Рабочая программа по адыгейской литературе для 10 класса
рабочая программа (10 класс) на тему

Рабочая программа по адыгейской литературе для 10 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное образовательное учреждение -средняя общеобразовательная школа №11 села Красногвардейского


«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор МОУ СОШ №11

__________Г.А.Труженникова

«_____»__________2011год

Рабочая программа по адыгейской литературе

для 10 класса

на 2011-2012 учебный год

Составила

Коблева  Сусана  Байзетовна,

 учитель адыгейского языка и литературы

МОУ СОШ№11 села Красногвардейского


 
Пояснительная записка

Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

     Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 10 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

Учебно-методический комплекс.

Учебник- хрестоматия для учащихся 10- 11 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея.

Авторы – составители: Н.И.Кесебежева,  Н.А.Киярова.

  Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между учениками разных национальностей.
   

     Изучение малой Родины  имеет большое значение в воспитании патриотических чувств   школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Цель, задачи образовательной программы

Основная цель программы:

- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.

-  активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств  школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой  деятельности.

Отличительные особенности программы

Содержание деятельности

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.


  Основные линии программы:

1.         Развитие творческой деятельности.

2.         Развитие восприятия произведения;

3.         Развитие литературоведческих понятий;

4.         Развитие речевых умений;

 

Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:

 

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

 2. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

Концептуальные положения курса:

 

1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ученика, формирование его интеллекта и общей культуры;

2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

Основные требования к уровню подготовки учащегося

 

В результате изучения курса «Адыгейская литература» учащиеся должны уметь:

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения ;

- использования навыков анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.

                                             

Десятый класс (68 часов)

I. Художественный мир адыгейской литературы Художественный мир Цуга Алиевича Теучежа

Жизненный и творческий путь ашуга.

Поэма «Восстание бжедугов».

В основе поэмы лежат исторические события. Социальное неравенство жителей в адыгейском ауле. Князь и орки - представители старого мира. Быт и нравы. Образ князя - жестокость, лицемерие, месть и произвол.

Народные заступники. Ханахуко Кимчери. Содружество тфокотлей. Любовь к свободе. Мамук и Прина. Классовая борьба в Бжедугии за свободу и равенство. Мастерство психологического анализа.

Творческий практикум.

Семинар, сочинение-размышление, реферат, ролевая дискуссия.

Художественный мир Хусена Борежевича Андрухаева

Жизненный и творческий путь поэта.

Стихотворения «Песня молодости», «Провожают нас в Красную Армию».

Патриотизм лирики Андрухаева. Художественный мир лирического героя

 

Творческий практикум.

Сочинение-эссе,       самостоятельная       подборка        стихотворений

Х.Б. Андрухаева.

Художественный мир Юсуфа Ибрагимовича Тлюстена

Жизненный и творческий путь писателя.

«Народное добро». Отрывок из романа «Немеркнущий свет».

Тема Великой Отечественной войны в адыгейской литературе. Адыгейский аул под оккупацией гитлеровских захватчиков - основная тема романа Ю. Тлюстена.

Образы стариков в произведении. Героический поступок Хасана и его гибель. Истоки победы нашего народа над фашизмом.

Реализм в изображении военного быта.

Разнообразие характеров героев.

Творческий практикум.

Теоретический семинар, реферат.

«В аул приходит новая жизнь...». Отрывок из романа «Девичьи зори».

Послеоктябрьский период жизни адыгейского аула. Образ Хачмафа Псеунокова - поэта, певца, музыканта, распорядителя на свадьбах.

Социальные противоречия и классовая борьба в ауле. Темнота и невежество Хаджи - эфенди и его сторонников.

Система художественных образов романа. Способы создания характеров, идейно-художественные функции, детали. Особое место образа Даута - учителя, представителя нового поколения.

Творческий практикум.

Семинар, мини-сочинение, план и тезисы сочинения, реферат.

Художественный мир Аскера Кадырбечевича Евтыха

Жизненный и творческий путь писателя.

«Встреча». Отрывок из романа «Баржа».

Россия и Кавказ в начале XX века. Распространение большевистских идей и подготовка к революции.

Дмитрий Марьян - как представитель народа и защитник свободолюбивых идей. Женские образы в романе. Княгиня Айшет.

Русский национальный характер в изображении писателя. Система персонажей романа.

Творческий практикум.

Творческая работа «Мое постижение героя (романа)».

Художественный мир Дмитрия Григорьевича Костанова

Слово о писателе.

«Великий садовод». Отрывок из романа «Слияние рек».

