Тестирование как форма контроля в обучении математики
статья

Абанькина Юлия Владимировна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testirovanie_kak_forma_kontrolya_v_obuchenii_matematiki.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Тестирование как форма контроля в обучении математики»

Использование тестов – это одно из рациональных и эффективных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения. Кроме этого тестирование стало одним из средств индивидуализации в учебном процессе, потому что предоставляет возможность учитывать существующие психологические особенности учащихся, которые мешают их успешной учебной деятельности. Одновременно тестовый контроль имеет ряд существенных преимуществ перед другими видами существующего контроля. Во-первых, он дает возможность проверить значительный объем изученного материала малыми порциями и, во-вторых, при помощи тестирования удается быстро диагностировать овладение учебным материалом большего числа учащихся. При этом жесткая процедура проверки знаний учащихся практически исключает субъективизм. Систематичность в применении тестового контроля, как правило, формирует у школьников дисциплинированность и стремление к состязательности в усвоении программного материала.

 На современном этапе образования в общеобразовательном учреждении контроль и оценка знаний учащихся все чаще и чаще обеспечивается при помощи разнообразных тестов. Тесты, как одна из форм контроля, в российском образовании появились сравнительно недавно, в отличие от зарубежных стран, где по этому вопросу имеет богатый опыт.

Тест (от английского test - проба, испытание, опыт) – это небольшие стандартизированные задания, состоящие из вопросов и задач, с помощью которых проводится определенное психологическое исследование.

Чаще всего в образовательном процессе используются тесты, которые делятся на две группы:

  • тестовые задания закрытого типа – их особенность заключается в том, что тестируемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант (иногда их может быть несколько);
  • тестовые задания открытого типа – они характеризуются наличием свободного ответа, когда тестируемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, формулу или математический знак и т.д.)

Тест как форма контроля знаний представляет собой задание, которое состоит из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного (иногда несколько) верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Несмотря на эффективность и популярность в современной методике использования такой формы контроля на уроках, у теста как и у любой другой методики есть свои положительные и отрицательные стороны.

Главное достоинство тестового контроля заключается в скорости, а традиционной проверки посредством дидактических материалов - в ее основательности. В то же время, если результаты своей работы учащийся представляет только номера ответа, тут учитель не может видеть характера самого хода решения - мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Полной гарантии наличия у учащегося хороший знаний у учителя нет. К недостаткам тестов также относят возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие тестовые задания чаще всего можно угадать.

Поэтому при составлении тестов необходимо соблюдать определенные требования как к содержанию, так и к форме теста.

  • Предметная чистота. Предлагаемые в тесте задания обязательно должны отражать содержание только данного учебного предмета. Кроме этого всегда важно учитывать значимость выбираемого учебного материала, его научную достоверность, соответствие содержания теста уровню современного понимания науки.
  • Формальная чистота. Форма составляемого тестового задания обязательно должна соответствовать одной из выбранных квалификаций. Кроме этого шрифт должен также соответствовать общепринятым нормам.
  • Надежность. Данное требование обеспечивается совокупностью тестов данного уровня с определенным количеством существенных операций в них. Кроме этого надежность предполагает учитывать и то, что в тесты не рекомендуется включать:

- вопросы и ответы дискуссионного характера;

- задания, которые имеют громоздкие или нечеткие формулировки;

- задачи, которые требуют сложных вычислений и расчетов с помощью калькулятора.

  • Краткость заданий. Многословные задания не являются тестовыми. Идеально сформулированное задание – не более семи слов. Кроме этого и время тестирования также должно быть минимальным. На выполнение одного задания должно быть затрачено не более двух минут, для более трудных заданий – до пяти. При подготовке к тестированию точное время для ответов определяется экспериментально.

Кроме этого при составлении тестов необходимо учитывать, что тест может включать в себя задания разной формы в любом порядке и в любом количестве. Тестовые задания, составляющие тест, могут быть представлены в одной из следующих стандартизированных форм:

- в закрытой форме (с выбором одного или нескольких вариантов из списка предложенных);

- в открытой форме (в текст задания вписывается слово, вставляется формула и т.д.);

- задание на установление правильной логической последовательности (для описания событий, технологий);

- на установление определенного соответствия.

Выбор формы задания для проведения тестового контроля зависит прежде всего от учебного материала, знание которого нужно учителю проверить. Последовательность выбранных заданий определяется только по одному принципу: от более простого задания к более сложному. В то же время сама форма тестового задания должна быть для ученика узнаваемой и соответственно не требовать от учителя дополнительных пояснений для тестируемого по способу ответа на задание.

В идеальном варианте в тесте никогда не должно быть очень легких, абсолютно всеми решаемых заданий. Хотя в начале самого теста в соответствии с его структурой можно ввести несколько более легких заданий, чтобы таким образом ободрить тестируемого, повысить его уверенность в себе, в своих знаниях и таким образом помочь реализовать свой учебный потенциал. Кроме этого в тест можно включать 1-2 задания более высокого уровня сложности, чтобы у учащегося не сформировалось чувство непогрешимости и завышенной самооценки, чтобы им было к чему стремиться.

В процессе преподавания математики учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и внедрять в практику своей педагогической деятельности тестирование как одну из эффективных форм контроля.

Тестовый контроль как одна из часто используемых в современном образовании форм контроля в процесс обучения должна учителем вводится поэтапно с учетом того, что контроль может осуществляться на разных этапах урока и с разной целью. С помощью тестов, грамотно подобранных учителем, эффективно обеспечиваются разные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый, кроме этого можно осуществлять контроль знаний, умений, а также учет успеваемости.

