Кейс-технологии на уроках русского языка и литературы
проект по русскому языку на тему

Назырова Елена Николаевна

Проект расчитан на учителей, стремящихся уходить от "шаблонности" на своих уроках, экспериментировать и творить ради детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_keys.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы.

Автор проекта: Назырова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ «Земля родная», г.Новый Уренгой.

Введение

Обоснование актуальности проекта (новизна)

Система российского образования сегодня находится на этапе важных масштабных преобразований. Все они направлены на удовлетворение образовательных потребностей общества. Достичь нового качества образования невозможно без внедрения в его систему новых форм и способов обучения, оптимизации образовательного процесса через использование перспективных педагогических технологий.  

На сегодняшний день существует масса самых разных методов и приемов преподавания. В новых условиях повышается роль школы  в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны, обладающих хорошо развитыми умениями и навыками работы с информацией, способных критически мыслить и решать различные проблемные задачи, стремящихся и готовых к самообразованию  в течение всей жизни. Поэтому очередным шагом в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира является ориентация на компетентностный подход к содержанию образования: успешность человека в будущей социальной и профессиональной жизни определяется уровнем развития его ключевых компетенций (социальных, коммуникативных, предметных, информационных, нравственных). В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать веяниям времени, обращаюсь к инновационным методам и приемам преподавания русского языка и литературы. 

Интерактивный подход к обучению сейчас является самым продуктивным для решения задач поставленных в образовании. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей интерактивных технологий. Это и определило мою тему самообразования: «Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы». Применение данной технологии на уроках русского языка и литературы объясняется необходимостью поиска путей активизации познавательного интереса учащихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них.  

Новизна проекта.

Новизна данного проекта заключается в расширении радиуса применения метода. Ранее кейс-технологии использовали при обучении студентов вузов и колледжей по экономической специальности, сейчас появляются попытки реализовать кейс-метод в школах, чаще в старших выпускных классах, что, на мой взгляд, связано с большими объемами материала, который используется при решении кейса. Я поставила перед собой задачу – введение кейс-технологии с 5 класса. Ребята уже в таком школьном возрасте с большим энтузиазмом работают с кейсами, их привлекает жизненность кейса, многообразие решений проблемы.  

Цели и задачи проекта

Цель – повысить качество знаний учащихся по русскому языку и литературе на 7-10% путем применения кейс-технологии.

Задачи работы:

-изучить и проанализировать методическую и научную литературу по теме;

-разработать группу кейсов и продумать план их включения в программу предмета;

-применить метод-кейсов на уроках русского языка и литературы в экспериментальных классах;

-апробировать и доказать эффективность применения метода кейсов при изучении русского языка и литературы;

-создать  методические рекомендации по  применению кейс-технологий в образовательном процессе.

Участники проекта

Участники проекта – обучающиеся 5-7 классов МАОУ СОШ «Земля родная» г.Новый Уренгой, учитель-предметник, администрация школы.

Основная часть

Описание проекта

Острая противоречивая ситуация в системе современного российского образования порождает создание новых педагогических идей. Каждая идея нацелена на улучшение качества образования, повышение мотивации учащихся в обучении. Моя педагогическая идея в первую очередь нацелена на выработку навыков практической деятельности учащихся, умений принимать оптимальные решения в критических условиях. Портрет современного выпускника общеобразовательной школы представляет собой совокупность компетенций, которыми ученик должен овладеть в процессе обучения.

Компетенция – это 1) «область знаний, круг вопросов, в которых кто-либо осведомлен» (по Ефремовой), 2) (от лат. competo – добиваюсь; соответствую – подхожу)  круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу (Энциклопедический словарь).

В отечественной педагогике (Г. В. Горланов, Д. А. Мещеряков, А. В. Хуторской и др.) принято различать понятия «компетентность» как характеристику работника (специалиста) и «компетенция» как характеристику рабочего места (должности, позиции).

Компетенция – это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли, компетентность – мера соответствия этому требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека.

К ключевым компетентностям относятся:

  1. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
  2. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
  3. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
  4. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
  5. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

В процессе работы с кейсом происходит формирование данных компетенций не только у учащихся, но и учитель при подготовке и реализации кейса совершенствует свой багаж компетенций. Для моей педагогической деятельности, которая не так давно началась, это условие является важнейшим, так как считаю, что только в процессе самосовершенствования и постоянного обновления багажа своих знаний и умений возможно достичь мастерства.

Безусловно, любая педагогическая деятельность станет продуктивной только в том случае, если учитель будет применять самые разные методы и приемы обучения на уроках, согласуя их с особенностями уровня восприятия учащихся и темой урока. На своих занятиях я стараюсь разнообразить работу игровыми упражнениями, индивидуальными карточками с заданиями, творческими и исследовательскими проектами, презентациями, видеоматериалом и аудиозаписями. Также в начале урока нередко применяю проблемный метод подачи темы урока и формулирования задач. Стремлюсь построить занятия таким образом, чтобы ребята сами подводили итоги урока, оценивали достижение цели и личные достижения. Придерживаюсь демократичного стиля преподавания. Провожу отдельные занятия со слабоуспевающими ребятами по пройденным темам.

