Тестирование как форма контроля результативности обучения иностранному языку
тест по английскому языку (7 класс) по теме

материал содержит теоретические основы контроля знаний в процессе обучения. Сущность понятия "тест", типы тестов, функции тестов , требования к тестам и педагогические требования к организации контроля. В материале содержатся также практический материал , который можно использовать на уроках при осуществлении контроля знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testirovanie_kak_forma_kontrolya.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Целью обучения иностранному языку в базовой школе , согласно государственному стандарту, является достижение минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции , которая предполагает способность ученика реализовать свои знания , умения и навыки для обеспечения непосредственного ( при понимании на слух и говорении) и опосредованного ( при чтении и письме) общении на изучаемом языке.

Коммуникативная компетенция подразумевает умения пользоваться всеми видами речевой деятельности : чтением, аудированием, говорением ( диалогом,монологом), письмом и может быть представлена следующей схемой:

        

Таким образом ,ведущими объектами контроля могут и должны быть речевые умения в области говорения , аудирования, чтения и письма на основе аутентичных материалов , обеспечивающих контроль знаний , умений , и навыков социокультурного фона.

Контроль крайне необходим для успешного протекания процесса обучения , это вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия теряет рычаги управления своей деятельностью ,  если не получает информации о её промежуточных результатах. Контроль направлен на получение информации , анализируя которую , педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Именно поэтому я в своей работе уделяю серьёзное внимание способам организации контроля , его содержанию. В своей практике я веду большую работу по совершенствованию форм и методов контроля. Эта работа связана со стремлением более полно реализовать цели и задачи школьного обучения иностранному языку, оно отражает те или иные изменения, которые происходят в системе образования.

В настоящее время принципиальные изменения в школе связаны в первую очередь с введением системно - деятельностного подхода в обучении. Его основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся; явно выделяется уровень обязательной подготовки , который задаёт достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень , безусловно , доступен и посилен всем школьникам. На его основе формируются повышенные уровни овладения курсом. Учащиеся получают право и возможность , обучаясь в одном классе и по одной программе , выбирать тот уровень усвоения , который соответствует их потребностям, интересам и способностям. Эти уровни и прежде всего уровень обязательной подготовки , должен быть открытым , т.е. известными ученикам и понятен  им. Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность школьников , на заинтересованность их в результатах своего труда. Ведь если цели известны и посильны , а их достижения поощряются, то для подростка нет ничего естественнее , как стремиться к их осуществлению. Поэтому открытость уровней подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения , сознательного отношения к учебной работе , позволяет опереться на самооценку ученика в выборе индивидуального пути его развития. И для этого прежде всего должна быть построена система контроля. Контроль и оценка должны отражать принятый уровневый подход.

В процессе обучения контроль , как правило , присутствует на всех этапах , начиная с самых первых моментов в овладении учениками новым материалом и до завершения темы. Поэтому своей темой в работе я и выбрала именно проблему тестирования на уроке.

Известно , чтобы спланировать контроль за деятельностью обучающихся на уроке , надо подумать :

- что контролировать?

- как контролировать?

- как использовать результаты контроля?

При этом не забывать , что чем чаще контролируется работа всех , тем легче увидеть типичные ошибки затруднения , а также показать обучающимся подлинный интерес учителя к работе.

Глава 1. Теоретические основы контроля знаний в процессе обучения.

  1. Понятие « Контроль». Функции контроля

Что же такое контроль?

В отечественной методике контроль рассматривается как система , которая всесторонне охватывает весь процесс обучения иностранному языку. Система контроля отвечает нуждам учебного процесса и как его составная часть обнаруживает те или иные функции.

Контроль по мнению  М.Е.Брейгиной  и  А.Д.Климентенко выполняет следующие функции:

обучающую, диагностическую, корректирующую, управленческую, оценочную, стимулирующую, развивающую, воспитывающую и др.        

Образовательно-развивающие  значение проверки знаний, умений и  навыков  выражается в том, что учащиеся не только получают пользу, выслушивая ответы товарищей , но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них , повторяя материал про себя, готовясь к тому , что сами могут быть спрошены в любой момент. Обучающая роль проверки в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или комментарии, как со стороны учителя , так и со стороны своих товарищей.

Воспитательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической  работе , в дисциплинировании и выработке воли. Ре гулярный контроль повышает ответственность  за выполняемую работу не только учащихся , но и учителя, приучает к аккуратности, формирует положительные нравственные качества. Кроме того, контроль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, то есть способствует формированию самооценки.

  1.  Виды и формы контроля

Контроль бывает разных видов и форм, а так же может осуществляться с помощью разнообразных методов.

Вид контроля – это совокупность форм контроля , проводимых с определённой целью.

Учитывая специфику иностранного языка как учебного предмета на сегодняшний день целесообразно различать следующие виды контроля:

- итоговый,

- промежуточный,

- текущий,

- предварительный или предваряющий.

Подведение итогового контроля имеет две особенности :

 во-первых, проверке подлежат речевые умения в чтении,  аудировании. Говорении, как в монологической , так и в диалогической  форме и письме. Это требование установлено тем , что проверка должна установить уровень коммуникативной компетенции в целом.

во- вторых, подобной проверке должен быть подвергнут каждый ученик в отдельности.

Промежуточный контроль помогает выявить успешность хода обучения, закономерно обнаруживать склонности школьников и на основе этого пробуждать у учащихся интерес к изучению языка. Он нацелен на выявление того в какой степени учащиеся владеют тем или иным языковым материалом и проводиться в конце каждого раздела.

В ходе предварительного контроля выясняются достижения и пробелы учащегося.

Лишь при достаточно точном выявлении указанных моментов возможно обоснованное прогнозирование дальнейшей работы с группой, обеспечение дифференцированного подхода к отдельным учащимся с учётом их возможностей и подготовленности.

В отечественной дидактической и методической литературе принято различать следующие организационные формы контроля (это способ организации контроля) :

- индивидуальный ,

- фронтальный ,

- групповой ,

- парный.

Кроме того , каждая из перечисленных форм контроля может осуществляться устно или письменно.

Выбор той или иной формы контроля зависит от проверяемого речевого умения и вида контроля – итогового , текущего , промежуточного или предварительного. Так , для проверки диалогической речи более подходит парная форма контроля , так как в этом случае можно проверить , как воспринимаются реплики партнёра и как реагирует на них другой партнёр, т.е. двусторонность общения – восприятие и выражение мысли. С другой стороны. Для проверки понимания на слух возможно использовать фронтальную проверку, в процессе которой учащиеся письменно на родном или изучаемом языке излагают содержание понятого.

В процессе текущего контроля будут преобладать фронтальные формы, так как подобный подход

экономит время . что очень существенно, поскольку основой процесса обучения являются упражнения в речевой деятельности. С другой стороны , при осуществлении  предварительного контроля , в процессе которого вряд ли можно экономить время, возможен индивидуальный контроль, в ходе которого выясняются достижения и пробелы учащегося.

1.3. Методы контроля обучения

Методы контроля – это способы  практического осуществления  контроля для достижения поставленной цели.

Методы контроля – это способы , с помощью которых определяется результативность учебно – познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев,Е.Н.Шииянов: Педагогика.-М.: Издательский центр «Академия», 2002,с.277).

Самым доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся.

).            

Глава 2. Сущность понятия «тест». Типы тестов

Психологи, технологи, инженеры, медики , педагоги используют термин «тестирование» , понимая под ним испытание для выявления свойств объекта . применяемое в сочетании с определённой методикой измерения и оценкой результатов. Тесты ,как система оценки школьной успеваемости , имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих:

  1. Учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;
  2. Проверять качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;
  3. Оживить процесс обучения , вводя не только новую для учащихся , форму контроля , но и различные виды тестов;
  4. Сэкономить учебное время , затрачиваемое на опрос, и личное время учителя , идущее на проверку результатов выполнения учащимися работы;
  5. Использовать тесты для компьютеризации.

Вопросы функционирования тестов в обучении иностранному языку рассматривали такие исследователи , как А.Дейвис, А.Кнопп-Потхофор и др.  А.Дейвис разработал типологию тестов. Он различает по принципу назначения следующие типы тестов:

Тесты достижений ( achieverent  tests)

Тесты владения языком ( proficiency tests)

Тесты склонности к языку (aptitude tests)

и диагностические тесты (diagnostic tests).

Тесты достижений ориентированы исключительно на проверку усвоения пройденного материала и выявляют степень  обученности  учащихся.

Тесты владения языком строятся без учёта особенностей содержания определённого языкового курса.

Тесты склонности к языку используются в основном в целях дифференциации обучения учащихся.

При помощи диагностических тестов вскрываются пробелы в обучении , на основе чего предполагаются профилактические меры для той или иной группы школьников, а также отдельных учащихся.

                                 2.1. Функции тестов

Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том , что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка , выставленная по итогам тестирования , отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы , которая всегда субъективна , поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда , увы, свободного от его личных симпатий по отношению к тому или иному ученику. Таким образом главная отличительная черта теста – объективность , гарантируемая измерением. Функция которого состоит в том , чтобы поставлять количественную информацию

А. Кнапп – Петхофф выделяет следующие функции тестов :

- диагностика,

- прогнозирование,

 - управлением учебным процессом,

- стимулирование мотивации учения,

- аттестация ( выставление оценок).

Диагностическая функция , по её мнению, состоит в том , что тесты не только показывают насколько усвоен учебный материал, но и каков характер пробелов в усвоении.

Тесты также дают информацию для прогнозирования успешности обучения , которая может служить основой для распределения учащихся по группам . занимающимся по разным программам. Они позволяют осуществлять необходимую для учителя и учащихся обратную связь , обеспечивающую управление учебным процессом и способствующую эффективности обучения.

Обратная связь , по её мнению, направлена на учителя , с одной стороны , и на учащихся – с другой. Первая носит управленческий характер и имеет следующие функции: диагностическую, корригирующую и оценочную. Вторая характеризуется как учебная и выполняет корригирующую, оценочную и мотивационно – стимулирующую функции.

По словам Г.В.Роговой тесты являются не только «наиболее экономной формой контроля», но и более объективным показателем степени усвоения учащимися языкового материала, чем данные текущей, индивидуальной проверки.

                       2.2. Требования к тестам

Характер тестов , как известно, определяется целями  контроля и природой проверяемого речевого умения. Для проверки продуктивных коммуникативных умений (говорение, письмо) предпочтительнее тестовые задания, а для рецептивных коммуникативных умений (чтение, аудирование) вполне подходят тесты в подлинном смысле этого слова.

Для продуктивных коммуникативных умений ( говорение. Письмо) целесообразно отбирать ситуации общения из числа тех , которые могут возникнуть в процессе реального взаимодействия учащихся с носителями изучаемого языка.

Обязательным условием при отборе материалов для чтения и слушания являются их аутентичность , поскольку только подобные материалы являются мерилом для установления подлинного овладения рецептивными коммуникативными умениями.

Следующим вопросом , который необходимо осветить ,говоря о подготовке контроля с помощью тестов, является вопрос об экспертной оценке их трудности и ранжированности. Целесообразно располагать тесты и тестовые задания по степени нарастания трудности. Подобное расположение соответствует дидактическому принципу «от лёгкого к трудному».

При составлении тестов используются различные типы заданий . Задания , направленные на контроль отдельных компонентов владения языком, называют дискретными. Это могут быть задания , проверяющие сформированность  грамматических, лексических, фонетических и орфографических знаний и навыков, а также речевых навыков.

В последнее время , однако, большой интерес у методистов вызывает использование заданий . направленных на контроль способности и готовносит учащихся к общению на иностранном языке в различных ситуациях. Среди многочисленных типов заданий, которые используются для составления тестов и контрольных работ, чаще всего встречаются следующие:

- перекрёстный выбор (matching);

- альтернативный выбор( true false);

- множественный выбор( multiple choice);

- упорядочение ( rearrangement);

- завершение/ окончание (completion);

- замена/ подставка ( substitution);

- трансформация;

- ответ на вопрос;

 - внутриязыковое перефразирование;

- межъязыковое перефразирование (перевод);

- клоуз- процедура и т.д.

               2.3. Педагогические  требования к организации контроля

        Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

- систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

- разнообразие форм контроля;

- всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечить проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

- объективность;

- Дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные качества ребёнка и его психологические особенности, требующий от учителя педагогического такта;

Соблюдение указанных требований обеспечивает надёжность контроля и выполнение им задач в процессе обучения.

