Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса
рабочая программа на тему

Рабочая программа по адыгейской литературе для  3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_3_klass.docx55.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на м/о учителей начальных классов

«____»____________2011года

Руководитель м/о начальных классов

__________Р.Г.Гнатюк

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор МОУ СОШ №11

__________Г.А.Труженникова

«_____»__________2011год

Рабочая программа по адыгейской литературе

для 3 класса

на 2013-2014 учебный год

Составила

Коблева  Сусана  Байзетовна,

 учитель адыгейского языка и литературы

МОУ СОШ№11 села Красногвардейского

Пояснительная записка

Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

    Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для  3   класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.

Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
   

     Изучение малой Родины  имеет большое значение в воспитании патриотических чувств  школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Цель, задачи образовательной программы

Основная цель программы:

- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи, о судьбах людей, осмыслить этические представления о таких понятиях, как «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнется формирование системы духовно-нравственных ценностей;

-  активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой  деятельности.

Задачи:  
- формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Программа для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста.
5. Развитие устной и письменной речи.

Отличительные особенности программы

Содержание деятельности

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Программа для каждого класса состоит из следующих разделов: 
1. Наша Республика Адыгея.
II. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры.
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея.
IУ. Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея.


 ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный  для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

  Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана –повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

– самостоятельно составлять план рассказа о герое;

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения;

– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА,

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ

ПРОЧИТАННОГО

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

– портрет;

– детали биографии (что известно о его жизни);

– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;

– речь героя как средство его характеристики;

– отношение автора к герою;

– собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАКОМСТВО

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.Стихотворение. Расширение и углубление понятия о стихотворении.

 РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Обучение:

– подробному и краткому пересказу текста по плану;

– выборочному пересказу текста;

– словесному рисованию картин к художественным текстам;

– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев;

.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

                                                                                  Третий класс

(2 ч.  в неделю. Всего 68 ч. в  учебном году.)

Авторы учебника « Родные просторы»:С.С.Ситимова, А.Б.Чуяко.

№ урока

Тема урока

Тип урока

I.Наша Республика Адыгея (9 ч.)

1.

Республика Адыгея.

Урок изучения нового материала

2.

Майкоп- столица Адыгеи.

КУ

3.

Чуяко Дж. Стихотворение. Моя Адыгея

УИНМ

4.

Жанэ К. Стихотворение.У адыгов обычай такой

УИНМ

5.

Беретарь Х. Стихотворение. О, как она, земля моя, щедра…

УИНМ

6.

Беретарь Х. Стихотворение. Псекупс.

УИНМ

7.

Тлехас М. Стихотворение.Родной язык.

УИНМ

8.

Тлехас М. Стихотворение.Моя земля.

УИНМ

9.

Дербе Т. «Люблю я свой народ». Крючков Ю. «Адыгея»

УИНМ

II. Адыгейское народное творчество и национальные игры (15 ч.)

10.

Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы

КУ

11.

Пословицы и поговорки о мудрости, разуме, мужестве,  труде, честности, дружбе, добре, зле , семейных традициях.

УИНМ

12.

Сказки и сказания о добре и зле, храбрости и трусости, добрых поступках, дружбе, честности.

УИНМ

13.

Адыгейские сказки о животных и бытовые сказки: «Не рой другому яму», «Воробей и волк»,

УИНМ

14.

Сказки:«Овца и коза», «Трудовые деньги».

УИНМ

15.

Произведения из адыгейского нартского эпоса Сказание.. «Как Саусырыко вернул огонь нартам».

УИНМ

16.

Сказание.Золотое яблоко нартов

КУ

17.

Сказание.Сэтэнэй-цветок.

УИНМ

18.

Сказание.Шэбатныко — сын Орзэмэджа.

УИНМ

19.

 Сказание.Освобождение нарта Нэсрена.

УИНМ

20.

Национальные игры.

УИНМ

21.

Игра.Скачки.

УИНМ

22.

Игра .Жмурки.

