Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Балалаева Евгения Васильевна

Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на факультативных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_5_kl.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено на заседании                  Принято                                               Утверждаю                                                                                                  

МО учителей _____________                    на  заседании педагогического            директор школы                              

_______________________                    совета  школы                                   _________Н.И. Филатова              

Рук. МО_________________                      Протокол № 1                                          Приказ № ___                                                                                                              

_________________________                   от  «     » августа 2013 г.                          от «    » августа 2013 г.                                                                                                                                                                  

Протокол № ____                                   

от «     » августа 2013 г

Согласовано

зам.директора по учебно-

 воспитательной работе                

_______________________                    

                                         

                                                                                                      

Рабочая  программа

 факультатива по русскому языку

«Тайны русского языка» 

для 5 класса

на 2013-2014 уч.год

 

 

                                                                      Составитель программы

                                                                            Балалаева Евгения Васильевна

                                                       учитель русского языка и литературы

                                                                             второй квалификационной категории

                                                                             

 2013 г.


Пояснительная записка

Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на факультативных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через факультативные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель:

-развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

виды словосочетаний;

виды предложений;

основные группы пунктуационных правил;

признаки текста.

Уметь:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)

Содержание программы

Организационное занятие.(1ч)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (9 ч)

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Фонетический разбор и его особенности. Гласные. Согласные.Какова роль интонации в устной речи. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

(Морфемика. Словообразование. Этимология) (16 ч)

О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Этимология слов. Работа со словарями. Морфемный и словообразовательный разбор. Составление паспорта слова. Сказочные превращения. Презентация творческой работы.

Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (9 ч)

Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Пунктуационный разбор. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Бенефис знаний.

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (10 ч)

На какие группы делится словарный состав русского языка. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. О чём рассказывают фразеологизмы. Словарь фразеологизмов.

Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Раздел 5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (15ч)

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы. Какими бывают предложения. Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Раздел 6

Речевой этикет.(7 ч)

Правила речевого этикета.

Формулы речевого этикета.

Раздел 7

Обобщающие занятия. (3 ч)

Защита проектов. Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. На занятиях проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети на занятиях.


Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Организационное занятие

1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (9 ч)

2

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова

1

3

Для чего используют звуковые повторы в речи.

1

4

Какова роль интонации в устной речи

1

5

Фонетический разбор и его особенности. Гласные.

2

Фонетический разбор и его особенности. Согласные.

2

6

Обобщающие занятия «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

2

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (16 ч)

7

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

2

8

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

1

9

Составление словообразовательного гнезда.

1

10

Работа со словообразовательным словарём.

1

11

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

1

12

Этимология слов. Работа со словарями

2

13

Сказочные превращения.

2

14

Морфемный разбор

2

15

Словообразовательный разбор.

2

16

Составление паспорта слова

1

17

Презентация творческой работы.

1

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (9ч)

18

Зачем нужно знать алфавит

1

19

В чём секрет правописания морфем

3

20

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

1

21

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

1

22

Пунктуационный разбор.

1

23

Бенефис знаний.

2

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (10 ч)

24

На какие группы делится словарный состав русского языка

1

25

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

1

23

О чём рассказывают фразеологизмы

3

27

Фразеология в художественных произведениях.

2

28

Словари фразеологизмов

1

29

Лабораторная работа.

2

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (15 ч)

30

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Существительные.

1

31

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Прилагательные.

1

32

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Глаголы.

1

33

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Наречия.

1

34

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Служебные части речи.

1

35

В чём секрет глагола и его форм. Неопределённая форма глагола.

2

36

В чём секрет глагола и его форм. Безличные глаголы.

2

37

В чём секрет глагола и его форм. Личные глаголы.

1

38

Как отличать грамматические омонимы.

2

39

Какими бывают предложения.

1

40

Грамматике учиться всегда пригодится.

1

41

Мониторинг проверки знаний.

1

Речевой этикет.(7ч)

42

Правила речевого этикета.

3

43

Формулы речевого этикета.

2

44

Практическая работа.

2

Обобщающие занятия. (3ч)

45

Аукцион знаний.

1

46

Защита проектов.

2

Список литературы

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- Москва, Просвещение, 2000г

Волина В.В. Весёлая грамматика. - Москва, Знание, 2005г

Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка. - Москва, Мнемозина, 2007г

Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. -  Ростов –на – Дону, 2007г

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. - Дрофа. 2007

Шанский Н.М.Лингвистические детективы. - Москва. Дрофа.2007

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. - Москва. Дрофа.2007

Панов М.В. Занимательная орфография.- Москва Просвещение. 1981

Тумина Л.Е. Сочини сказку. - Москва. Дрофа.2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.

Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...

Программа кружка по русскому языку "Тайны русского языка"

Программа кружка по рускому языку, которая поможет ученикам успешно подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку «Тайны текста» для 7 класса

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку «Тайны текста» для 7 класса...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка» (7-8 классы)

Цель:  развивать интеллектуальные способности учащихся; прививать интерес к русскому языку; развивать речь, творческие способности учащихся, познавательный интерес,  познать новое в языкозна...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка»

Цель:  развитие интеллектуальных способностей учащихся; привитие интереса к русскому языку; развитие речи, творческих способностей учащихся, познавательного интереса;  познание нового в язык...

Самоанализ внеклассного мероприятия по русскому языку «Тайны русского языка»

Самоанализ внеклассного мероприятияпо русскому языку «Тайны  русского  языка»...