Урок русского языка с презентацией по теме: "Служебные части речи" в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Русакова Алевтина Николаевна

Урок проводится по учебно-методическому комплексу М.М. Разумовской. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строится в проблемном ключе. Данный урок проводится после изучения темы «Предлог. Союз. Частицы. Служебные части речи» в нетрадиционной форме, в форме урока-путешествия. После каждого выполненного задания учащиеся в форме  самоконтроля  или взаимоконтроля определяют уровень усвоения материала и получают балл в том случае, если материал усвоен.

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluzhebnye_chasti_rechi.pptx863.18 КБ
Microsoft Office document icon sluzhebnye_chasti_rechi_konspekt_uroka.doc116 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК В 7 КЛАССЕ СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. Повторительно-обобщающий урок. МКОУ Тащиловская СОШ Учитель русского языка А.Н.Русакова

Слайд 2

Какие это части речи? Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет!

Слайд 3

Какую информацию несет этот текст? Предлоги, союзы, частицы – Все встали в один хоровод, Служебные, важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значенье свое принесут, Здесь свяжут, а рядом разделят , Укажут и силу дадут.

Слайд 4

Служебные части речи ? ? ? Какие части речи мы относим к служебным? Почему их называют служебными? Для чего служит каждая служебная часть речи? Чем они отличаются от самостоятельных частей речи ?

Слайд 5

Лингвистический эксперимент Берега разошлись широко, и не так давит на душу их желтая буроватая гористость. Она будто бы воспарила и стала синей, глубокой, как тучки на горизонте. Я сегодня снова встретил солнце на палубе, около четырех часов утра. (По А. Приставкину) Всего: 36 слов. Самостоятельных частей речи – 26, служебных – 10. Соотношение: примерно – 2,5/1

Слайд 6

Страничка первая Предлог С какими частями речи употребляется предлог? Как предлоги пишутся с другими словами?

Слайд 7

Моделирование текста 1.Журчат ручьи, выбиваясь __ сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая __земле, подмытый снег. 2.Озорниковатый март капризничал, как балованное дитя,- то сеет __ землю густой тучей тяжелые пушинки снега, то вдруг зажжёт яркое солнце и ___час растопит пуховые цветы__тёмных сучьях деревьев. 3. В сё глубже и шире__ каждым днём голубые прорези неба __ серой массой встревоженных облаков,- и когда смотришь __эти бездонные ямы небес - жизнь становится легче, праздничней.

Слайд 8

Журчат ручьи, выбиваясь из сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая на земле, подмытый снег. Озорниковатый март капризничал, как балованное дитя,- то сеет на землю густой тучей тяжелые пушинки снега, то вдруг зажжёт яркое солнце и растопит пуховые цветы на тёмных сучьях деревьев. Всё глубже и шире с каждым днём голубые прорези неба с серой массой встревоженных облаков,- и когда смотришь на эти бездонные ямы небес - жизнь становится легче, праздничней.

Слайд 9

Выпиши производные предлоги После, за, несмотря на, от, при, без, до, вследствие, в заключение, в течение, ввиду, кроме, в, для, у, навстречу, вокруг, о, из-за, из-под

Слайд 10

Производные предлоги Несмотря на, вследствие, в заключение, в течение, ввиду, навстречу, вокруг

Слайд 11

Производные предлоги Предлог? Существительное с предлогом?

Слайд 12

1 вариант В __ следстви __ по делу о краже Исследования в__ течени __ реки По__ окончани __школы В__ отличи __ от мастеров На_счёт питания в столовой В_виду погодных условий В__связи с уходом в отпуск В продолжени недели 2 вариант Вследстви _ неурожая В__ течени _ месяца Положить на__счёт в банке Узнать в__ продолжени _ романа В__ отношени __ уроков Что имеешь в__виду Не__смотря по сторонам Находиться в_заключени __

Слайд 13

ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ 1 вариант 2 вариант В__ следстви И __ по делу о краже Исследования в__ течени И __ реки По__ окончани И __школы В__ отличи Е __ от мастеров Насчёт питания в столовой Ввиду погодных условий В__связи с уходом в отпуск В продолжени Е недели Вследстви е неурожая В__ течени Е __ месяца Положить на__счёт в банке Узнать в__ продолжени И __ романа В __ отношени И __ уроков Что имеешь в__виду Не__смотря по сторонам Находиться в __ заключени И __

Слайд 14

Критерии оценки «5» – нет ошибок «4» – одна ошибка «3» – две ошибки «2» – более двух ошибок

Слайд 15

Страничка вторая Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз

Слайд 16

Союзы Сочинительные Подчинительные

Слайд 17

Сочинительные союзы И, НО, А, ДА, ТОЖЕ, ИЛИ, ЛИБО, НИ-НИ, ТО-ТО

Слайд 18

Запиши номера предложений в нужную графу Соединительные союзы 1,2,10,11,14 Противительные союзы 5,6,8,9,12,13 Разделительные союзы 3,4,7,15

Слайд 19

Правописание союзов Союзы ТАКЖЕ , ТОЖЕ , ЧТОБЫ,.. и омонимичные части речи Слитно / раздельно?

Слайд 20

Что(бы) это значило ? Благодарность за(то), что сделано Правило то(же) надо выучить Ничего не нашли, за(то) отдохнули Вернулись( по)этому же пути У нас то(же) чувство Мы так(же) идём в кино Отличите союзы от самостоятельных частей речи. Слитно/раздельно? 1 вариант 2 вариант И кто-то сделал так(же), как и я Письмо (от)того , кого жду Читать, что(бы) обогащаться Делай то(же), что все Весело (от)того , что праздник Выучили, (по)этому хорошая оценка Уехали за город, что(бы) отдохнуть

Слайд 21

Отличите союзы от самостоятельных частей речи. Слитно/раздельно? 1 вариант 2 вариант Что_ бы это значило? Благодарность за_ то, что сделано Правило тоже надо выучить Ничего не нашли, зато отдохнули Вернулись по _ этому же пути У нас то_ же чувство Мы также идём в кино И кто-то сделал так_ же, как и я Письмо от_ того, кого жду Читать, чтобы обогащаться Делай то_ же, что все Весело оттого, что праздник Выучили, поэтому хорошая оценка Уехали за город, чтобы отдохнуть

Слайд 22

Страничка четвертая Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью, Когда глагол на службу призовет. Могу вообще подвергнуть отрицанью Все то, что кто-нибудь произнесет.

Слайд 23

Отгадай пропущенное слово, вставь пропущенные буквы и знаки препинания При помощи------- в высказ … вани … что(то) ут …ч… няется выд … ляется отр … цается выр … жается с…мнение в чём(то) уд… вление по поводу сообщаемого так или иначе оценивает… ся содержание высказывания. ( Н.Шанский , А.Тихонов )

Слайд 24

Частица. Цифровой диктант 1 – формообразующие частицы 2 – отрицательные частицы 3 – смысловые (модальные) частицы 1 2 3 4 5 6 7 8 2 3 2 3 1 1 3 3

Слайд 25

Частицы и приставки НЕ и НИ 1 вариант Н И какой работы Н Е где взять Помощи ждать н Е от кого Н Е куда идти Н И как не найдёт Н Е с кем поделиться 2 вариант Н И в чём не находишь Н И сколько не хочется Н И чего не видно Н И когда не знал Н Е откуда взять Н И куда не поеду Проверь соседа по парте!

Слайд 26

Критерии оценки «5» – нет ошибок «4» – одна ошибка «3» – две ошибки «2» – более двух ошибок

Слайд 27

Итоговый тест «Проверьте себя» 1Б 2А 3В 4В 5Г 6В

Слайд 28

Подведём итоги. Что советуем Помни: Обращай внимание… Применяй алгоритм: Следи за…

Слайд 29

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

МКОУ Тащиловская СОШ

План урока

  1. Фамилия, имя, отчество: Русакова Алевтина Николаевна
  2. Место работы: МКОУ Тащиловская СОШ Гусь-Хрустальный район
  3. Предмет: русский язык, 7 класс
  4. Тема урока и место урока в теме: «Служебные части речи. Путешествие по стране Морфологии» (Обобщение  знаний, умений и навыков)

  1. Учебник: Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений \  М.М Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред.М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 17-е изд.,  - М.: Дрофа, 2013.
  2. Тип урока: повторительно-обобщающий урок
  3. Цель: создать условия для повторения  и привести в систему изученный материал по теме: «Предлог. Союз. Частица как служебные части речи»; применить полученные знания на практике
  4. Задачи:

В личностном направлении

 - продолжить развитие мотивации к изучению предмета;

