Творческий конкурс «Учитель – Учителю – 2010»
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме

Дранова Людмила Петровна

 

Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию

1. Нетрадиционные уроки дополняют традиционные уроки;

2. Нетрадиционные уроки выступают средством повышения интереса и активности школьников;

3. Нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.

Именно на таких уроках детям особенно интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhiv_winrar.rar2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12

Пластовский район, Челябинская область

Г.Пласт

Творческий конкурс «Учитель – Учителю – 2010»

Элективные курсы по русскому языку

 В 11 классе

Нестандартные уроки


        В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к   творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они,  прежде всего,  должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.   Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. Не случайно и в КИМ  ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение  является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление  — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

 

Цели элективного курса:

- гуманитарное развитие учащихся;

- развитие творческих способностей личности;

- овладение учащимися свободной письменной речью;

- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Задачи элективного курса:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению  задания С на ЕГЭ:

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

  

Технология организации учебного процесса по элективному курсу

        Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С  ЕГЭ предыдущих лет.

        Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике,  уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа  рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Прогнозируемый  результат

Программа элективного курса предусматривает  обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

                К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

      - понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;

- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

- уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.

       Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)  
  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы  в соответствии с требованиями ЕГЭ и  критериями оценивания

Критерий эффективности реализации программы: в результате  изучения курса  максимальное количество баллов  за содержание   сочинения   -  14.  

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»).

                            Нетрадиционные уроки.

Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию

1. Нетрадиционные уроки дополняют традиционные уроки;

2. Нетрадиционные уроки выступают средством повышения интереса и активности школьников;

3. Нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.

Именно на таких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. На нетрадиционных уроках удаётся заставить работать каждого ребёнка. Сформированность положительной мотивации учения школьников, повышение активности на уроке, познавательной деятельности определялась тем, что использовались дидактические игры на уроках, разнообразные задания на развитие мышления и памяти, активное восприятие детей пробуждала применяемая на уроке наглядность. Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету.

Формы нетрадиционных уроков разнообразны: уроки-путешествия, урок-деловая игра, лабиринт, творческая мастерская лингвистический эксперимент, заседание ученого совета,  урок-исследование и др.

         Ещё одна интересная форма урока - это урок-презентация, или урок-представление

 Тема урока: » От анализа текста к сочинению».

Цель:

1.Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку части С .

2. Развивающий аспект.  Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.

3. Воспитательный аспект.  Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса учащихся к обсуждению вопросов.

Исходя из формулировки темы урока учащиеся сами определяют что должны знать и что уметь к концу урока.

Работа проводится в трех творческих группах.

Перед самостоятельной работой в группах,

ребята читают текст о Зюраткуле, смотрят фрагмент фильма, после беседы каждая группа работает над своим заданием.

Задание №1

Первая группа определяет тип речи, основную мысль текста, проблематику.

Вторая группа работает над стилем.

  Третья группа составляет графический проект по принципу «планета и ее спутники»

В итоге  ( третья группа) должна получиться структура, которая графически отобразит в связи с ключевым понятием (уникальность Зюраткуля) размышления, определяющие информационное поле данного рассуждения, те. его тематику.

На выполнения задания № 1 предусмотрено  5 минут. (Каждая группа выдвигает для ответа одного-двух представителей, возможен ответ всей группы) Во время ответов  товарищей учащиеся делают рабочие записи в тетрадях).

Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его композицию. Ребята вспоминают композицию построения сочинения.

 Выполнение задания № 2-составление композиционных частей сочинения.

Задание № 2

Первая группа пишет начало сочинения.

Вторая группа формулирует позицию  автора текста по заявленной им проблеме .

Третья группа пишет заключение сочинения.

Для выполнения задания № 2 учащимся даны карточки-информаторы.

Карточка-информатор для группы №1

(презентация слайда №13)

          Начало сочинения

  1. Риторический  вопрос
  2. Лирическое   отступление
  3. Назывное  предложение
  4. Вопросно – ответная  форма изложения
  5. Цитата  (из этого текста   или   другая)
  6. Клише:

       Каждому  из  нас  приходилось  встречаться…

     Многие  из нас  знают…

Карточка-информатор для группы № 2

Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую) …

  1. По мнению автора,….
  2. Публицист убежден в том, что…
  3. Автор заставляет задуматься о…
  4. Автор текста доказывает свою точку зрения…

Карточка-информатор № 3

Заключительная часть может быть оформлена как:

  1. Концовка-вывод ( сжатый  в несколько строк тог всего сочинения), например:
  2. Концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например:
  3. Концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения), например:
  4. Принципиально важным этапом работы над сочинением является определение собственной позиции.. В связи с этим дома каждая группа,  еще не зная содержания текста, работала над одним из аргументов утверждения, что в России много уникальных уголков природы, которые нуждаются в защите.
  5. (на выполнение задания предусмотрено по 3 минуты для каждой группы)
  6. Ответы
  7. 1 группа подбирала народные легенды, связанные с историей Зюраткуль.
  8. 2 группа подбирала материал на тему: «В России много уникальных уголков природы, которые нуждаются в защите (примеры)
  9. 3 группа подбирала материал о красоте озера и природы с использованием поэтического текста.
  10. Дома ребята пишут сочинение

Урок заканчивается итоговой беседой о реализации целей, поставленных в начале урока и рефлексией.

Результат

Благодаря нетрадиционным формам проведения уроков русского языка уровень знаний детей повысился. Положительные результаты подтверждают необходимость использования нетрадиционных форм на уроках русского языка. Нетрадиционные уроки вызывают у учащихся интерес, учат общаться друг с другом.

Кроме того, они способствуют формированию мотивации учения и познавательной деятельности, повышают активность учащихся.

Положительные результаты                 подтверждают необходимость использования нетрадиционных форм на уроках русского языка.


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя на конкурс лучших учителей

Портфолио учителя на конкурс лучших учителей...

Творческие конкурсы. Интерактивный научно-методический журнал "Сообщество учителей английского языка" Tea4er.ru

Редакция журнала Tea4er.ru приглашает вас принять участие в увлекательных конкурсах , которые запускаются на регулярной основе на платформе портала в течение всего года....

Всероссийский творческий конкурс на английском языке «Символы» в честь Перекрестного Года культуры Великобритании и России среди учителей и учащихся.

Задача данного конкурса, как можно ближе познакомиться и больше узнать и понять богатое историческое культурное наследие двух стран....

Творческая презентация педагогического опыта участника Конкурса «Я – учитель здоровья»

Творческая     презентацияпедагогического   опыта   участникаКонкурса   «Я – учитель здоровья»Халиной Анастасии Ивановныпедагога ...

Творческая презентация педагогического опыта участника Конкурса «Я – учитель здоровья» Халиной Анастасии Ивановны

Творческая презентацияпедагогического опыта участникаКонкурса «Я – учитель здоровья» Халиной Анастасии Ивановны педагога дополнительного образования...

Положение о проведении творческого конкурса посвященного Дню учителя «Поздравим Вас, учителя, в осенний день календаря!»

Положение о проведении творческого конкурса посвященного Дню учителя «Поздравим Вас, учителя, в осенний день календаря!»...