План-конспект урока по теме: "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука" 5 класс
план-конспект урока (технология, 5 класс) по теме

Караваева Наталья Аркадьевна

План - конспект урока по технологии 5 класс

Раздел программы: Конструирование и моделирование

Тема занятия : " Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"

 Место в системе занятий: 2 занятие

 Тип занятия: комбинированный

Скачать:


Предварительный просмотр:

План - конспект урока по технологии

Учитель - Караваева Наталья Аркадьевна

Класс - 5

Раздел программы: Конструирование и моделирование

Тема занятия : " Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"

 Место в системе занятий: 2 занятие

 Тип занятия: комбинированный

Цели занятия:

Образовательные - научить правильному измерению фигуры человека; показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом при изготовлении швейного изделия; способствовать запоминанию основной терминологии при снятии мерок.

Развивающие - развивать: у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки; умение самоконтроля; глазомер.

Воспитательные  - воспитание творческого начала личности, трудолюбия, чувства прекрасного, умение работать в группах

Исходный уровень ЗУН ( Знают, Умеют) - подразделение одежды по назначению, требования к рабочей одежде, умение пользоваться измерительными инструментами

Диагностика ЗУН (учащиеся знают, умеют) - правила снятия мерок, особенности фигуры, условные обозначения; уметь снимать мерки , правильно записывать результаты измерения

Наглядные пособия: плакаты "Основные линии фигуры", " Мерки для построения чертежа фартука"
готовое изделие, литература  с изображением фартуков.

Раздаточный материал: инструкционные карты , учебник " Технология 5"под ред. В.Д.Симоненко

Инструменты и материалы : сантиметровая лента, тесьма ( поясок) для опоясывания талии

Время занятия : 90 минут

Основные формы работы: фронтальная, групповая

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы урока

Содержание

Обоснование

Учитель

Ученик

1

Организационная часть - 3мин

Приветствие

Проверка отсутствующих учащихся

Проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя.

2

Сообщение темы и цели урока - 2 мин

Тема урока:" Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"

Цель занятия: научить правильному измерению фигуры человека; показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом при изготовлении швейного изделия; способствовать запоминанию основной терминологии при снятии мерок.

Слушают учителя.

Записывают тему урока в тетради

3

Повторение пройденного материала - 10 мин.

На прошлом уроке мы с вами говорили о назначении и видах одежды.

Вопросы:

1.Какая бывает одежда по назначению?

2. Какую одежду относят к бытовой?

3. Что значит нарядная одежда? Куда в ней можно пойти?

4. Где можно носить  повседневную одежду?

5. Что значит домашняя одежда?

6. Перечислите  профессии людей, которые носят форменную одежду?

7. Производственная одежда, что это за вид одежды и как она подразделяется?

Участвуют во фронтальном опросе

4

Изложение нового теоретического материала - 25- 30 мин.

Фартук (или передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней. Его история начинается с Древнего Египта. Мужчины, состоящие на государевой службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепленной спереди к поясу. С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Держался он на поясе, а средняя часть имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Эта часть одежды играла очень важную роль и в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники (демонстрация книги).

С Востока передник “перекочевал” и в Европу. Девушка, когда выходила замуж, должна была повязать передник, это говорило, что она замужем. Многие национальные костюмы украшались фартуком. Не только богатые носили фартуки. В старину нередко одежда, в которой простые люди работали, была у них единственной, поэтому в их туалетах важную роль играл фартук. Скорее всего, фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он использовался людьми самых разных профессий.

Вопрос: Давайте подумаем, люди, каких профессий в те далекие времена носили фартук? (Демонстрация иллюстраций).

И в наше время фартук нужен не только дома, на кухне.

Вопрос:  Людям, каких профессий необходим фартук?

Вопрос:  Из каких тканей изготавливают фартуки?

Обратить внимание учащихся, что фартук рекомендуется изготавливать из хлопчатобумажной или  льняной ткани.  Ткань должна хорошо отстирываться, быть достаточно прочной. (Демонстрация образцов готовых изделий или коллекции тканей).

Вопрос:  На уроках технологии должна быть спецодежда? Какая и зачем?

