Языковая перестрелка 10-11 классы
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Макеева Наталья Александровна

В рамках предметной недели было проведено внеклассное мероприятие между 10 и 11 классами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazykovaya_perestrelka_10-11.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально – развлекательная игра

«Языковая  перестрелка» в 10 – 11 классах

Цель:

  1. привитие интереса к изучению русского языка, к работе над словом и со словом через внеклассное мероприятие,
  2. развитие мыслительной деятельности, речетворчества учащихся, обогащение их словарного запаса,
  3. воспитание чувства коллективизма.

Оборудование:

раздаточный материал, словари, высказывания о русском языке:

Высказывания:

«Непродуманное слово, что недозрелое яблоко»

«Лучше споткнуться ногою, нежели словом»

«Слово толковое стоит целкового»

«Слово – знак ума»

«Ветры горы разрушают – слово народы поднимает»  (Народная мудрость)

Ведущий: Владение словом – неоценимое богатство. Каждое новое осмысленное, запомненное слово, как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребёнок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно. Каждое слово имеет свою понятийную или смысловую основу. У каждого – своё звучание (ударение, интонация, смысл, музыка).  В игре принимают участие 2 команды. Играют в слова, играют со словами. Главная идея – слово! За каждую победу в отдельном конкурсе команда награждается буквой: П, О, Б, Е, Д, И, Т, Е, Л, Ь. Таким образом, от победы к победе команда набирает буквы, из которых в течение игры должно выйти слово «Победитель». Кто быстрее составит это слово, то есть одержит больше побед, тот и выигрывает.

Разминка.

Назвать слова во множественном числе (например, плот – плоты): дуга-, рука- , мука- , житель- любитель- , учитель- , грек- , узбек- , человек- , ведро- , бедро- , метро- , цыплёнок- , козлёнок-бочонок- . А теперь наоборот – множественное число преобразовать в единственное: певцы – венцы – , концы – , щипцы – , орехи – , успехи- , доспехи- . Слова мужского рода преобразовать в слова женского рода: повар – , портной – , купец- , храбрец- . Слова женского рода – в слова мужского: жница – , жрица- , чтица- , львица- , коза – , оса – . Глаголы неопределённой формы - в глаголы 1 лица: мечтать – мечтаю, блистать – ,свистать – ,бросать –кромсать – , кусать – , писать – . Прилагательные преобразовать в существительные: суровый  – суровость, новый –, сосновый- , чёрный-, мёрзлый- , красный – , ясный – , полный –. Глаголы – в существительные: знать – знание, сиять – , гулять- , спать-, палить-, молить-, молотить- хвалить- . Глаголы – в деепричастия: ломать – ломая, вспоминать – , гулять- , мять –.

Ведущий: Итак, поразмялись, начинаем конкурсную программу! Каждая команда получает набор букв для слова, которое будет означать название этой команды, например: А, Р, П, У, С – ПАРУС.

Задание 1: «Какое начало, такой и конец». За 1 минуту написать как можно больше слов из 4-6 букв, начинающихся и заканчивающихся на одну и ту же букву. Например, на букву Т: торт, тест. Примеры: пикап, фотограф, философ, каток, потоп, окно, астра.

Задание 2: «Начало А, конец Я» . Написать 3 слова – имени существительных в именительном падеже единственного числа, начинающихся на А и заканчивающихся на Я. Например: армия, аллея, акация. Кто быстрее?

Задание 3: «Составь слова». Из исходного слова за определённое время составить как можно больше слов, состоящих из букв данного слова. Например: вертолёт – вор, лет, лето и т.д.

Задание 4: «Соедини половинки слов». Список слов (из 6 букв), разбитых пополам в 2 колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки. Кто быстрее составит из них целые слова и у кого больше получится за определённое время? (опт  пал,  пар кур, ата ика, лон ица, ага кет, кор бал, тан хис, ара арм, ада пля, ска кер).

Задание 5: «Таинственное слово». Демонстрируется слово, изменённое до неузнаваемости: все буквы в нём переставлены. Участникам надо расшифровать его. Можно указать конкретную тему. Например, страна ЗИЯЛИРАБ (Бразилия).

Задание 6: «Сегодня на ОРТ». Написать за определённое время как можно больше слов, в которых обязательно должны находиться 3 последовательно расположенных буквы. Например: ОРТ – порт, спорт, кортеж, торт.

Задание 7: «Построй треугольник». Выбирается какая – либо буква алфавита. Игроков просят за определённое время составить треугольник слов, начиная с искомой буквы и добавляя по одной букве к каждому новому слову. Если выбрана буква А, то треугольник может выглядеть следующим образом:

А

Ас

Акр

Арфа

Астра

Альянс

Анархия

Акварель.

Побеждает команда, составившая самый большой треугольник.

Задание8: «Напиши верно». Командам надо написать 14 трёхбуквенных слов, значения которых приведены ниже. Если слова будут написаны правильно, то при чтении их в обратном порядке (с конца) получаются те же слова и в прежней последовательности.

