Методические рекомендации по написанию экзаменационного сочинения в 9 классе в рамках ГИА.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Чулкова Ирина Викторовна

Данный материал  поможет обучающимся 9 класса в написании сочинения по выбору (С 2.2 и С 2.1) в рамках ГИА. Содержание: структура работы, способы аргументации, цитирование, языковые явления, рассматриваемые в С 2.1, и их функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gia_3_chast.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГИА 3 ЧАСТЬ (С 2.2)

        Третья часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения, которое базируется на содержании прочитанного текста.

 Важно – продемонстрировать понимание основной мысли предлагаемого фрагмента, адекватно передать ее в собственном письменном высказывании, подтверждая свою точку зрения своими аргументами и извлеченными из текста. Приводя аргументы, следует указывать либо номера нужных предложений, либо применять цитирование.

Оценивается написание СВОЕГО, ОРИГИНАЛЬНОГО  текста, строго соответствующего поставленной проблеме. В этом виде работы оценивается умение создавать свое мини-сочинение.

Ключ к успеху – КОМПОЗИЦИЯ. Это наиболее крупные фрагменты сочинения:

  1. ЗАЧИН,
  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ,
  3. КОНЦОВКА.

  1. ЗАЧИН – начало письменной работы. Он может быть нейтральным или эмоциональным, неожиданным, начинающимся с общего. Первое предложение едва ли не самое трудное: ОТ ТОГО, КАК БУДЕТ НАЧАТО СОЧИНЕНИЕ, ЗАВИСИТ И ВСЯ ТОНАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ -  наиболее объемная часть сочинения, развивающая идею зачина. В нее входят основные пункты:

  1. выявление позиции автора по затронутой проблеме;
  2. комментарии основных суждений, высказанных автором;
  3. выражение собственного мнения, аргументируемое примерами из прочитанного текста с указанием номера предложения или с помощью цитирования.

 Основная часть обязательно должна иметь абзацы!!! Абзацные предложения составляют канву текста. Их наличие – условие связного, цельного текста. Их отсутствие – недостаток текста, ведущий к снижению баллов за работу.

  1.   КОНЦОВКА – завершение текста, придающая законченность повествованию. Она содержит общие выводы, при формулировке которых используются языковые клише:

        «Все сказанное убеждает читателя в том, что...»

                                «Подводя итог сказанному, можно сделать вывод...»

                                «Таким образом, следует сделать вывод о том, что...»

                                «Не остается сомнений в том, что...»

                                «Подводя итог размышлению, хочется подчеркнуть...»

        

        Текст РАССУЖДЕНИЕ  предполагает следующую структуру:

   ТЕЗИС (ПОЛОЖЕНИЕ, КОТОРОЕ НАДО ДОКАЗАТЬ)   –  АРГУМЕНТЫ (ДОКАЗАТЕЛЬСТВА) – ВЫВОДЫ (ОБЩИЙ ИТОГ)

        Способы аргументации:

  1. Номер нужных для подтверждения мыслей предложений.

 

        «К примеру, в предложении 12 автор выражает...»;

«Подтверждением мысли может служить 8 предложение  текста: « Но если при этом он сохранит     восприимчивость к культурным ценностям... – вот это и будет интеллигентный человек»;

«Автор убежден в том, что истинно интеллигентный человек  тот, кто обладает пониманием культурных ценностей, умением отличать истинное от ложного, тонко чувствует природу и способен разобраться в  тонкостях окружающих людей (предложение 14 текста).»;

«В  5 предложении  автор убедительно говорит о том, что...»;

«А вот в предложении 6 звучит призыв к тому, чтобы...»

 «Внимательно изучив предложение 7 текста, можно сделать вывод о том, что...»

 «Если в предложении 18 рассказчик утверждает, что..., то в предложении19 мы слышим явный призыв к...»

        

                          Цитирование__________

        Цитата – точная, буквальная выдержка из какого-либо источника. Цитирование должно служить доказательством или подтверждением выдвинутых предположений. При этом каждая цитата сопровождается указанием на источник, автора. Отсутствие этого указания является фактической ошибкой в сочинении-рассуждении.

                       Цитирование может быть прямым или непрямым (косвенным).

        Прямая цитата – это полная, без произвольного сокращения и искажения передача мысли из цитируемого текста.

        Косвенная цитата – это передача информации в косвенной речи (пересказ, изложение мысли своими словами) с сохранением сути приводимого из первоисточника материала. При косвенном цитировании следует быть предельно точным и корректным в оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

  1. Цитата заключается в кавычки. В ней сохраняются грамматическая форма, знаки препинания!

Если цитата стоит после слов лица, которому она принадлежит, то она оформляется как прямая речь.

В тексте Д. С. Лихачева читаем: «Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков».

Д. С. Лихачев так представляет интеллигентного человека: «...».

