Урок русского языка в 7 классе "Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация" Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Харченко Ольга Евгеньевна

Урок русского языка в 7 классе "Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация" Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок русского языка в 7 классе

по теме:

« Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация».

 Учитель русского языка и литературы:

                                                Харченко О.Е.                                                

Тема урока: « Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация».

Цели урока: 1. Повторить сведения из раздела « Синтаксис и пунктуация».

                     2. Закрепить умение ставить знаки препинания в простом  и            

                       сложном предложениях.

                     3. Воспитывать любовь к родной природе.

 

        Ход урока.

  1. Организационный   момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  1. Беседа с учащимися по материалу домашнего задания.

- В какую группу славянских языков входит русский язык?

-Какие доказательства их родственности вы можете привести?

- Как вы докажите , что язык – развивающееся явление?

- Как называется наука о языке?

- Какие разделы  науки о языке вы изучали?

- Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?

- Какие знаки препинания вы знаете?

2. Разбор предложения:

Семечко у клена с ветки сорвалось и на крепких крыльях быстро унеслось.

                - Что является грамматической основой предложения?

                - Какие словосочетания входят в предложения? Выпишите их.

                - Какие члены предложения вы обозначили?  Сколько всего членов      

                  предложения в русском языке?

                 - Охарактеризуйте предложение. Поставили ли вы запятую перед и 

                   Почему? Докажите.

3.Пока работает класс, несколько учащихся ( сильные) выполняют работу по карточке.

 КАРТОЧКА:

1. Разобрать предложение: Туман струится в перелеске, уходит в неба синеву, и белоствольные березки роняют желтую листву.

                  2. Построить схему данного предложения.

                  3. Объяснить все изученные орфограммы.

III. Закрепление синтаксических навыков.

        1. Работа с текстом.

                   - Устная работа. Угадайте времена года.

          - Письменно. Объясните постановку запятых в предложениях.

                    Снежинки во двор прилетели, и лужицы стынут во льду. Скорей

                     закрывайте, метели, кусты и деревья в лесу.

                    Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер    

                    прихотливый золотые лепестки.

  1. Упражнение на развитие.

На доске предложение: Вера видела, что её подруга шла по улице и поприветствовала её.

Задание: расставить знаки препинания так, чтобы стало ясно, кто кого  поприветствовал.

        ( Выполнив задание, учащиеся приходят к выводу, что знак

                  препинания – смысловой знак.)

  1. Самостоятельная работа.

Учащиеся из простых предложений  составляют сложные, используя подходящие по смыслу союзы и расставляя знаки препинания.

 Мы остановились на ночлег. Наша лодка причалила к берегу .В саду падали и падали листья. Шелест травы не прекращался. Всё вокруг  осветилось. Ствол березки стал серебряным. На опушке есть малинник. Мы взяли с собой кружки..

        4. Упражнение №12 с. 7

    IV. Итог урока.

     

  • Что изучает пунктуация?
  • Как связана пунктуация с синтаксисом?
  • Расскажите о знаках препинания в сложном предложении.
  • Приведите примеры сложных предложений.

 

   V. Домашнее задание.

 Упражнение №12, п. 2, стр.6-7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

Урок русской литературы 6 класс по теме: "Язык мой - друг мой"

Данный урок литературы поможет учащимся увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми, но и богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа; даст возможность при...

Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Разделы науки о русском языке."

Повторение  разделов  наук о русском языкеСистематизация и закрепление  знаний учащихся о разделах лингвистики.Формирование потребности быть здоровым.Привитие учащимся уважительного и б...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»

Конспект  урока русского языка в 5 классе. Учитель Пучкова Галина Анатолиевна  МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.Класс: 5-БТема: «Что изучает синтаксис. Ос...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...