Игра "Словесная перестрелка"
методическая разработка по русскому языку по теме

Дрозд Вера Николаевна

Владение словом – неоценимое богатство. Каждое новое осмысленное, запомненное слово, как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребенок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно. Каждое слово имеет понятийную или смысловую основу. У каждого свое звучание (ударение, интонация, смысл, музыка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Igra_Slovesnaya_perestrelka.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

«Словесная перестрелка»

Непродуманное слово, что незрелое яблоко.

Лучше споткнуться ногою, нежели словом.

Слово толковое стоит целкового.

Ветры горы разрушают – слово народы поднимают.

(Народная мудрость)

Ведущий. Владение словом – неоценимое богатство. Каждое новое осмысленное, запомненное слово, как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребенок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно. Каждое слово имеет понятийную или смысловую основу. У каждого свое звучание (ударение, интонация, смысл, музыка).

В игре принимают участие две команды (по 4-6 человек в каждой). Играют в слова, играют со словами. За каждую победу в отдельном конкурсе команда награждается буквой (П, О, Б, Е, Д, И, Т, Е, Л, Ь). таким образом, от победы к победе команда набирает буквы, из которых в течение игры должно выйти слово «Победитель». Кто быстрее составит это слово, то есть одержит больше побед, тот и выигрывает.

Каждая команда получает набор букв для слова, которое будет означать название этой команды. ( А, Р, П, У, С – ПАРУС, Е, К, А, Ф, Л – ФАКЕЛ)

«Разминка»

  1. Назвать слова во множественном числе: дуга, рука, мука, житель, любитель, учитель, грек, узбек, человек, ведро, метро, цыпленок, козленок, бочонок.
  2. Множественное число преобразовать в единственное: певцы, венцы, концы, щипцы, орехи, успехи, доспехи.
  3. Слова мужского рода преобразовать в слова женского рода: повар, портной, купец, храбрец.
  4. Глаголы неопределенной формы преобразовать в глаголы 1 лица: мечтать, блистать, свистать, бросать, кромсать, кусать.
  5. Прилагательные преобразовать в существительные: суровый, новый, сосновый, черный, мерзлый, красный, ясный, полный.
  6. Глаголы преобразовать в существительные: знать, сиять, гулять, спать, молить, молотить, хвалить.

«Какое начало, такой и конец»

За одну минуту написать как можно больше слов из 4-6 букв, начинающихся и заканчивающихся на одну и ту же букву. Например: торт, текст, каток, окно, астра, фотограф.

«Начало А, коней Я»

Написать 3 слова – имени существительных в И.п. единственного числа, начинающихся на А и кончающихся на Я. Например: армия, аллея, акация. Кто быстрее?

«Составь слова»

Из исходного слова за определенное время составить как можно больше слов, состоящих из букв данного слова. Вертолет – вор, лето и т. д.

«Сегодня на ОРТ»

Написать за определенное время как можно больше слов, в которых обязательно должны находиться три последовательно расположенные буквы. Например: ОРТ – порт, спорт, кортеж, торт.

«Алфавитная кольцовка»

«Кольцовкой» задание называется потому, что оно будет выполняться командами по очереди. А «алфавитным» - потому что задания связаны с буквами русского алфавита.

 Назвать слова, в которых всего одна гласная и это «и» (пик, крик, ил).

Назвать слова, в которых пишется подряд две буквы «с» (ссора, искусство).

«Вор получил приговор»

Командам называется слово ВОР. Они должны составить слова, оканчивающиеся на буквосочетание «вор». Например: двор, раствор, выговор).

«Молодец»

Участники должны расшифровать за 1 минуту данные фразы, написав соответствующие слова, оканчивающиеся на «-ец».

Умный человек –

Торговал на Руси –

Делает подковы –

Остался без жены –

Венчает дело –

Школьная сумка –

Горькое растение –

Скрывается от милиции –

«Слова-аббревиатуры»

Аббревиатура – это сокращение длинного названия из первых букв. Попробуйте вспомнить и расшифровать: КВН, ВУЗ, ЭВМ, НЛО, США. А сейчас попробуйте расшифровать незнакомую аббревиатуру (у кого интереснее): РОМБ, ЧУР, ОХ, УРА!

Назвать слова во множественном числе: дуга, рука, мука, житель, любитель, учитель, грек, узбек, человек, ведро, метро, цыпленок, козленок, бочонок.

Множественное число преобразовать в единственное: певцы, венцы, концы, щипцы, орехи, успехи, доспехи.

Слова мужского рода преобразовать в слова женского рода: повар, портной, купец, храбрец.

Глаголы неопределенной формы преобразовать в глаголы 1 лица: мечтать, блистать, свистать, бросать, кромсать, кусать.

Прилагательные преобразовать в существительные: суровый, новый, сосновый, черный, мерзлый, красный, ясный, полный.

Глаголы преобразовать в существительные: знать, сиять, гулять, спать, молить, молотить, хвалить.

Умный человек –                                              Умный человек –

Торговал на Руси –                                           Торговал на Руси –

     Делает подковы –                                              Делает подковы –

Остался без жены –                                          Остался без жены –

Венчает дело –                                                  Венчает дело –

Школьная сумка –                                            Школьная сумка –

Горькое растение –                                           Горькое растение –

Скрывается от милиции –                                Скрывается от милиции –

РОМБ, ЧУР, ОХ, УРА!                  РОМБ, ЧУР, ОХ, УРА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Словесная перестрелка"

Внеклассное мероприятие "Словесная перестрелка" может использоваться для учащихся 5-6 классов....

Языковая перестрелка 10-11 классы

В рамках предметной недели было проведено внеклассное мероприятие между 10 и 11 классами...

Урок-игра во 2 классе "Снежная перестрелка"

Урок-игра во 2 классе "Снежная перестрелка"...

Перестрелка

материал о правилах игры в массовую игру, похожую на выбивалы...

План-коспект урока по физической культуре для 3 класса на тему: Прыжки под скакалку. Перестрелки.

На уроке используются нетрадиционные формы проведения: проходной метод проведения ОРУ с мячами под музыкальное сопровождение, используется подвижная игра: Перестрелки.Решаются следующие задачи:Закрепл...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Словесная перестрелка

 Проводятся несколько конкурсов, связанных темой – «Слово». За каждую победу в отдельном конкурсе команда награждается буквой (буквы заранее определены – П, О, Б, Е,Д, И,Т,Е,Л,Ь). Таким об...