Эта мысль подтверждается в 8 предложении текста: « ...».

2. Если цитата включается в предложение авторского повествования, синтаксически связывается с авторским текстом, то первое слово цитаты пишется с маленькой буквы, например:

        Д. С. Лихачев утверждает, что «именно такая интеллигентность необходима для жизни самого человека и для окружающих его людей».

        Автор убежден в том, что «интеллигентность нужна при всех обстоятельствах».

 Свое повествование об интеллигентности Д. С. Лихачев начинает с мысли о том, что «человек должен быть интеллигентным».

3. Если цитата стоит в начале синтаксического целого и авторские слова следуют за ней, то первое слово цитаты пишется с большой буквы, даже если в цитируемом источнике оно начинается с маленькой буквы (пропуск части текста обозначается многоточием):

        «... А между тем можно иметь все это и не быть интеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком», - утверждает Д. С. Лихачев в

 11 предложении текста.

        «...Лес – это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нем, уважение к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме», - пишет  М. Канн в завершении своего размышления об истинных качествах человека.

  1. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается постановкой многоточия:

  1. пред текстом цитаты (после начальных кавычек), когда цитата приводится не с начала предложения:

Ссылаясь на результаты исследований, автор в 14 предложении текста  убедительно констатирует неопровержимый факт: «...причиной лесных пожаров служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими».

(В тексте: Исследования показали: причиной лесных пожаров служит стеклянная посуда,  брошенная отдыхающими)

  1. в середине цитаты, когда пропущена часть текста:

Д. С. Лихачев пишет: «Но если при этом он сохранит  восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье... – вот это и будет интеллигентный человек».

  1. после текста цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение

приводится не до конца:

        Д. С. Лихачев утверждает: «А между тем можно иметь все это и не быть интеллигентным...».

ГИА 3 ЧАСТЬ (С2.1)

  1. Композиционные особенности текста-рассуждения смотри в особенностях написания  С 2.2.
  2. Способы аргументации смотри в особенностях написания  С 2.2.
  3. Приступая к заданию С 2.1 вы должны уже знать ответ на поставленный вопрос, т.е. знать функции предложенных для рассмотрения языковых явлений ( не менее двух!).
  4. Сориентировавшись в функциях, вы должны найти аргументы (примеры, доказательства)  из текста, подтверждающие разные функции рассматриваемого языкового явления.
  5. Прежде чем приступить к работе над черновиком, для наглядности на отдельном листе составьте опору: напишите вопрос задания, ниже – ответ на него, затем под ответом запишите  аргументы из текста.
  6. Языковые явления, рассматриваемые в  С 2.1,  и их функции.

* Устаревшая лексика (архаизмы и историзмы)

        1. Воссоздание исторической обстановки в стране;

        2. передача национально-культурных традиций русского народа;

        3. создание речевого колорита описываемой эпохи

        * Антонимы

        1. Выражение контрастных отношений;

        2. источник речевой экспрессии, усиление эмоциональности речи.

        Типы: однокоренные (счастье – несчастье) – разнокорневые (день – ночь);

        общеязыковые – контекстуальные (авторские)

        * Синонимы

        1. Яркое лексическое изобразительно-выразительное средство языка, позволяющее украсить и обогатить речь, делая ее яркой, образной;

        2. позволяют передать оттенки значения;

        3. помогают избегать повторы в тексте.

     Типы: общеязыковые – контекстуальные (авторские): Пашня заросла пышным, жгучим,       неприхотливым сорняком

 

        *Диалектная лексика

        1. Передача особенностей речи жителей определенной местности;

        2. создание местного колорита

        * Специальная лексика (профессионализмы)

        1. Придает произведению художественной литературы колорит, яркость;

        2. Связывает художественный текст с жизнью.

        * Фразеологизмы

        1. Обозначают лица, предметы, явления, действия, выражают качественные характеристики лица, отношение говорящего к действительности;

        2. Служат для связи отдельных частей или целых предложений;

        3. Изобразительно-выразительные средства языка, используемые автором как готовые определения, сравнения, эмоционально- изобразительные характеристики.

        * Риторические вопросы и восклицания

        1. Средство создания эмоциональности, экспрессивности речи;

        2. Средство выражения авторской позиции.

        * Риторические обращения

        1. Обращение  к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему;

        2. Усиление выразительности речи;

        Например: Мечты, мечты! Где ваша сладость?

        * Лексический повтор (сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов)

        1. Усилить значение образа, понятия;

        2. Синтаксическое изобразительно- выразительное средство языка, средство экспрессии.

        

        * Цитаты

        1. Придают речи эмоциональность, выразительность;

          2. Помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы.

        * Как строится рассуждения

        1. Тезис – положение, которое надо доказать;

        2. Аргументы – доказательства, объяснения для обоснования какой-либо мысли;

        3. Выводы – общий итог.

