Урок русского языка в 7 классе на тему "Повторение в конце года. Путешествие по разделам науки о языке"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Гильманова Светлана Станиславовна

     Урок построен так, чтобы в игровой форме ученики могли вспомнить разделы языкознания, выполнить практические задания и осуществить самопроверку работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-putesh.po_razd.yazyk_.7kl.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Повторение в конце года. Разделы науки о языке.

     Цель:

     1) обобщить сведения о разделах языкознания;

     2) продолжить формировать умения:

         - различать звуки речи;

         - узнавать фразеологические обороты и указывать их лексическое значение;

         - определять части речи и морфемный состав слова;

         - выполнять пунктуационный разбор предложения;

         - находить и объяснять орфограммы;

     3) воспитывать интерес и уважение к родному языку, потребность стать грамотным человеком.

     Повторение: гласные и согласные звуки, причастие и деепричастие, служебные части речи, сложное предложение, причастный и деепричастный обороты, написание производных предлогов и другие орфограммы.

     Оборудование урока: презентация, листы с дидактическим материалом для каждого ученика.

Ход урока.

     1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

     2. Вводный контроль.  Фронтальный опрос:

     - Какие разделы науки о языке вам известны?

     - Что изучает фонетика? Зачем нужно уметь различать звуки и буквы?

     - Лексика? Фразеология?

     - Морфемика? Словообразование? Зачем нужно уметь разбирать слово по составу?

     - Морфология? Зачем нужно уметь определять части речи?

     - Синтаксис? Пунктуация? Зачем нужно уметь находить члены предложения?

     - Орфография?

(Ответы учеников сопровождаются показом слайда презентации.)

     3. Работа с дидактическим материалом (задания 1- 4).

     Задания по разным разделам языкознания размножены для каждого ученика на отдельном листе. После выполнения очередного задания учитель просит прокомментировать его. Затем ученики проводят самопроверку, сверяя свои записи с изображением на слайде презентации.

     Комментарий к заданию №2: на доске размещены рисунки с сюжетами фразеологических оборотов (сесть  в калошу, вставлять палку в колеса, лезть в бутылку, ходить по струнке, хватать звезды с неба, прятать голову в песок).

     Оценка выполнения заданий № 1 - 4:   0 – 0,5 – 1 б. (не выполнено, выполнено частично, выполнено правильно).

     Критерии общей оценки:  5    – 4,5 б.    – «5»

                                                  4    -  3    б.    – «4»              

                                                  2,5 – 1,5 б.     – «3»

     4. Итоговый контроль. Работа с текстом «Письмо Матроскина».

     Ученики выполняют задание, проводят самопроверку (текст на слайде презентации).

     Критерии оценки практической грамотности – традиционные.

     

     5. Дополнительное задание по развитию речи: написать ответ Матроскину, указав достоинства и недостатки героя.

     6. Итоги урока.


Путешествие по разделам науки о языке

(лист ученика)

     1. Фонетика.   Праздник, сесть, еж,  шея, мясо, вьюга.

     Задание: среди приведенных слов найдите и запишите те, в которых

     а) букв больше, чем звуков:

     б) звуков больше, чем букв:

     в) все согласные звуки звонкие:

     г) все согласные звуки глухие:

     2. Лексика. Фразеология.

     Задание: по рисунку назовите фразеологический оборот и замените его синонимом.

     а)                                                                                     г)          

     б)                                                                                     д)    

     в)                                                                                     е)  

     3. Морфемика. Морфология.

     Задание: укажите часть речи и обозначьте окончание в каждом слове (если оно есть).                                                                            

    (Стоит) дорого                                                               пень

    (кольцо мне) дорого                                                      собравшиеся

    (на улице) темно                                                            коснувшись

    нарисовано                                                                     учение

    льется                                                                              синие  

    умыться                                                                          (торт) вкусен    

    учился                                                                             убегая

     Задание: найдите четвертое лишнее.

     а) вследствие, насчет, (иметь) в виду, в продолжение

     б) также, так как, однако, или

     в) разве, лишь, даже, чтобы                                                                  

     4. Синтаксис. Пунктуация.

     Задание: расставьте знаки препинания, графически объясните их постановку и начертите схему предложения.

     Пригласив родителей на урок русского языка мы постарались показать им

свои знания полученные в..течени… трех лет обучения  хотели порадовать их  

и нам это удалось.

     5. Орфография.

     Задание: в «Письме Матроскина»  вставьте недостающие буквы, раскройте скобки  и расставьте знаки препинания.

                                       Здравствуйте  Светлана Станиславовна!

     Пиш…т вам кот Матроскин. Как вы пожива…те? Я живу (не)плохо  много гуляю. (З,с)былась моя мечта о покупк…  коровы  и я хожу на луг к…сить траву для своей Мурки  дающ…й много вкусного молока.

     Шарик   извес…ный бездельник. (В)течени… дня проп…дает на речке  а так(же) в лесу. Мог бы  бегая там  соб…рать грибы и ягоды. Что(бы) мы все н… делали, от каждого должна быть польза,  даже от Шарика. Кстати, у него повысилась лохматость  и я хотел (з,с)делать из моего друга ездовую собаку, что(бы)  возить молоко на базар. Но пока (н…) чего не…получается.

     Я предпол…гаю  что почтальон Печкин серьезно заболел. Последн…е время не носит нам посылок, за(то)  ра(с,сс)казывает  (не)былицы. Будто(бы) он езд…л в Москву и заходил в школу 1460 познакомит…ся  с семиклассниками. Не верю н… одному слову. У вас в школе все серьезные, образова(н,нн)ые, как и я сам. Таким людям (н…)когда вести пустые разговоры.

     Правда, написание некоторых слов в письме вызвало у меня сомнения. Изв…ните. Надеюсь, Ваши ученики с этим справят…ся.  Передавайт…  им привет.

     Вот и все новости.  До…свидани….

16 мая 2013 г.                                                          Кот  Матроскин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделы науки о языке.Орфография. Повторение в конце учебного года .

Презентация рассчитана на два урока. На практическом материале повторяются разделы науки о языке, основные орфографические правила: правописание корней с чередованием, приставок пре- и при-, одна и дв...

Урок русского языка в 7 классе "Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация" Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска

Урок русского языка в 7 классе "Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация" Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Повторение в конце года. Путешествие по разделам науки о языке"

Данная презентация используется на уроке с целью организации самопроверки заданий, выполненных учениками....

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.В письменной же речи русского языка...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Повторение: разделы науки о языке".

Предложен разработанный учителем ход самоподготовки семиклассников , рекомендован  дидактический материал, даны ссылки на ресурсы интернета....

План-конспект урока на тему "Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке"

План-конспект урока в 5 классе на тему "Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке"...