 - воспитание у учащихся уважительного отношения к слову, к родному языку;

 - формирование гуманных отношений на уроке;

 - усвоение учащимися норм поведения в группе и коллективе в целом

В метапредметном направлении

 - развитие устной монологической и письменной речи учащихся;

 - развитие познавательных умений (действовать самостоятельно);

 - развивать умения участвовать в диалоге, логически мыслить;

 - содействовать развитию воли и настойчивости в учении посредством вовлечения учеников в активную учебную деятельность

В предметном направлении

 - систематизировать знания о предлогах, союзах, частицах, их функциях и значении; о роли служебных частей речи в жизни людей;

 -обобщить знания в правописании и употреблении этих слов; закреплять умения орфографического списывания

      - формирование умения составлять лингвистический рассказ;

Оборудование: мультимедийный проектор, дидактические материалы

 Занятие направлено на формирование информационной компетентности, формирование компетентности работы в парах, коммуникативной компетентности,  компетентности разрешения проблем

                     

   Методический комментарий: Урок проводится по учебно-методическому комплексу М.М. Разумовской. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строится в проблемном ключе. Данный урок проводится после изучения темы «Предлог. Союз. Частицы. Служебные части речи» в нетрадиционной форме, в форме урока-путешествия. После каждого выполненного задания учащиеся в форме  самоконтроля  или взаимоконтроля определяют уровень усвоения материала и получают балл в том случае, если материал усвоен.

 

        Ход занятия

   1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. 2 минуты (психологический настрой) (Слайд 2)

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют учителя нашей школы. Поприветствуйте их. Они хотят посмотреть, чему вы научились на уроках русского языка, как вы умеете работать, как умеете общаться друг с другом. А теперь посмотрите, какое ясное солнышко за окном, как природа радуется приходу весны. Улыбнитесь друг другу, пусть урок пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи вам,  новых знаний! Попытаемся  определить уровень овладения материалом, выявить лучшего знатока.

   2. Подготовка учащихся к работе по теме урока.  Формулирование темы занятия учащимися. 3 минуты

А ЧЕМ ЖЕ МЫ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ НА УРОКЕ?

Сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы –

И в этом их главный секрет!

Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?

Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные.

Запишите тему урока: «Служебные части речи» (Слайд 1)

- Какие задачи должны решить на нашем занятии?

Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.

Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…» (Слайд 3)

Предлоги, союзы, частицы –

Все встали в один хоровод,

Служебные, важные лица –

На редкость серьезный народ.

Без них обойтись невозможно,

И знают об этом они.        

Всегда и во всем осторожны:

Нигде не гуляют одни.

Но исподволь и незаметно

Значенье свое принесут,

Здесь свяжут, а рядом разделят,

Укажут и силу дадут.

   

Какую информацию о служебных частях речи оно несёт? (Слайд 4)

  Ребята, лингвисты установили, что части речи неравномерно употребляются в речи.

(Сообщение  2 мин. слайд 5)

В «Частотном словаре русского языка» Л.Н.Засориной можно узнать подробную информацию  о частоте употребления частей речи. Чаще всего в речи употребляются имена существительные, реже всех – причастия. – А знаете ли вы о частоте употребления служебных частей речи в языке? Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика Служебные части речи значительно уступают по численности самостоятельным. Но установлено, что среднее соотношение самостоятельных и служебных частей речи в русском языке 3:1

А чтобы вы в этом убедились, я провел лингвистический эксперимент.

Что же получилось?  Всего 36 слов. Самостоятельных 26 (73%). Служебных 10 (27%),

Соотношение: примерно 2,5:1

Удался эксперимент? Нужны ли служебные части речи? Какова их роль в русском языке?

Проверим, правы ли вы?

  1. Повторение и обобщение изученного материала

1. Страничка первая  - (слайд 6) Актуализация знаний. 7 минут

- Спасибо. Я очень рада, что вы понимаете конечный результат нашей совместной работы

и предлагаю проверить домашнее задание, которое поможет выявить усвоение вами теоретического материала.

Чтение лингвистической сказки и выполнение заданий к ней.

ССОРА ПРЕДЛОГОВ СО ВСЕМИ СЛОВАМИ

   Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Были они драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого-нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям.

    Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, что между ними порой умещались целые прилагательные.  Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.

   Так предлоги стали отдельными словами.

   Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие – предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

Запишите связный ответ по следующему плану:

О какой части речи говорится в сказке?

С какими частями речи употребляются предлоги?

Как предлоги пишутся с другими словами?

( Одновременно индивидуальное задание – работа с деформированным текстом               слайд 7, 8)

   Журчат ручьи, выбиваясь из сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая на земле, подмытый снег. Озорниковатый март капризничал, как балованное дитя,- то сеет на  землю густой тучей тяжелые пушинки  снега, то вдруг зажжёт яркое солнце и растопит пуховые цветы на тёмных сучьях деревьев. Всё глубже и шире с каждым днём голубые прорези неба с серой массой встревоженных облаков,- и когда смотришь на эти бездонные ямы небес - жизнь становится легче, праздничней.

   2. Страничка вторая - повторение и обобщение  орфографических правил, связанных с предлогом (слайд 9, 10)  7 мин.

Выписать производные предлоги: 

после, за, несмотря на, от, при, без, до, вследствие, в заключение, в течение, ввиду, кроме, в, для, у, навстречу, вокруг, о, из-за, из-под.

  1. Запишите словосочетания по вариантам: производные предлоги и части речи; где допустили ошибку, устно обоснуйте свой ответ: (слайд 11, 12, 13, 14)

1 вариант

  • В__следствиИ__ по делу о краже                                
  • Исследования в__течениИ__ реки
  • По__ окончаниИ__школы
  • В__отличиЕ__ от мастеров
  • Насчёт питания в столовой
  • Ввиду неурожая
  • В__связи с уходом в отпуск
  • В    продолжениЕ  недели

2 вариант

  • Вследствие ненастья
  • В__течениЕ__ месяца
  • Положить на__счёт в банке
  • Узнать в__продолжениИ__ романа
  • В__отношениИ__ уроков
  • Что имеешь в__виду
  • Не__смотря по сторонам
  • Находиться в __заключениИ__

3. Страничка третья - повторение и обобщение по теме «Союз»

Загадка (слайд 15)  7 мин.

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

Это? (союз)

1)Распределительный диктант (слайд 16, 17)

(распределите в колонки сочинительные и подчинительные союзы): Когда, чтобы, и, как, но, а, да, потому что, также, если, раз, несмотря на то что, тоже, или, либо, ни-ни, то-то, словно, который.

Работа в парах (Слайд 18)

2)Цифровой диктант: запиши нумерации предложений в нужную графу таблицы

Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

  1. И в душе, и в долине прохлада.
  2. И лишь о ней страдаю и люблю.
  3. С чужими я либо робел, либо важничал.
  4. И вдалеке раздавался то всплеск волн, то шум ветра.
  5. Сказать не в бровь, а в глаз.
  6.  Я старался взглянуть в окно, но оно было покрыто инеем.
  7. Порой не то дрема, не то забытье овладевали мною.

8.         Луна светила очень сильно, однако её свет с трудом пробивал туман.

9.         В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть.

10.       Экзамены проверяют не только знания, но и характер.

11.       Последние тени сливались, да мгла синела.

12.       Она улыбалась редко, зато улыбка ее всегда поражала

13.       Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься

14.       Ни облака на небе не видать, ни звука на земле не слышно.

15.       Звуки несутся то ли справа, то ли слева  

3)Отличите союзы от самостоятельных частей речи. Слитно/раздельно

По вариантам  (Слайд 20, 21)

  • Что_ бы это значило? И кто-то сделал так_ же, как и я
  • Письмо от_ того, кого жду
  • Читать, чтобы обогащаться
  • Делай то_ же, что все
  • Весело оттого, что праздник
  • Выучили, поэтому хорошая оценка
  • Уехали за город, чтобы отдохнуть
  • Благодарность за_ то,

что сделано

  • Правило тоже надо выучить

      *   Ничего не нашли,

зато отдохнули

  • Вернулись по _ этому же

 пути

  • У нас  то_ же чувство
  • Мы также идём в кино

4.Страничка четвертая – работа по теме «Частица» (слайд 22) 5 мин

Загадка

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья.