А сейчас мы с вами посмотрим готовые фартуки из ткани.

Двум девочкам предлагается примерить готовый фартук.

Учащиеся видят, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой мал.

Все люди разные и нужно правильно уметь снимать мерки. Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру.

Мерки – основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. Снимают мерки по определенным правилам сантиметровой лентой. Ее изобрел французский портной в 1810 г.

Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека. К основным линиям относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колена (Учитель показывает основные линии на плакат “Основные линии фигуры”)

Правила снятия мерок. 

  • Мерки снимают по правой стороне фигуры.
  • Талию предварительно     опоясывают тесьмой.
  • Стоять надо прямо, без напряжения.
  • При измерении фигуры сантиметровую ленту не следует натягивать     или ослаблять.
  • Сначала снимают мерки обхватов и ширины, затем мерки длин.
  • Для записи результатов существуют условные обозначения: О – обхват;       С – полуобхват; Ш – ширина; Д – длина. Подстрочный знак указывает участок измерения (Ст).

А теперь давайте посмотрим, как снимаются мерки на манекене. Учитель демонстрирует на манекене приемы снятия мерок, используя инструкционную карту: “Мерки для построения чертежа фартука”, а также по учебнику В.Д.Симоненко стр.54.   ( см.приложение)

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Две девочки примерят готовые фартуки

Работа учащихся с рабочей тетрадью,

с комментариями учителя

5

Вводный инструктаж - 7 мин.

1. Разделиться по группам по три человека. (Две девочки снимают мерки, третья записывает результаты измерения.).

2. Опоясать талию шнурком.

3. С помощью инструкционной карты снять мерки для построения чертежа фартука.

4. Результаты измерения записать  в рабочую тетрадь  

5. Проверить правильность математических вычислений.

Слушают учителя и делятся на группы

6

Практическая работа -  

        25-30 мин.

"Снятие мерок и запись результатов измерения"

Учащиеся  снимают мерки и записывают результаты измерений в тетрадь  -таблицу (см.приложение)

7

Текущий инструктаж

Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.

Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок.

Через определенное время остановить работу и указать на типичные ошибки: неправильное натяжение сантиметровой ленты при снятии мерок обхватов;

неправильное положение сантиметровой ленты при снятии мерки обхвата бедер

Слушают учителя

8

Продолжение практической работы.

Учащиеся продолжают выполнять снятие мерки и записывать результаты измерений в таблицу

9

Заключительный инструктаж

10 мин

По какой стороне фигуры снимают мерки?

Объясните название мерок Ст, Сб, Дн, Днч.

Анализ результатов практической работы.

Оценка практической работы.   

Учащиеся отвечают на вопросы

10

Уборка рабочих мест - 3 мин

 Приложение

Мерки для построения чертежа фартука

Ст

СБ

Дн

Днч

Название мерок

полуобхват талии

полуобхват бедер

длина нагрудника

длина нижней части изделия

Как снимать мерки

 измеряется по самому узкому месту фигуры.

 измеряется по линии бедер горизонтально

 измеряется от линии талии вверх до нужной длины

 измеряется от линии талии до желаемой длины

Назначение

мерок

для расчета длины пояса

для расчета ширины фартука

для определения длины нагрудника

определяет длину фартука

Мои мерки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"...

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.

Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...

Назначение и виды одежды. Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука.

Первый урок в разделе "Конструирование и моделирование фартука". На уроках по конструированию швейных изделий у учащихся закладываются умения строить, правильно оформлять, понимать и читать черте...

ПЛАН – конспект 2 уроков по теме "Измерение углов"

1.      Тема и номер урока Урок 86. Измерение углов, 2 урока в теме 2.      Базовый учебник"Математика", Зубарева И.И., Мордкович А.Г.: Учебник д...

Снятие мерок для построения чертежа фартука. 5 класс

Урок в 5 классе "Снятие мерок для построения чертежа фартука"...

Технологическая карта урока «Снятие мерок для построения чертежа фартука», 5 класс.

Методическая разработка урока "Снятие мерок для построения чертежа фартука", 5 класс, технологическая карта урока с применением технологии критического мышления....