План - конспект с ЭОР.«Правописание приставок на з- ; с- раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-)» 9 класс СКП 8 вид
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Соколенко Галина Васильевна

Соколенко Галина Васильевна

МБОУ – СОШ № 1 р.п. Степное,  Советский район, Саратовской области

учитель - дефектолог

русский язык

9

«Правописание приставок на з- ; с- раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-).»,  урок 2.

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.  «Русский язык», 9 класс «Просвещение»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________
«Правописание приставок на з- ; с- раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-)»_____________________________

специальной (коррекционной) программы VIII вида

 (Тема урока)

ФИО (полностью)

Соколенко Галина Васильевна

Место работы

МБОУ – СОШ № 1 р.п. Степное,  Советский район, Саратовской области

Должность

учитель - дефектолог

Предмет

русский язык

Класс

9

Тема и номер урока в теме

«Правописание приставок на з- ; с- раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-).»,  урок 2.

Базовый учебник

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.  «Русский язык», 9 класс «Просвещение»

Урок русского языка в 9 классе

специальной (коррекционной) программы VIII вида

Тема. «Правописание приставок на з- ; с- раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-)»

Тип урока: урок закрепления нового материала

Цель урока: закрепить  орфограмму «Правописание приставок на з- ; с- раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-)»

Задачи:

- обучающие:

1. отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости,

2. отрабатывать навык выделения приставки слова,

3. отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;

4. продолжить формировать умение определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;

-развивающие:

      1. развивать мыслительные процессы, память, внимание;

      2. развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

      3. развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;

      4. соединение теоретического материала с его практическим применением;

       -воспитательные:

  1. способствовать сохранению и укреплению здоровья учащегося, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании;
  2. помочь каждому учащемуся осознать свои способности, создать условия для их развития;
  3. воспитывать способность к адекватной самооценке.

Формирование универсальных учебных действий:

        Регулятивные:

      1.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

      2.Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

         Личностные:

      1.установление учащимся значения результатов своей деятельности,  

         Общеучебные:

      1.Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели

      2.Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)

        Познавательные:

      1.Доказательство.

      2.Тип урока: Урок закрепления новых знаний, умений и навыков

      3.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

      4.Необходимое техническое оборудование: мобильный компьютерный класс, проектор.

      5.Структура и ход  урока

Ход урока.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика 

Время (в мин.)

1.  Оргмомент.

Введение в тему

2.Постановка целей урока.

На прошлом уроке мы дружно и все вместе работали над очень интересной темой.

- Кто помнит, как называлась тема прошлого урока?

- Замечательно. А теперь послушайте сказку:

В некотором царстве, орфографическом государстве

Жили-были согласные, звонкие и глухие.

Дружно жили, не тужили.

Но однажды …    

Заспорили звонкий З и глухой С

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее, С убеждал, что без него тоже не  

обойтись. Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!          

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецу,  который всё на свете

знал и даже писал правила  для жителей государства.

Выслушал их мудрец и дал совет… Какой? ___________________

- Давайте послушаем дальше слова мудреца:

Повелел мудрец звонкому З стоять в словах перед звонкими

согласными, а глухому С – перед глухими, тогда        снова

наступит мир и лад в государстве.

Послушали умного совета жители государства и поныне живут

дружно, беспрекословно следуют правилу, безмерно рады

друзьям и  бесконечно счастливы!

Постановка учебной проблемы.

Прослушивание сказки.

Задает вопрос учащимся.

Какое мы уже знаем правило?

Вы доказали, что слова мудреца и Ваши слова совпадают.

Какова тема нашего урока?

Учит ребят формулировать цели, благодаря опорным словам: выявить, изучить, узнать, закрепить.

Отвечают на поставленный вопрос.

Прослушивание сказки.

Учащиеся записывают тему: «Правописание –з и –с на конце приставок».

Формулируют  цели урока.

