Программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа

Саратова Ирина Петровна

Роспись по стеклу.Витраж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma-kruzhka-po-napravleniyu-vitrazh.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

        

        

Программа кружка

  «Умелые ручки»

Роспись по стеклу.Витраж.

Воспитатель:Саратова И.П.

 

Пояснительная записка

     Одним из приоритетных направлений современного образования является эстетическое воспитание школьников, как важное звено целостной системы воспитательно-образовательной работы школы. Оно неразрывно связано со всеми другими – интеллектуальным, трудовым, нравственным, физическим. В течение всей жизни человека и во всех сферах его деятельности формируется его эстетическое сознание и эстетические чувства.   Эстетическое воспитание не приносит желаемых результатов, если оно не воспитывает человека с неординарным творческим мышлением, если оно не развивает личностных потенциалов обучающихся.     Для эстетического воспитания личности имеется богатейший арсенал средств, среди которых важнейшим является искусство как главный компонент художественной культуры. Искусство пробуждает и развивает понимание эстетических ценностей в человеческой жизни. Оно является существенным фактором эстетического вкуса как факта эстетического сознания.  Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т.д. Вкусом же должен обладать, прежде всего, и сам создатель того или иного произведения, так как это он в известной степени «программирует» характер дальнейшего восприятия своих произведений и в некоторой степени является законодателем эстетических вкусов.

     Таким образом, эстетическое воспитание - это процесс, связанный с пробуждением эстетических чувств личности, с формированием эстетического сознания, с развитием эстетических способностей, включенностью личности в эстетическую деятельность. Необходимыми предпосылками эстетического воспитания старших школьников являются - широта и разносторонность контактов с искусством; учет индивидуальных интересов школьников видам художественного творчества; последовательное сочетание классных и внеклассных занятий, проведение их по программам, составленным на основе единых принципов; совершенствование общей культуры и квалификации учителей,воспитателей  школы и родителей учащихся.

    В старшем школьном возрасте происходит усиление чувственной сферы и познавательной деятельности. Преобладание абстрактного мышление (от латинского слова abstraction - мысленная отвлечённость) усиливает желание глубже вникнуть в сущность изучаемого предмета или явления. Поэтому в этом возрасте как нельзя лучше происходит формирование эстетического восприятия и художественного познания мира.

    Вся программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на учащихся 5-8 классов . Программа состоит из нескольких курсов, которые следуют один за другим, дополняя и расширяя знания и виды творческой деятельности учащихся. Таким образом, достигается преемственность и непрерывность обучения.

    В данной методической разработке представлен второй год обучения учащихся – «Роспись по стеклу.Витраж.  

Цель программы:

  • Формирование у воспитанников художественного способа познания мира, системы знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к миру прекрасного путем изучения витражного искусства и создания собственных работ в этой технике.

 

Задачи программы:

  • Развитие способности эмоционально – ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
  • Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
  • Развитие художественного вкуса воспитанников, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
  • Развитие художественно – творческих способностей учащихся, навыков наблюдательности, образного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности;
  • Создание условий для приобретения учащимися умений и навыков творческой деятельности;
  • Углубленное изучение основ изобразительного искусства;
  • Содействие развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности и творческой реализации своих возможностей;
  • Освоение знаний об искусстве витража, рисунках на стекле, его представителях и произведениях, истории развития, видах, типах, роли и значении в мировой культуре;
  • Овладение практическими умениями, навыками и способами художественной деятельности в целом и такой художественно - творческой деятельности как рисунок на стекле – витраж;
  • Объединение наиболее способных и увлеченных ребят;
  • Формирование устойчивого интереса к искусству в целом.

    Программа занятий кружка «Умелые ручки» по теме: Роспись по стеклу.Витраж. предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выбранные мною педагогические технологии призваны обеспечить выполнение цели и  каждой из поставленных в данной программе задач, и способствуют успешному ее решению.

    Планирование кружка «Умелые ручки» по теме: Роспись по стеклу.Витраж.  составлено из расчета 1 учебный час в неделю, всего – 34 часа за учебный год. В планировании предусматривается теоретические и практические занятия. На теорию отведено – 10,5 часов на практику -  23,5 учебных часов.

    Применяемые мною виды деятельности и формы работы с учениками должны стимулировать интерес к витражному искусству, его изучению и созданию собственных работ, а также является необходимым условием формирования личности ребенка.

    Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие, осмысление, усвоение, применение усвоенного в практической деятельности - создание собственных работ в технике «витраж».

    Особенностью разработки данной программы работы кружка заключаются в соединении эстетического воспитания и образования, интеграции различных видов искусств, систематизации и преемственности содержания форм и методов, индивидуализации обучения, творческой деятельности и самодеятельности, сочетании различных форм эстетического воспитания.

    Основным методом эстетического воспитания в программе является организация творческой деятельности учащихся, основанная на создании собственных творческих работ.

    Критериями эффективности реализации программы выступают:

  • познавательный компонент - совпадение учебного интереса с эстетическим, потребностью в новых знаниях, умениях и навыках;
  •  эмоциональный компонент - состояние, характеризующее положительное устойчивое отношение к эстетически воспитанным людям;
  •  деятельностный компонент  -     активная позиция в овладении знаниями о витражном искусстве, развитие потребности в самостоятельной творческой  деятельности;
  •  волевой компонент - наличие волевых усилий при ознакомлении с содержанием новой творческой деятельности.

    Содержание программы кружка направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования – приобщение к миру искусства как к духовному опыту поколений, овладение знаниями об искусстве витража, способами такой художественной деятельности как рисунок на стекле, развитие индивидуальности, дарования и творческой способности ребенка. А также оно основывается на следующих современных педагогических подходах:

  • Содержательно – деятельностный, где деятельность учащихся предстает системой учебных действий и включением их в активную учебную и художественно – творческую деятельность;
  • Системно – комплексный – освоение многообразия выразительных средств и способов художественной деятельности и их творческого применения учащимися;
  • Личностно ориентированный, при котором изобразительное искусство является культурным пространством для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов ученика, мотивации  успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании.

    В программу занятий кружка «Умелые ручки» включены следующие основные виды художественно – творческой деятельности:

  • Ценностно – ориентированная и коммуникативная деятельность, способствующие обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, являющиеся основой изобразительной творческой деятельности.
  • Изобразительная деятельность включает практическую деятельность учащихся по освоению им знаний о витражном искусстве, данной технике и творческого характера, то есть создания собственных витражных работ. Она предполагает закрепление уже освоенных и развитие новых художественно – графических умений и навыков учащихся, а также сознательное использование средств художественной выразительности в процессе создания собственных творческих работ.
  • Декоративно – прикладная деятельность – практическая деятельность учащихся учебного и творческого характера.
  • Художественно – творческая деятельность.

    Определенной новизной предлагаемой программы является обращение к одному из древнейших и популярных видов творческой деятельности – витражному искусству.

Планируемые результаты обучения

Дети должны знать:

  •  Основные виды и жанры изобразительного искусства;
  • Основы изобразительной грамоты – цвет, тон, колорит, пропорция, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция;
  • Основные этапы развития и историю витражного искусства, его виды, стили,  типы;
  • Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства, работающих в технике витраж и их произведения;
  • Технику  создания витража и работы витражными красками;
  • Особенности образного языка искусства витража;
  • Значение и роль витражного искусства в мировой культуре.

Дети должны уметь:

  • Различать виды и жанры изобразительного искусства;
  • Определять средства выразительности – линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция;
  • Анализировать содержание, образный язык произведений витражного искусства;  
  • Ориентироваться в основных явлениях витражного искусства  и узнавать произведения этого искусства;
  • Применять художественные материалы – витражные краски и изобразительные средства выразительности в своей творческой деятельности;
  • Выполнять работу в технике «витраж» по собственному замыслу, воображению и эскизу;
  • Владеть навыками витражной техники и показывать их в своей работе;
  • Строить тематическую композицию;
  • Оформлять выставки своих работ.

Дети должны использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Восприятия и оценки произведений витражного искусства;
  • Самостоятельной творческой деятельности и создания собственных художественных работ.

По данной программе ведутся занятия кружка «Умелые ручки» уже 2 года.

Тематическое планирование занятий

«Роспись по стеклу .Витраж.»

№ п/п

Разделы и темы

На изучение раздела

На изучение темы

На теорию

На практику

Введение.

4

1.

Витражное искусство.

2

2

2.

