Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Хасангатина Регина Равильевна

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хасангатина Р.Р.

Тема: Глагол в языке и речи.

Виды глагола

 Цели: Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме «Глагол в языке и речи»; «прочувствовать» и «прожить» ее.  

            Развивать умения учащихся:

             - самостоятельно определять свои знания –незнания по изучаемой теме;

             - работать в парах;

             - сравнивать, анализировать, формулировать вопросы ,делать вставки;

             - систематизировать материал в кластер.

 Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Тип урока: комбинированный

Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Приемы: индивидуальная работа , групповая работа, прием «мозгового штурма».

Ход урока

  1. Орг .момент

Слово учителя:  «Здравствуйте, ребята ! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой роботе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя , зеленая ,черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!»

    2. Проверка д/з. –закрепление.

                              Учитель:На прошлом уроке мы с вами изучали       правила правописания «ь» знака в глаголах.    Сейчас          мы закрепляем эту орфограмму . Итак я диктую вам слова, если вы считаете , что в слове пишется «ь» - хлопок, если же нет «ь» , то топаете ногами . Договорились? Поехали!

«Ь»

-

Быстро мчаться

Долго купаться

Не успела оглянуться

Пар расстилается

Свет разливается

Лес улыбается

  3. Объяснение материала .

Слово учителя:      Молодцы , справились.    Сегодня, ребята, мы также продолжим наш разговор о глаголах.    И вот сегодня к нам на урок русского языка пришли гости из далёкой старославянской школы , которая существовала в России много веков назад .    Они расскажут нам очень интересные истории о важнейший  в русском языке  части речи , без которой  ничего в мире   не могло бы существовать и развиваться.

Ученик: “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.

Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”. Работа с эпиграфом.

Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении “Пророк”: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость.

Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”

Вопрос: Ребята, а как вы понимаете высказывание Николая Греча о русском языке?

Ученица: “Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это, действительно, так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить признаки, что обозначает существительное, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.

Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле — примерно 6% глаголов, в научном — около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.

Вопрос:   Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться многообразием глагольной лексики?

 

СЛАЙД №1

Учитель: А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

У доски.

Молодцы, теперь, пожалуйста ,составьте с ними предложения и выделите подлежащие и сказуемое .

СЛАЙД №2

Учитель: А сейчас давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами пиктограммы, и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких “ лицах-пиктограммах”.

Сделайте вывод.

(Передают состояния ,настроение человека тот или в иной момент его жизни)

СЛАЙД №3

5. Закрепление

 Ребята какое время года у нас сейчас за окном?

Вот и следующий  наш текст посвящен этому замечателному периоду.

А)  выразительное чтение текста:

        Апрель – настоящий водолей. Заиграют талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идёт лёд.

Б) беседа по тексту:

- Лексическое значение всех слов этого текста вам понятно?

 - Что такое разводье?

     (Пространство чистой воды  между  льдами , весной)

- Почему в первом предложении поставлен знак тире?

(Апрель –сущ.,а второе сущ-ое «водолей»  выступает в роли  сказуемого  , между двумя сущест-ми ставится тире)

- Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку?               - Найдите и запишите глаголы, соответствующие схемам:

                           ¬ᴖ˄˄□   (заиграют)          ᴖ˄□˄(трогаются)

-  Зададим вопросы к этим глаголам?

                  - Какой из глаголов обозначает законченность действия?

(тронулись)

- Какой из глаголов обозначает незаконченность действия?

(заиграют)

Подписываем под глаголами их вид. Ученики пробуют самостоятельно сделать выводы о том, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида.

Слово учителя: 

Итак ребята ,первую часть темы нашего сегодняшнего урока вы видите на доске, а теперь  постарайтесь сформулировать и записать вторую часть.

Чтобы  помочь нам разобраться в значениях  и вопросах  глагола к нам на урок пришли два вида глагола . И  они хотят нам представиться.

 Глагол сов. вида:

Я глагола вид совершенный,

И ничуть я, ребята, не вредный.

Вы вопрос “что сделать?” скажите,

Так меня везде отличите.

- Первый вид совершенный. На какой вопрос он отвечает?

Глагол несовершенного вида:

А я, ребята, несовершенный вид,

И звание мне это вовсе не претит.