2

1

3. Изучение нового материала.

http://fcior.edu.ru/card/15649/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-postoyannye-pristavki-pristavki-na-z-s.html

http://svetly5school.narod.ru/svs3.ppt#261 , 2 , Слайд 2

Работа со словарными словами, т.к. в речи данные слова ребята не употребляют.

Слова «низвергнуть», «воздать»

Объясняет новый материал, используя материалы ЭУМ

Работа с орфографическими словарями.

НИЗВЕРГНУТЬ, -ну, -нешь; -ерг и -ергнул, -ергла; -ергший и -ергнувший; -ергнутый и (устар.) -ерженный; -ергши и -ергнув; сов., кого-что (книжн.). 1. Сбросить сверху (большое, тяжелое). Н. каменную глыбу. 2. перен. То же, что свергнуть (во 2 знач.). Н. самодержавие. || несов. низвергать, -аю, -аешь. || сущ. низвержение, -я, ср.

ВОЗДАТЬ, -ам, -ашь, -аст, -адим, -адите, -адуг, -ал, -ала, -ало; -ай; возданный (-ан, -ана, -ано); сов. (книжн.). 1. что. Дать, оказать (в награду или в наказание за что-н.). В. по заслугам. 2. чем за что. То же, что отплатить. В. злом за добро.* Воздать должное (книжн.) - то же, что отдать должное (см. должный). || несов. воздавать, -.даю, -даешь; -давай; -давая. || сущ воздаяние, -я,ср.

Выявляют закономерности написания.

Графическое обозначение орфограммы.

Работа с орфографическим словарями. Составление предложений, словосочетаний с данными словами

5

http://svetly5school.narod.ru/svs3.ppt#261  3 слайд

Повторение звонких и глухих согласных.

Можно пользоваться подсказкой прошлого урока

р, л, м, н, й

б, в, г, д, ж, з

п, ф, к, т, ш, с

х, ц, ч, щ

Запись в тетради звонких и глухих согласных. Можно приклеить в тетрадь данную подсказку.

1

http://svetly5school.narod.ru/svs3.ppt#261 4 слайд

В устной форме доказывают написание приставки с использованием предыдущей записи  в тетради.

Устное проговаривание условий написания орфограммы

1

http://svetly5school.narod.ru/svs3.ppt#261 2 слайд

Помощь в составлении схемы.

Графическое написание правила в тетради.

¬_  ̳  

3

4. Закрепление ранее изученного материала, применяя правило.

1 вариант.

http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8+%D0%B7+%D0%B8+%D1%81

2 вариант.

http://fcior.edu.ru/card/15449/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html

http://fcior.edu.ru/card/15649/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-postoyannye-pristavki-pristavki-na-z-s.html

http://fcior.edu.ru/card/15649/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-postoyannye-pristavki-pristavki-na-z-s.html

http://fcior.edu.ru/card/15649/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-postoyannye-pristavki-pristavki-na-z-s.html

Озвучивание задания.

Помощь учащимся в случае затруднения выбора согласной в приставке.

Объяснение задания.

Создает проблемную ситуацию, поиск решения.

Слушает ответы детей, просматривает варианты модуля.

Выполнение задания по группам, проверка и комментирование ответов. Фронтальный опрос.

Работа с экраном, заполнение пропущенных клеток.

Осуществление поиска детьми слов на приставку з и с. Выписывание данных слов в тетрадь.

Проверка задания, подтверждением служит жест рукой.

Слушают модуль, высказывают свои предположения.

3

3

2

2

1

5. Физминутка

А теперь поднимите руки высоко-высоко вверх. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.

Чтение отрывков из стихотворений.

Листья, листья листопад,

Не расчистить школьный сад.

У солнышка есть правило: оно лучи расправило,

Раскинуло с утра. И на земле жара.

Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи.

Разбираюсь правильно, как пинать мячи».

Я Володины отметки узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой,

Раздаются три звонка.

Нет, в жизни мне не повезло:

Однажды я разбил стекло.

