Проблемы диагностики и формирования индивидуальной образовательной траектории одарённых детей
статья (5 класс)

Попов Михаил Владимирович

Данная статья содержит информацию о направлениях работы учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности по формированию индивидуальной образовательной траектории одарённых детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы диагностики и формирования индивидуальной образовательной траектории одарённых детей

Ермакова Алла Юрьевна, Офицеров Валерий Анатольевич, Попов Михаил Владимирович, Лямин Сергей Владимирович, тренеры-преподаватели.

Муниципальноеавтономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа № 6»; Россия, Тамбовская область, г. Тамбов.

sch6s@city.tambov.gov.ru

392024, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Рылеева, 84, 8(4752)580436.

Аннотация.

Данная статья содержит информацию о направлениях работы учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности по формированию индивидуальной образовательной траектории одарённых детей.

Ключевые слова:

сетевое взаимодействие, одарённый ребёнок, образовательная организация,спортивная школа.

Одарённость — это уникальное целостное состояние личности ребёнка, это большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в своевременном выявлении и поддержке, но не как средство обеспечения престижа спортивной школы, а как самоценность. Характерная особенность современного периода развития ДЮСШ — научно обоснованный поиск одарённого ученика, которомупо плечу большие спортивные нагрузки и высокие темпы спортивного совершенствования.

Цель такого поиска — выявление одарённых детей и создание условий, способствующих оптимальному развитию спортивного потенциала учащихся, выработка стратегии работы с одарёнными учениками в образовательном процессе, развивающих форм и методов обучения.

Очень трудно в начинающем юном даровании распознать будущего чемпиона.В этих условиях важны несколько аспектов деятельности образовательной организации физкультурно-спортивной направленности:

  1. Сетевое взаимодействие с образовательными организациями (ОО).

В нашей спортивной школе взаимодействие строится в нескольких направлениях:

— работа физкультурно-спортивной ассоциации «Спортивные надежды», которая осуществляется в форме сетевого взаимодействия МАУДО ДЮСШ №6 с общеобразовательными организациями города и области: МАОУ СОШ № 31, МАОУ СОШ №36, МАОУ СОШ №1 — «Школа Сколково — Тамбов», МАОУ «Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова», МАОУ «Лицей №29», православная гимназия. Проект «Ассоциация “Спортивные надежды”» позволяет строить работу с учителями физической культуры в процессе взаимотворчестваи диагностировать способности ребёнка на ранних этапах, осуществляя целенаправленную работу по их развитию.

— Работа в рамках проекта «Плавательный всеобуч» на этапе отбора позволяет выявить наиболее способных учащихся. Опыт работы показывает, что учащиеся, прошедшие такую подготовку и продолжившие обучение, занимаются в системе и имеют достижения. Примером является система работы с МАОУ СОШ №36. Администрация ОО сообщает о проведении родительских собраний, учащиеся активно участвуют в экскурсиях, мастер-классах и спортивно-массовых мероприятиях, проводимых МАУДО ДЮСШ №6. Учителя физической культуры ведут совместную работу с тренерами-преподавателями, диагностируя и направляя их в МАУДО ДЮСШ №6.

— Развитие культивируемых видов спорта осуществляется в рамках сетевого взаимодействия с ОО, с которыми заключены договоры безвозмездного пользования. За последние годы благодаря такой работе увеличилось количество учащихся на отделении волейбола (11%), рукопашного боя (48%), полиатлона (61%).

В результате системной и последовательной работы по диагностированию и сопровождению одарённых детей банк данных «Одарённые дети Тамбовщины» в прошедшем учебном году пополнен 12 учащимися, добившимися успехов на всероссийском и региональном уровнях. Семеро из них обучаются в ОО, с которыми мы ведём целенаправленную работу по диагностированию одарённых детей и их сопровождению.

Проблемными остаются несколько аспектов:

— не создана эффективная система диагностики спортивной одарённости в различных видах спорта, основанная на эффективных моделях и методах;

— нет общей стратегической концепции ДЮСШ и ОО в изучении круга интересов спортивной деятельности учащихся и их сопровождения;

— учебная и внеучебная деятельность детей в ОО занимает много времени, иногда не оставляя времени на тренировочный процесс. Понимание администрацией СОШ, что работа с одарённым ребёнком — это системная работа, снимает эту проблему, но, к сожалению, не всегда. Иногда педагоги ОО отдают предпочтение внутренним мероприятиям, не понимая важности ежедневной работы со спортсменом для достижения высоких результатов;

— родители психологически не готовы понять, что спорт — это ежедневная кропотливая совместная работа. Многие отдают предпочтение учёбе, не понимая, что одарённый ребёнок, как правило, разносторонне развит и способен справляться с различными задачами.