Вопрос “что делать?” мне задайте,

И голову мне не ломайте.

- Второй вид несовершенный. На какой вопрос он отвечает?

6. Физкультминутка

Учитель:

А теперь после небольшого  знакомства давайте закрепим нашу  дружбу  физкультминуткой.

7. Составление кластера

Учитель:Молодцы , присаживайтесь.  Вернемся к нашему  уроку.

Перед вами лежат листочки-кластеры. В одной колонке  вы должны  записать то, что знали  до того как мы о глаголе , а вот  вторую вы будете пополнять  в течении  нескольких уроков. (1 минута)

Учитель:

Обратите внимание на доску здесь у нас с вами есть глагол совершенно и несовершенного вида , а у каждого из вас есть слова-глаголы ,теперь положите свои слова в соответствующую корзину, прокомментировав  это. Пожалуйста.

Соверш. Слепил, долбил, схватил,чинил, стукнул, поссориться, мириться подлечил, примерз, хохотал, бормочет, думать, рассмеяться , подарю, увезу, буду рисовать, Нарисую, расхвалил, кувыркался, помог.

Несов. Кудахтал, буду пилить , выдумал, зевать, притащить, жгу, визжал, завизжал, побелю, буду шуметь, лечу , купаюсь. Выкупаюсь, буду нырять, нырну, наряжаюсь. Боялся , испугался , буду сочинять, придумаю, буду барабанить, заснял, бриться.

9. Слуховой диктант

 Учитель:Сейчас вы  прослушайте стихотворение А.С. Пушкина. Ваша задача:выписать глаголы ,которые встречаются в тексте.

(Помню, явилось ,звучал , слились, шли, рассеял , забыл, тянулись, настало, явилось, бьется, воскресли.)12 глаголов.

  1. Работа с текстом.

 У каждого времени года своя музыка.

 Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки.

Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

Учитель: 

                   А) Выразительное  чтение  текста.

                   Б)Беседа по вопросам:

-Определите  основную мысль текста? ( у каждого  времени года  своя музыка)

-Попробуем озаглавить текст ? ( Мелодия весны )

-В каком стиле написан текст? (худоңественный)

-Найдите приметы  художественного стиля? (весь текст  передается как метафора , текст плавен , певуч, много олицетворения)

-Какие слова, по-вашему ,несут основную смысловую нагрузку?

11.Рефлексия

Учитель:

Молодцы, ребята, поработали вы хорошо. А теперь пожалуйста заполните те карточки , что лежат у вас на партах, в конце урока дежурный их соберет.

Рефлексия.

  1. «Самое главное , что я  сегодня  понял на уроке»…………………………………………………………………………………………
  2. Доволен ли ты тем, как прошел урок?.................................................................
  3. Сумел ли ты получить новые знания? ……………………………………………………………………….
  4. Был ли ты активен на уроке?..........................................................................................
  5. Сумел ли ты показать свои знания?................................................
  6. Пожелания……………………………………………………………………………………

  1.    Постановка д.з.

                  Стихотворение Братынского, выписать  глаголы, написать вид глаголов .

И второе, вы  должны выполнить  тестовую работу.

  1. Эмоциональный настрой

Не забыли про «отражатели  настроения» ?

Проверим , насколько изменилось  ваше настроение .

Ну что ж, ребята , сегодня  вы хорошо  поработали на уроке.   До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды глагола"

Урок дифференцированного обучения по теме "Виды глагола" содержит различные виды заданий для отработки навыков по определению вида глагола, итогом урока является творческая работа....

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Виды глаголов»

Тема урока: «Виды глаголов».     Цель урока: организация деятельности учащихся по усвоению понятия «виды глаголов, по овладению способами распознавания видов глаголов, по зак...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему: "Виды глагола".

С введением ФГОС без технологической карты провести урок непросто. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом: основные этапы урока ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Виды глагола"

Технологическая карта с описанием деятельности учителя, учеников....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды глагола"

Урок  по теме "Виды глагола" (УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др., ФГОС)...

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...

Урок русского языка в 5 классе на тему "Виды глагола".

Это урок изучения нового материала с использованием игровой, проблемной, дифференцированной технологий обучения....