Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Белешева Наталья Васильевна

Урок русского языка в 5 классе по теме "Устаревшие слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Устаревшие слова.

Цель урока: создание условия для знакомства и расширения знаний у  учащихся об устаревших словах.

Задачи: познакомиться с некоторыми устаревшими словами, которые  встречаются в современном русском языке; правильно объяснять значение этих слов и употреблять их; пользоваться толковым  словарем.

  1. Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному

   материалу, осознание смысла учения и личной ответственности за  будущий   результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках,   адекватная самооценка;

  Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания;  формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

 Коммуникативные УУД:

    умение слушать и слышать учителя, ученика;  вступать в диалог;  сотрудничать с  другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя

    формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: умение находить устаревшие слова, понимать и  объяснять их значение.

Тип урока - урок изучения нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, работа в парах, учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения: презентация.

Оборудование: рабочие листы, словарик к уроку, экран, ноутбук, перчатка, перстень, наперсток.

Использованная литература:

Школьный толковый словарик

 «Толковый словарь живого русского языка». В И Даль.

Ход урока

  1. Организационный момент. (Создание эмоционального настроя

-Ребята! Меня зовут Наталья Васильевна. Сегодня урок проведу у вас я и надеюсь, что найдем общий язык, нам будем интересно на уроке. А для начала возьмитесь за руки и я подойду к каждой группе и передаю вам своё хорошее настроение. Садитесь.

II. Введение в новую тему.(Актуализация знаний)

- Ребята, любите отгадывать загадки? Отгадаем загадку. Слайд 1 

Два супостата борются, никто одолеть не может.

- Кто знает отгадку? А все ли слова в загадке понятны?

(Есть слово супостат.)

- А как вы думаете, какое это слово? Почему оно нам непонятно?

( Дети высказывают версии). А где можно найти значение слова? (в словаре)

-Оказывается, супостат это устаревшее слово, означает враг, неприятель. Слайд 2.

- Кто догадался, с какими словами мы будем работать на уроке?

III.Сообщение темы урока. Постановка цели. Слайд 3

Тема урока: Устаревшие слова.

Запишите тему на рабочих листах, на которых вы будете сегодня работать. Подпишите свои имена на листах. На этих листах вы будете выполнять задания.

Поставим цели урока. Слайд 4.

Дети, пользуясь опорными словами, ставят цели:

Узнать …

Научиться отличать …, находить…

IV. Усвоение новых знаний.

Работа №1.- Ребята, на ваших столах есть текст об устаревших словах прочитайте и составьте схему к прочитанному группой. Затем один из группы расскажет у доски.

Самостоятельная работа (5 мин). Озвучивание работ.

Работа №2.

Следующая работа. Обратите внимание на этот рисунок. На рисунке изображены части тела человека и подписаны устаревшими словами.

Слайд 5

- Сможем ли подобрать современные синонимы?

Выполните задание 2 на рабочих листах. (2 мин.)

Проверка. Я называю слова, а вы называйте синонимы.

Вывод: Значит, какие это устаревшие слова? (архаизмы)

Физминутка. Слушайте внимательно и повторяйте за мной. Встаньте прямо. Вытяните выю. Расправьте рамена. Похлопайте веждами 3 раза. Потрите дланью ланиты, чело. Подвигайте раменами вперед. Поднимите десницу. А теперь шуйцу и похлопайте 3 раза. Садитесь.  

       V.Закрепление знаний и умений.

Работа №3

- Ребята, у меня в руках три предмета. Назовите их. Слайд 6

- Что общего между ними, кроме того как их носят на руке? (предположения)

-Запишите слова и выделите в них общий исторический корень. Слайд  7

Вывод: где могут встретиться устаревшие слова? (в корнях современных слов)

Работа №4.

-Рассмотрите картину, какие историзмы мы найдем на картине? Слайд 8

(кольчуга, палица, меч, копьё, шлем)

Составьте предложение с каким-нибудь словом.

Вывод: историзмы встречаются в исторических картинах.

Работа №5.

Выполните задание 5 на рабочих листах. Дан отрывок (прочитать самой!!!). Из какой сказки и кто написал?

Проверка. Слайды 8, 9

Вывод: Где ещё используются устаревшие слова? (в произведениях)

- А ещё? (в пословицах, загадках)

Вернемся к нашей загадке. Кто отгадал?

VI. Обобщение и систематизация знаний.

-Зачем нужны устаревшие слова?

-Пользуясь опорными словами, продолжите фразы. Слайд 9

 VII. Информация о домашнем задании.

(по выбору: из учебника литературы или истории найти устаревшие слова

Нарисовать рисунок с устаревшими словами по сказкам Пушкина)

-Спасибо за работу. Вы сегодня молодцы!