        * Особенности стилей речи

        Книжные                                                  Разговорный

  1. Деловой
  2. Научный
  3. Публицистический
  4. Художественный

        * Как правильно писать письмо

        1. Письмо начинается с обращения к лицу, которое посвящено послание. Письма разным людям должно иметь различную форму обращения.

        2. Письмо должно содержать важные  и  интересные для того, кому оно адресовано,  новости, сообщения, мысли.

        3. Письмо должно быть содержательным, говориться в них должно о значительных, существенных вещах.

        4. Заканчиваться письмо должно заключением, которое не должно быть банальным. Оно должно  выражать уважение к собеседнику, надежду на скорую встречу.

        * Обращение

        1. Назвать собеседника, привлечь его внимание, побудить к восприятию речи.

        2. Называя собеседника,  оценивать его и раскрывать отношение говорящего  к нему.

        * Вводные слова, сочетания и предложения

        1. Выражают отношение говорящего  к тому , что он сообщает, к содержанию высказывания.

        2. Делают предложение более эмоциональным, углубляют представление о говорящем, о его чувствах,  мыслях, мнении.

        * Вставные конструкции

1. Передавать практически не ограниченный по смыслу круг сведений, дополнительных к содержанию основной части предложения или какого-либо члена предложения

        2. Увеличивают содержательный, информационный объем предложения

        Например: Я оделся потеплее (это было уже в конце сентября)  и выехал со двора.

        * Роль знаков препинания в письменной речи (роль пунктуации)

  1. Отражение структуры предложения.

Например:  ,  отделяет придаточное от главного в СПП, разделяет однородные члены в ПП;  - необходимо   после однородных членов перед обобщающим словом, между предикативными частями в БСП и т. п.  

  1. Помогают  осуществлять смысловое членение текста

Например:  В предложении  Путешествовал мало: не позволяло здоровье  :  указывает на то, что последующее предложение выражает причину того, о чем говорится в 1-м предложении.

        3.     Отражение интонации.

        Например:  В предложении   Как прекрасен мир!    !  помогает автору передать восхищение и придает предложению эмоциональную насыщенность. Такое предложение следует произносить с яркой интонацией,  восхищенно и  радостно.

А)  !: 1. Эмоциональный характер сообщения; 2. Подчеркивает категоричность побуждения, 3. Оформляет эмоционально окрашенные формулы речевого этикета со значением приветствия, прощания, извинения и т. п.

Б)  ?: 1. Представляет вопросительное невосклицательное предложение, 2. Выражает смысловые особенности, мысли автора,  концентрирует внимание читателя на предметах, явлениях, рассматриваемых в тексте, 3. Передает вопросительную интонацию.

В)  ...: 1. Обозначает взволнованную, прерывистую речь, паузы, заминки, 2. Используются при незаконченных сообщениях, цитатах.

Г)  . : 1.  Представляет законченное повествовательное невосклицательное или побудительное невосклицательное предложение, законченность мысли. 2. Разделение одного предложения на части (парцелляция)  с целью усилить выразительность. Например: Мне не больно. Совсем. Нисколько.

Д)  , : 1. Выделение и разделение друг от друга различных составных частей простого и сложного предложения,

2. Смысловое членение в ПП и в СП, 3. Отражение интонационных особенностей текста (наличие пауз)

Е)  : :1. Отражение структуры предложения (после обобщающего слова в простом предложении, между предикативными частями в БСП предложении),  2. Указание на то, что часть текста после двоеточия связана причинными, пояснительными и изъяснительными отношениями  с частью текста перед ним в ПП  или  в СП,

 3. выражение интонационных особенностей повествования.

Ж)  - : 1. Отражение структуры предложения (выделение или разделение составных частей в ПП и в СП), 2. Особая смысловая нагрузка ( например, в БСП  последующая часть указывает на время, представляет сравнение,  вывод – см.

 9 класс), 3. Интонационные особенности речи (наличие особого произношения, пауз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к написанию сочинения.

В данной работе представлена четкая схема работы над сочинением,которая поможет учащимся выполнить работу на высоком уровне....

Методические рекомендации по написанию сочинения

1. Как сформулировано задание С2.1?Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса словаизвестного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – ка...

Методические рекомендации «Как писать сочинение»

Методические рекомендации для написания сочинений. Данное пособие составлено в помощь учащимся и педагогам для написания сочинений. Рекомендуется методистам, педагогам, учащимся, родителям....

Методические рекомендации. Подготовка учеников 9 класса к ОГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения. С 15.3.

Методические рекомендации для обучающихся  9-х классов по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (15.3) представляют собой презентацию по разбору структуры написания сочинения данного типа....

Методические рекомендации к написанию сочинения ЕГЭ (часть 2, задание 25)

Данные методические рекомендации содержат информацию о подготовке к сочинению по прочитанному тексту....