На первом этапе в тестовой форме может проводиться только входной контроль, целью которого является получение сведений об исходном уровне знаний учащихся.

Успех изучения любого курса зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений, которые изучались на предшествующих этапах обучения. Поэтому входной или диагностический тест, включает задания, проверяющие уровень усвоения основных учебных элементов данного курса. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что необходимо будет потом учесть при последующей работе на уроке.

Еще одним этапом использования на уроках тестов как формы контроля являются тематические тесты, которые могут использоваться в конце изучения темы с целью определения объёма и уровня её усвоения.

Чаще всего на разных этапах урока могут использоваться базовые тесты. Базовый тестовый контроль осуществляется в ходе повседневной работы и преследует цель проверки формального усвоения изучаемого на уроке материала. Такие тесты включают в себя задания в виде теоретических вопросов или небольшие и простые задачи. (обычно затраченное на этот метод контроля время составляет 10-15 минут). 

На уроках математики также возможно использовать и промежуточный тест. Тесты такого вида обычно могут проводиться после изучения нового материала, но только перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основная цель такого вида тестирования – это проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, алгоритмов, правил, потому что творческого и продуктивного обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок. Правильность своих ответов ученик может проверить, открыв нужную страницу школьного учебника. При этом также осуществляется наиболее эффективная и целенаправленная корректировка знаний учащихся.

Наиболее сложным тестом является итоговый тест, задача которого систематизировать, обобщить учебный материал, проверить сформированные знания и умения. Данный вид тестов может проводиться в конце полугодия, года, за курс основной (средней) школы, где обобщаются все ранее изученные понятия. 

Тестовые задания во время урока очень удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, эта форма контроля эффективна и при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно применять наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащихся.

В последнее время появились новые более оригинальные методы разработки и применения тестов в образовательном процессе. Современные тесты, разработанные с учетом новых требований ФГОС, позволяют выявить не только скрытые от поверхностного взгляда знания, но и возможные способности учащихся. Большие перспективы перед тестами открываются и в связи с появлением достаточно развитых средств диалогового общения человека с компьютером. Однако тесты в образовательном процессе не могут служить единственной формой контроля качества знаний учащихся.

В настоящее время достаточно ресурсов для того, чтобы разнообразить тестирования. Так, например, в школах с хорошей оснащенностью компьютерами можно проводить компьютерные тестирования в режиме онлайн, которые предлагают множества сайтов, либо создаются самостоятельно учителем на платформе GOOGL.

В своей работе я активно использую тесты созданные именно на этой платформе. Тестирования получаются интересными, увлекательными и дети каждый урок с нетерпением ждут нового теста для них, это очень повышает их мотивацию к обучению, изучению нового материала и закреплению старого. По моим наблюдениям, после начала использования портала, 95% слабых учеников заметно «подтянулись» в знаниях, стали лучше выполнять домашние работы.

В современной педагогике и в методике преподавания математики в том числе все чаще и чаще возникает вопрос об использовании тестовой методики как средства контроля. Такое обращение к тестам как форме контроля совершенно понятно: при обучении математике контроль является одним из инструментов управления учением. А вопросы, связанные с проверкой и учетом знаний, умений и навыков, методики их организации и проведения в педагогики были актуальны всегда. Поэтому тесты как форма контроля также нашли свое применения на уроках математики.

Данный тип контроля, который включает в себя достаточно большое количество заданий, дает учителю возможность:  

  • рационально и эффективно использовать урочное время;
  • охватить больший объем содержания учебного материала по предмету;
  • установить не только обратную связь с учащимися, но и быстро определить результаты усвоения необходимого материала; 
  • обеспечить одновременную проверку знаний учащихся;
  • формировать мотивацию учащихся к подготовке к каждому уроку;
  • индивидуализировать работу с учениками;
  • повышать интерес к изучаемой дисциплине. 

Тестовая методика контроля, используя различные варианты заданий, обладает большими преимуществами. Одно из самых значимых – это скорость работы на уроке.

Одновременно у тестов есть и свои недостатки. Главный из них –категоричность оценки выполнения задания, т.к. тесты дают возможность учитывать только два способа выполнения задания – задание выполнено правильно и полностью или задание не выполнено, в культуре математической речи (письменной или устной) – ее с помощью тестов не проверишь. Традиционная проверка позволяет гораздо глубже проверить знания ученика.

Поэтому тестовая методика не должна использоваться как единственное средство контроля на уроках математики и вытеснять остальные, хорошо зарекомендовавшие себя традиционные средства контроля.  Но как один из эффективных вариантов она имеет право присутствовать в образовательном процессе, в том числе и на уроках математики.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование, как форма контроля по истории в 5 классе

Цель данной статьи - показать собственный опыт использования тестовой технологии на уроках истории в 5 классе....

Тестирование как форма контроля результативности обучения иностранному языку

материал содержит теоретические основы контроля знаний в процессе обучения. Сущность понятия "тест", типы тестов, функции тестов , требования к тестам и педагогические требования к организации контрол...

Тестирование как форма контроля знаний по английскому языку

Тестирование как форма контроля знаний по английскому языку...

Тестирование - современная форма контроля

"Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя "Так мне кажется" заменить словами «Я это знаю или я это не знаю»...

Тестирование как форма контроля результативности обучения английскому языку.

Тестирование как форма контроля результативности обучения английскому языку....

Доклад:«Зачетная система обучения как форма контроля на уроках математики»

ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ как форма контроля на уроках математикиШкола закладывает необходимую систему знаний, которая составит прочный фундамент последующего образования. Выпускники школы должны умет...