Современный витраж.

2

2

Графические материалы и средства витражного искусства.

4

3.

Графические материалы в искусстве витража.

2

1

1

4.

Графические средства в искусстве витража.

2

1

1

Основные методы изображения предметов в витражном искусстве.

6

5.

Перспектива предметов. Передача перспективы в витражном искусстве.

2

1

1

6.

Композиция. Пропорция, форма, конструкция и объем  предметов в витражном искусстве.

2

1

1

7.

Понятие цвета.

Цвет в витражном искусстве.

2

1

1

Создание собственных работ в технике витраж.

20

8.

Подбор и выполнение эскиза.

5

0,5

4,5

9.

Оформление работы.

13

0,5

12,5

10.

Оформление выставки собственных работ.

2

0,5

1,5

Итого:

34

34

10,5

23,5

Поурочное планирование занятий

«Роспись по стеклу.Витраж»

№ п/п

Тема занятия

Основное содержание

Количество  часов

1.

Введение. Витражное искусство.

Что такое витраж. Из истории  развития витражного искусства. Техника создания витража. Развитие витражного искусства.

2

2.

Современный витраж.

Современный витраж. Виды и стили: классика. Модерн, абстракция, готика, флора.  Витраж Тиффани.

 Классический витраж.

 Латунный витраж.

  Технология Фьюзинг, Фьюзинг стекла.

  Пескоструйка - художественный витраж.

  Роспись по стеклу -витражное стекло.

 Гравировка по стеклу - лазерная гравировка на стекле.
Значение витражного искусства.

2

3.

Графические материалы и их применение в витражном искусстве.

Графические материалы. Виды графических материалов. Краски по стеклу, контур, акриловые краски.

Техника безопасности при работе с витражными красками.

2

4.

Графические средства и их применение в витражном искусстве.

Графические средства. Их виды. Требования к графическим средствам.

Линия, ее виды, использование.

Штрих, штриховая линия, контур, виды штриха, использование.

Тональное пятно. Создание тонального пятна. Условия использования.

Применение графических средств в витраже.

2

5.

Перспектива предметов. Передача перспективы в витражном искусстве.

Понятие перспективы. Основные законы перспективы. Перспектива в витраже.

2

6.

Композиция. Пропорция, форма, конструкция и объем  предметов в витражном искусстве.

Понятие о композиции и конструкции. Размещение изображения. Передача объема, пропорции и формы при помощи графических средств и материалов в рисунке и витраже.

2

7.

Понятие цвета.

Цвет в витражном искусстве.

Цвет. Общие сведения. Цветовой спектр. Хроматические и ахроматические цвета. Взаимозависимость цветов. Цветовой круг. Сочетание цветов. Влияние соседних цветов. Техника работы витражными красками.

2

8.

Подбор и выполнение эскиза.

Выполнение эскиза будущей работы.

5

9.

Оформление работы.

Перенесение эскиза на стекло и дальнейшее оформление работы.

13

10.

Оформление выставки собственных работ.

Правила оформления выставки. Размещение картин.

2

Итого

34

Список источников информации

  • Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М., «Искусство», 1970.
  • Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., «Просвещение». 1696.
  • Филиппов В. Основы техники рисунка. М., Профиздат, 1966.
  • М.ди Спирито. Витражное искусство и техника по стеклу.пер.итал.Е.Лысовой.М.: «Альбом»2006.
  • Галицкий И. История витража/Галицкий Игорь;И.Галицкий//ДЕКО.2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение с поэмой Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" с выходом на синквейн....

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ» Задачи: помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитичес...

Древняя Русь и Русь Удельная.

Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....

Презентация выставки "Русь земная, Русь небесная", посвященной Дню славянской письменности и культуры, в рамках культурно-образовательного проекта Благотворительного фонда "Взгляд ребёнка" и Государ. бюджетного учреждения "Моск. дом национальностей"

Место проведения: Московский дом национальностей, ул. Новая Басманная, д. 4, стр.1Дата проведения: 18 мая 2016г.Время проведения: с 13.00ч. до 15.00ч.Участники: 1. Лещенко Елена, 2. Рудаков Геор...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная"

Земля Владимирская является не просто уникальным местом, где зарождалась русская государственность, русская  национальность и русская культура. История нашего края – свидетельство того, что...