Разбор простого предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Дербышева Нина Николаевна

Данный урок предназначен для повторения темы в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razbor_prostogo_predlozheniya.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Синтаксический разбор простого предложения.

Предмет гуманитарного цикла  (интегрированный урок)

Цель:

Образовательная

- обобщить знания учащихся о порядке разбора простого предложения.

Развивающая

- развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, самостоятельное мышление, уметь анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы.

Коммуникативная                  

- развивать устную речь учащихся, грамотно отвечать на поставленный вопрос.

Здоровьесберегающая

- создать условия для успешного освоения материала, выбрать средства обучения с учётом психофизиологических  особенностей.

Оборудование: учебные принадлежности, иллюстрации, раздаточный материал, картинки с использованием ИКТ картины про осень А.И.Куинджи «Осень», И.И.Левитан «Золотая осень», В.Д.Поленов «Золотая осень».

Ход  урока

  1.  Организационный момент (подготовка уч-ся к уроку, настрой на урок)
  2.  Повторение изученного материала: фронтальный опрос по пройденной теме
  3. Орфографическая диктовка: Октябрь, тропка, холод, стужа, мороз, иней, ноябрь

- Подчеркните в данных словах непроверяемые гласные ( взаимопроверка)

-Среди написанных слов есть то, которое соответствует названию нашему месяцу, какое это слово?

Ученики:  ноябрь

слайд

( словарная работа) – разбор слова по фонетическому принципу.

  1.  Выразительное чтение стихотворений о ноябре:

    1 ученик:

Ноябрь.
И вот уже зима спешит,
Чтоб встретить осень на пороге,
А за окошком снег кружит,
Ноябрь месяц к нам приходит.

2 ученик:
Дождь не кончится никак,
Журавлей летит косяк,
На дорогах грязь и лужи,
Шлет Ноябрь привет от стужи.

К завершенью год пришел,
И Декабрь подошел,
Засыпает вся природа
Перед зимним Новым Годом.

3 ученик:

Чёрный лес

 Неотразимый

Прорисован до корней,

За ноябрьским предзимьем

Снега ждёт душа скорей.

За угрюмыми ночами

Белых плясок хоровод,

За терпенье и печали

Долгожданный Новый год!

4 ученик:

Яблони и сливы голые стоят.

Выглядит уныло наш осенний сад.

За окном то дождик, то холодный снег.

Мрачно, неуютно на душе у всех.

Уныло солнце в лужах ноября.

Но не будем злиться на него мы зря.

Приготовим лыжи, санки и коньки.

Ждут нас очень скоро зимние деньки.

5 ученик:

Дождь не кончится никак,
Журавлей летит косяк,
На дорогах грязь и лужи,
Шлет Ноябрь привет от стужи.

К завершенью год пришел,
И Декабрь подошел,
Засыпает вся природа
Перед зимним Новым Годом.

     Учитель:  Вы подобрали замечательные стихи об этом времени года.

     Учитель: Ноябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.

 Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу.

      Учитель:  Как в старину называли месяц – ноябрь?

      Ученик: В народе ноябрь называют «черноторопом».

      Учитель: Как думаете, почему?

      Ученик: Ковёр из разноцветных листьев почернеет, пышный когда – то становится незаметным, тропинки в лесу станут чёрными, вот и называют его – чёрноторпом.

     Ученик: Небо в ноябре почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.

 

    Ученик: В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шатер.

 

    Ученик: Серебряным звоном зима начинается. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви деревьев, в саду бойкие синички рассыпают серебряный звон.

 

   Ученик: Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке-зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью».

   Учитель:

 Обо всех временах года и каждом месяце в отдельности  известный русский композитор П.И.Чайковский  написал цикл "Времена года"  - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. 12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов:

Ученик:

«На тройке». Ноябрь:

«Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой во след не спеши

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши»

Н.А.Некрасов.

    Ученик:  Как позднее вспоминал его брат М.И.Чайковский: "Петр Ильич, как редко кто,  любил жизнь…  Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа."  Этим лирическим чувством композитора,  любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года.  В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

    Ученик:  "На тройке". Ноябрь. Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. ( Показ картинок русской тройки) К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен. Появление этой пьесы в цикле Чайковского воспринимается, как реальная надежда на жизнь. Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей - вот символы продолжающейся жизни. Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье. “Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский.

Слайд

    Учитель:  Послушаем пьесу П.Чайковского «На тройке».

    Учитель: Об осени, об этом времени года народ сложил немало пословиц, Назовите их.

    Ученики:

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.

От осени к лету повороту нету.

Бойся осени: за ней зима, не бойся зима: за ней весна.

Ноябрь с гвоздем, декабрь с  мостом.

В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

Ноябрь - ворота зимы.

Ноябрьские ночи до снега темны.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

В ноябре зима с осенью борется.

Физкультминутка для глаз по усмотрению учителя

  1.     Учитель:  Картины осенней природы – настоящие шедевры полей, лесов, лугов. Поработаем с картинами и мы с вами. Составьте  словосочетания по картинам об осени и разберите их по алгоритму:
  1. Обозначить главное слово;
  2. Задать вопрос к зависимому слову;
  3. Надписать часть речи зависимого слова;
  4. Графически обозначить грамматическое средство связи (окончание, предлоги);

Слайды

                                   +

Словосочетание = слово + слово;  Словосочетание - это

Составьте  из полученных словосочетаний предложения и запишите.

  -Картины И.И.Левитана удивляют нас волшебной красотой.( примеры детей)

         Слайды картин художников

Учитель:

5. Синтаксический разбор предложений (запись у доски и разбор по образцу порядка синтаксического разбора; индивидуальная работа по составлению предложений – проверка в тетрадях)

     Учитель: что такое грамматическая основа? Что  относится к второстепенным членам предложения? На какие вопросы они отвечают? ( опрос детей)

     Учитель: предложения имеет кроме главных членов предложения ещё и второстепенные. Какие, назовите их? На какие вопросы отвечает дополнение? Определение? Обстоятельство?

                     6. Конструирование предложений по схемам:

1)____________========------------. 2)___________,___________,__________=======_._._._._._..

3)____________=======, ======= -.-.-.-.-.-.-.-.

  1.     Работа по карточкам (по группам: 1) указать грамматическую основу предложения; 2) подчеркнуть второстепенные члены предложения); 3) графически нарисовать схему предложения; 4) объяснить расстановку знаков препинания с однородными членами.
  2.     Выполнение упр. 218 (проверка в парах)
  3.     Домашнее задание: Напишите сочинение – миниатюру по одной из тем «Краски моей осени», «Моя первая осень», «Прогулка по осеннему лесу»
  4. Оценки за урок.
  5. Итог урока:

Учитель:  Что удалось нам повторить на уроке?

Ученики:

Учитель: Что называется грамматической основой предложения?

Ученики:

Учитель:

Какие второстепенные члены предложения знаете?

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

синтаксический разбор простого предложения

Материалы в помощь учителю при изучении темы "Синтаксический разбор простого предложения"...

Синтаксический разбор простого предложения

Урок в 5 классе по теме "Синтаксический разбор простого предложения"...

Разбор простого предложения

Разбор простого предложения...

порядок синтаксического разбора простого предложения

Данная ПАМЯТКА или ОПОРА поможет пятикласснику запомнить (а в случае затруднения напомнит) порядок синтаксического разбора простого предложения....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе (ДЦП) по теме: "Пунктуационный разбор простого предложения"

 Данный урок русского языка проведён в 5 классе с обучающимися с диагнозом ДЦП и ставит своей целью  повторение и закрепление изученного на уроках материала по теме “Синтаксис п...

Синтаксический разбор простого предложения.

План синтаксического разбора простого предложения. Образец разбора....