Методический семинар: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
материал

Кучерова Юлия Викторовна

Выступление на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_kucherova.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мугунская средняя общеобразовательная школа

Добрый день, уважаемое жюри, участники конкурса! Я Кучерова Юлия Викторовна, учитель истории и обществознания Мугунской средней общеобразовательной школы.

Прошу обратить ваше внимание на слайд. Как вы думаете, что здесь изображено? (рыбья кость, понятийное колесо), да действительно это рыбья кость и один из приемов критического мышления о котором сегодня я буду говорить «Фишбоун», и «Понятийное колесо»

 

Итак тема семинара: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления

Как можно в современных условиях добиться активизации познавательной деятельности учащихся? Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков «стара как мир», но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться, нет учебно – познавательной мотивации. Именно поэтому «воспитание или возбуждение интереса к предмету» (М.М. Поташник) – ключ к учению, познанию. Если в начальной школе дети учатся, как правило, с желанием, то примерно к 5 классу этот огонек постепенно угасает. Подростковый возраст практически все педагоги считают самым трудным с точки зрения обучения и воспитания. Известный публицист С. Соловейчик выразил свое отношение к нему очень четко: «В 6 – 7-х классах педагогу надо набраться терпения и ждать, когда это время пройдет». Действительно ли все так безнадежно?

Вера в ребенка, его возможности, в его творческий потенциал и постоянная поддержка успеха – вот та основа, на которой строится работа педагога. Главная сложность – нащупать, определить индивидуальное пространство, в котором ученик будет раскрывать свои способности, о которых возможно, не подозревает. Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Систематическое  внедрение  определенных  педагогических  методов  и  приёмов, помогающих  переходу  учащихся  с  одного  уровня  познавательной  активности  на  другой.

Для этого необходимы принципиально новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения более приближенным к современным условиям.

       Получая новую информацию, учащиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности. Решить эту задачу позволяет образовательная технология развития критического мышления, разработанная американскими педагогами Джинни Стилл, Курт Мередитом и Чарлз Темплом, Дон Оглом. Технология развития критического мышления разработана и в России красноярскими учеными и практиками при финансовой поддержке Британского Совета. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и,  используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

      Одна из основных целей технологии развития критического мышлении - научить ученика самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Основой технологии является трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

1 стадия – вызов. Задачи стадии: самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности; самостоятельное определение учащимися направления в изучении темы. Другими словами «создание мотива к обучению».

На данном этапе мною используются приемы:

  • верные и неверные утверждения, игра «Крестики – нолики», дети в тетрадях рисуют квадрат, делят его на части, получается 9 и в форме игры представляю вопросы, если ответ да то ставят в поле Х, если ответ нет, то О. Я считаю, что проверка домашнего задания в игровой форме проходит более интересно.
  • рассказ-предположение по ключевым словам, на доске, слайде представлены различные слова, дети начинают составлять текст, либо определять тему урока и вопросы, которые необходимо рассмотреть.
  • логические цепочки
  •  «понятийное колесо». Свое название она получила из–за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова–ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

Например:

  • показ иллюстрации, рассуждаем почему, зачем и для чего рассматриваем данную иллюстрацию
  • зачитывание отрывка из художественной книги, на уроках обществознания очень часто начинаю урок с зачитывания притчи, работаем с детьми по вопросам, а почему мы читали именно эту притчу, будет ли она связана с темой нашего урока?
  • показ отрывка из фильма, в веке современных технологий нам немного больше повезло, мы сейчас на уроке имея под рукой компьютер, мультимедию и интернет с легкостью можем найти любой фильм, отрывок, и продемонстрировать детям, у меня такая возможность есть и я ее использую, интерес детей конечно же восхищает
  • работа с историческим текстом, могу на слайде представить текст, работа с текстом, как групповая, так и индивидуальная
  • конструктивная таблица (Знаем - Хотим узнать - Узнали) 

Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём  ЗХУ.

Эта стратегия используется как для чтения, так и для прослушивания текста.

“З” Знаем

“Х” Хотим узнать

“У” Узнали

2 стадия – осмысление новой информации. Задачи стадии: организация активной работы с информацией; самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными и мнениями.

  • Прием маркировки текста «Инсерт». Он состоит в том, чтобы во время чтения учебного материала делать на полях страницы пометки. Для этого могут быть использованы, например, следующие значки: + - знал (а) ! - узнал (а) ? – вызывает сомнение, есть вопросы. На основе данной маркировки можно составить таблицу.

Стадия осмысления содержания может осуществляться по-разному:

чтение текста, рассказ учителя, видеофильм, кинохроника, чтение  с остановками.