Знаменитые черкесские сады в основе колхозного сада в адыгейском ауле

 

Молчун — адыгейский Мичурин. Укрепление и обогащение коллективных хозяйств, построение гидроэлектростанции силами двух соседних хозяйств, русского и адыгейского колхозов. Система художественных образов.

Творческий практикум.

Ролевая дискуссия, реферат.

Художественный мир Сафера Махмудовича Яхутля

Слово о поэте.

Поэма «Хусен Андрухаев».

Тема Великой Отечественной войны в лирике поэта. Временная оккупация врагом огромной территории страны и священная война против захватчиков. Мастерство психологического анализа.

Образ Хусена Андрухаева в поэме и в жизни.

Творческий практикум.

Самостоятельное исследование, составление поэтической антологии.

Стихотворение «Другу».

Тема Великой Отечественной войны. Особенности поэтической речи.

Образ Меретукова, партизана-разведчика, погибшего от рук гитлеровцев в стихотворении «Другу».

Творческий практикум.

Доклад реферативного типа.

Художественный мир Киримиза Хаджимусовича Жанэ

Жизненный и творческий путь поэта.

Стихотворения «Адыгея моя», «У адыгов обычай такой», «Моя звезда», «Спор».

Разнообразие тематики в лирике поэта: любовь к Родине, к Отчизне; любовь к своему народу, обычаям и традициям; любовь к женщине, матери, сестре, невесте... Своеобразие поэтического видения мира и его воплощение.

Творческий практикум.

Поэтический семинар.

Художественный мир Аскера Магамудовича Гадагатля

Жизненный и творческий путь поэта.

«Дочь адыга». Повесть в стихах.

Смысл названия. Своеобразие образного строя, языка, ритмики. Тема далекого прошлого из жизни адыгов - разбой грабителей - турок, увозивших «живой товар» за кусок материи или безделушку.

Сюжет повести, развитие трагических событий. Противопоставление образа Бэча - как народного героя и Батко-орка. Нравственная проблематика   повести

 

Мастерство   психологического   анализа.   Трагическое   звучание   темы  любви.

            Система художественных образов.

            Творческий практикум.

            Семинар, дискуссия, доклад-исследование, реферат.

 

            II. Развитие речи (3 ч.)

            1. Сочинение-исследование в разных жанрах.

            2. Итоговая творческая работа по произведениям Ю. И. Тлюстена.

            3. Итоговая читательская конференция.

 

                                                                     Десятый класс   

(Всего 34 ч. в  учебном году.)

№ урока

Тема урока

Д/З

Дата

I полугодие

1.

Художественный мир адыгейской литературы.

2.

Художественный мир Цуга Алиевича Теучежа.

3.

Ц.А.Теучеж. Поэма. Восстание бжедугов.

4.

Образ князя - жестокость, лицемерие, месть и произвол.

5.

Классовая борьба в Бжедугии за свободу и равенство.

6.

Жизненный и творческий путь поэта Х.Б. Андрухаева.


7.

Х.Б. Андрухаев. Стихотворение.Песня молодости.

8.

Х.Б. Андрухаев. Стихотворение. Провожают нас в Красную Армию.

9.

Отрывок из романа Ю.И.Тлюстена «Немеркнущий свет».

10.

Реализм в изображении военного быта.

11.

Отрывок из романа Ю.И.Тлюстена «Девичьи зори».

12.

Отрывок из романа А.К.Евтыха «Баржа».

13.

Женские образы в романе. Княгиня Айшет.

14.

Россия и Кавказ в начале XX века.

15.

Отрывок из романа Д.Г.Костанова «Слияние рек».

16.

Дискуссия. Русский национальный характер в изображении адыгейских  писателей.

17.

Контрольное тестирование за  1 полугодие.

II полугодие

18.

Образ Хусена Андрухаева в поэме Сафера Махмудовича Яхутля.

19.

Образ Меретукова, партизана-разведчика, погибшего от рук гитлеровцев в стихотворении С. М. Яхутля«Другу».

20.

Тема Великой Отечественной войны в лирике поэта С.М. Яхутля

21.

Разнообразие тематики в лирике поэта Киримизе Хаджимусовича Жанэ.

22.

К.Х.Жанэ.Стихотворение. Адыгея моя.

23.

К.Х.Жанэ.Стихотворение. У адыгов обычай такой.

24.

К.Х.Жанэ.Стихотворение. Моя звезда.

25.

К.Х.Жанэ.Стихотворение. Спор.

26.

Поэтический семинар.

27.

А.М. Гадагатль. Повесть в стихах. Дочь адыга.

28.

Сюжет повести, развитие трагических событий.

29.

Нравственная проблематика   повести.

30.

