Тренировочно-диагностические материалы для подготовки учащихся к обязательному государственному экзамену по русскому языку в 7 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (7 класс) на тему

В данной  работе  приводятся примеры тренировочно-диагностических материалов, содержащих комплексный анализ текста, для 7 класса.  Задания носят разноуровневый характер и содержат все разделы курса русского языка, изучаемые в 7 классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение г. Сочи

Гимназия №8

  Тренировочно-диагностические

материалы для подготовки учащихся

к обязательному государственному

экзамену

по русскому языку в 7 классе

Выполнила

Симонова М.А.,

учитель русского языка и литературы

МОАУ гимназии № 8  г.Сочи

2013


        Новая форма государственной итоговой аттестации учащихся по русскому языку требует качественно новых форм и методов работы учителя и учащихся в урочное и внеурочное время. Пересмотра требует и система  проверки и оценивания знаний, умений и навыков учащихся средней школы, поскольку подготовку к обязательному государственному экзамену нужно начинать именно в среднем звене.  В связи с этим  встает вопрос о необходимости  разработки новых контрольных, проверочных, диагностических  и тренировочных  работ по русскому языку, которые бы  не только отслеживали усвоение материала по определенной теме, но и  нацеливали учащихся на предварительную подготовку к новым формам аттестации, то есть были разработаны в соответствии с  требованиями содержания федерального компонента государственного стандарта по русскому языку для основной школы, а также кодификаторов элементов содержания экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе и контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

        Новым элементом в контрольно-измерительных материалах являются задания по тексту, которые охватывают его содержание, типологию, структуру, элементарный лингвистический анализ языковых явлений. Разноаспектный анализ текста – один из наиболее эффективных приемов повторения, обобщения и закрепления учебного материала и в то же время один из самых сложных элементов в структуре итогового экзамена. Помимо традиционных видов языкового анализа (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического, пунктуационного), разноаспектный анализ текста содержит вопросы композиционной и смысловой целостности текста, его стиля, типа, средств связи предложений, изобразительно-выразительных средств и предоставляют возможность учащемуся высказать свое отношение к затронутой в тексте проблеме. Таким образом, комплексный анализ текста позволяет подготовить учащихся не только к выполнению аттестационных заданий с выбором ответа и кратким ответом (задания типа А и В, то есть базового и повышенного уровня сложности), но и к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения по поставленной в тексте проблеме.  При этом задания могут носить разноуровневый характер по объему и сложности охватываемого материала. Комплексный анализ текста способствует воспитанию филологической культуры школьников, так как степень понимания текста – показатель общего развития человека, его интеллектуального уровня, самостоятельности его суждений.

        Задания, связанные с разноаспектным анализом текста, должны включаться в урочную деятельность, начиная с 5 класса. В данной  работе  приводятся примеры тренировочно-диагностических материалов, содержащих комплексный анализ текста, для 7 класса, поскольку контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ содержат довольно большое количество заданий в части А и В, связанных с материалом, изучаемым в 7 классе (задания по орфографии и пунктуации, опирающиеся на знание причастия, деепричастия, наречия, служебных частей речи; задания, проверяющие владение морфологическими и синтаксическими нормами, связанными с названными частями речи; морфологический анализ слова).


Тема: «Причастие»

Вариант 1

        

        (1)Анды   –   самые      высок...    горы       американского     к...нтинента  ра(с,сс)ека...щие его с севера на юг. (2)Они пор...жают меня...щ...мися пейзажами. (3)(З,с)десь увид...шь (не)покоре(н,нн)ые вершины, покрытые вечными снегами пики дымящ...ся вулканы. (4)На западе сверка...т бирюзой (Т,т)ихий океан на востоке восх...щают бе(з,с)конечные джунгли изреза(н,нн)ые паутиной серебря(н,нн)ых рек.

        (5)После одн...дневного пр...бывания в ст...лице (П,п)еру вылетаем в направлении... пропавш...го города инков. (6)Доезжаем поездом до (не)большого городка и п...шком через эвкалиптовый лес доб...раемся до деревеньки. (7)Глиня(н,нн)ые домики и соломе(н,нн)ые шалаши напом...нают о древнейш...й ц...вилизации. (8)Стараемся (не)потерять местами и(з,с)чеза...щую тропинку в...ющуюся вверх.

        (9)Вдали появляе(т,ть)ся загадочный город ра(з,с)пол...живш...йся на скалистой вершине. (10)Через пять часов под...ема проходим тяж...лые ворота и входим в крепость находящ..ся на горе. (11)На многочисле(н,нн)ых те(р,рр)асах соедине(н,нн)ых бе(з,с)числе(н,нн)ыми лес...ницами ра(з,с)пол...гается каме(н,нн)ый мир с улицами площ...дями. (12)Древний город зач...ровывает нас.

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

  1. Определите тип речи текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В 2-3 предложениях сформулируйте основную мысль текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите изобразительно-выразительные средства из предложения  4.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложений 11-12 выпишите слово, в котором происходит оглушение согласного.

__________________________________________________________________________________

  1. Укажите способ образования слова ПОКРЫТЫЕ (предложение 3).

__________________________________________________________________________________

  1. Из последнего абзаца выпишите все причастия, укажите их грамматические признаки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите в тексте причастные обороты, обозначьте определяемые слова.

Тема: «Причастие»

Вариант 2

        

        (1)Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка карту. (2)Она была прекрасно раскрашена, на ней были указаны широты, обозначены заливы, бухты. (3)Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане. (4)Стивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесенными им на карте, написал их названия. (5)Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, заливов, холмов героев своей будущей книги.

        (6)Вначале Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчитанной на массового читателя. (7)Рукопись предназначалась для чтения пасынку. (8)Мальчик был в восторге от затеи отчима, решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых пиратами. (9)С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову, рожденному фантазией Стивенсона.