VIII.Рефлексия

Оцените свою работу. Закрасьте один из смайликов, который соответствует вашей работе на уроке.

 

УСТАРЕ́ВШИЕ СЛОВА́ — это слова, вышедшие из активного употребления (аршин, барщина, городовой, купец, око, толмач, супостат и др.).

  Все устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы.

 Историзмы — это названия предметов и явлений, не встречающихся в современной жизни  (бурлак, епанча, крепостной, смерд, гетман, юнкер, салоп). Они не имеют синонимов в современном языке.

Архаизмы — это устаревшие названия современных вещей и понятий; слова этой группы стали устаревшими потому, что в языке появились новые названия тех же понятий. Архаизмы имеют синонимы в современном русском  языке.

 Сведения  о значении устаревших слов можно получить в толковых словарях. Устаревшие слова в них обозначены пометой (уст.).

  УСТАРЕ́ВШИЕ СЛОВА́ — это слова, вышедшие из активного употребления (аршин, барщина, городовой, купец, око, толмач, супостат и др.).

  Все устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы.

 Историзмы — это названия предметов и явлений, не встречающихся в современной жизни  (бурлак, епанча, крепостной, смерд, гетман, юнкер, салоп). Они не имеют синонимов в современном языке.

Архаизмы — это устаревшие названия современных вещей и понятий; слова этой группы стали устаревшими потому, что в языке появились новые названия тех же понятий. Архаизмы имеют синонимы в современном русском  языке.

 Сведения  о значении устаревших слов можно получить в толковых словарях. Устаревшие слова в них обозначены пометой (уст.).

Рабочий лист 

Ф.И.______________________________________________________________

Тема_____________________________________________________________

Вариант 1.

Задание 1.   Прочитайте текст и составьте схему.

Задание 2.

Подберите синонимы к архаизмам.

Око - _______________________________

Длань - ______________________________

Рамена - _____________________________

Задание 3. Напишите слова и выделите общий исторический корень

  1. ___________________________________
  2. ___________________________________
  3. ___________________________________

Задание 4. Составьте и запишите предложение, используя историзм.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

(кольчуга, шлем, палица, меч, копье, колчан)

Задание 5. 1. Найдите устаревшие слова и подчеркните. Используйте словарик к уроку.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

  1. Определите, историзмами или архаизмами являются эти слова.

Оцените свою работу

        

 Отлично, всё понял             Хорошо, но есть вопросы                     Плохо, нужна помощь                    

Рабочий лист 

Ф.И.______________________________________________________________

Тема_____________________________________________________________

Вариант 2.

Задание 1.   Прочитайте текст и составьте схему.

Задание 2.

Подберите синонимы к архаизмам.

Выя   - _______________________________

Ланита - ______________________________

 Уста - _____________________________

Задание 3. Напишите слова и выделите общий исторический корень

1.___________________________________

2.___________________________________

3.___________________________________

Задание 4. Составьте и запишите предложение, используя историзм.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

(кольчуга, шлем, палица, меч, копье, колчан)

Задание 5. 1. Найдите устаревшие слова и подчеркните. Используйте словарик к уроку.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

  1. Определите, историзмами или архаизмами являются эти слова.

Оцените свою работу

        

 Отлично, всё понял                 Хорошо, но есть вопросы                     Плохо, нужна помощь                    

Рабочий лист

Ф.И.______________________________________________________________

Тема_____________________________________________________________

Вариант 3.

Задание 1.   Прочитайте текст и составьте схему.

Задание 2.

Подберите синонимы к архаизмам.

Перста - _______________________________

Чело - ______________________________

Вежды - _____________________________

Задание 3. Напишите слова и выделите общий исторический корень

1.___________________________________

2.___________________________________

3.___________________________________

Задание 4. Составьте и запишите предложение, используя историзм.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

(кольчуга, шлем, палица, меч, копье, колчан)

Задание 5. 1. Найдите устаревшие слова и подчеркните. Используйте словарик к уроку.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

  1. Определите, историзмами или архаизмами являются эти слова.

Оцените свою работу

        

 Отлично, всё понял             Хорошо, но есть вопросы                     Плохо, нужна помощь                    

Словарь устаревших слов к уроку.

Воротился – возвратился.

Десница - правая рука.

Душегрейка - женская тёплая кофта без рукавов.

Кичка - старинный праздничный головной убор замужней женщины.

Колчан - сумка для стрел.

Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.

Маковка – макушка.

Палица – тяжелая дубинка с утолщенным концом, употреблявшаяся в старину как оружие.

Супостат- враг, неприятель.

Терем- деревянный дом в виде башни.

Шуйца – левая рука.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...