2.        Каждый одарённый ребёнок — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одарённости чаще всего требует организации особой среды. Только активная жизненная позиция родителей, объективное понимание возможностей и способностей ребёнка и системно выстроенный процесс взаимодействия с тренером-преподавателем и учителями ОО позволяют детям достигать успехов на аренах различного уровня.

Традиционно лучших учащихся по итогам года и их родителей мы отмечаем благодарственными письмами и подарками. В процессе мероприятия администрация, родители и учащиеся обсуждают вопросы перспектив развития ребёнка, учреждения и проблемы.

  1. Профессиональное обучение педагогов ДЮСШ как условие методического поиска и творчества в работе с одарёнными воспитанниками. Осуществляется в форме повышения квалификации педагогических работников, как на базе института повышения квалификации работников образования, так и в форме дистанционного обучения вузов России, организации и проведения семинаров и круглых столов с участием ведущих тренеров-преподавателей России. Благодаря такой работе наши воспитанники добиваются высоких результатов на соревнованиях различного уровня. Наблюдается рост спортивного мастерства учащихся по сравнению с предыдущими годами на 12%.
  2. Выработанная система мотивирования спортсменов и тренеров-преподавателей: участие в конкурсах, грантах, премирование, благодарственные письма и почётные грамоты.

Таким образом, задачи повышения числа одарённых юных спортсменов среди занимающихся диктуют необходимость создания новых моделей, методов и технологических средств. Разработка эффективных технологий диагностики спортивной одарённости в рамках современной системы спортивного отбора призвана способствовать более эффективному разделению массового и юношеского спорта и их автономному развитию с учётом специфических задач каждого.

В качестве одного из основных механизмов развития дополнительного образования детей Концепция развития дополнительного образования рассматривает межведомственную и межуровневую кооперацию, интеграцию ресурсов, в том числе организацию сетевого взаимодействия организаций различного типа.

В целях осуществления организационно-методического сопровождения реализации приоритетных направлений развития муниципальной системы образования, регулирования инновационной деятельности в муниципальных организациях приказом комитета образования администрации города Тамбова в 2017 году был открыт и до настоящего времени активно функционирует городской ресурсный центр сетевого взаимодействия по работе с одарёнными детьми. Партнёрами в реализации данного проекта стали ОО города Тамбова.

Цель работы центра: организационно-методическое сопровождение реализации приоритетных направлений муниципальной системы образования.

Основные направления работы ресурсного центра:внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических и информационно-коммуникационных технологий обучения; отработка модели сетевого взаимодействия с муниципальными образовательными организациями для реализации педагогических инноваций, образовательных проектов и программ; эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов для апробации приоритетных направлений развития муниципальной системы образования, отработка моделей организации предпрофильного и профильного обучения старшеклассников на основе сетевого взаимодействия с другими общеобразовательными организациями; развитие государственно-общественных форм управления образованием, обобщение и трансляция наработанного опыта работы в другие образовательные организации через реализацию программы сетевого взаимодействия ресурсного центра с образовательными организациями, организация инновационной деятельности по актуальным проблемам образования.

Таким образом, особое значение в современном обществе приобретает необходимость комплексного развития образовательной организации на основе полного использования его потенциальных возможностей в целях достижения лидирующих позиций на рынке образовательных услуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль стартовой психологической диагностики в планировании индивидуальных образовательных траекторий

Статья раскрывает значени стартовой психологической диагностики в первом классе (по ФГОС)....

Формирование индивидуальных образовательных траекторий

Статья, представленная вашему вниманию, подготовлена в рамках работы по эксперименту «Формирование индивидуальных образовательных траекторий средствами ИКТ», который был проведён в нашей школе.  ...

Презентация к статье "Формирование индивидуальных образовательных траекторий"

Данная презентация создана для того, чтобы донести до аудитории основный смысл статьи  "Формирование индивидуальных образовательных траекторий", которую Вы также можете найти на моем сайте....

Роль портфолио в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающихся

Портфолио как одно из средства оценки урочной и внеурочной деятельности ученика....

«Входное тестирование, как инструмент формирования индивидуальной образовательной траектории в контексте профильного обучения (10-11 класс)»

В данной статье рассматривается возможность использования входного тестирования, как отправной точки для совершенствования иноязычных компетенций учащихся 10-11 классов в рамках профильного обучения п...

Проблемы диагностики и формирования индивидуальной образовательной траектории одаренных детей

Одаренность — это уникальное целостное состояние личности ребенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в своевременном выявлении и поддержке, но не как средство о...