Общее и особенное в стихах молодых поэтов.

31.

Сочинение-размышление по произведениям К.Х.Жанэ.

32.

Классная дискуссия. Адыгейский национальный характер в изображении адыгских писателей.

33.

Итоговая читательская конференция.

34.

Итоговое контрольное тестирование: « Произведения адыгейских поэтов и писателей».

Ресурсное  обеспечение :


http://www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
http://www.edu.ru - федеральный портал "Российское образование"
http://www.russianculture.ru - Официальный сайт министерства культуры Российской Федерации
http://www.ege.edu.ru - федеральный портал "ЕГЭ" Информационная поддержка Единого государственного экзамена
http://www.vidod.edu.ru - федеральный портал "Дополнительное образование детей"
http://www.law.edu.ru - федеральный правовой портал "Юридическая Россия"
http://en.edu.ru – Естественнонаучный образовательный портал
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.metodika.ru - сайт, посвященный новой методике обучения детей

http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://newseducation.ru - Большая перемена: Сайт информационной поддержки ФЦПРО
http://www.informatika.ru - Российский общеобразовательный портал
http://www.uroki.ru - Образовательный портал Учеба
http://www.ug.ru - Информационный сайт "Учительская газета"
http://www.vestnik.edu.ru - Журнал «Вестник образования»
http://www.gov.spb.ru - Официальный портал администрация Санкт-Петербурга.
http://www.k-obr.spb.ru – Комитет по образованию Санкт-Петербурга.
http://www.viborgsky.ru/administration – Сайт администрации Выборгского района Санкт-Петербурга.
http://www.pravdd.ru – Сайт по правилам дорожного движения.
http://window.edu.ru - информационная система "Единое окно"
http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал
http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов Интернет
http://www.gramota.ru – Cправочно-информационый портал “Грамота.ru”
http://www.ucheba.com – Образовательный портал “УЧЕБА”.
http://www.alledu.ru – "Всё образование в интернет". Образовательный информационный портал. Каталог ссылок, новости, детская общественная приёмная, информация о лидерах образования, анонсы, объявления о работе.
http://www.distance-learning.ru – Информационный портал «Дистанционное образование»
http://college.ru – первый в России образовательный Internet-портал, включающий обучение школьников (математика, физика, астрономия, химия, биология и другие предметы) и курсы для профессионального образования.

Сетевые сообщества учителей: 
http://pedsovet.org – Всероссийский Интернет-педсовет
http://www.intergu.ru – Интернет-государство учителей. Основная цель создания такого государства заключается в оказание поддержки профессиональной деятельности учителя, в предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, в создании и поддержке новых образовательных инициатив.
http://www.it-n.ru – Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения через использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Энциклопедии, словари:
http://www.edu-all.ru - Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании http://www.glossary.ru - Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру»
http://www.vidahl.agava.ru - Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля
http://www.slovari.yandex.ru - Яндекс.Словари
http://www.megabook.ru - Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий»

Список литературы

для учителя: 

1.     Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (адыгейский язык, литература, адыгейская литература на русском языке, адыгэ хабзэ). Министерство образования и науки Республики Адыгея. М., АРИПК, 2006.

2.     Б.К. Кубов, А.А. Шаов. Стилистика адыгейского языка.  - М., 1979.

3.     Ю.А. Тхаркахо. Адыгейско-русский словарь.  - М., 1991.

4.     Ю.А. Тхаркахо. Русско-адыгейский словарь. В 2 томах. - М., 2004.

       

5.     М.Х. Шхапацева. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков. - М., 2005.

6.     Ю.А. Тхаркахо. Стилистика адыгейского языка. - М., 2003.

7.     А.Б. Чуяко. Русско-адыгейский разговорник. - М., 2006.

8.     Адыгейский язык на современном этапе и перспективы его развития. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейского языка и письменности. - М., 2004.

9.     Мой язык – моя жизнь. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейской письменности. М., МО и Н РА. М., 2005.Ученый - лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. - М., РИПО «Адыгея», 2000.

10.                       Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.

11.                       Ученый – лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. М., РИПО «Адыгея», 2000.

12.                       Д. М.Тамбиева. Методическое руководство для учителей к книге «Читаю на адыгейском языке». -  М.:, Ад. респ. кн. изд, 2005.

для учащихся:

1.      Н. И. Кесебежева, Н.А. Киярова. Адыгейская литература  10-11.Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 10-11 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.

2.     Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.

3.     Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.

4.     Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса

Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 2  класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом у...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для  3 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для11 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе. 8 класс.

Программа  разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком ...


 

Комментарии

Рабочая программа по адыгейской литературе для 10 класса