Могу помочь я форм образованью,

Когда Глагол на службу призовёт,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Это? (частицы)

Отгадка пропущенного слова, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

(слайд 23)

При помощи ………. в вызказ…вани… что (то) ут…ч…няется выд…ляется отр…цается выр…жается с…мнение в чем (то) уд…вление по поводу сообщаемого так или иначе оценивает…ся содержание вызказывания.                               (Н. Шанский, А. Тихонов)        

Цифровой диктант (Слайд 24)

Формообразующие частицы

Отрицательные частицы

Модальные частицы

5, 6,

1, 3

2, 4, 7, 8

       1.То не ветер ветку клонит. 2. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. 3. Желаю вам ни пуха ни пера. 4. До чего же красивая бабочка! 5. Ведь ты б у нас была царь-птица. 6. Едва свернул бы он с дороги. 7. Вряд ли следовало идти этой дорогой. 8. А что за охотник без хорошего ружья!

Правописание отрицательных частиц

НЕ / НИ? Слитно/раздельно? (слайд 25, 26)

1 в.

2 в.

Н__какой надежды

Н__где остановиться

Помощи ждать н__от кого

Н__куда идти

Н__как не найдёт

Н__с кем поговорить

Н __в чём не находишь

Н__сколько не удивился

Н__чего не слышно

Н__когда  н__о чём не думал

Н__откуда взять

Н__куда не пойду

5. Закрепление Итоговый тест «Проверьте себя!»  3 мин. (слайд 27)

  1. Союз – это…

     А) служебная часть речи, которая выражает зависимость слов друг от друга.

     Б) служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

     В) служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения.

     Г) особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства.

  1. Предлог – это…

     А) служебная часть речи, которая выражает зависимость слов друг от друга.

     Б) служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

     В) служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения.

     Г) служебная часть речи, которая связывает части простого предложения.

  1. Частица – это…

     А) служебная часть речи, которая соединяет однородные члены предложения.

     Б) особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства.

     В) служебная часть речи, которая вносит в предложение разные оттенки или служит для образования форм наклонений глагола.

     Г) служебная часть речи, которая выражает зависимость слов друг от друга.

  1. Найдите производные предлоги:

     А) в, на, из-за, вокруг.

     Б) (на) счет договора, (на) счет в банке.

     В) вокруг сада, в течение недели

     Г) в продолжении сериала, вдоль дороги.

.

  1. Найдите ряд с подчинительными союзами:

     А) или, либо, то-то, не то- не то.

     Б) а, но, однако, зато, же.

     В) и, тоже, также, да

     Г) если, когда, чтобы, который, с тех пор как.

  1. Найдите формообразующие частицы:

     А) не, разве, пусть, да

     Б) бы, лишь, вот, что за.

     В) пусть, пускай, давай, да, бы, б.

     Г) ни, не, давай-ка, пусть.

  1. Рефлексия 2 мин. (Слайд 28)

7.  Домашнее задание: (выбор) написать грамматическую сказку о служебных частях речи:

Зачин сказки: «Жили-были …»

          2. Составить тест по теме: «Служебные части речи»

          3. Работа по карточке

8.  Итог урока (оценка знаний учащихся) 1 мин

Вот и закончилось наше путешествие в «Страну изученных служебных частей речи». Как хорошо, когда все уроки сделаны, все темы понятны, тогда любая трудность нам по плечу. Вы хорошо справились со всеми проблемами, которые возникли в ходе путешествия.

Но, может быть, вам показалось, что в этой удивительной стране царит непонимание, насмешка, ненависть, вражда… Это не так. Просто мы с вами шли по самым сложным тропам этой необычной страны. Благодарю вас за урок.. Удачи вам!

Приложение

Карточка контроля № 1.

Отличите предлоги от самостоятельных частей речи. Вставьте пропущенные буквы. Слитно/раздельно?

1 в.

2 в.

В__следстви__ по делу о краже

Исследования в__течени__ реки

По__ окончани__ школы

В__отличи__ от мастеров

На__счёт питания в столовой

В__виду погодных условий

В__связи с уходом в отпуск

В__продолжени__   недели

В__следстви__ неурожая

В__течени__ месяца

Положить на__счёт в банке

Узнать в__продолжени__романа

В__отношени__ уроков

Что имеешь в__виду

Не__смотря по сторонам

Находиться в __заключени__

Ф.И.

Ф.И.

Карточка контроля № 2.

Отличите союзы от самостоятельных частей речи. Слитно/раздельно?

1 в.

2 в.

Что_ бы это значило?

Благодарность за_ то, что сделано

Правило то_ же надо выучить

Ничего не нашли, за_ то отдохнули

Вернулись по _ этому же пути

У нас  то_ же чувство

Мы так_ же идём в кино

И кто-то сделал так_ же, как и я

Письмо от_ того, кого жду

Читать, что_ бы обогащаться

Делай то_ же, что все

Весело от_ того, что праздник

Выучили, по _этому хорошая оценка

Уехали за город, что _бы отдохнуть

Ф.И.

Ф.И.

Карточка контроля № 3.

НЕ / НИ? Слитно/раздельно?

1 в.

2 в.

Н__какой работы

Н__где взять

Помощи ждать н__от кого

Н__куда идти

Н__как не найдёт

Н__с кем поделиться

Н __в чём не находишь

Н__сколько не хочется

Н__чего не видно

Н__когда  не знал

Н__откуда взять

Н__куда не поеду

Ф.И.

Ф.И.

Цифровой диктант

       1.То не ветер ветку клонит. 2. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. 3. Желаю вам ни пуха ни пера. 4. До чего же красивая бабочка! 5. Ведь ты б у нас была царь-птица. 6. Едва свернул бы он с дороги. 7. Вряд ли следовало идти этой дорогой. 8. А что за охотник без хорошего ружья!

Для цифрового диктанта

1

2

3

4

5

6

7

8

Цифровой диктант: запиши номера предложений в нужную графу таблицы

Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

1.        И в душе, и в долине прохлада.

2.        И лишь о ней страдаю и люблю.

3.        С чужими я либо робел, либо важничал.

4.        И вдалеке раздавался то всплеск волн, то шум ветра.

5.        Сказать не в бровь, а в глаз.

6.         Я старался взглянуть в окно, но оно было покрыто инеем.

7.        Порой не то дрема, не то забытье овладевали мною.

8.         Луна светила очень сильно однако её свет с трудом пробивал туман.

9.         В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть.

10.       Экзамены проверяют не только знания, но и характер.

11.       Последние тени сливались, да мгла синела.

12.       Она улыбалась редко, зато улыбка ее всегда поражала

13.       Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься

14.       Ни облака на небе не видать, ни звука на земле не слышно.

            15.       Звуки несутся то ли справа, то ли слева  

Лист контроля. Урок-зачёт «Служебные части речи»

п/п

Фамилия

Теория

Карт. № 1

Цифр.

дикт.

Карт. № 2

Карт. № 3

Цифр. дикт.

Индив.

задан.

Итог

тест «Проверьте себя»

1.   Союз – это…

     А) служебная часть речи, которая выражает зависимость слов друг от друга.

     Б) служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

     В) служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения.

     Г) особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства.

2.Предлог – это…

     А) служебная часть речи, которая выражает зависимость слов друг от друга.

     Б) служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

     В) служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения.

     Г) служебная часть речи, которая связывает части простого предложения.

3.Частица – это…

     А) служебная часть речи, которая соединяет однородные члены предложения.

     Б) особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства.

     В) служебная часть речи, которая вносит в предложение разные оттенки или служит для образования форм наклонений глагола.

     Г) служебная часть речи, которая выражает зависимость слов друг от друга.

4. Найдите производные предлоги:

     А) в, на, из-за, вокруг.

     Б) (на) счет договора, (на) счет в банке.

     В) вокруг сада, в течение недели

     Г) в продолжении сериала, вдоль дороги.

  1. Найдите ряд с подчинительными союзами:

     А) или, либо, то-то, не то- не то.

     Б) а, но, однако, зато, же.

     В) и, тоже, также, да

     Г) если, когда, чтобы, который, с тех пор как.

  1. Найдите формообразующие частицы:

     А) не, разве, пусть, да

     Б) бы, лишь, вот, что за.

     В) пусть, пускай, давай, да, бы, б.

     Г) ни, не, давай-ка, пусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....

Урок русского языка по теме: "Имя числительное как часть речи"

Урок на тему:"Имя числительное как часть речи" разработан по технологиии развития критического мышления с использованием различных приёмов этой технологии. В презентации урока дано подробное описание ...

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.

Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи"

Презентация составлена к уроку по учебникук Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной...

Презентация к уроку русского языка на тему: "Имя существительное как часть речи"

Презентация к уроку русского языка на тему: "Имя существительное как часть речи" для участия в конкурсе "Педагогический дебют-2024"...