Критериальный подход к оцениванию сжатого изложения в 5 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (5 класс) на тему

Антипова Наталья Вадимовна

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее. В 5классе ведется работа по обучению учащихся критериальному оцениванию. Поэтому возникает необходимость ознакомления учащихся  с общими подходами к проверке и оценке сжатого изложения. Такой аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю при подготовке к ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Критериальный подход к оцениванию

сжатого изложения в 5 классе.

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее. В 5классе ведется работа по обучению учащихся критериальному оцениванию. Поэтому возникает необходимость ознакомления учащихся  с общими подходами к проверке и оценке сжатого изложения. Такой аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю при подготовке к ГИА.

Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку более объективно, а, следовательно, менее эмоционально. Оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания - конкретное выражение учебных целей.

На уроке  «Подготовка к сжатому изложению» в 5 классе предлагается учащимся оценить черновой вариант сжатого изложения по тексту Л. Кассиля «Неожиданные открытия» с помощью  таблицы «Критерии оценки сжатого изложения». В основе таблицы - алгоритм оценивания сжатого изложения ГИА в 9классе, адаптированный для пятиклассников. Оценивается  содержание изложения  по трем основным критериям :ИК1 содержание изложения, ИК2сжатие текста смысловую цельность текста, ИК3 связанность и последовательность. Перед самостоятельным оцениванием, исправлением ошибок и недочетов каждый критерий проговаривается, подробно рассматривается. Так в первом критерии ребята сверяют содержание своей работы с планом. Обращается особое внимание на критерий «Сжатие текста», где проговариваются все возможные способы сжатия в каждой микротеме текста и приводится эталон сжатого варианта. В третьем критерии ребята обращают на количество абзацев, последовательность изложения текста, отсутствие логических ошибок.

Положительные стороны критериального оценивания

На уроке критериальное оценивание выступает как формализующий алгоритм, который подразумевает формирование оценки в виде группы отметок, поставленных в соответствие каждому критерию. Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить уровень своей работы (7б-«5»,6-5б.-«4», 4—3б.-«3»,2-1б.-«2»). Оцениваться может только работа учащегося, а не его личность;

  • работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (критериями) .В данном случае учащиеся имеют представление о том ЧТО и КАКИМ ОБРАЗОМ оценивается, к чему необходимо стремиться. Эталон (за что ставится максимальная оценка) известен учащимся заранее;
  • критерии оценивания изложения учащихся  позволяют обобщать результаты, выявленные в ходе работы  учащегося над изложением.

Фрагмент урока

«Подготовка к сжатому изложению по тексту Л. Кассиля «Неожиданные открытия»».

Неожиданные сходства.

Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всем, что его окружало.

Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки.

Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву. А иногда крохотные фарфоровые ролики на зеленом столбике. «Будто табунок молоденьких зебр пасется!» – показывал он на рощицу молодых белоногих березок.Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставляя лучам солнца. Он видел в нем палочку горящего бенгальского огня.

 Многие явления природы   замечал Коля. Внимательный глаз  распознавал теперь многое, что ускользало раньше.

                                                                                                                    ( по Л.Кассилю)

Видеоряд

Закончили работу с черновиком. Каждый из вас может получить за эту работу отличную и хорошую оценку,  набрав 7 баллов -максимальное количество. но для этого необходимо исправить возможные ошибки , недочеты в черновике. Помогут сделать это правильно «Критерии оценки сжатого изложения». Приступаем к проверке. Положите критерии перед собой.

Учитель, ученики, критерии

Итак, что мы  оцениваем в первом критерии

В первом критерии ИК1 мы оцениваем содержание изложения. Максимальный балл 2. Сколько частей в вашей работе?   Проверим  по плану изложения: План:

Ваш вариант

Проверка (Слайд )

1.Колины открытия.

2.Неожиданные сходства.

3.Внимательный глаз.

 Сколько микротем (абзацев)получилось в изложении? Ответ:  3.

Переходим ко второму критерию. Что оценивается здесь? Оценивается сжатие текста. Обратите внимание, что сжимать необходимо каждую часть текста  и использовать различные способы сжатия. Максимальный балл этого критерия -3

Какие способы сжатия использовали?

Все ли микротемы  текста можно было сжать?

 Проверим:

Исходный  текст

Способ  сжатия

Сжатый  текст

1микротема

Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки

Упрощение

Он долго смотрел на кленовый лист и сравнивал его с крылом бабочки.

