рабочая программа по культуре общения для 5 класса
рабочая программа на тему

Рабочая програма по культуре общения для 5 класса. Автор программы И. Стернин. Компонент ОУ. Рассчитано на 17 часов (0,5 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_obshcheniya.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Культура общения. 5 класс» составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Культура общения» под ред.Е.И.Грищук,Л.Д.Мудрова,И.А.Стернин-Воронеж,2006                                         Основная особенность курса культуры общения по данной программе – его ориентация на повышение культуры  поведения и общения молодежи, интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также  в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.  Изучение культуры общения в 5  классе направлено на достижение следующих  целей:

- формирование коммуникативной грамотности учащихся;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

В соответствии с целями преподавания культуры общения основные задачи курса  сводятся к следующему:

1.Сформировать коммуникативную грамотность учащихся

2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от  ситуации

3. Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.

4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной компетенции.

Программа по культуре общения под редакцией Е. И. Грищука, Л. Д. Мудровой, И. А. Стернина в 5 классе рассчитана на 17 часов на полугодие (1 час в неделю), Рабочая программа, составленная на её основе, соответствует требованиям регионального учебного плана и учебного плана школы .

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, публичная  защита результатов учебной или исследовательской работы, выступление на конференции, защита реферата, мультимедийной презентации, учебный диалог.

2. Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование раздела/темы

Всего часов  

1.

Понятие поведения. Понятие этикета.

1

2.

История этикета.

1

3.

Этикет внешнего вида.

4

4.

Понятие речевого этикета.

3

5.

Этикет личной переписки.

1

6.

Правила и законы общения.

3

7.

Понятие ролевого поведения.

3

8.

Обобщающий урок.

1

Итого

17

3. Содержания тем учебного курса

Понятие  этикета (1 час)

Мы живем среди людей.

 История  этикета (1 час)

 История  этикета.  Национальные  особенности этикета.

Этикет внешнего вида ( 4 часа)

Этикет внешнего вида.

 Правила  моды.

Понятие речевого этикета ( 3 часа)

 Понятие  речевого  этикета.

 Языковой  паспорт  человека.

Самостоятельная работа по теме «Речевой этикет».

Этикет личной переписки ( 1 час)

Этикет личной переписки.

 Правила и законы общения (3 часа)

Почему нужны правила общения.

  Законы общения.

 Понятие  ролевого поведения (3 часа)

 Понятие   ролевого поведения.   Взрослые и  дети.

Эти   трудные   роли -  мальчик и девочка.

Обобщающий урок практикум (1 час)

Подведение итогов уроков по культуре общения. Систематизация и закрепление знаний с помощью обобщающих вопросов и заданий.

4. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

К концу 5-го класса учащиеся должны знать:

- понятия вежливость, воспитанность, тактичность, этикет, мода, ансамбль, речевой этикет, этикет личной переписки языковой паспорт говорящего, интеллигентный человек; законы общения и правила общения; понятие ролевого поведения, виды ролей; понятия похвала, комплимент, лесть;

- принципы этикетного поведения и общения;

- функции и виды этикета;

- национальные особенности этикета;

- составляющие внешнего вида человека;

- функции одежды, виды одежды по назначению;

- функции речевого этикета;

- формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях: приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление; дома, на уроке, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми;

- функции письма, виды писем;

- правила оформления и написания писем;

- правила выполнения стандартных ролей - ученика, сына, дочери, внука, брата, сестры, друга, подруги, одноклассника, мальчика и девочки, соседа, пассажира, покупателя, зрителя, гостя и хозяина, туриста и отдыхающего;

- причины конфликтов с ровесниками.