  1. Озаглавьте текст.

_________________________________________________________________________________

  1. Определите стиль текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните значение слова ПАСЫНОК (предложение 1).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В 2-3 предложениях сформулируйте основную мысль текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения 1 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

__________________________________________________________________________________

  1. Из 2-го абзаца выпишите сложные существительные.

__________________________________________________________________________________

  1. Выпишите краткие причастия, объясните их написание.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите предложение 3, графически объясните постановку знаков препинания.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напишите сжатое изложение текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема: «Причастие»

Вариант 3

        

                (1)Петька и Мишка устало пл...лись по пусты(н,нн)ому берегу моря усея(н,нн)ому галькой отшлифова(н,нн)ой волнами. (2)От едва колыш...щегося моря на мальчиков веяло стра(н,нн)ым покоем и тиш...ной. (3)Лучи (не)зашедш...го еще за г...ризонт со...нца скользили по ле...ким волнам  набегавш...м на берег.

                (4)Пропита(н,нн)ая полы(н,нн)ым зап...хом дли(н,нн)ая степная дорога тянувш...яся к морю от д...лекого города осталась позади  а впереди во всю ширь и даль ра(с,сс)тилалось открытое море (не)имеющ...е границ. (5)И ребятам к...залось что они добрались до самого края света что там дальше уже нет (ни)чего. (6)Есть одно тихо плещ...щееся море а над ним такое же бе(з,с)крайн...е небо лишь (кое)где покрытое (бледно)розовыми облач...ками.

                (7)Мальчики   утомле(н,нн)ые  долгим   путем   шли   молча.     (8)Их      головы    прятались  

за ворохами сухого бур...яна  собра(н,нн)ого ими  для будущ...го костра.

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
  2. Определите тип речи текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.   Выпишите  изобразительно-выразительные средства из предложения  3.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.   Объясните значение слова  ГАЛЬКОЙ (предложение 1).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.   Из предложения  8  выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

__________________________________________________________________________________

  1. Выпишите сложное прилагательное, объясните его написание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите    действительные   причастия   прошедшего   времени,   выделите   суффиксы

      причастий.   ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложений 5-6 выпишите страдательное причастие.

__________________________________________________________________________________

  1. Выделите в тексте причастные обороты, обозначьте определяемые слова.

 

Тема: «Причастие»

Вариант 4

        (1)Поднявшийся утром ветер вдруг стих. (2)На паруснике, находившемся далеко в море, повисли паруса. (3) Обеспокоенный капитан вышел на мостик.

        (4)Западная часть неба становилась все темнее, постепенно покрывалась тучами, не предвещавшими ничего хорошего. (5)Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда немедленно выполнила распоряжение.

        (6)Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. (7)Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. (8)Мачты трещали и сгибались. (9)Самая большая из них была сломана ураганом. (10)Еще мгновение – и бушующее море поглотило бы судно. (11)Нерастерявшиеся матросы вооружаются топором и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. (12)Корабль выпрямляется. (13)Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой      мостик    все    это     время. (14)Еще     час     отважных      моряков,     борющихся с ураганом, носит по волнам.

(15)Все утомлены. (16)Главное – все живы!

  1. Озаглавьте текст.

_________________________________________________________________________________

  1. Определите стиль текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните значение слова  РАЗЪЯРЕННЫЕ (предложение 6).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В 2-3 предложениях сформулируйте основную мысль текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения 14 выпишите слово, в котором происходит оглушение.

__________________________________________________________________________________

  1. Из 3-го абзаца выпишите прилагательное в превосходной степени сравнения.

__________________________________________________________________________________

  1. Выпишите краткие причастия, объясните их написание.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите предложение 4, графически объясните постановку знаков препинания.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напишите небольшое сочинение по основной мысли текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема: «Причастие»

Вариант 5

        (1)Дыхание близкой гр...зы уже веяло над океаном. (2)Дальний берег давно ут...нул в тумане и сумерках пр...ближающ...гося вечера. (3)Море протяжно р...вело и катило валы к г...ризонту. (4)(Не)сколько валов уже перекатилось через волн...лом отделяя...щий бухту. (5)Небо потемнело и весь мир погл...тила бе(з,с)форме(н,нн)ая тьма охватившая тучи воздух и море. (6)Иногда среди шума и плеска с пуга...щей внезапност...ю обозначались белые гребни волн.

        (7)Пле(н,нн)ик наблюдал за лодкой вошедш...й в бухту. (8)Он привык всматрива(т,ть)ся  в оч...ртания гор выступавш...е (не)ясными извилинами, в со(н,нн)ое спокойствие отдале(н,нн)ого берега лениво дремавш...го в своих туманах. (9)От берега затянутого мглой отделились какие(то) тени и понеслись над м...рскими валами. (10)Налетел еще шквал и опять пронеслись сверка...щие брызги. (11)Пле(н,нн)ик чу...ствовал движение громад несущихся на запад. (12)И вдруг ожили давно     угасшие      желания. (13)Он     кинулся      к     реш...тке   затряс  ее и  реш...тка свободно выгнулась. (14)Вскоре он был в лодке качавш...йся под ударами волн.

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

  1. Определите тип речи текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В 2-3 предложениях сформулируйте основную мысль текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите изобразительно-выразительные средства из предложения  5.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложений 2-3  выпишите слово, в котором происходит оглушение согласного.

__________________________________________________________________________________

  1. Укажите способ образования слова БЕСФОРМЕННАЯ  (предложение 5).

__________________________________________________________________________________

  1. Из первого абзаца выпишите все причастия, укажите их грамматические признаки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите в тексте причастные обороты, обозначьте определяемые слова.
  2. Составьте схему  предложения 13.

__________________________________________________________________________________

Тема: «Причастие»

Вариант 6

        (1)Антон    восторже(н,нн)ыми    глазами  огл...дел отцовскую каюту. (2)Мал...нькая комнатка уставле(н,нн)ая лишь (не)обходимой мебел...ю была очень уютная. (3)(З,с)десь все было (не)обыкнове(н,нн)ым. (4)Над койкой застеле(н,нн)ой шерстя(н,нн)ым одеялом в...села писа(н,нн)ая масля(н,нн)ыми красками картина изображавшая ветря(н,нн)ую мельницу под соломе(н,нн)ой крышей, пестре...щий цветами луг. (5)(Не)обычные а специально прикрепле(н,нн)ые к стене полки вмещали множество интересных вещей. (6)На одной из них стоял письме(н,нн)ый прибор  возле него лежала стопка книг в кожа(н,нн)ых переплетах. (7)Среди них мальчик увидел книги посв...ще(н,нн)ые морю, истории кораблей. (8)Одна из книг пр...влекла его внимание. (9)На  ее обложке была нарисова(н,нн)а бегущая по волнам шхуна. (10)Антон ра(с,сс)мотрел на ее палубе мал...нькую фигурку юнги. (11)(Не)испыта(н,нн)ое ранее волнение охватило мальчика. (12)Ему захотелось ра(с,сс)просить отца об истории шхуны и юнги.

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

  1. Определите тип речи текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В 2-3 предложениях сформулируйте основную мысль текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните лексическое значение слова  ЮНГИ  (предложение 10).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения 8  выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

__________________________________________________________________________________

  1. Укажите способ образования слова  ВОЛНЕНИЕ  (предложение 11).

__________________________________________________________________________________

  1. Выпишите действительные причастия, укажите их грамматические признаки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите в тексте причастные обороты, обозначьте определяемые слова.
  2. Составьте схему  предложения  6.

      __________________________________________________________________________________


Тема: «Причастие»

Вариант 7

        

        (1)Кусты окончились. (2)Перед глазами гостей (не)ожида(н,нн)о открылась окруже(н,нн)ая лесом широкая площадка утрамбова(н,нн)ая и усыпа(н,нн)ая мелким песком. (3)На одном ее конце стоял восьм...гра(н,нн)ый павиль(е,о)н  весь разукраше(н,нн)ый флагами и зеленью.

        (4)Когда стало смерка(т,ть)ся вокруг павиль(е,о)на зажгли дли(н,нн)ые цепи из (разно)цветных китайских ф...нарей. (5)Но этого оказалось мало: площадка оставалась почти не освеще(н,нн)ой. (6)Вдруг с обоих концов вспыхнули ослепительным голуб...ватым светом два электрических со...нца до сих пор тщательно замаскирова(н,нн)ые зеленью деревьев. (7)Березы и грабы окружавшие площадку сразу выдвинулись вперед. (8)За ними слабо вырисов...вались на соверше(н,нн)о ч...рном небе круглые и зубчатые деревья чащи окута(н,нн)ые в (серо)зеленую мглу. (9)Кузнечики в степи (не)заглушаемые музыкой  кричали так странно  громко и дружно  что казалось,  будто  кричит  только один  кузнечик но кричит (ото)всюду  и справа  и слева  и сверху.

 

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

  1. Определите тип речи текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите стиль текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите  олицетворение(-я)  из предложения  7.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения  2  выпишите слово, в котором есть мягкий шипящий согласный звук.

__________________________________________________________________________________

  1. Укажите способ образования слова  СПРАВА  (предложение 9).

__________________________________________________________________________________

  1. Из первого абзаца выпишите все причастия, укажите их грамматические признаки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите в тексте причастные обороты, обозначьте определяемые слова.
  2. Составьте  схему  предложения  7.

      __________________________________________________________________________________


Тема: «Деепричастие»

Вариант 1

        (1)Пр...должая двига(т,ть)ся огромная туча опускаясь все ниже (к)земле смешалась с туманом. (2)Она словно ра(с,сс)талкивала другие голуб...ватые облачка пытавш...еся ра(з,с)пол...житься по ветру. (3)Облачка походили на корабли выстро...вшиеся для морск...го сражения.

        (4)(В)скоре за синей тучей ра(з,с)ползшейся по всему небу со скорост...ю пр(е,и)бывающей во время пр(е,и)лива морской воды и(з,с)чезли последние солнечные лучи. (5)(Темно)серый свет просачивался сквозь дли(н,нн)ое облако едва освещая землю. (6)Затр...петав прошумела листва на дерев...ях, хотя даже слабый ветерок не к...лебал ее. (7)Все (во)круг потемнело, как это бывает после захода со...нца.

        (8)Внезапно вспышка осл...пительной молнии ра(з,с)порола тучи и  осв...тившись ею, небо словно ра(з,с)кололось. (9)Удар грома достигший л...сной опушки потряс землю. (10)Через м...нуту крупные капли дождя застучали по листве дерев...ев по кустам. (11)Полил дождь (не) пр(е,и)кращавшийся до самого утра.

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

  1. Определите тип речи текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите стиль текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите изобразительно-выразительные средства из предложения  8.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложений 8  выпишите слова, в которых происходит оглушение согласного.

__________________________________________________________________________________

  1. Укажите способ образования слова  ЗАТРЕПЕТАВ  (предложение 6).

__________________________________________________________________________________

  1. Из 1-2 абзаца выпишите все деепричастия, укажите их вид.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите в тексте деепричастные обороты.
  2. Укажите номера сложных предложений.

__________________________________________________________________________________


Тема: «Деепричастие»

Вариант 2

        (1)Каждый раз ра(з,с)бивая в этом месте лагерь Петя (не)переставал удивля(т,ть)ся. (2)(Не)отразимые бе(з,с)людные пр...странства захлестывали его.

