сенина Н.А.)

04.15

04.15

61

РР Деловая речь. Написание деловых бумаг по образцу.

Урок развития речи

Деловая речь. Написание деловых бумаг по образцу.

Знать образцы написания деловых бумаг (заявления, доверенности, расписки, автобиографии), уметь писать их по образцу упр.302 303, 306, 307

Заявление о приеме на работу, объявление, автобиография.

Дома:  автобиография по примерному образцу

04.15

Итоговое повторение и систематизация изученного в 5-9 классе (5+2р.р.)

62

 Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Подготовка к ГИА

Урок повторения и обобщения знаний

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия

Знать сведения о звуках речи, особенностях произношения гласных и согласных звуков, уметь из вариантов ударения выбирать правильный, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпической нормы; производить элементарный звуковой анализ текста; находить особенности звукописи текста (аллитерацию, ассонанс)

 Упражнения по теме.

Звуковой анализ небольшого текста с нахождением фонетического изобразительно-выразительного средства

(аллитерация, ассонанс)

Упр. 253

05.15

63

Морфология и орфография

Подготовка к ГИА

Урок повторения и обобщения знаний

Морфология и орфография

Уметь распознавать изученные части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли, использовать их в речи, соблюдая грамматические нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий.

Тест 15 мин. (Сб. Сенина Н.А.)

Упр.256

05.15

64

РР Стили и типы речи

Урок развития речи

Стили и типы речи

Знать признаки стилей и типов речи, их характерные особенности, способы определения и уметь определять их.

Стилистический и типологический анализ текста.

Пар.29 упр. 258

05.15

65-66

Итоговая контрольная работа  Сжатое изложение и задания

уровня А,В

Урок контроля

Сжатое изложение и задания

уровня А,В

 Уметь применять все способы сжатия текста, сохранять микротемы, выполнять задания по тексту (А), уровень В.

05.15

67

Анализ контрольной работы.

Подготовка к ГИА

Урок коррекции знаний

05.15

68

Итоговое повторение. Подготовка к ГИА



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Настоящая рабочая программа по русскому языку для 9 «А» класса составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», «Программы для общеобразовательных учреждений: русский язык. 5-9 классы, изд. Дрофа, 2008 год», «Методических рекомендаций к учебнику «Русский язык» под ред. М.М.Разумовской», учебника «Русский язык»: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

     Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
        Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
     
Целями изучения русского языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

     Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
     
 Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
       
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
       
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
       В примерной программе реализован
коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.
       Дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
       Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
       Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
        Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.


Основные содержательные линии

           Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре рабочей  программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

            Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
           Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
           Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
          В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

Место учебного предмета в учебном плане

         Место предмета «Русский язык» в учебном плане определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе – 68 часов, из них на развитие речи - 17 час, контроль – 10 час.

Результаты изучения предмета   «Русский  язык»

    Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

   Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание   рабочей   программы

О языке (1 ч)

Русский язык среди языков мира.

 

 Речь (17ч)

Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением-размышлением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); эссе; высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книги в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?); рецензия.

Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.

Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей,

ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ(6 ч)

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис сложного предложения

Сложное предложение (2 ч)

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация   сложных    предложений:   сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (5 ч)

Строение    сложносочиненного    предложения    и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные).   Смысловые   отношения   между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.  

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (19 ч)

      Строение     сложноподчиненного     предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (7 ч)

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5ч)

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

Резервные часы (6ч)

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Контр.

диктант

Тест

Изло-

жение

Сочин

ение

Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира

1

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах (7+3р.р.)

10

3

2

1

Сложное предложение.

Сложносочиненное предложение ( 6ч. )

6

1

1

Сложноподчиненное предложение ( 18+7р.р. )

25

7

1

2

1

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

 

 ( 4ч.  )

4

1

1

Бессоюзное сложное предложение ( 5+1р.р. )

6

1

1

1

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи ( 4+2р.р. )

6

2

1

1

Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе

( 2+1р.р.)

3

1

Итоговое повторение и систематизация изученного в 5-9 классе (5+2р.р.)

7

2

1

1

Итого

68

16

2

6

4

6

Планируемые результаты изучения учебного предмета

            В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого обращения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
  • нормы речевого этикета;

               Уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

                 аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного  и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;  свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

                говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных  отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значение родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения частоты русского языка как  явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличение словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
  • использования родного языка как средства объяснения в любви милой женщине и удовлетворения коммуникативных потребностей в общении не нарушая границ этикета.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

   Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условие и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности,  которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владения всеми видами речевой деятельности и основами культурами устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для  учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),  информационные  (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),  организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

  1. Русский язык. 9 кл., учебник, Разумовская М.М., С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. Разумовской М.М., П.А.Леканта, 8-е, стереотипное, М., Дрофа, 2008.
  2. Дейнека А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс. М., Дрофа, 2003.
  3. Угловатова Т.Е., Русский язык. 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. М., Просвещение, 2005.
  4. Егораева Г.Т., Русский язык. ГИА 9 класс. Типовые тестовые задания. М., Экзамен, 2012.
  5. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т. Егораева. Русский язык. ГИА 9. Типовые тестовые задания. М., Экзамен, 2013.

Для учителей:

  1. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.»* М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.-

     2-е изд.,М,: дрофа, 2001

 Словари и справочники:

  1.  Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб., отд. изд-ва «Просвещение», 1994, 271с
  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др., М., Рус.яз., 1994, с. 586.
  3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика (для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
  5.  Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
  6. Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
  7. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
  8. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

                                   Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

       Мультимедийные пособия.

Электронный репетитор-тренажер «Наставник»

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 9 класс.  Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся.  Кирилл и Мефодий.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя: 

  1. Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал : «Русский язык»
  2. OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
  3. Htpp//edu.1september.ru
  4. WWW.scool.edu.ru
  5. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
  6. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
  7. http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
  8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
  9. http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216 
  10. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
  11. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  12. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
  13.  http://www.openclass.ru/ 

   Рабочее место учителя,  оборудование:

  1. персональный компьютер;
  2. проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс

календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе М.Т. Баранова и др.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, написанная учителем русского языка МБОУ СОШ №82 Романовой Ю.Ю. по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др....

календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс Гольцова

планирование составлено на основе УМК«Русский язык 10-11 классы», Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, Москва, 2006 год из расчета 68 часов в году....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе  Программы по русскому языку / под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова/  М.: Мнемозина, 2008  г....

рабочая программа по русскому языку 5 класс 2014-2015

рабочая программа для 5классников, которые не идут по ФГОС....