Дает задание: Поднять вверх руки и делать один хлопок, если слышишь слово с приставкой, оканчивающейся на –з или –с

Развитие слуховой памяти, закрепление эмоционально положительной атмосферы урока

2

6.Выполнение учащимися контрольного задания.

Работа с карточками (распечатанные тексты на партах).

Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание

 –з, -с на конце приставок».

1)Много поразительных открытий …делали ученые на древней египетской земле. 2) Раскопки в…крыли остатки каменной кладки. 3) Ученый ра(с,з)считывал найти остатки пирамиды. 4) Трудно было ра…гадать тайну пирамиды.

 В данных словосочетаниях замените приставки первой группы приставками на З - С. Запишите полученные слова.

1) Бутоны открылись. 2) Яблони зацвели. 3) Створки окна отворились. 4) Соль просыпалась. 5) Мы потратили деньги.
  Распределить слова в два столбика: 1) з на конце приставки; 2) с на конце приставки. Подчеркнуть в словах первую букву корня.

 Рассыпать; вздрогнуть; растолочь; сгибать; бесценный; беззвучный; сбросил; россказни; безжалостный; сжег; бестолковый; расспросить; бесцельный; распилить; расчирикался; сдуть; издалека; бесшумный; вспахать; сдвинуть; бесполезный.

Чтение предложений, вставить пропущенные буквы на конце приставок. Распределить слова по столбикам.

Работа с предложениями, заполнение таблицы.

10

8. Формулирование выводов урока.

9. Запись домашнего задания.

Карточки зеленая - понравился урок, красная – нет.

Подвести итоги урока, обобщить полученные сведения по теме. Выставление оценок.

Оглашение домашнего задания, объяснение. Вам необходимо будет снова сделать выбор:

1.составить задание «Четвертый лишний» с изученной орфограммой (достаточно составить три строчки),

ИЛИ

2.выполнить задание по карточке (списать и вставить пропущенные буквы, выделяя графически, по изученной орфограмме)

Формулируют выводы, подводят итоги уроку, выставление оценок.

Запись домашнего задания. Вариативность домашнего задания позволит учащимся реализовать свои способности и умения.

2

2


Приложение к плану-конспекту урока

__________________«Правописание приставок на з- ; с- раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос)___________________

специальной (коррекционной) программы VIII вида)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Теоретический материал по теме «Буквы з и с на конце приставок»

Омс-модуль, информационный

Интерактивные иллюстрации, текст.

http://fcior.edu.ru/card/15649/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-postoyannye-pristavki-pristavki-na-z-s.html

2

Теоретический материал по теме «Буквы з и с на конце приставок»

Презентация

Интерактивные иллюстрации, текст-схема.

http://svetly5school.narod.ru/svs3.ppt#261 , Слайд 2, 3,4

3

Практический материал

Омс-модуль, практикум

Интерактивные иллюстрации, текст (задание и справочный материал)

http://fcior.edu.ru/card/15449/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html

4

Практический материал

Омс-модуль, практикум

Текстовый тренажер

http://fcior.edu.ru/card/15649/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-postoyannye-pristavki-pristavki-na-z-s.html

________________________________КОНЕЦ  ФОРМЫ___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

План-конспект внеклассного мероприятия по изобразительному искусству. Тема: «Масленицу провожаем - света, солнца ожидаем». для учащихся 1-4 классов.

В современные дни утрачивается связь с историей исконно русских праздников. Поэтому содержание материала к данному мероприятию построено таким образом , чтобы вызвать интерес к истории , культуре и тр...

План-конспект урока по теме: "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука" 5 класс

План - конспект урока по технологии 5 классРаздел программы: Конструирование и моделированиеТема занятия : " Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука" Место...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)

Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся....

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». 6 класс

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС  на тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». 6 класс...

План - конспект урока: Тема: "Правописание гласных и согласных в приставках»

Цели урока:  Образовательные:  Обучение правильному написанию безударных гласных в приставках;    Повышение уровня общей образованности учащихся;    ...