Конспект открытого логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Звук [М]
план-конспект по теме

Терехова Марина Юрьевна

ЦЕЛЬ: четкое произнесение и характеристика звука [м], упражнение в делении двух- и трёхсложных слов на слоги.

          Коррекционно-образовательные задачи:

выделение первого и последнего согласного звука [м];
воспроизведение слоговых рядов типа ам - ом – ум;
закрепление понятий «звук», «слог», «слово».

Коррекционно-развивающие задачи:

совершенствование звукового анализа и синтеза слогов типа ам, ма;
развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
развитие ритмической стороны речи.

Коррекционно-воспитательная  задача:

воспитание интереса к звучащему слову в сочетании с музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_m.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА. Звук [М].

ОБОРУДОВАНИЕ:
«волшебная палочка»; корзина сподарками (матрешка, малина, мыло, машина,  молоко, морковь, масло); дудочка; избушка; пенек; туесок с угощением; осенние листья;  елки; куклы би-ба-бо Машенька и Мишутка.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент.

Под фонограмму песни В. Шаинского «Научись говорить слова» дети стоят около «осенних листочков», лежащих на ковре.
Логопед. Дети, вы хотите попасть в сказку?
Дети. Да.

Логопед .Здравствуй, дедушка Молчок!
Не спугни его, смотри!
Ничего не говори! Тс-с-с!
Вместе в сказку отправляйтесь, а в какую - догадайтесь!
Дети смотрят видеозапись отрывка из мультфильма по сказке Л. Толстого «Три медведя».
Логопед. Догадались, какая это сказка?
Дети. Да.
Под фонограмму «Звуки леса» появляется из-за ширмы Машенька.
Логопед. А вот и Машенька. Она очень огорчилась, что сломала у Мишутки стульчик. Маша хочет отнести ему подарки и сейчас вам об этом расскажет.

Машенька
Мишутка учится говорить,
Правильно звуки произносить.
Надоело спать в берлоге,
Делит он слова на слоги.

2.Игра «Найди общий звук»
Логопед. Я буду называть слова, а вы найдите в них общий звук.
Логопед называет слова, интонируя звук [м].
Дым, гном, изюм, альбом, крем.

Дети.  Звук [м].
Логопед.
И в слове Маша тоже есть звук [м].

3.Характеристика звука [м]
Логопед. Как вы думаете, этот звук гласный или согласный?
Дети. Звук [м] согласный.
Логопед. Почему звук [м] согласный?
Дети. Звук [м] согласный, потому что есть преграда для прохождения воздуха.

4.Игра «Живые звуки»(звуковой анализ и синтез слов)
Логопед:
Давайте с вами мы играть.
Гласные звуки [а], [о], [у]
Будут песни напевать,
А согласный подпевать.

Взмахнет палочка моя - хором поем гласный звук … ([а], [о], [у]), а закончит (начнет) песенку звук [м].
Логопед дирижирует палочкой, беззвучно артикулируя нужный гласный звук, который пропевают дети: а-а-а-м!
Логопед. Звуки подружились и получился слог. Какой?
Дети. Ам.
Логопед. Какой первый звук?
Дети. Звук [а].
Логопед. Какой это звук?
Дети. Звук [а] гласный.
Логопед. Какой второй звук?
Дети. Звук [м].
Аналогичная работа проводится со слогами ум, ма, му.
Логопед. Как называются дружные песенки гласного с согласным звуком?
Дети. Слоги.

5.Игра «Будь внимательным» (воспроизведение слоговых рядов)
Логопед.
 Я буду говорить слоги, а вы их будете запоминать. Я палочкой своей взмахну, все вместе будем повторять. Будьте внимательны!
Ам - ом - ум
Ма - мо - му, ма - ма - ама
Аму - аму - ам
Дети выполняют упражнения. Логопед их поощряет.

6.Игра «Положив ладошку слоги» (выделение ударных слогов)
Логопед. Мы положим в ладошку слоги, выделим громким хлопком ударный слог.
Дети. Му-му, му-му, му-му-му.
Логопед. Дети, а слоги ма, мо, му что обозначают?
Дети. Ничего не обозначают.
Логопед. Если слоги начинают дружить, например, ма-ма, то что получается?
Дети. Слово.
Логопед. Правильно, слова всегда что-то обозначают.
В них всегда есть ударный слог. Сегодня мы будем называть слова, которые обозначают предметы. Эти предметы лежат в Машиной корзинке. Маша будет доставать предметы из своей корзинки, а вы будете их называть, выделяя ударный слог.

7.Игра «Машины подарки»
Корзина с подарками стоит на столе, дети по очереди подходят к столу, достают предмет, называют его, выделяя при этом ударный слог.

8. Деление слов на слоги
Из-за ширмы появляется Мишутка.

Мишутка
Расплясался не на шутку,
А зовут меня Ми-шут-ка! (Каждый слог протопывая ногами.)

Логопед. Дети, как зовут его?
Дети. Ми-шут-ка!

Мишутка
На поляне дом стоит,
Ну, а в домик путь закрыт.
Я ворота открываю,
В гости в домик приглашаю.
Имя по слогам скажи
И в ворота поспеши!
Дети поочередно проходят через них, произнося свое имя и протопывая слоги ногами. Затем садятся на стульчики.

9. Игра «Машины подарки» (отбор слов с заданным количеством слогов)
Логопед. Мишутка, с нами у тебя в гостях будет и Машенька, она нечаянно сломала твой стульчик. А еще она приготовила тебе подарки. Дети, давайте вместе назовем подарки по слогам.
Дети называют подарки, хлопая в ладоши.
Мишутка, сейчас дети будут дарить тебе подарки, слушая удары музыкального молоточка. На один удар нужно взять подарок, в названии которого один слог, на два - два слога, на три - три слога. Складывая подарок в корзину Мишутки, надо называть его по слогам.
Дети выполняют задание.
Мы с вами называли подарки словами из одного, двух и трех слогов. Вот, Мишутка, тебе подарки от Машеньки.
Мишутка
Ох, спасибо вам, детишки!
Угощу всех вкусной шишкой.
Выносит корзину с угощением и уходит.
Логопед.
Вот ушел Мишутка в лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
Мама Мишеньку качает,
Тихо песню напевает.

10.Релаксационная пауза
Дети ложатся на ковер в удобной позе и закрывают глаза. Звучит фонограмма песни «Колыбельная».
Логопед. Дети легли на ковер и, как Мишка, видят сны.

Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите.
Фонограмма постепенно меняется на запись «Звуки леса».
Птички стали щебетать,
Будем глазки открывать
И подарки получать.
Дети встают с ковра.
11. Итог занятия
Логопед. Дети, какой звук произносили? Что делали со словами? Что понравилось? Вы хорошо занимались, а Мишуткины подарки мы рассмотрим в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».

Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация",  "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...

Конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Звуки (А) – (У).

Предлагается конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста  по   теме:  Звуки (А) – (У)....

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Развитие музыкальности и эмоциональной выразительности в танце посредством игры.

Пояснительная запискаТанцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную с...

НОД по развитию речевого (фонематического восприятия) и речи (старший дошкольный возраст) Тема: Звуки М, Мь. Буквы М м.

Формирование речевого восприятия – одна из основных задач по подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития (ЗПР) в старшем дошкольном возрасте. Особенности звукопроизношения, о...

Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

          Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...

Конспект экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Снег и лед»

Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Снег и лед"....