Презентация к уроку русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи"
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему

Кириллова Анна Викторовна

Презентация составлена к уроку по учебникук Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема: «Имя существительное как часть речи».

Слайд 3

Словарный диктант Директор, агроном, путешествие, яблоко, лестница, корабль, адрес, аллея, элеватор, ежевика, экскурсия, эскалатор, экскаватор.

Слайд 4

Критерии оценки «5» - задание выполнено без ошибок; «4» - допущены 1-2 ошибки; «3» - допущены 3-4 ошибки; «2» - более 4-х ошибок.

Слайд 5

Вставьте недостающие слова Белая … Под моим … Принакрылась ….., Точно …. На пушистых … Снежною … Распустились … Белой ….. И стоит … В сонной …, И горят … В золотом …. А …, лениво Обходя кругом, Обсыпает … Новым …...

Слайд 6

Белая береза. С. Есенин Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром.

Слайд 7

Цели урока: совершенствовать навыки правописания имен существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи; развивать познавательные навыки и умения студентов; воспитывать речевую грамотность и употребление имен существительных в речи.

Слайд 8

Постоянные признаки имён существительных отнесенность к определенному лексико-грамматическому разряду (нарицательное/собственное/ одушев - лённое/неодушевлённое/конкретное/ отвлечённое/собирательное/ веществен-ное ); род; склонение.

Слайд 9

Непостоянные признаки имён существительных падеж; число.

Слайд 10

Лексико-грамматические разряды имен существительных нарицательные обобщенные наименования предметов (страна, река, имя, город) собственные названия единичных предметов (Россия, Ока, Анна, Москва)

Слайд 11

Лексико-грамматические разряды имен существительных одушевлённые предметы живой природы (человек, птица, рыба) неодушевлённые предметы и понятия не являющиеся живыми (фонарь, тетрадь, бумага)

Слайд 12

В современном русском языке Одушевлённые Неодушевлённые Слова мертвец, покойник, кукла (игрушка), матрёшка, марионетка, адресат; Названия карточных фигур (король, валет, дама, туз козырь); Названия шахматных фигур (король, слон, конь, ферзь); Существительные среднего рода на – ище , обозначающие сказочных персонажей (страшил ище , чудов ище ); Существительные в переносном значении (тюфяк) Слова народ, толпа, войско, стая; Слово персонаж; Слова эмбрион, куколка, личинка; Названия микроорганизмов (микроб, бактерия).

Слайд 13

Лексико-грамматические разряды имен существительных конкретные называют предметы и явления, имеют форму ед. и мн. числа (кресло, кресла, носок – носки, дождь, дожди); отвлечённые (абстрактные) называют действия, признаки, состояния, имеют форму только ед.ч. ( смех, белизна, синева, бег, глухота); собирательные обозначают совокупность предметов или лиц как единое целое, имеют форму только ед.ч. (студенчество, старьё, листва, молодёжь); вещественные обозначают вещество или однородную по составу массу (горох, молоко, песок, железо, щи, масло, сливки)

Слайд 14

Число имен существительных Существительные, которые упортебляются только в единственном числе (студенчество, нефть, цемент, сахар, сметана, молоко и др.); Существительные, которые упортебляются только во множественном числе (ножницы, ворота, джинсы, очки, брюки, сани, каникулы и др.).

Слайд 15

Склонение имен существительных I склонение II склонение III склонение Существительные женского и мужского рода с окончанием – а(-я) (ручка, книга, дядя) Существительные мужского рода с нулевым окончанием среднего рода с окончанием – 0 (-ё),-е (солнце, яблоко, конь) Существительные женского рода с нулевым окончанием (мышь, дочь, печь)

Слайд 16

Несклоняемые имена существительные 1) слова, заимствованные из других языков, которые оканчиваются на гласный и обозначают неодушевленные предметы : какао, депо, пальто, кино, портмоне, алоэ, такси, кофе. 2) слова, заимствованные из других языков, которые называют представителей мужского и женского пола и оканчиваются на гласный : денди, атташе, импресарио, леди. 3) слова, заимствованные из других языков, обозначающие животных : кенгуру, шимпанзе, какаду;

Слайд 17

Несклоняемые имена существительные 4) иностранные имена и фамилии женского пола, которые оканчивается на твердый согласный : Кармен , Элен , мисс, мадам, Финкельштейн ; 5) иноязычные слова, которые называют географические объекты : Хельсинки, Баку, Кале, Торонто. 6 . русские фамилии, которые представляют собой форму родительного падежа ед. и мн. числа: Дурново, Хитрово, Польских, Крученых. 7. украинские фамилии на -ко : Короленко, Франко, Шевченко, Олешко ; 8) аббревиатуры – это тоже несклоняемые существительные, примеры: ФРГ, МГУ, ООН, РФ.

Слайд 18

Распределение несклоняемых имён существительных по родам К мужскому роду относятся названия лиц мужского пола ( портье, конферансье ), названия животных и птиц ( кенгуру, фламинго ) ; К женскому роду относятся названия лиц женского пола ( леди, мадам ); К среднему роду относятся неодушевленные существительные ( кашне, метро )

Слайд 19

Запомнить Слова мужского рода : рельс, толь, тюль, шампунь, эполет, багет, шимпанзе, хинди; Слова женского рода : босоножка, клавиша, манжета, мозоль, сандалия, туфля, авеню, салями, кольраби; Слова среднего рода : алоэ, мочало, повидло, протеже, коллега, крупье, хиппи.

Слайд 20

Синтаксическая роль имен существительных В составе предложения имена существительные могут выступать в роли любого члена. 1. Спокойный, бесцветный свет запада ещё отражался в окне будки (И. Бунин). – подлежащее 2. Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства ( В. Сухомлинский). – сказуемое 3 . Люблю я пышное природы увяданье , в багрец и золото одетые леса (А. Пушкин). – дополнение 4. Эта небольшая речка вьется чрезвычайно тихо, ползет змеёй (И. Тургенев). - обстоятельство 5. Дело о наследстве задерживает меня ещё надолго (А.Н. Толстой). – определение .

Слайд 21

Закончите предложение или вставьте пропущенное слово Существительное – это …..часть речи. Существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает …… . Существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы…….. Существительное изменяется по …… К постоянным признакам существительного относят…..

Слайд 22

Закончите предложение или вставьте пропущенное слово К непостоянным признакам существительного относят…… К 1-му склонению относятся существительные………. Ко 2-му склонению относятся существительные ………. К 3-му склонению относятся существительные ……… Существительное в предложении может быть ….

Слайд 23

Домашнее задание Параграф 32, 155, списать, сделать морфологический разбор имён существительных, задание по карточкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"

Презентация к уроку русского языка "Местоимение как часть речи" рассчитана на учащихся 6 класса, обучающихся по УМК Т.А.Ладыженской. Может быть использована для знакомства с разрядами местоимений. Зад...

Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи"

Рассмотреть имя существительное как часть речи. Проверить уровень усвоения  учащимися основных морфологических признаков имени существительного.  Изучение в самостоятельной исследовательской...

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.

Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока "Имя существительное как часть речи"...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи" для участия в конкурсе "Педагогический дебют-2024"...

Презентация к уроку русского языка на тему: "Имя существительное как часть речи"

Презентация к уроку русского языка на тему: "Имя существительное как часть речи" для участия в конкурсе "Педагогический дебют-2024"...