Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (8 класс) на тему

Мишина Наталья Николаевна

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. 

Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд важнейших задач:

1)     повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна);

2)     развитие навыков обработки информации (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем;

3)     развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения);

4)     развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-tehnologii_kak_sredstvo.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы

                                                       

Система российского образования сегодня находится на этапе важных масштабных преобразований. Все они направлены на удовлетворение образовательных потребностей общества. Достичь нового качества образования невозможно без внедрения в его систему новых форм и способов обучения, оптимизации образовательного процесса через использование перспективных педагогических технологий.  

Интерактивный подход к обучению сейчас является самым продуктивным для решения задач, поставленных перед образованием. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей интерактивных технологий. Применение их на уроках русского языка и литературы объясняется необходимостью поиска путей активизации познавательного интереса учащихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них.  

Ранее кейс-технологии использовали при обучении студентов вузов и колледжей по экономической специальности, сейчас появляются попытки реализовать кейс-метод в школах. Ребята уже с 5 класса с большим энтузиазмом работают с кейсами, их привлекает жизненность кейса, многообразие решений проблемы.  

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. 

Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд важнейших задач:

  1. повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна);
  2. развитие навыков обработки информации (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем;
  3. развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения);
  4. развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).

Учитель, который использует кейс-технологии на своих уроках, сам разрабатывает кейсы, подбирает материалы к решению кейса, тоже развивается: отрабатывает навыки подбора информации, организации работы учащихся в группах.

Для учителя работа с кейсом состоит из двух этапов:

- подбор ситуации и материала к ее решению;

- подача ситуации ребятам и организация деятельности по работе с ней.

        Работа учащихся с кейсом на уроке строится из нескольких этапов:

- знакомство с кейсом;

- изучение и анализ материала, предназначенного для решения ситуации;

- групповое обсуждение пути решения;

- демонстрация решения своей группы;

- дискуссия (обсуждение различных вариантов решения ситуации).

        Как правило, кейс состоит из трех частей: сама проблемная ситуация, вспомогательная информация и конкретное задание к кейсу.

        Проблемная ситуация может быть подана в разных видах: текст с четким сюжетом или идеей, видеофрагмент, аудиозапись, фото или иллюстрация.

        Безусловно, возникают и трудности при подготовке кейсов и работе с ними. Прежде чем взяться за внедрение кейс-технологии в свою деятельность, учитель должен  четко ответить на вопросы:

1. Для кого и чего пишется кейс?
2. Чему должны научиться учащиеся?
3. Какие уроки они из этого извлекут?

При подготовке конкретного кейса к уроку необходимо учитывать соответствие проблемной ситуации цели урока и возрастным особенностям класса. Далее правильно и четко сформулировать задание к решению кейса. Также необходимо подобрать такой набор информации, который бы в полной мере всесторонне отражал суть проблемы, либо, наоборот, объем информации был бы недостаточным, что порождает интерес учащихся к кейсу и усиливает мотивацию работы с ним.

Важно заранее продумать эффективность работы в группах, чтобы создалась ситуация коллективного обсуждения и решения ситуации. Работа в микрогруппах занимает центральное место в методе кейсов, так как это самый действенный метод изучения и обмена опытом. После того, как учащиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу. Именно при работе в микрогруппах происходит разбор ситуаций как совокупности обстоятельств, обстановки или положения дел, в которых члены коллектива совместно ищут решение проблемы. Они слушают друг друга, говорят сами, записывают, наблюдают, анализируют полученный результат. При этом спорят, строят гипотезы, учатся слушать, соглашаться с лучшим проектом решения, находят ошибки, готовят материал для дискуссии. Работа в группах и микрогруппах развивает в первую очередь коммуникативные и социальные компетенции учащихся.

Например, на уроке литературы по изучению рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» (6 класс) на последнем уроке в виде кейса оформлен отрывок из кинофильма, снятого по данному произведению, когда учительница Лидия Михайловна и ее ученик, заигравшись в «замеряшки», не слышат, как вошел директор школы. Ребята разделились на группы (по 5-6 человек), им предложено взять на себя полномочия директора и самим решить исход ситуации, но при формулировании оптимального  решения опираться на знание уже прочитанного о героях и должностные инструкции педагога, на которые должен опираться руководитель учебного заведения в сложившейся ситуации. После предложенных вариантов и обсуждения их мы вновь обращаемся к тексту и зачитываем тот вариант, который предложен автором произведения. Ребята уже другими глазами смотрят на действия директора и по-другому осмысливают замысел произведения. Факт принятия самостоятельных решений в роли учителя повышает мотивацию обучения на уроке.

При изучении рассказа «Цифры» И.А. Бунина основой обсуждения являлся поступок главных героев, которые, имея очень чуткую натуру, тем не менее, поддаются негативному порыву и вступают в конфликт. Обозначается проблема: «Возможно ли было избежать конфликта?» Учащиеся должны ответить на вопросы: «В чём причина конфликта? Кто виновен в возникновении конфликта? Как ведут себя участники конфликта? Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Как вы из них выходили? Какие советы психологов помогли бы избежать конфликта?»

Каждая группа разыгрывает свой вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.

При изучении в 5 классе темы «Знаки препинания при однородных членах» учащиеся должны были понаблюдать за постановкой знаков препинания при однородных членах, составить схемы предложений и, наоборот, по схемам составить предложения. Особое внимание уделялось союзу И. Сколько заданий, столько раз и менялась тройка, в которой шло обсуждение и принималось общее решение. После этого, в качестве нового продукта, ребята делали самостоятельно выводы и записывали их в тетрадь.

При изучении  произведения А.С.Пушкина «Дубровский» дети рассматривали и анализировали образ Владимира Дубровского, используя упражнение дерево решений и кейс-технологии. Класс делился на 4 группы, каждая из групп рассматривала Дубровского с разных сторон: Дубровский-сын,

Дубровский – разбойник, Дубровский – Дефорж, Дубровский и Маша. Группа получила свой кейс (листок от дерева) с заданием (вопросы по тексту). Детям давалось время для обсуждения, затем представитель от группы озвучивал общее мнение, делал выводы. В качестве нового продукта ребята дома писали творческую работу «Каким я представляю Владимира Дубровского». Материалы урока были ребятами использованы в их сочинениях.

Работа по решению кейсов одинаково эффективна в групповой работе учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

С применением кейс-технологий на уроках русского языка и литературы содержание образования остается неизменным, преобразуется форма обучения, отводится больше времени для группового и межгруппового взаимодействия на уроках. Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что учебная задача предполагает один ответ, а кейс предполагает несколько вариантов решения, нам интересен не ответ, а путь к нему. Решение кейсов не просто дает знания, а учит действовать в определенных условиях, применяя знания. Именно эти умения и необходимы современным выпускникам наших школ для успешной самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского язы...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...

ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования  ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной д...

Опорные схемы – конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

В статье рассматривается многолетний опыт использования опорных таблиц  в работе....