        (3)К самому небу уходили со(б,п)ки с их ра(з,с)падами и отвесными обрывами. (4)В (не)мыслимой дали осл...пительно г...рели под со...нцем остатки ледника полност...ю и(з,с)чезавшие к концу лета и дававшие начало бе(з,с)числе(н,нн)ым таежным руч...ям и реч...нкам. (5)К (юго)западу понижаясь и сл...ваясь с г...ризонтом уходила (не)проходимая тайга испещре(н,нн)ая разливами рек.

        (6)Вз...бравшись на пр(е,и)чудливый каме(н,нн)ый выступ Петя пр(е,и)слушался к голосу реки с грохотом катившейся от ледника в д...лину. (7)Близился вечер и со...нце в...село совсем ни(з,с)ко над со(б,п)ками размывая их верш...ны. (8)Петя задержав дыхание наблюдал за (не)вида(н,нн)ой красотой начиная уже уставать от переизбытка красок от (не)способности сразу вместить в себя, пр...нять весь этот пр...красный мир согласия и тиш...ны.

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

  1. Определите тип речи текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В 2-3 предложениях сформулируйте основную мысль текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните лексическое значение слова  СОПКИ  (предложение 3).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения 3  выпишите слово, в котором происходит озвончение  согласного звука.

__________________________________________________________________________________

  1. Укажите способ образования слова  РАЗБИВАЯ  (предложение 1).

__________________________________________________________________________________

  1. Из 1-2 абзаца  выпишите слова с НЕ, объясните их написание.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите в тексте причастные и деепричастные обороты, обозначьте определяемые слова.
  2. Составьте схему  предложения  4.

      __________________________________________________________________________________


Тема: «Деепричастие»

Вариант 3

        (1)На крыльцо вышел мальчик лет шести. (2)Не сводя зачарованных глаз с Дика, он резво сбежал с крыльца  и очутился возле отпрянувшего назад огромного пса. (3)Худая ручонка мальчика зарылась в густую бурую шерсть, стала ее ворошить, и лесник предостерегающе окликнул пса, приказывая ему сесть. (4)Но Дик и сам от изумления и обиды потерялся. (5)Лишь верхняя губа его приподнялась, сморщившись и обнажая крепкие клыки. (6)Радостно и звонко засмеявшись, мальчик двумя руками крепко обхватил шею собаки. (7)Ошалело мотнув головой, освобождаясь от непрошеной ласки, Дик с задавленным ворчанием отбежал в сторону. (8)Сел, высунув язык, и, конфузясь, потряс головой, освобождаясь от незнакомого запаха, вызывающего желание чихнуть. (9)Спасаясь от непрошеного гостя, вновь бросившегося к нему, Дик в два прыжка достиг изгороди, перемахнул через нее и пропал в кустах.

  1. Озаглавьте текст.

_________________________________________________________________________________

  1. Определите стиль текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните значение слова  ИЗГОРОДИ  (предложение 9).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В 2-3 предложениях сформулируйте основную мысль текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните написание слов ЗАЧАРОВАННЫХ (предложении 1), НЕПРОШЕНОГО (предложение 9).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения 8 выпишите деепричастия, определите их вид.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Укажите номер предложения, в котором есть причастный и деепричастный обороты и однородные сказуемые.

__________________________________________________________________________________

  1. Выпишите предложение 8, графически объясните постановку знаков препинания.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сжато изложите текст.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема: «Деепричастие»

Вариант 4

        (1)В стае в ту зиму ходила молодая волчица, (не)п...забывшая ребяч...их своих забав. (2)Днем волки свернувшись в клубки дремали а она вскакивала кружилась утаптывая снег и будила стариков. (3)Волки (не)хотя подн...мались тыкались в нее холодными носами а она шутливо огрызалась кусая их за ноги. (4)Старые волчихи свернувшись и (не)подн...мая  голов погляд...вали на молодую пр...казницу.

        (5)Однажды ноч...ю волчица поднялась и п...бежала в поле а за ней высунув языки затр...слись и старики. (6)Волчихи оставались лежать потом и они п...бежали за стаей.

        (7)Волки бежали по дороге а за ними ск...льзили ломаясь на снегу, тени. (8)Снег в лучах луны бл...стел алмазами. (9)От деревни послышался звон бубенц...в. (10)К...залось, что зазвенели пок...тившись по дороге звезды упавшие с неба. (11)Волки завязая по брюхо от...шли в поле и легли повернувшись мордами к деревне.

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
  2. Определите стиль  текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите  из предложений  7-8  сравнение.

__________________________________________________________________________________

  1. Объясните значение слова  ПРОКАЗНИЦУ (предложение 4).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения  4  выпишите слова, в которых происходит оглушение согласного звука.

__________________________________________________________________________________

  1. Из 3-го абзаца выпишите слово, в котором есть корень с чередующейся безударной гласной.

__________________________________________________________________________________

  1. Выпишите    действительные   причастия   прошедшего   времени,   выделите   суффиксы

причастий.   ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложений 7-10  выпишите  деепричастия, определите вид.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите в тексте причастные  и  деепричастные обороты, обозначьте определяемые слова.
  2. Укажите номер сложного предложения, в котором несколько деепричастных оборотов.

__________________________________________________________________________________


Тема: «Деепричастие»

Вариант 5

        (1)Под  легким дуновением знойного ветра оно [море] вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. (2)В глубоком пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другой на пологий берег песчаной косы. (3)Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывном движении, полном живой радости. (4)Ветер ласково гладил атласную гладь моря, солнце грело ее своими лучами, и море, дремотно вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух соленым ароматом испарений. (5)Зеленоватые волны, взбегая на желтый песок, сбрасывали на него белую пену, и она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его. (6)Узкая, длинная коса походила на огромную башню, упавшую в море.

  1. Озаглавьте текст.

_________________________________________________________________________________

  1. Определите стиль текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните значение слова   РЯБЬЮ (предложение 1).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В 2-3 предложениях сформулируйте основную мысль текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения 5 выпишите олицетворения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения 4  выпишите эпитеты.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните написание слова  СОЛЕНЫМ (предложение 4).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте схему предложения  4.

__________________________________________________________________________________

  1. Напишите небольшое сочинение-описание природы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема: «Деепричастие»

Вариант 6

        (1)В эту ночь чудеса приходят без приглашения. (2)Поздним вечером, устроившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. (3)Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»

        (4)Шепот, шорохи, таинственный перезвон – признаки приближающейся прелестной сказки.

        (5)Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая над окном, словно окутывает тебя с головы до ног. (6)Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. (7)Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. (8)Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

        (9)Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом.

  1. Озаглавьте текст.

_________________________________________________________________________________

  1. Определите стиль текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения 4 выпишите слово, в котором есть звонкий шипящий звук.

__________________________________________________________________________________

  1. В 2-3 предложениях сформулируйте основную мысль текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения 3 выпишите эпитеты.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложений 1- 4  выпишите местоимения, укажите их разряд.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из 3-го абзаца выпишите причастия и деепричастия, выделите в них суффиксы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте схему предложения  6.

__________________________________________________________________________________

  1. Напишите небольшое сочинение «Необыкновенная встреча с чудом».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема: «Деепричастие»

Вариант 7

        (1)Электричка от...ехала наб...рая скорость и я слившись с толпой двинулся к заливу. (2)Пришлось идти по дороге пересеченной корнями сосен вып...равшими из земли.

        (3)Мы пересекли шо(с,сс)е оставляя следы на ра(з,с)кале(н,нн)ом асфальте. (4)Дальше начинался пляж.

        (5)Распол...жившись на песча(н,нн)ом берегу и (не)много отдохнув я н...правился к воде. (6)(С,з)делав (не)сколько шагов по усея(н,нн)ому камнями дну окунулся и (в)скоре доплыл до буйка. (7)Слегка п...качиваясь над водой он подставлял со...нцу свой а(л,лл)ый бок. (8)Я поплыл дальше ори...нтируясь на ч...ткие силу(е,э)ты кораблей стоящих на якорях.

        (9)На воде мелькая подрагивали колебл...щиеся тени от наб...гавших туч. (10)С криком проносились чайки. (11)Я заплывал все дальше с радостью пр(е,и)одолевая усталость. (12)На душе было спокойно.

        (13)(Не)ожида(н,нн)о ощутив под собой бе(з,с)конечную толщу воды я поплыл обратно.

        (14)На берег я вышел с пр(е,и)ятным чу...ством усталости.

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
  2. Определите  тип речи  текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите  из предложения  7  олицетворения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните значение слова   СИЛУЭТЫ  (предложение 8).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения  6  выпишите слово, в котором происходит озвончение согласного звука.

__________________________________________________________________________________

  1. Из 3-го абзаца выпишите слово, в котором есть корень с чередующейся безударной гласной.

__________________________________________________________________________________

  1. Выпишите    действительные   причастия   прошедшего   времени,   выделите   суффиксы

причастий.  __________________________________________________________________________________

  1. Из предложений 7-13  выпишите  деепричастия, определите вид.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите в тексте причастные  и  деепричастные обороты, обозначьте определяемые слова.
  2. Укажите номер сложного предложения, в котором несколько деепричастных оборотов.

__________________________________________________________________________________


Тема: «Наречие»

Вариант 1

        (1)Зеленую иву увид...шь (по)всюду в огородах в садах у прое...жих дорог. (2)Н(е,и)мало р...стет ее по берегам лесных реч...нок, (в)доль руч...ев. (3)Люди (по)разному называют иву.

        (4)Еще (не)зазеленел (по)весе(н,нн)ему лес а уж цветет отр...жаясь в талой воде ж...лтыми пуховками нежная ива. (5)(Чуть)чуть пр(е,и)греет со...нце – в...ются над цветущими ивами  соб...рая золотую пыльцу вылет...вшие из ул...ев пчелы.

        (6)Ива  (не)пр(е,и)хотливое дерево. (7)Можно срубить или срезать ее тонкий ствол и в...ткнуть даже (не)глубоко в землю – прим...тся пустит корни начнет р...сти.

        (8)В ивовых зар...слях (с)начала весны поселяются солов...и и (без)устали ра(з,с)певают свои песни. (9)Корни ив защ...щают от размыва вешней водой устрое(н,нн)ые людьми пл...тины. (10)Изредк(а,о) вздрагивая от (не)взначай наб...жавшего ветра (не)громко шепч...тся ива обн...жая серебр...стую изнанку своих лист...ев.

        (11)Как хороша эта ива свесившаяся (в)низ над водой в которой отр...жаются небо и облака плывущие (в)даль.

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
  2. Определите основную мысль  текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите  из предложения  4  эпитеты.

__________________________________________________________________________________

  1. Объясните значение слова  ВЕШНЕЙ (предложение 9).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения  9  выпишите слово, в котором происходит оглушение согласного звука.

__________________________________________________________________________________

  1. Из 2-го абзаца выпишите слово, в котором есть корень с чередующейся безударной гласной.

__________________________________________________________________________________

  1. Выпишите    наречия с  НЕ-, объясните их написание.  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите наречия, которые пишутся через дефис, объясните их написание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите в тексте причастные  и  деепричастные обороты, обозначьте определяемые слова.
  2. Составьте схему предложения 10.

__________________________________________________________________________________

Тема: «Наречие»

Вариант 2

        (1)Обоз ра(з,с)пол...жился в стороне от деревни около реки. (2)Со...нце жгло (по)вчерашнему воздух был (не)подвижен и уныл. (3)От жары (не,ни)куда было де(т,ть)ся. (4)На берегу стояло (не,ни)сколько верб но тень от них бе(з,с)полезно падала в воду. (5)Вода в реке голубея от отр...жающегося в ней неба страс...но манила к себе.

        (6)Дымов и Кирюша быстро разделись и с громким криком п...падали в воду. (7)Тихо журчавшая реч...ка огл...силась фырканьем плеском криком. (8)Егорушка разделся. (9)Разб...жавшись он прыгнул с выш...ны в речку. (10)Описав в воздухе дугу Егорушка глубоко погрузился (в)глубь реки но дна (не)достал. (11)Какая(то) сила подхватила его и пон...сла обратно (на)верх. (12)Он вынырнул фыркая пуская пузыри. (13)Егорушка п...плыл к берегу и стал шарить

возле камыш...вых зар...слей.

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
  2. Определите тип речи  текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какое художественное средство используется в предложении 11?

__________________________________________________________________________________

  1. Объясните значение слова  МАНИЛА (предложение 5).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Укажите способ образования слова  ПО-ВЧЕРАШНЕМУ (предложение 2).

__________________________________________________________________________________

  1. Из 2-го абзаца выпишите слово, в котором есть корень с чередующейся безударной гласной.

__________________________________________________________________________________

  1. Выпишите    все наречия из 2-го абзаца. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из 1-го абзаца краткие прилагательные.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите в тексте причастные  и  деепричастные обороты, обозначьте определяемые слова.
  2. Выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы) из  предложения 2.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема: «Наречие»

Вариант 3

        (1)(С)начал(а,о) они долго пр...двигались по р...внине. (2)Зеленых предгорий поросших лесами (з,с)десь (не)было и в помине. (3)Горы нач...нались (с)лев(а,о) (не)ожида(н,нн)о, отвесной стеной подн...мавшейся куда(то) (в)верх. (4)Ветер вода и просто минувшие века (не)мало потрудились над ней. (5)Во многих местах отч...тливо были заметны слои (разно)цветного камня (не)мыслимо перекоше(н,нн)ые и излома(н,нн)ые. (6)(Кое)где они напом...нали каме(н,нн)ую кладку.

        (7)Стена см...трела на север и со...нце (не,ни)когда (не)освещало ее. (8)Граница веч...ных снегов спускалась ни(з,с)ко и (за)долго до нее дерев...я редели потом совсем пр...падали. (9)Под стеной тянулась (едва)едва заметная дорога. (10)Она, (по)вид...мому, старалась (не)прижима(т,ть)ся (в)плотную к стене. (11)Но упрямая жизнь все-таки (по)всюду брала свое. (12)Даже по самой стене к...рабкались цепкие кустарники выле...шие из семян пр(е,и)несе(н,нн)ых (из)далека ветром или птицами.

        (13)(В)дали дорога взб...ралась (в)верх горы следуя изгибам каме(н,нн)ого откоса.

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
  2. Определите стиль  текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какое художественное средство используется в  предложении  4?

__________________________________________________________________________________

  1. Объясните значение слова  МИНУВШИЕ (предложение 4).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложений  9-10  выпишите слово, в котором происходит оглушение согласного звука.

__________________________________________________________________________________

  1. Определите способ образования слова ВПЛОТНУЮ (предложение 10).

__________________________________________________________________________________

  1. Выпишите    разносклоняемое существительное, выделите суффикс.  __________________________________________________________________________________

  1. Выпишите наречия, которые пишутся через дефис, объясните их написание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите в тексте причастные  и  деепричастные обороты, обозначьте определяемые слова.
  2. Составьте схему предложения 12.

__________________________________________________________________________________


Тема: «Наречие»

Вариант 4

        (1)Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. (2)Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. (3)По-новому выглядел город. (4)Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь,  в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. (5)На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.

        (6)Но неожиданно небо потемнело. (7)Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. (8)Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. (9)Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.

        (10)И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. (11)Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

        (12)Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело.

  1. Озаглавьте текст.

_________________________________________________________________________________

  1. Определите тип речи текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В 2-3 предложениях сформулируйте основную мысль текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения 11 выпишите эпитеты.

__________________________________________________________________________________

  1. Выпишите  из текста местоимения, укажите их разряд.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста наречия, графически объясните их написание.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста страдательные причастия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте схему предложения  5.

__________________________________________________________________________________

  1. Напишите небольшое сочинение  «Дождь».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема: «Наречие»

Вариант 5

        (1)Ребята подн...мались по крутому склону горы сплош... усея(н,нн)ому камнями. (2)(С)прав(а,о) и (с)лев(а,о) отвесно вздымались ч...рные стены. (3)(В)верху в...днелась д...лекая полоска сине...щего неба. (4)В ущелье было свежо но скоро мальчикам стало жарко. (5)Они т...жело дыша упорно шли (в)перед торопясь (за)светл(а,о) добра(т,ть)ся до лагеря.

        (6)Берегитесь ребята – (не)ожида(н,нн)о крикнул Никита. (7)Толстая змея с блестящ...й чешуей скользила (на)встречу мальчикам. (8)В (не,ни)скольких шагах от них она замерла потом (чуть)чуть пош...велила хвостом вскинула голову и разинув розовую пасть заш...пела ра(з,с)качивая голову. (9)Ра(з,с)двое(н,нн)ый языч...к ее бе...звучно метался в пасти.

        (10)Никита швырнул в змею камень. (11)Она стрелой метнулась в его сторону. (12)Он (едва)едва успел отбежать. (13)Ребята спотыкаясь и падая бросились (в)ра...сыпную но бежать по камням было (не)легко. (14)А змея и не соб...ралась их пр...следовать.

        (15)Отдышавшись друзья снов(а,о) стали кара...каться (в)верх.

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
  2. Определите тип речи  текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какое художественное средство используется в  предложении  11?