К концу 5-го класса учащиеся должны уметь:

-анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета;

- строить  собственное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствии с нормами этикета, ситуацией общения, возрастом собеседника, его положением; использовать формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях;

- определять и исправлять нарушения в этикете своего внешнего  вида;

- соотносить внешний вид и ситуацию общения;

- произнести похвалу, комплимент и ответить на них;

- правильно оформлять письма различных типов в соответствии с адресатом и поводом;

- четко произносить не менее 25 скороговорок;

- не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 5-кпассника;

- правильно ставить ударение в словах: баловать, балует, избалованный, избалован, избалована, банты, включить, включишь, включит, включим, включите, включат, договор, задал, задали, задала, занял, заняли, заняла, звонит, каталог, квартал, класть, начаться, началась, начался, начал, начали, начала, облегчить, понял, поняли, поняла, создан, создали, создала, туфля, шарфы, шофер, шоферы;

- различать значение слов и правильно их употреблять: невежа-невежда, этикет-этикетка, надеть-одеть, оплатить- заплатить;

- определять родовую отнесенность слов: шампунь, тапка (тапочка), туфля, мышь, гель;

- уметь образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных: букет георгинов; купить апельсинов, мандаринов, помидоров, яблок, макарон; пара ботинок, валенок, сапог, чулок, носков;

- уметь образовывать форму множественного числа существительных: инженер, свитер, столяр, шофер;

- уметь правильно образовывать глагольные формы: поезжай, положить, ляг (лягте), мерить (мерю, меришь, мерит, мерим, мерите, мерят);

-  объяснять смысл поговорок и пословиц:

В гостях хорошо, а дома лучше. В своем болоте и лягушка поет. В тихом омуте черти водятся. В чужой монастырь со своим уставом не ходи. Видно птицу по полету. Глаза - зеркало души. Дареному коню в зубы не смотрят. Делу время, потехе час. Держать язык за зубами. Доброе слово сказать - посошок в руки дать. Дорога ложка к обеду. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Ищи ветра в поле. Когда рак на горе свистнет. Кончил дело - гуляй смело. Ласковое слово и кошке приятно. Лучше поздно, чем никогда. Любишь кататься - люби и саночки возить. На языке медок, а на сердце ледок. Не рой другому яму - сам в нее попадешь. Недруг поддакивает, друг спорит. Первый блин комом. По секрету всему свету.

5. Учебно – методическое и программное обеспечение

Основная литература:

Грищук Е.И., Мудрова Л.Д.,  Стернин И.А.   Культура Общения. 5 класс Пособие.- Воронеж: ВОИПKPO, 2006;

Дополнительная литература:

Антонов Л. Г. Развитие речи: уроки риторики. Ярославль, 1997.

Левинштейн М. М. Уроки общения в 5-6 кл.: Методическое пособие к курсу «Мир общения», Брянск, 1996.

Лихачева  Л. С. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, 1996.

Преподавание культуры общения в средней школе: Опыт работы // Дидактические материалы. Под редакцией И. А. Стернина. Воронеж, 1995.

Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М., 1983.

Тематическое планирование уроков по культуре общения в 5 классе

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1.

Понятие поведения. Мы живем среди людей.

1

2.

История этикета. Понятие этикета.

1

3.

Этикет внешнего вида.

1

4.

Выражение эмоции и оценки.

1

5.

История этикета внешнего вида.

1

6.

Правила моды. Основные функции одежды.

1

7.

Понятие речевого этикета.

1

8.

Языковой паспорт человека.

1

9.

Языковой паспорт человека. Практикум.

1

10.

Этикет личной переписки.

1

11.

Правила и законы общения. Почему нужны правила общения.

1

12-13.

Законы общения.

2

14.

Понятие ролевого поведения.

1

15.

Взрослые и дети. Роль ученика.

1

16.

Трудные роли мальчика и девочки.

1

17.

Обобщающий урок. Практикум.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс

Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс...

Рабочая программа "Физическая культура" 5-11 класс

Модифицированные рабочие программы  "Физическая культура" , на основе программы "Физическая культура" В..И. Лях.,А.А.Зданевич....

Рабочие программа Физическая культура 5 - 9 классы Лях

Рабочие программы Физическая культура 5 - 9 классы Лях...

Рабочая программа по культуре общения (7 класс)

Данная программа разработана на основе...

Рабочая программа по культуре, 5-6 классы

Рабочая программа по русской культуре (дополнительное образование), 5-6 классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 5 – 9 класс

        Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -11 классы. М. Просвещение 2010г., под общей редак...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ 7 КЛАССА

Цели и задачи рабочей программы          Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения...