Методические рекомендации. Подготовка учеников 9 класса к ОГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения. С 15.3.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

Фиалковская Вероника Петровна

Методические рекомендации для обучающихся  9-х классов по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (15.3) представляют собой презентацию по разбору структуры написания сочинения данного типа. Ученикам представляется  поэтапный разбор элементов, из которых строится текст: даются шаблоны, клише, при использовании которых школьник   сможет правильно построить сочинение-рассуждение. В заключение приводятся основные критерии оценивания экзаменационной работы, о которых должен знать ученик, чтобы правильно сориентироваться при подготовке к написанию данного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon podgotovka_k_oge._chast_3._15.3.ppt220 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения-рассуждения. Часть 3. 15.3 Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 12» г.Ноябрьск Фиалковская Вероника Петровна

Слайд 2

Пример задания. 15.3 Вариант 1 (Типовые экзаменационные варианты. И.П. Цыбулько: стр. 5 - 10) 15.3 Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример -аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения не должен составлять менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 3

Структура сочинения Тезис. Даём определение слову. Аргумент 1: из прочитанного текста, подтверждающий рассуждения. Аргумент 2: из собственного жизненного опыта. Вывод. Помните, в сочинении должно быть как минимум 3 (ТРИ) абзаца!!! Количество слов – не менее 70 слов!!!

Слайд 4

Структура сочинения (поэтапно) Формулируем тезис. Даём определение слову. ……………… . – это ……………. отношения, основанные прежде всего на ……………… и ………………….. . Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах. (примерно 30-35 слов) !!! Объясняя смысл слова, избегайте такой формулировки: Дружба – это когда….

Слайд 5

Структура сочинения (поэтапно) Формулируем тезис. Даём определение слову. В данном случае слову ДРУЖБА. Дружба – это близкие отношения, основанные прежде всего на взаимопонимании и искренности. Настоящий друг от души порадуется твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах. (примерно 30-35 слов)

Слайд 6

Структура сочинения (поэтапно) Формулируем тезис. Даём определение слову. Возможно следующее начало: Что такое ……………? Отвечая на этот вопрос, невольно становишься перед выбором. С одной стороны – это ………. . С другой - ……………….. . Так и в этом тексте автор переносит нас в мир …………... и …………… . Обратимся к тексту… Начать следующий абзац (приведение аргументов) можно так: С первых же строчек начинаешь понимать, что писатель хочет поделиться с нами чем-то дорогим: « Цитата из текста» (предложение 1).

Слайд 7

Структура сочинения (поэтапно) Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения. Обратимся к тексту…………………………… (указываем ФИ автора текста). В нём повествуется о взаимоотношениях ………………………….. (предложения ………) (указываем номера предложений) Количество слов: 40-45

Слайд 8

Структура сочинения (поэтапно) Приводим аргумент (ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ) из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения. Обратимся к тексту Ю. Олеши. В нём повествуется о взаимоотношениях двух лицеистов – Пушкина и Кухельбекера. Вильгельм – настоящий друг, потому что он не только не обижается на адресованные ему строки, но и осознаёт гениальность юного поэта и не скрывает своего искреннего восхищения им (предложения 49-56). Количество слов: 40-45

Слайд 9

Структура сочинения (поэтапно) Приводим ВТОРОЙ АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта. У меня тоже есть друг. Его зовут Владимир. Он надёжный, понимающий, отзывчивый. Вот уже пять лет Владимир успешно занимается спортивной гимнастикой. Я всегда искренне радуюсь его победам и достижениям. Совсем недавно Владимир занял первое место в областных соревнованиях. Мне известно, каким трудом он добился этой победы. Я горжусь своим другом и дорожу нашими доверительными отношениями. Количество слов: примерно 55 слов

Слайд 10

Структура сочинения (поэтапно) Формулируем вывод. Таким образом, одно из основных условий дружбы – отсутствие зависти и конкуренции. Таким образом, ……. Подводя итог всему сказанному, хочется добавить, что …… Следовательно, ………. Количество слов – примерно 15 слов!!!

Слайд 11

Имейте в виду Объясняя смысл слова, избегайте такой формулировки: Дружба – это когда…. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример -аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения не должен составлять менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 12

Знайте, что основные критерии оценивания Вашего сочинения таковы (по максимуму): С3К1 Толкование значения слова (дать определение и прокомментировать его) – 2 б. С3К2 Наличие примеров-аргументов (один – из текста, другой – из жизненного опыта) – 3б. С3К3 Смысловая цельность, речевая связность, последовательность (отсутствие логических ошибок, нарушений абзацного членения) - 2б. С3К4 Композиционная стройность (нет ошибок в построении текста) – 2б. Максимальное количество баллов - 9

Слайд 13

Практическая грамотность письменной речи (изложение + сочинение): ГК1 Соблюдение орфографических норм (не более 1 ошибки) – 2б. ГК2 Соблюдение пунктуационных норм (не более 2 ошибок) – 2б. ГК3 Соблюдение грамматических норм (не более 1 ошибки) – 2б. ГК4 Соблюдение речевых норм (не более 2 ошибок) – 2б. ФК1 Фактическая точность письменной речи (нет ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов)- 2б. Максимальное количество баллов - 10

Слайд 14

Общее количество баллов: 39 Изложение ( содержание; сжатие исходного текста несколькими способами (три способа: исключение, упрощение, обобщение); смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения ): 7 баллов Задания 2-14 ( вопросы с вариантами ответов и др .): 13 (по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание) Часть 3. Сочинение-рассуждение: 9 баллов Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи: 10 баллов

Слайд 15

Отметка выставляется по пятибалльной шкале Отметка «2» - не более 14 баллов Отметка «3» - не менее 15 и не более 24 баллов Отметка «4» - не менее 25 и не более 33 баллов. При этом за грамотность ученик должен набрать не менее 4 баллов!!! Отметка «5» - не менее 34 баллов. При этом за грамотность ученик должен набрать не менее 6 баллов!!!

Слайд 16

Домашнее задание Выучить структуру сочинения Запомнить речевые обороты (клише). Изучить критерии оценивания работы (изложения, заданий второй части, сочинения)

Слайд 17

Домашнее задание Дать определения словам : дружба, добро, человечность, самовоспитание, сострадание, сильный (человек), сила, красота, учитель, природа, смелый (человек), смелость, врач, отзывчивость, взаимопомощь. Привести на каждое определение аргумент из собственного жизненного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Урок развития речи в 5 классе "Радость есть особая мудрость"(обучение написанию сочинения-рассуждения)

Закрепить понятие о типах речи текстов, обучить приемам разграничения описания, повествования, рассуждения ( прием вопроса к тексту, прием рисования текста).Расширить представления детей о таком...

Подготовка к экзамену по русскому языку. Образец сочинения- рассуждения 15.1,15.2,15.3

Образец сочинений-рассуждений по русскому языку 15.1Смысл высказывания В.Г.Короленко можно объяснить следующим образом: слово - это инструмент, который помогает людям выражать свои мысли, чу...

«ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЧЕВЫХ КЛИШЕ»

В процессе подготовки школьников к ЕГЭ, я обнаружила их затруднения в выполнении задания типа С.  Это вызвано теме, что выпускники, выполняющие это задание, должны, во-первых, проанализировав пре...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»

Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....