_____________________________________________________________________________________

  1. Объясните значение слова  КАРАБКАТЬСЯ (предложение 15).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения 13 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

_____________________________________________________________________________________

  1. Определите способ образования слова  БЕЗЗВУЧНО (предложение 9).

_____________________________________________________________________________________

  1. Выпишите  глагол в форме повелительного наклонения, выделите суффикс. __________________________________________________________________________________

  1. Выпишите  из  1-го абзаца наречия, графически объясните их написание.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите в тексте причастные  и  деепричастные обороты, обозначьте определяемые слова.
  2. Составьте схему предложения 6.

_____________________________________________________________________________________


Тема: «Наречие»

Вариант 6

        (1)Отправляясь на охоту,  я вышел из дома затемно. (2)Дорога мне хорошо знакома, и я, перейдя неширокую речонку, взобрался на верх пригорка, покрытого лесочком, и сначала пошел по дорожке. (3)Под ногами чувствовалась не грязь, а сухая земля. (4)Легкий ветерок едва-едва доносил горьковатый запах пробуждающихся почек.

        (5)Я решил ждать прилета тетеревов на знакомой мне лесной полянке. (6)Сюда прилетают они в начале весны.

        (7)Я пошел к шалашу, сделанному мною заранее из рубленых березок. (8)Укрывшись в нем, я закрыл вход ветками. (9)Неожиданно послышался шум. (10)Тяжелые птицы садились у шалаша, громко хлопая крыльями. (11)Извещая задорной песней весь лес о своем прилете, они прыгали, перелетая с места на место, гоняясь друг за другом. (12)Распустив свои черные хвосты и припадая к земле, птицы монотонно ворковали. (13)Казалось, что вокруг меня переливаются и по-весеннему журчат невидимые ручейки.

  1. Озаглавьте текст.

_____________________________________________________________________________________

  1. Определите тип речи текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В 2-3 предложениях сформулируйте основную мысль текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения 11 выпишите эпитет.

_____________________________________________________________________________________

  1. Выпишите  из текста наречия, графически объясните их написание.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните написание слов СДЕЛАННОМУ, РУБЛЕНЫХ (предложение 7).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте словосочетания с наречиями СНАЧАЛА, ВНАЧАЛЕ, НАВЕРХ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте схему предложения  12.

_____________________________________________________________________________________

  1. Напишите небольшое сочинение  «Весна в лесу».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема: «Служебные части речи»

Вариант 1

        (1)Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком.

        (2)Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять режим. (3)Составьте его в начале сентября и старайтесь выполнять в продолжение всего учебного года. (4)Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

        (5)Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. (6)Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.

        (7)Если вам что-либо не совсем понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. (8)Это трудно, зато полезно. (9)За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

        (8)В свободные часы больше читайте. (9)Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. (10)Полезно также понравившиеся стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.

  1. Озаглавьте текст.

__________________________________________________________________________________

  1. Определите тип речи текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В 2-3 предложениях сформулируйте основную мысль текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите в тексте производные предлоги и составные союзы.

  1. Выпишите  из текста местоимения, определите их разряд.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните написание слов В НАЧАЛЕ (предложение 3), СНАЧАЛА (предложение 5), ЗАТО (предложение 8), ЗА ТО (предложение 9).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите  из последнего абзаца разносклоняемое существительное.

__________________________________________________________________________________

  1. Составьте схему предложения  5.

__________________________________________________________________________________

  1. Напишите небольшое сочинение, продолжив рассуждения автора.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема: «Служебные части речи»

Вариант 2

        (1)(В)течени... многих тысяч...летий меняе(т,ть)ся форма и высота земной поверхности и там где раньше шумело море (в)последстви... образовалась суша. (2)С реками и озерами происходит то(же) самое, что и с морями. (3)Горы так(же) (не)остаю(т,ть)ся (не)изме(н,нн)ыми. (4)Особе(н,нн)о сильно разрушаю(т,ть)ся породы состоящие из (не)скольких составных частей. (5)Так(как) эти части расширяю(т,ть)ся и сжимаю(т,ть)ся (по)разному между ними образуются трещ...ны. (6)В них поп...дает вода. (7)При замерзании... она увеличивае(т,ть)ся в об...еме и с громадной силой ра(з,с)рывает самые твердые камни.

        (8)Р...стения и животные то(же) играют большую роль в разрушении горных пород. (9)Корни р...стений выделяют кислоту которая раз...едает камень. (10)Если в трещ...ну породы попадает семя то оно разр...стается и постепе(н,нн)о утолщаясь будет ра(з,с)двигать ее. (11)(В)следстви... этого прои(з,с)ходит выветривание. (12)Оно прои(з,с)ходит очень медле(н,нн)о  но (в)продолжени... многих лет самые прочные породы разрушаю(т,ть)ся распадаю(т,ть)ся на части.

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
  2. Определите тип речи  текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните значение слова  ВЫВЕТРИВАНИЕ (предложение 11).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения 8 выпишите слово, в котором происходит оглушение согласного звука.

__________________________________________________________________________________

  1. Определите способ образования слова  ЗАМЕРЗАНИИ  (предложение 7).

__________________________________________________________________________________

  1. Выпишите  из второго абзаца разносклоняемое существительное. __________________________________________________________________________________

  1. Выпишите  из  текста производные предлоги.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подчеркните грамматические основы в предложениях первого абзаца.
  2. Выделите причастные и деепричастные обороты, укажите определяемые слова.
  3. Составьте схему предложения  12.

__________________________________________________________________________________

Тема: «Служебные части речи»

Вариант 3

        (1) В Ленинграде не работали ни водопровод, ни отопление. (2)Но в городе, превращенном блокадной зимой в ледяную пустыню, несмотря на непрекращающиеся налеты, во Дворце пионеров была организована работа кружка юннатов.