Значения слов:

1.Единица давления. (Бар)

2. Проведённый в ворота мяч.  (Гол)

3. Крупное дерево с гладкой кожей и твёрдой древесиной.  (Бук)

4. Часть лица. (Нос)

5. Горная вулканическая или осадочная порода. (Туф)

6. Железный заострённый толстый стержень, которым ломают что – то твёрдое. (Лом)

7. Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. (Год)

8. Крупная служебная собака. (Дог)

9. Оградительное сооружение порта, примыкающее одним концом к берегу. (Мол)

10. Мера длины. (Фут)

11. Состояние покоя. (Сон)

12. Правильный многогранник. (Куб)

13. Овраг с пологими склонами. (Лог)

14. Подневольный человек. (Раб)

Задание 9: «Алфавитные кольцовки». «Кольцовкой» задание называется, потому что оно будет выполняться командами по очереди. А «алфавитным» потому, что задания связаны с буквами русского алфавита. В алфавитных кольцовках командам нужно называть слова, в которых та или иная буква алфавита присутствует в определённом количестве или на определённом месте. Разрешается называть любые слова, лишь бы они соответствовали требованию. А требования к каждой букве свои. Вот примеры нескольких «алфавитных кольцовок»:

«А». Назвать слова, начинающиеся и оканчивающиеся буквой «а»: арба, акробатика, Анапа.

«Е». Назвать слова, в которых всего 2 гласные и обе «Е»: секрет, берет, лететь.

«Ж». Назвать слова, оканчивающиеся буквой «ж»: нож, кортеж, стаж.

«З». Назвать слова, в которых буква «з» находится посередине слова: бизон, позор, базар.

«И». Назвать слова, в которых всего одна гласная и это «и»: пик, крик, ил.

«О». Назвать слова, в которых три гласные и все три «о»: молоко, золото, долото.

«С». Назвать слова, в которых пишется подряд две буквы «с»: ссора, расследование, искусство.

«Ц». Назвать слова, в которых буква «ц» третья с конца: революция, цивилизация, Воронцов.

«Ы». Назвать слова, в которых буква «ы» вторая от начала: сыр, быстро, сымитировать.

Каждая буква для отдельной игры.

Задание 10: «Вор получил приговор». Командам называется слово, например, ВОР. Они должны составить слова, оканчивающиеся на буквосочетание «вор». Примеры: двор, говор, затвор, заговор, раствор, разговор, выговор.

Задание 11: «Молодец!». Участники должны расшифровать за 1 минуту фразы, написав соответствующие слова, оканчивающиеся на «-ец».

Умный человек – (мудрец)

Торговал на Руси – (купец)

Делает подковы – (кузнец)

Остался без жены – (вдовец)

Венчает дело – (конец)

Не самка – (самец)

Школьная сумка – (ранец)

Горькое растение – (перец)

Скрывается от милиции – (беглец)

Задание 12: «Добавь словечко». К рифмованной загадке добавить нужно слово.

Едет он на двух колёсах,

Не буксует на откосах.

И бензина в баке нет.

Это мой …(велосипед).

Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвётся звон,

И голос друга издалёка

Тебе подарит …(телефон)

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела,

В пёстрой юбке танцовщица,

Музыкальная …(юла)

Идёт спокойно, не спеша –

Пусть видят все, как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит…( черепаха)

Ведущий: 

Слова, как сыры…

Слова, как бахча…

Слова, как укроп,

Как гвоздика с корицей,

Но каждому могут

Они покориться!

Итак, кто быстрее составил слово «Победитель!»?

Подведение итогов, награждение…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика языковых умений в 7 классе

Данный материал представляет собой диагностику языковых умений учащихся 7 класса...

Урок-игра во 2 классе "Снежная перестрелка"

Урок-игра во 2 классе "Снежная перестрелка"...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СКОУ VIII ВИДА»

Выступила с авторской разработкой электронных тренажеров по руссскому языку на региональном конкурсе "Ступени мастерства"....

План-коспект урока по физической культуре для 3 класса на тему: Прыжки под скакалку. Перестрелки.

На уроке используются нетрадиционные формы проведения: проходной метод проведения ОРУ с мячами под музыкальное сопровождение, используется подвижная игра: Перестрелки.Решаются следующие задачи:Закрепл...

Языковое мероприятие для 9 классов на тему "Long Live Great Britain"

Данное мероприятие направлено на актуализацию знаний о культуре Великобритании в 9 классе....

Рабочая программа элективного курса "Совершенствование языковой грамотности учащихся" (10 класс)

Рабочая программа элективного курса "Совершенствование языковой грамотности учащихся" (10 класс)...

Методические рекомендации по ведению Языкового портфеля учащихся начальных классов по иностранному языку на основе ФГОС для формирования мотивации к изучению ИЯ

Языковой портфель как технология соответствующая ФГОС в области языкового образования, предъявляемые к качеству обучения иностранному языку на начальной ступени общего школьного образования  закл...