Считаю, что самым важным для меня является то, чтобы каждый учащийся, который приходит на мои уроки, испытывал интерес к получаемым знаниям, чтобы в итоге в его сознании сложилась четкая картинка понимания моих предметов и остались приятные впечатления.

Сложно говорить о методике данной технологии, не погрузившись в историю её возникновения, развития.

В начале XX века в Гарварде преподаватели лекций стали практиковать групповую работу студентов для решения проблемных ситуаций, относящихся к их будущей профессиональной деятельности. Это и стало первым моментом появления кейс-технологии. Мировую известность она получила лишь в 70-80-е годы. Российские преподаватели тоже старались идти в ногу со временем и также в начале 80-х годов начали применять данную технологию на своих занятиях, но особый виток развития все-таки приходится на середину 90-х годов. Это связано с реформами в экономике нашей страны, что породило увеличение потребности в специалистах, умеющих действовать в ситуациях риска, принимающих быстрые, но верные решения, чему и учит кейс-метод. Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс российских школ.

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. 

Кейс – это «не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию (по О.Г.Смоляниновой).

Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд важнейших задач:

  1. повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна);
  2. развитие навыков обработки информации (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем;
  3. развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения);
  4. развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).

В свою очередь учитель, который использует кейс-технологии на своих уроках, сам разрабатывает кейсы, подбирает материалы к решению кейса, тоже развивается: отрабатывает навыки подбора информации, организации работы учащихся в группах.

Теоретическая база

Теоретической базой моего опыта стали труды В.К.Дьяченко «Коллективный способ обучения», О.Г.Смоляниновой о дидактических возможностях кейс-метода, Е.С.Заир-Бек о межгрупповом взаимодействии, статьи В.Давиденко и Б.Е.Андюсева. А также мне интересен практический опыт Н.В.Галдиной, учителя русского языка и литературы 1 категории г.Озерска и статья Т.С.Дзатцеевой из электронного журнала «1 сентября».

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

Специфика использования кейс-метода как образовательной технологии в школе заключается в следующем:

*обучение в малых группах (4 – 5 человек);

*перед каждой группой ставится одна и та же задача;

*задача не должна иметь однозначного решения;

*обязательное наличие информационного материала;

*при этом информация должна быть либо избыточной, либо недостаточной;

*обязательным условием является выработка решения внутри группы, а затем общего решения.

При оценке работы учащихся учитель оценивает способность школьников к выработке совместных решений, выстраиванию аргументов, умению выслушать и принять другую точку зрения.

Для учителя работа с кейсом состоит из двух этапов:

- подбор ситуации и материала к ее решению;

- подача ситуации ребятам и организация деятельности по работе с ней.

        В свою очередь работа учащихся с кейсом на уроке строится из нескольких этапов:

- знакомство с кейсом;

- изучение и анализ материала, предназначенного для решения ситуации;

- групповое обсуждение пути решения;

- демонстрация решения своей группы;

- дискуссия (обсуждение различных вариантов решения ситуации).

        Как правило, кейс состоит из трех частей: сама проблемная ситуация, вспомогательная информация и конкретное задание к кейсу.

        Проблемная ситуация может быть подана в разных видах: текст с четким сюжетом или идеей, видеофрагмент, аудиозапись, возможно даже фото или иллюстрация.

        Метод кейсов гармонично вплетается в образовательный процесс школы, сближает его с жизненной реальностью, способствует формированию успешной деятельности учащихся в социуме. Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются дети в повседневной деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. Ученик может примерить на себя множество ролей, попробовать себя в различных проблемных ситуациях, посмотреть, как такую же задачу решат другие. С помощью освоения кейсов ученики формируют опыт успешной деятельности.

        Безусловно, возникают и трудности при подготовке кейсов и работе с ними. Прежде чем взяться за внедрение кейс-технологии в свою деятельность, учитель должен  четко ответить на вопросы:

1. Для кого и чего пишется кейс?
2. Чему должны научиться учащиеся?
3. Какие уроки они из этого извлекут?

При подготовке конкретного кейса к уроку необходимо учитывать соответствие проблемной ситуации цели урока и возрастным особенностям класса. Далее правильно и четко сформулировать задание к решению кейса. Также необходимо подобрать такой набор информации, который бы в полной мере всесторонне отражал суть проблемы, либо, наоборот, объем информации был бы недостаточным, что порождает интерес учащихся к кейсу и усиливает мотивацию работы с ним.

Важно заранее продумать эффективность работы в группах, чтобы создалась ситуация коллективного обсуждения и решения ситуации. Работа в микрогруппах занимает центральное место в методе кейсов, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как обучающиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу. Именно при работе в микрогруппах происходит разбор ситуаций как совокупности обстоятельств, обстановки или положения дел, в которых члены коллектива совместно ищут решение проблемы. Они слушают друг друга, говорят сами, записывают,
наблюдают, анализируют полученный результат. При этом спорят, строят гипотезы, учатся слушать, соглашаться с лучшим проектом решения, находят ошибки, проектируют решения, действия, готовят материал для дискуссии.