        (3)Трудно поверить, что голодные дети ухаживали за рыбками, рыжим лисенком, не раз выводя его на поводке на прогулку. (4)В домах не осталось ни кошек, ни собак, а в одном из детских домов был небольшой пруд с плавающими лебедями. (5)Как ни голодали люди, ни у кого не возникло мысли, что их можно съесть.

        (6)Юннаты помогали сохранить и погибающие от ран деревья знаменитых садов Ленинграда, не вырубленные ленинградцами даже в суровые блокадные зимы. (7)Ребята заботливо замазывали развороченные осколками снарядов стволы деревьев.

        (8)Если вы увидите в этих садах деревья с заплатками, похожими на кору, знайте, что это следы рук детей несломленного Ленинграда.

  1. Озаглавьте текст.

__________________________________________________________________________________

  1. Определите стиль текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В 2-3 предложениях сформулируйте основную мысль текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите в тексте производные предлоги и союзы.

  1. Подчеркните частицы НЕ и НИ.

  1. Объясните написание слов НЕПРЕКРАЩАЮЩИЕСЯ (предложение 2), НЕБОЛЬШОЙ (предложение 4), ЮННАТЫ (предложение 6), НЕ ВЫРУБЛЕННЫЕ (предложение 6).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите причастные и деепричастные обороты, укажите определяемые слова.

  1. Составьте схему предложения  3.

__________________________________________________________________________________

  1. Напишите небольшое сочинение о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема: «Служебные части речи»

Вариант 4

        (1)С.И.Ожегов – известный лексикограф. (2)Кто не знает его «Словаря русского языка»! (3)Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. (4)Началась война, и многое ученые-филологи ушли на фронт. (5)Ожегов тоже собирался на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. (6)В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.

        (7)Наверное, нет такого человека в нашей стране, который бы не знал этого справочника, ни разу в своей жизни не пользовался им, не держал в руках этот объемистый том в тысячу страниц.

        (8)В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. (9)Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя. (10)Словарь Ожегова – настольное пособие для людей, любящих русский язык.

  1. Озаглавьте текст.

__________________________________________________________________________________

  1. Определите стиль текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В 2-3 предложениях сформулируйте основную мысль текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите в тексте производные предлоги и союзы.

  1. Подчеркните частицы НЕ и НИ.

  1. Просклоняйте числительное СЕМИДЕСЯТИ ТЫСЯЧ (предложение 3).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите причастные и деепричастные обороты, укажите определяемые слова.

  1. Составьте схему предложения  10.

__________________________________________________________________________________

  1. Напишите небольшое сочинение о словарях русского языка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема: «Служебные части речи»

Вариант 5

        (1) Арктур (не)был похож... (не,ни)на одну из собак. (2)Чу...ство его к своему хозяину было (не)обыкнове(н,нн)ым. (3)У хозяина бывало минутами плохое настроение часто от него пахло одеколоном – запахом (не,ни)когда (не)встреча...щимся в пр...роде. (4)Но чаще всего он был добр и тогда Арктур изнывал от любви. (5)Ему хотелось вскочить и помча(т,ть)ся захлебываясь радос...ным лаем. (6)Но он все(таки) (з,с)держивался.

        (7)Мне каже(т,ть)ся что он как(то) ощущал свою (не)полноценность. (8)Я (не,ни)когда (не)видел его (не,ни)идущим (не,ни)бегущим свободно спокойно и быстро.

        (9)(Не)мог он (не,ни)чего видеть за(то) в чутье (не)могла с ним сравни(т,ть)ся (не,ни)одна собака.(10)Постепе(н,нн)о он изучил все запахи города и прекрасно ори...нтировался. (11)А каких только (не,ни)было запахов! (12)Но, где бы (не,ни)бродил Арктур (не,ни)было случая что(бы) он заблудился.

        (13)Это был уд...вительный пес.

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
  2. Определите тип речи  текста, в 2-3 предложениях аргументируйте свою точку зрения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему собака названа НЕПОЛНОЦЕННОЙ (предложение 7)?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложений 5-6  выпишите слово, в котором происходит озвончение согласного звука.

__________________________________________________________________________________

  1. Определите способ образования слова  ЗАХЛЕБЫВАЯСЬ  (предложение 5).

__________________________________________________________________________________

  1. Выпишите  из текста отрицательные наречия, графически объясните их написание. __________________________________________________________________________________

  1. Выпишите  из текста наречие в форме превосходной степени.

__________________________________________________________________________________

  1. Подчеркните грамматические основы в предложениях первого абзаца.
  2. Выделите причастные и деепричастные обороты, укажите определяемые слова.
  3. Составьте схему предложения  4.

__________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О некоторых методах и приемах подготовки учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку. Советы молодому специалисту.

Со времени введения ЕГЭ у каждого учителя сложилась своя система подготовки учащихся к непростому испытанию. Мне неоднократно приходилось «сдавать» экзамены вместе с выпускниками 9 и 11классов. Вырабо...

Индивидуальный план подготовки учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку

обеспечить  качественную подготовку  обучающихся 9  класса к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме основного государственного экзамена....

Подготовка учащихся к единому государственному экзамену по английскому языку.

Подготовка учащихся к единому государственному экзамену по английскому языку.Из опыта работы...

Урок- подготовка к обязательным государственным экзаменам по русскому языку в форме ОГЭ.

Урок- подготовка к обязательным государственным экзаменам по русскому языку в форме ОГЭ с применением материалов регионального компонента...

ПЛАН ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В ходе занятий учащиеся должны научиться: - работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);- ...

Подготовка учащихся к Единому Государственному Экзамену по русскому языку (2019 - 2020 учебный год)

Учащиеся испытывают трудности, выполняя задание № 2 тестовой части ЕГЭ по русскому языку. Предложенный материал представляет собой тренировочный тест из 22 заданий, в которых ученикам предлагается пос...