УИНМ

23.

Игра. Лебеди и просо. Игра Журавли-журавушки.

УИНМ

III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (44ч.)

24.

Машбаш И. Сказка о грозном льве, повелителе зверей, и о старом дровосеке.

УИНМ

25.

Яхутль С.Стихотворение. Родина.

КУ

26.

Жанэ К. Стихотворение.  Ах, эта козочка!

УИНМ

27.

Х.Андрухаев. Стихотворение.   Река.  Весна и лентяй.

УИНМ

28.

Жанэ К. Стихотворение.  Зерно. Дождик.

УИНМ

29.

Е.Салов. Стихотворение.   Дольмен.

УИНМ

30.

Жанэ К.  Стихотворение. Новоселье.

КУ

31.

Чуяко Дж. Стихотворение.  Пусть приходит сам.

КУ

32.

Машбаш И.Сказка о кузнечиках, об их пропавшем царе и о мудрой зайчихе.

УИНМ

33.

Паранук М. Стихотворение.  Зима.

УИНМ

34.

Куек Н. Стихотворение.  Снежинка.

УИНМ

35.

Кошубаев П. Рассказ.Дедушка.

УИНМ

36.

Жанэ К. Стихотворение. Гармонистка.Сад.

УИНМ

37.

Куек Н. Стихотворение.  Считалка.

УИНМ

38.

Гадагатль А. Стихотворение.  Петух-хвастун.

УИНМ

39.

Куек Н. Стихотворение.  Кто же лужи уберет?

УИНМ

40.

Жанэ К. Стихотворение.  Я славлю руки человека.

УИНМ

41.

Беретарь Х. Стихотворение.  Нана.

УИНМ

42.

Тлехас М. Стихотворение.  Наши матери.

УИНМ

43.

Чуяко Дж. Стихотворение.  Маяк

УИНМ

44.

Жанэ К.Давно отгремела война.Долг.

УИНМ

45.

Чуяко Дж. Стихотворения: «  Волшебник», «Кто лучше считает?»

УИНМ

46.

Шипулин А. Стихотворение.  Про зайчонка.

УИНМ

47.

Жанэ К. Стихотворения: «  Старость», «Пословица»

УИНМ

48.

Нехай Р. Стихотворение.  Ты кто?

УИНМ

49.

Куек Н. Стихотворения: «Осень», «Зазнайка».

УИНМ

50.

Дербе Т. Стихотворение.  Среди деревьев бродит человек.

УИНМ

51.

Панеш Х.Почему плакал Рашид?

УИНМ

52.

Машбаш И. Стихотворение. Песня веселой бабочки.

УИНМ

53.

Чуяко Ю.Лиса и Орземес(отрывок из повести « Чужая боль»

УИНМ

54.

Тлехас М.Песня о Майкопе.

УИНМ

55.

Кошубаев П.Один день войны(из рассказа «Дедушка»

УИНМ

56.

Гадагатль А. Стихотворение. Да будет так!

УИНМ

57.

Крючков Ю. Стихотворение. Память.

УИНМ

58.

Багов Н. Стихотворение. Печаль.

УИНМ

59.

Хурумов Х. Стихотворения: Колодец Хапака.

УИНМ

60.

Салов Е. Стихотворение. Даховская мозаика. Князь леса.

УИНМ

61.

Чуяко Дж. Стихотворения: Если был бы я врачом.Новый дом.

УИНМ

62.

Салов Е. Стихотворения: « Золотой ручей», «За рекой Кишой».

УИНМ

63.

Панеш Х.Пусть попробует другой.Калитка Мирзабеча.

УИНМ

64.

Чуяко Дж. Стихотворения: « Плавание на спине», « На пасеке».

УИНМ

65.

Наша Республика Адыгея .Повторение.

Урок закрепления ЗУН

66.

Адыгейское народное творчество и национальные игры. Повторение.

Урок закрепления ЗУН

67.

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение.

Урок закрепления ЗУН

68.

Загадки, пословицы, сказки народов Республики Адыгея

Урок закрепления ЗУН

И в шутку и в серьёз 

Список литературы

для учителя: 

  1. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (адыгейский язык, литература, адыгейская литература на русском языке, адыгэ хабзэ). Министерство образования и науки Республики Адыгея. М., АРИПК, 2006.
  2. Б.К. Кубов, А.А. Шаов. Стилистика адыгейского языка.  - М., 1979.
  3. Ю.А. Тхаркахо. Адыгейско-русский словарь.  - М., 1991.
  4. Ю.А. Тхаркахо. Русско-адыгейский словарь. В 2 томах. - М., 2004.

       

  1. М.Х. Шхапацева. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков. - М., 2005.
  2. Ю.А. Тхаркахо. Стилистика адыгейского языка. - М., 2003.
  3. А.Б. Чуяко. Русско-адыгейский разговорник. - М., 2006.
  4. Адыгейский язык на современном этапе и перспективы его развития. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейского языка и письменности. - М., 2004.
  5. Мой язык – моя жизнь. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейской письменности. М., МО и Н РА. М., 2005.Ученый - лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. - М., РИПО «Адыгея», 2000.
  6. Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.
  7. Ученый – лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. М., РИПО «Адыгея», 2000.
  8. Д. М.Тамбиева. Методическое руководство для учителей к книге «Читаю на адыгейском языке». -  М.:, Ад. респ. кн. изд, 2005.
  9. Материалы для проведения в течение календарного года праздничных мероприятий, посвящен. госуд. языкам Респ. Адыгея и языкам народов, проживающ. компактно в ней. Под редакц. Р. Ю. Намитоковой. - М., 2004.
  10. К.И. Хут. Влияние русского языка на словоупотребление в адыгейском языке. Под ред. З.У. Блягоз. - М., Ад. респ. кн. изд, 1994.
  11. А.А. Схаляхо, Х.А. Хот. Адыгейская литература. Хрестоматия для 10 классов. М., Ад. респ. кн. изд,2000.
  12. З.И. Керашева. Избранные произведения. 1, 2 том. М.,
  13. Л.П. Терчукова. М.А. Гунчокова. Тесты по адыгейскому языку. М., АРИПК, 2005.
  14. А.Х. Зафесов. Адыго-русско-турецкий энциклопедический словарь. М., ОАО «Полиграфиздат» «Адыгея», 2007.
  15. Б.М. Карданов. Кабардино-русский словарь фразеологизмов. Нальчик. Кн. изд. «Эльбрус», 1968.
  16. А.О. Шогенцуков, Х.У. Эльбердов. Русско-кабардинско-черкесский словарь. Государственное изд. иностранных и нац. слов. М.: 1955.
  17. М.А. Кумахов, Очерки общего и кавказского языкознания. Нальчик. Изд. «Эльбрус», 1994.
  18. А.К. Шагиров. Этимологический словарь адыгских (черкесских)я зыков. М. Изд. Наука, 1977.
  19. М.Г. Аутлев, А.М. Гадагатль и др. Русско-адыгейский словарь. М., Госуд. изд. иностранных и нац. слов, 1960.
  20. Р.Ю. Намитокова. В мире имен собственных. М., Ад. кн. изд., 1993.
  21. А.Б. Чуяко. Адыгские народные сказки и произведения из нартского эпоса. Адыгские подвижные игры. - М., 1997.
  22. Р.Б. Унарокова. Фольклор адыгов Турции. - М., 2004.
  23. А.В. Краснопольский, Н.Х. Джаримов, А.Х. Шеуджен. Труженики науки Адыгеи. - М., Ад. респ. кн. изд, 2001.
  24. С.Р. Агержанокова. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца XIX- нач. XX.вв.  - М., 2003.
  25. К.И. Бузаров. Комплексный подход к организации уроков чтения для 3 класса. - М., Ад. респ. кн. изд, 2005.
  26. В.К. Чич. Адыгейский этикет. Учебное пособие для учителей I-VIII классов общеобразовательных учреждений. - М., 2002.
  27. Комплексный этико-культурологический словарь русского языка. -  М., 2001.
  28. Вопросы истории адыгейской советской литературы. В 2 кн. Адыг. НИИ, 1979.
  29. С. Ю. Жане. Методическое руководство к книге для чтения по литер. В 5 кл. М., Адыг. респ. кн. изд., 1994.
  30. М. Ш. Кунижев. Истоки нашей литературы. Литературно-критические статьи. М., отд. кн. изд., 1978.
  31. Р. Г. Мамий. Пути адыгейского романа. На адыг.яз. Отд. кн. изд., 1977.
  32. У. М. Панеш. Традиции и новаторство. Лит-крит. ст. М., Ад. отд. Краснод. кн. изд., 1984.
  33. А. А. Схаляхо. Идейно-худож. становление адыг. литер. М., Ад. отд. Краснод. кн. изд., 1988.
  34. А. А. Схаляхо. Правда жизни – мера творчества. Лит-крит.ст. М., Ад. отд. Краснод. кн. изд., 1990.
  35. А. А. Схаляхо. Рождение строк. М., отд. кн. изд., 1981.
  36. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. М., 1991.
  37. А. А. Схаляхо. Немеркнущие звезды. Историко-героические песни-плачи и рассказы. М., Ад. отд. кн. изд., 1994.
  38. Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.
  39. Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.
  40. Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.
  41. З. У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки. М., адыг. кн. изд., 1992.
  42. Адыгейский фольклор. В 2 кн. М., Адыг. НИИ, 1980.
  43. А.М. Гадагатль. Героический эпос «Нарты». М., адыг. отд. Краснод. кн. изд., 1987.
  44. А.М. Гадагатль, М.А. Джандар, М.Н. Хачемизова. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. М., «Адыгея», 1990.
  45. М.М. Савченко, К.Г. Шаззо, А.А. Схаляхо. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. М., ад. отд. Краснод. кн. изд., 1988.
  46. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып.1,2,3,4. М., отд. кн.изд., 1979 - 84.
  47. Писатели Адыгеи. Биографический справочник. М., отд. кн. изд., 1978.
  48. К.И. Бузаров, С. Ю. Берзегова. Тембот Керашев в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие-альбом для учителей и учащихся. М., адыг. кн. изд., 1980
  49. К.И. Бузаров, С. Ю. Берзегова. Исхак Машбаш в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие-альбом для учителей и учащихся. М., адыг. кн. изд., 1984.
  50. К.И. Бузаров, С. Ю. Берзегова. Юсуф Тлюстен в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие-альбом для учителей и учащихся. М., адыг. кн. изд., 1983.
  51. У. М. Панеш. Ветви одного корня. О типологических связях и формировании адыгских литератур. М., адыг. кн. изд., 1995.
  52. Н.Ш. Чеучев, Н.П. Шибинская, Т.Д. Чеучева. Жане Киримизе в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие-альбом по адыг.лит. для учителей и учащихся. М., Адыг. респ. кн. изд., 1995

         

  1. Д.М. Тамбиева и др. Читаю на адыгейском языке. Букварь для русскоязычных учащихся. - М., Ад. респ. кн. изд, 2005.
  2.  А.Б.Чуяко, С.С.Ситимова, В.Н.Карпова «Программно-методические  указания. Адыгейская литература для I-IV классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения», Майкоп, 2006 г
  3. А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. Книга для чтения. 1,2,3, 4 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.

для учащихся:

  1.  А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. Книга для чтения.3 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.
  2. Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.
  3. Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.
  4. Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.
  5. З. У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки. М., адыг. кн. изд., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса

Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 2  класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом у...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для11 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе. 8 класс.

Программа  разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком ...

Рабочая программа по адыгейской литературе 8 класс

Рабочая программа по адыгейскому языку для 8 класса...


 

Комментарии

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса