Конспект открытого логопедического занятия с детьми с нарушениями письменной речи "Волшебная страна звуков и букв"
план-конспект занятия по русскому языку на тему

Червякова Дарья Сергеевна

Закрепелние и дифференциация понятий звук и  буква. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического  урока с учащимися

с нарушением письменной речи

Тема: Волшебная страна звуков и букв.

Цель: Закрепить понятия звук и буква.

Задачи:

  1. Уметь называть различие между звуком и буквой;
  2. Дифференцировать  понятия  гласный - согласный;
  3. Дифференцировать звуки с-ш;
  4. Развивать словесно-логическое мышление через отгадывание загадок;
  5. Развивать ориентировку в пространстве;
  6. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  7. Развивать произвольное внимание и наблюдательность;
  8. Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение сосредоточиться;
  9.  Продолжать учить отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии.

Оборудование: презентация по теме «Страна волшебных звуков и букв», зеркала, предметные картинки, загадки, сигнальные карточки (красные и синие домики), цветные палочки (красные, синие), муз. Е. Железновой «Автобус», билеты на автобус.

Ход  урока

  1. Орг.момент

Здравствуйте, ребята! Давайте, все выйдем из-за парт, поприветствуем друг друга и наших гостей. Как вы уже догадались сегодня у нас необычный урок, поэтому к нам пришли гости, а нас ждет увлекательное путешествие. Тихонечко садитесь, открывайте свои тетради, записывайте сегодняшнее число. И отложили пока тетради и ручки в сторонку.

  1. Основная часть

Ребята, мы с вами сегодня отправимся в гости к нашим друзьям, а каким вы поймете, когда отгадаете загадки!

1.Их не видно,        2. Чёрные, кривые,

   В руки не взять,            От рождения немые.

   Но зато слышно. (Звуки  речи)            Станут в ряд –

                                                                 Враз заговорят. (Буквы)

Звуки и буквы ждут нас сегодня у себя в гостях! Прежде чем мы отправимся в путь, надо нам подготовиться, как следует. Давайте вспомним, чем звуки отличатся от букв?

(На доску вывешивается две таблички «звуки», «буквы», дети по очереди отвечают полным ответом, логопед вывешивает под каждой табличкой подходящую карточку)

Итак, приступим! Звуки мы: слышим и произносим. Буквы мы: видим, читаем и пишем.

Что нам помогает красиво произносить звуки? Губы, зубы, язычок! Давайте, их разомнем. Выполним упражнения с помощью веселых картинок.

  1. Скорее улыбнись
  2. Язык опустим вниз
  3. Язык наверх потянем
  4. Позеваем
  5. Варенья облизать
  6. По нёбу постучать
  7. Лошадка скачет звонко
  8. Гриб на ножке тонкой
  9. Можно поболтать
  10. Нужно отдыхать

Что нам помогает красиво писать буквы? Пальчики. Давайте и их разомнем!

Звуки голоса польются,

Их  читаем, как поём,

( погладить кисти рук и ладони, обеих рук)

Буквы гласными  зовутся,

В каждом слове их найдём.

(сжимаем и разжимаем пальчики)

А, О, У, Э, Ы

(нажимать на пальчики одной руки)

Гласные   пропели мы.

(сжали в кулачок)

И, Е,  Ё,  Ю,  Я,

(нажимать на пальчики другой руки)

Их запомните, друзья!

(сжать кулачок)

Если встретили преграду

Мы пропеть не сможем звук

(попеременно сцеплять руки)

Так мы с вами повторили

Наш согласный  звук!

(встряхнуть ручки)

Теперь мы готовы отправиться в волшебную страну звуков и букв. А поедем мы с вами на автобусе, каждый сядет на то место, которое указанно у него в билете. (Логопед раздает детям билеты, на которых написаны буквы, дети находят свой стульчик с такой же буквой. Выполняется логоритмическое упражнение под муз. Е. Железновой «Автобус»).

Рядом с нами, вы поверьте,

есть волшебная страна.

Где она? За этой дверцей.

Так что сразу не видна.

Там живут все звуки речи,

там их домики из букв.

Вот мы и оказались в волшебной стране, но  нас никто не встречает, на полянке пусто?(Логопед произносит звуки А, У, П, Ш). Что это? Правильно, это звуки, мы их слышим, но не видим, а знаете почему? Однажды подул сильный ветер и разрушил их дома-буквы. Давайте каждому звуку построим свой домик. (Дети из палочек строят домики звукам). Посмотрите внимательно на полянку, что появилось на полянке буквы-домики звуков. Но почему одни домики красного цвета, а другие синего? Буквы А,У – гласные, П,Ш –согласные. Чем гласные буквы отличаются от согласных (Гласные поем, согласные есть преграда)

Будем с вами и другие звуки расселять в домики, я называю звук, а вы показываете  в каком домике красном или синем будут жить этот звук.

(Логопед называет звуки, а дети поднимают сигнальные карточки синего или красного цвета).

Давайте сделаем подарок нашим друзьям. Что же мы им подарим? Отгадайте ребус. (Бусы) Подарим им волшебные бусы. Каждая бусинка – это звук. Синяя бусинка – согласная буква, красная – гласная  буква.

Прочитайте слова, посчитайте сколько букв в слове видим, сколько звуков в слове слышим. Составьте схему слова, расставьте бусинки по порядку. Запишите в тетради ( Дом, каша, слон, собака, капуста).

Продолжаем гулять по волшебной стране звуков и букв. Мне сказали  жители сраны, что поругались звуки С и Ш, кто где стоять будет. С встает на место Ш, Ш встает на место С. Давайте  им поможем. Если слышим в слове звук С дарим картинку букве С, а если слышим в слове звук  Ш, дарим картинку букве Ш. (Стул, стол, собака, слон, самолет, лиса, капуста, оса, шарф, чашка, мишка, машинка, груша,  шкаф, шуба, шапка)

Пора возвращаться, давайте прощаться с нашими звуками и буквами.

До свидания звуки, буквы гласные

Красные, прекрасные!

Прощаемся с согласными

Звуками опасными

Буквами прекрасными!

  1. Итог

- У кого в гостях мы сегодня побывали?

- Чем звуки отличаются от букв?

- Какие звуки и буквы бывают?

- Что вам понравилось на занятии? Что не понравилось?

- Ребята, спасибо большое за работу, вы отлично справились со всеми заданиями, которые встретились у нас на пути! До свидания! (Дети получат сладкие призы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого логопедического занятия "Звук и буква ц"

здесь представлен подробный конспект группового логопедического занятия для детей с ОНР...

Конспект открытого логопедического занятия "Дифференциация звуков Л - Ль. Буква Л". (подготовительная к школе группа).

Предлагаю Вашему вниманию конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы (ФФНР).Занятие было проведено в рамках методического объединения учителей-логопедов город...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".

Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....

Конспект открытого логопедического занятия с детьми с ОНР III уровня "Звук Л в словосочетаниях, предложениях"

Конспект открытого логопедическогозанятия с детьми с ОНР III уровняЛогопед детского сада “Ладушки”Шевченко Е. П.Тема занятия: Звук Л в словосочетаниях, предложенияхЦели:...

Конспект открытого логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Звук [М]

ЦЕЛЬ: четкое произнесение и характеристика звука [м], упражнение в делении двух- и трёхсложных слов на слоги.          Коррекционно-образовательные задачи:...