Важной особенностью данной технологии является то, что он позволяет сочетать в себе различные методы и приемы обучения, которые дают возможность учащимся освоить и закрепить новые знания и формы познания и анализа действительности. В этом и заключается одна из сторон эффективности применения кейс-метода в обучении учащихся.

Методы и приёмы

Содержание деятельности

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Мыслительный эксперимент

Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования

Метод описания

Создание описания ситуации

Метод классификации

Создание упорядоченных перечней свойств, составляющих ситуации

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев в ситуации

«Мозговой штурм»

Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения

С применением кейс-технологий на уроках русского языка и литературы содержание образования остается неизменным, преобразуется форма обучения, отводится больше времени для группового и межгруппового взаимодействия на уроках. Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что учебная задача предполагает один ответ, а кейс предполагает несколько вариантов решения. Поскольку в основе кейс-метода лежит проблемная ситуация, предполагающая несколько вариантов её решения, то нам интересен не ответ, а путь к нему. Работа в группах и микрогруппах развивает в первую очередь коммуникативные и социальные компетенции учащихся.

Например, на уроке литературы по изучению рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» (6 класс) на последнем уроке я  оформила в виде кейса отрывок из кинофильма, снятого по данному произведению, когда учительница Лидия Михайловна и ее ученик, заигравшись в «замеряшки», не слышат, как вошел директор школы. Разделив ребят на группы (по 5-6 человек), предложила им взять на себя полномочия директора и самим решить исход ситуации, но при формулировании оптимального  решения опираться на знание уже прочитанного о героях и должностные инструкции устава школы, на которые должен опираться руководитель учебного заведения в сложившейся ситуации. После предложенных вариантов и обсуждения их мы вновь обращаемся к тексту и зачитываем тот вариант, который предложен автором произведения. Ребята уже другими глазами смотрят на действия директора и по-другому осмысливают замысел произведения. Факт принятия самостоятельных решений в роли учителя повышает мотивацию обучения на уроке.

Необходимые ресурсы

Необходимые ресурсы для успешного применения данной технологии – это постоянный доступ к информационной Вселенной (сети Интернет), принтер, ксерокс и сканер (для преобразования материала в доступные для обработки блоки информации), средства подачи кейса (интерактивная доска, бумага, аудиопроигрыватель и т.п.), коллектив учащихся, готовый к восприятию кейса. Помещение особой роли не играет, главное, чтобы оно соответствовало всем требованиям СанПина РФ.

Продукт проекта

Методические рекомендации  для учителей, направленные на развитие ключевых компетенций учащихся путем применения кейс-технологии на уроках русского языка и литературы.

Заключение

Таким образом, кейс-технология на сегодняшний день стала весьма актуальной в сфере преподавания в общеобразовательных школах. Проект по внедрению кейс-технологии в процесс обучения русскому языку и литературы характеризуется продуктивностью, направлен на развитие ключевых компетенций учащихся, навыков практической деятельности. Решение кейсов не просто дает знания, а учит действовать в определенных условиях, применяя знания. Именно эти умения и необходимы современным выпускникам наших школ для успешной реализации себя.

Отсюда следует, данный проект представляет серьезную значимость для системы современного образования. Применение кейс-технологии на уроках должно стать неотъемлемой частью преподавания предметов в школах. Считаю, что подготовленный мною проект будет иметь важную практическую значимость для учителей общеобразовательных школ, поможет осмыслить метод, углубиться в особенности его применения.

Как сказал великий  Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Поэтому считаю, что инновации должны быть неотъемлемым атрибутом процесса современного образования в школе, но с учетом веками сложившихся принципов преподавания и воспитания школьников.

Список литературы:

  1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей //Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.
  2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. – 112 с. 
  3. Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика?/«Обучение за рубежом» №7, 2000.
  4. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучении: дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004. – 352 с.
  5. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых//Новые знания. – 2001, №2.
  6. Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000.
  7. Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Книга 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом/ научные редакторы и составители: А.М. Зобов, Б.Н. Киселев -М.: ГУУ, 1998. - 1032 с.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  9. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/Под ред. д.с.н., профессора Сурмина  Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.
  10. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. - http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html
  11. Современные технологии обучения/Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.
  12. http://www.educ.sfu.ca/case 
  13. http://www.pace.edu/CTRCaseStudies 
  14. http://www.worldbank.org/wbi/cases/tips/html 
  15. http://www.e-xecutive.ru/workshopъ 
  16. http://www.casemethod.ru/base1.php?tbl=artikel&id=1 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их ...

Кейс-технологии как один из инновационных методов на уроках русского языка и литературы

Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс российских школ....

Использование кейс – технологии на уроках русского языка и литературы.

Перед каждым учителем-предметником ставится задача сформировать у будущих выпускников систему знаний, не существующих в отрыве друг от друга, а взаимосвязанных.В частности, целью уроков русского языка...

Кейс-технологии как один из инновационных методов на уроках русского языка и литературы

Кейс-технологии как один из инновационных методовна уроках русского языка и литературы В начале XX века в Гарварде преподаватели лекций стали практиковать групповую работу студентов для решения п...