А давайте теперь вместе поработаем над высказыванием Соловейчика: «В 6 – 7-х классах педагогу надо набраться терпения и ждать, когда это время пройдет». Действительно ли нам нужно ждать? (конечно необходимо найти подход, найти какой то прием, технологию и вовлечь ребенка в процесс обучения, чтобы это все было не навязчиво, чтобы он сам этого захотел)

В любом случае у детей создается целостное представление о событии, и они могут уточнить свою цепочку, верные и неверные предложения, скорректировать кластер и т.д. Такой прием не предполагает пассивного чтения, а позволяет вчитываться, оценивать текст, эмоционально отзываться на его содержание. Тут большую роль играет внимание, поэтому не у всех учеников получается правильно. После завершения индивидуальной работы проверяют друг друга, сверяются либо в группах, либо в парах. В прошлом году мы разработали оценочные листы, которые используют дети. В конце всего этого звучит верные варианты, и все могут проверить качество своей работы и оценить как себя, так и своего товарища, а также работу группы.

  • Приём Фишбоун. “Fish bone” – «рыбья кость».

голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

http://ppf.udsu.ru/homepages/belih/Psy/clip_image001.gif

3 стадия – рефлексия (размышление). Задачи стадии: анализ процесса усвоения нового содержания и самого этого содержания; оценка себя и других в плане приращения знаний; определение областей, где требуется дополнительная работа. Рефлексия предполагает подведение итога по теме. Это может быть резюме: когда дети отвечают на вопросы

  • «Я понял, что…», «… может привести…» и др.
  • рисунок, который отражает смысл темы
  • кластер

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

  • Синквейн - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. Существуют определённые правила написания синквейна:
  1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
  2.  вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
  3.  третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
  4.  четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
  5.  пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.                Процесс написание синквейна очень нравиться моим ученикам. Это творческая, обобщающего характера работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное проживание учеником изучаемой темы. Сначала у ребят получаются синквейны невыразительные, с привычным для их речи набором слов. Со временем работы становятся лучше: оригинальнее, эмоциональнее. Так, например, по теме «Жизнь египетского вельможи» ребята смогли составить такой синквейн:

1.вельможа.

2. умный, образованный.

3. управляет, помогает, карает.

4. Общество созидает.

5. знатный.

Данный прием способствует развитию логического мышления, тренирует внимание, умение обобщать, формулировать свое мнение. А теперь я предлагаю написать синквейн по теме Учитель года 2018

  • Эффективен прием «Толстые и тонкие вопросы.

В старших классах провожу опросы, когда по изученной теме ученику задает вопросы весь класс. Вопросы оцениваю я и учащиеся, подводим итог: самые сложные, самые интересные, оригинальные. Учащимся очень нравится отвечать на вопросы.

При обобщении материала на уроках я использую так называемую формулу «ПОПС»:

П – предположение (Я считаю, что…)

О – обоснование (Потому, что…)

П – пример (Я могу доказать это тем, что…)

С – следовательно (Я делаю вывод…).

Хочу отметить положительные моменты:

- во время обсуждения проблемных вопросов, создается атмосфера учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, расширяют свои знания и чувства о мире.

Результативность опыта

Применение элементов технологии развития критического мышления

дало положительные результаты, по моим наблюдениям  повысился  интерес учащихся к исследовательской деятельности,  ребята активно участвуют в научно-практических конференциях, во Всероссийских конкурсах исследовательских и творческих работ. Что касается олимпиад пусть немного, но по результатам анализа видно, что больше появляется критических ответов. Дети начинают размышлять, уже нет тех ответов в одно предложение, стараются строить монологическую речь. Повысился интерес к выполнению проектов по истории, в прошлом году учащиеся 6-9 классов выполняли итоговый индивидуальный проект, 2 девочки выполняли проекты по обществознанию и 1 по истории, на защите своих проектов получили высокий результат.

Что касается успеваемости и качества знаний по истории и обществознанию.

Успеваемость на протяжении 4 лет 100%, качество рассматривала на примере двух классов, не много, но думаю качество будет повышатся.

Анализируя результаты своей работы,  хочу сказать,  что  на  уроках  истории  очень  актуально применение  технологии развития   критического  мышления.   Приёмы  ТРКМ  позволяют  сделать  урок  более  продуктивным,  помогают  ученикам  сформировать  собственную  позицию, стимулируют мыслительную деятельность и развивают познавательную активность, повышают уровень  самоорганизации обучающихся.

Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС ООО, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию познавательной деятельности обучающихся, мы увидим своих выпускников креативно и критически мыслящими, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Ведь наши дети - будущие архитекторы и строители нашего государства, а каким будет фундамент зависит от нас- преподавателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.

Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение.В своей статье я показываю, каким образом формирую и развиваю учебно-познавательн...

Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления

Сергей  Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…» Цель: Определить роль личности Наполе...

План самообразования «Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления»

Цель самообразования по теме: - повышение профессионального мастерства. Задачи профессионального самообразования:- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;-изучить опы...

Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».

Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...