                                            Заключение

Практикуя в дальнейшем тесты я пришла к выводам :

  1. проверка знаний – есть форма закрепления , уточнения ,осмысления и систематизации учащихся. И чем лучше организована проверка , тем больше условий для такого закрепления;
  2. проверка знаний – есть форма педагогического контроля за учебной работой школьника. Проверяются организация и методика его самостоятельной домашней работы , качество знаний и умений по заданному и уже пройденному материалу;
  3. проверка знаний – есть форма воспитания у учащихся правильного воспроизведения своих знаний и умений;
  4. проверка – стимул к регулярным знаниям , к добросовестной работе учащихся. Ведь при тестировании опрошены все учащиеся, быть готовым к ответам надо всем;
  5. проверка знаний учащихся – важнейшая объективная форма самоконтроля учителя. Проверка знаний через тестирования организована так, что обеспечивает наиболее полное выявление знаний.

Ребята , в результате работы по тестам , научились логически мыслить, обобщать полученные знания и применять их на практике.

                                   Литература

1. Барменкова О.И. Грамматика в системе обучения иностранной речи // Иностранные языки в школе -2004. - №7 - 12 с.

2. Бим И.П. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: "Просвещение", 1985

3. Воронина Г.М. Организация работы с тестами. - М.: Просвещение, 1999

4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теории обучения иностранным языкам. - М.: "Академия", 2007

5. Горлова Н.А. Научно-методический журнал. Иностранные языки в школе. - 2005. - №3. - С. 19-27

6.Гришанова Н.А. Тестовый контроль знаний и умений студентов: методические рекомендации. - М.: "Просвещение", 1991

7. Клементьева Т.Б. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Каро, 2003

8. Колкова М.К. Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. - М.: Каро, 2002

9. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. - Минск: "Каро", 2004

10.Корндорф Б.Ф. Методика обучения иностранному языку. - М.: Просвещение, 1999

11. Кравцова Л.И. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Астрель, 2003

12. Общая методика обучения иностранным языкам/Под ред.А. А. Миролюбова, И.В. Рахманова. - М.; Просвещение, 2000

13. Пассов Е.И., Кузовлев Н.Е. Мастерство и личность учителя. - М.: "Флишка", 2005

14. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие,3-е издание. - М.: "Педагогическое общество России", 2000

15. Рыбакова Н.В., Григорьева Т.В. Тесты, как эффективная форма контроля // Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе / Под ред. М.И. Колкова. - СПб.: "Каро", 2001

16. Филатова В.М. Методика обучения иностранному языку. - Ростов-на-Дону, 2004

Приложение 1

Тест по английскому языку "Past Tenses"

К каждому вопросу даны несколько вариантов ответа. Выберите тот, который считаете правильным. Если Вы затрудняетесь с ответом, просто пропустите вопрос.

 1. While the kids... . in the garden, their mother was hurriedly cooking dinner.         

        

were playing        

        

played        

        

had been playing        

        

had played        

         

 2. Sam says he didn't enjoy the program because the TV set... . properly.         

        

didn't work        

        

hadn't worked        

        

wasn't working        

        

hadn't been working        

         

 3. It wasn't raining when I looked out of the window; the sun was shining. But it... . earlier. That's why the ground was wet.         

        

rained        

        

was raining        

had rained        

        

had been raining        

         

 4. Everybody was laughing merrily while Harris... . them a funny story.         

        

told        

        

had told        

        

was telling        

        

had been telling        

         

 5. Scarcely... . out of the window when I saw a flash of light.         

        

had I looked        

        

I was looking        

        

had I been looking        

        

was I looking        

         

 6. While I... . the dishes last night, I dropped a plate and broke it.         

        

washed        

        

was washing        

        

had washed

had been washing        

 

 7. He was taken to the police station because he... . into a car in front of him.         

        

crashed        

        

had crashed        

        

didn't crash        

        

wasn't crashing        

         

 8. Who... . in this house before they pulled it down?         

        

was living        

        

had lived        

        

lived        

        

had been living        

         

 9. The Browns... . in a large house when their children were at home, but they moved to a small three-room apartment after the children grew up and left home.         

        

lived        

        

had lived        

        

used to live        

        

were living        

 10. Before I went to bed I decided to check the front door. I was sure my sister... . it. And I was right!         

        

didn't lock        

        

hadn't locked        

        

locked        

        

had locked        

         

 11. Mrs. Smith was busy last weekend because her grandchildren... . with her.         

        

had been staying        

        

were staying        

        

stayed        

        

had stayed        

         

 12. She was not interested in the book because she... . it.         

        

hadn't understood        

        

didn't understand        

        

wasn't understanding        

        

hadn't been understanding        

         

 13. Yesterday I came up to a stranger who looked like Jane Faster and started talking to her. But she wasn't Jane. It was clear I... . a mistake.         

        

made        

        

was making        

        

had made        

        

had been making        

         

 14. When Alice was small, she... . of darkness and always slept with the light on.         

        

used to be afraid        

        

was afraid        

        

had been afraid        

        

afraided        

         

 15. Lucy... . her seatbelt before the accident happened that's why she was badly hurt.         

        

didn't wear        

        

wasn't wearing        

        

hadn't worn        

        

hadn't been wearing        

 

Приложение 2

Тест по английскому языку "Some or any"

К каждому вопросу даны несколько вариантов ответа. Выберите тот, который считаете правильным. Если Вы затрудняетесь с ответом, просто пропустите вопрос.

 1. Could I have... . coffee, please?         

        

some        

        

any        

         

 2. I haven't eaten... . chocolate today.         

        

some        

        

any        

         

 3. The apples didn't look nice, so I didn't buy... ...         

        

some        

        

any        

         

 4. Mary doesn't have... . money.         

        

some        

        

any        

 5. I'm going to buy... . clothes.         

        

some        

        

any        

         

 6. I went to a cafe with... . friends last night.         

        

some        

        

any        

         

 7. Do you speak... . foreign languages.         

        

some        

        

any        

         

 8. Would you like... . tea?         

        

some        

        

any        

         

 9. I have... . money.         

        

some        

        

any        

10. Would you like... . wine?         

        

some        

        

any        

Приложение 3

Тест по английскому языку "Degrees of Comparison"

К каждому вопросу даны несколько вариантов ответа. Выберите тот, который считаете правильным. Если Вы затрудняетесь с ответом, просто пропустите вопрос.

 1. The... . said the soonest mended.         

        

least        

        

less        

        

last        

         

 2. Jim is not very tall. His brother Alec is... ...         

        

as tall        

        

taller        

        

the tallest        

         

 3. The more you know... . you forget. So why study?         

more        

        

the most        

        

the more        

         

 4. Can you tell me the shortest way to... . bookstore?         

        

the nest        

        

the nearest        

        

the nearer        

         

 5. I didn't like the book; it rather dull. The film is... ...         

        

as interesting        

        

more interesting        

        

the most interesting        

         

 6. I have known Liz for years. She is... . than her sister Jane.         

        

far more serious        

        

a bit serious        

        

not so serious        

         

 7. I like skiing... . as skating.         

        

more        

        

as much        

        

as more        

         

 8. I like decent people... . serious ones.         

        

as much as        

        

as more as        

        

more        

 9. There are not so many hot days this July. In fact there are... . of them this summer.         

        

the least        

        

less        

        

fewer        

         

 10. Richard got... . good marks than Fred in the examinations.         

        

less        

        

fewer        

        

few        

         

11. Let's not go by train. Going by bus is... ...         

        

cheap        

        

the most cheap        

        

a lot cheaper        

         

 12. Leo drives a car well, but Collin does it... ...         

        

the best        

        

better        

        

as well        

         

 13. I can't walk very fast. You are younger; you can walk... ...         

        

much faster        

        

fast        

        

the fastest        

         

 14. The boys felt... . than the girls about losing the game.         

        

bad        

        

the worst        

        

worse        

15. I am sure a trolleybus is... . a metro.         

        

as convenient as        

        

not as convenient as        

        

more convenient as

        

              Коммуникативная компетенция изучаемого языка.

                                           изучаемого языка

Компетенция в аудировании

Компетенция в говорении

Компетенция в чтении

Компетенция в письме

Учебная

компетенция

Социокультурная компетенция

Лексическая компетенция

Грамматическая компетенция

Фонологическая компетенция

Орфографическая компетенция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование как форма контроля знаний по английскому языку

Тестирование как форма контроля знаний по английскому языку...

Языковое тестирование как способ контроля при обучении английскому языку

Языковое тестирование как способ контроля при обучении английскому языку...

Тестирование как форма контроля результативности обучения английскому языку.

Тестирование как форма контроля результативности обучения английскому языку....

Образовательный проект "Игровые технологии как средство повышения результативности обучения иностранному языку"

"Игровые технологии как средство повышения результативности обучения иностранному языку"...

Тестирование как фактор повышения эффективности обучения иностранному языку

В данной статье представлены основные признаки тестирования, являющегося объективной формой контроля качества результатов обучения. Также рассматривается система тестирования, разработанная  эксп...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...