 2 микротема             Будто табунок молоденьких зебр пасется! – показывал он на рощицу молодых белоногих

березок.

Замена

Рощица молодых березок казалась похожей на табунок молоденьких зебр.

3 микротема

Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставляя лучам солнца. Он видел в нем палочку горящего бенгальского огня.

Слияние

Он срывал пшеничный колос и видел в нем палочку горящего бенгальского огня.

В 3-м критерии нужно оценить смысловую цельность текста, связанность и последовательность. Должно совпадать количество абзацев с планом, не допускается перестановка микротем и предложений. максимальный балл 2.

Оцениваем самостоятельно свою работу с помощью критериев. Это даст вам возможность исправить ошибки, недочеты своей работы. За содержание изложения вы можете получить максимальное количество 7баллов.

Приступаем к проверке. баллы выставляем в таблицу.

Баллы

(ФИ ученика_________)

Баллы (учитель)

Рефлексия

(сложно оценить  ,

легко оценить +)

ИК1

ИК2

ИК3

Всего

__________

Кто закончил работу? Давайте проверим.

Учитель 

ученики Ответ:  3.

Слайд, ответы учеников

Слайд:

Доска

Способы компрессии

Исключение

Замена

Упрощение(обобщение и исключение)

Слияние 

Ответ ДА. Сжимать можно было текст во всех 3-х частях.

Ответы учащихся, проверка таблицы по слайдам.

таблица    №2

ИК1

1абзац Колины открытия.

2абзац Неожиданные сходства.

3абзац Внимательный глаз.

Ик2

Способ  сжатия

Сжатый  текст

Упрощение

Коля научился подмечать неожиданные сходства: веточка ландыша напоминала капельки молока или фарфоровые ролики

Замена

Рощица молодых березок казалась похожей на табунок молоденьких зебр.

Слияние

Он срывал пшеничный колос и видел в нем палочку горящего бенгальского огня.

Критерии для проверки

Критерии

Баллы

Ик-1

Содержание изложения

Точно передал основное содержание, количество микротем(абзацев) совпадает

2

Передал основное содержание,

но упущено или добавлена 1 микротема(абзац)

1

Передал основное содержание, но упустил или добавил более 1 микротемы (абзац)

0

Ик-2

Сжатие  исходного текста

Применил 1 или несколько приемов сжатия  во всем тексте(исключение, замена, упрощение(обобщение и исключение)),

слияние)

3

Применил 1 или несколько приемов сжатия  в 2х микротемах

2

Применил 1 или несколько приемов сжатия  в одной микротеме

1

Не применил ни одного приема сжатия

0

Ик-3

Смысловая цельность, речевая связанность и последовательность

Нет логических ошибок,

последовательность изложения текста  не нарушена ( соответствует плану),

в работе нет нарушений абзацного членения текста (3 абзаца)

2

Допущена 1 логическая ошибка (перестановка предложений или абзаца

и/или

имеется 1 нарушение абзацного членения текста(2 абзаца вместо 3-х)

1

В работе просматривается коммуникативный замысел

Допущена более 1 логической ошибки

и/или

имеется 2 нарушение абзацного членения текста(1 абзац)

0

Максимальное количество баллов

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация образования:критериальный подход в системе оценивания учащихся

Презентация "Модернизация образования: критериальный подход в системе оценивания учащихся", Ким Э.В., Панасенкова О.А., Крылов А.И., методическая лаборатория географии МИОО...

Современные подходы к написанию изложения ГИА9

контрольная работа дистанционного курса повышения квалификации педуниверситета "Первое сентября"...

Критериальный подход в организации работы над метапредметным итоговым сочинением как формой допуска к ГИА

С 2014/15 учебного года введено сочинение как форма государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) (п. 9.1 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам средн...

«Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся»

В статье рассматриваются вопросы : достоинства и недостатки пятибалльной системы оценивания; виды критериального оценивания, его плюсы и минусы; представлены критерии оценивания для развития монологич...

Критериальный подход к оцениванию читательской компетентности при подготовке к устному собеседованию

Цель: организовать работу по усвоению требований и критериев оценки собеседованияЗадачи:образовательные: познакомить критериями оценки собеседования;  создавать условия для совершенствования комм...

Критериальный подход к оценке обучающихся

Критериальный подход к оценке обучающихся на уроках разного типа: требования ФГОС и возможности способа дмалектического обучения...