Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Маньковская общеобразовательная средняя школа

Чертковского района Ростовской области

Рассмотрена и                                 Согласована на МС школы.                Утверждена

рекомендована к                        Протокол №                                Директор МБОУ

утверждению на заседании                 от « ___ » _______2013г                Маньковская СОШ

МО учителей «Филология»                Руководитель МС                         Морозова Л.И.

от «__» ______2013гссовпппппппппп                                                _____________

Протокол №                                Тараненко С.И.                        ___________

Руководитель МО                        ________________                        Приказ №

Власенко Е.М.                                                                        от «___» ____2013г.

________________

Рабочая  программа

курса «Культура речи»

__________________________________________________________

(наименование учебного предмета)

9 класс

___________________________

(ступень образования/класс)

до появления новых стандартов

2013/2014 учебный год

_____________________________________________________________________________________________

( сроки реализации программы)

                Составлена на основе Авторской программы

                        Л.С.Хорошенькой, И.В.Ефимчук

 

_____________________________________

(наименование программы)

Программу составил

 Муштоватая Светлана Сергеевна

______________________________________

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

Пояснительная записка

Интенсивное развитие достижений науки, знаний по различным областям деятельности предполагает особое внимание к языку и речи, так как в них и через них человек может реализовать себя как Личность. «Изучение языка составляет основу образования, пронизывает всю его систему, все ступени и нормы сфер профессиональной деятельности человека» (Сулима И.). Изменения, происходящие в обществе, находят свое отражение в языке, что предполагает активные процессы в нем. Социальные потрясения России, свидетелями и участниками которых мы стали на рубеже XX-XXI веков, вызвали значительные изменения в системе русского языка.

Данная программа предлагает ученикам серьезно и осмысленно взглянуть на актуальные проблемы пользования современным русским языком, научить оценивать состояние языковой среды, исходя из представлений о нормах орфоэпии, грамматики, лексики, орфографии и пунктуации.

В связи с изменением количества часов проведена адаптация курса «Экология языка как основа культуры речи». Курс рассчитан на 17 часов.

Цель курса:

» формирование осознанного отношения старшеклассников к языку как к системе, к явлению культуры, понимания особенностей развития языка в современной социокультурной ситуации - необходимого условия становления специалиста, его будущей профессиональной деятельности в различных сферах.

Задачи:

  • осознанное соблюдение основных норм русского языка;
  • умение варьировать выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения;
  • умение гармонично сочетать технику вербального и невербального общения;
  • умение использовать законы, правила и приемы эффективного общения;

умение анализировать устные и письменные речевые произведения, выделять, исправлять, объяснять и квалифицировать речевые и грамматические ошибки;

  • умение использовать различные словари для решения конкретных коммуникативных задач.

Особенностью данной программы является ее нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности учащихся в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово, грамотно, точно, логически стройно,, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (языковую среду).

Планируемые результаты обучения.

В итоге изучения курса «Экология языка как основа культуры речи» учащиеся должны уметь:

  • отбирать языковые средства, варьировать их с учетом ситуаций и целей общения;
  • грамотно использовать в конкретной коммуникационной ситуации вербальные и невербальные средства общения;

соблюдать этикетные правила в процессе речевого общения;

  • использовать различные типы и виды словарей в целях достижения качества правильной и хорошей речи.

Содержание курса

 1. Понятие о современном русском литературном языке как основе культуры речи

Язык и его функции в государстве и на международной арене. Состояние языка и духовная жизнь общества. Личность человека в зеркале языка. Языковая и речевая компетентность носителя языка.

Место русского языка в странах СНГ.

Подвижные границы языка. Понятие «современный язык».

Русский язык современной эмиграции.

Литературный язык в разных сферах человеческой деятельности.

Литературный язык как высшая форма национального языка. Основные признаки литературного языка (обработанность, устойчивость, обязательность для всех носителей языка, нормированность, наличие функциональных стилей). Две ступени овладения литературным языком: речь правильная и речь хорошая.

  1. Проблема нормы в современном литературном языке

Норма как основной признак литературного языка. Характерные особенности нормы (относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность; соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы).

Тины и виды норм. Критерии нормативности, устойчивость и изменяемость нормы.

Признаки нормы: узус (функциональней критерий), соответствие системе языка (структурный критерий), общественное одобрение (эстетический критерий).

Норма и языковая политика. Нормативный аспект учения о речевой культуре и языковой пуризм.        •

Ортология как раздел лингвистики, изучающий тенденции в развитии нормы и определяющий границы между колебаниями в пределах нормы и отклонениями от нее.

Современные нормативные словари, справочники, пособия. Новые концепции словарей, изменение стилистических помет в словарях.

Причины изменений языковых норм (закон экономии, закон аналогии). Динамика норм. Понятие «речь правильная».

  1. Коммуникативные качества речи

Содержательность, точность, логичность, понятность (общеупотребительная лексика, ограниченные в употреблении слова, диалектная, специальная лексика! жаргонизмы), чистота (отсутствие лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов, вульгаризмов, канцеляризмов, просторечий), богатство и разнообразие (многозначность, синонимии словообразовательные возможности), выразительность (лексические и фразеологические средства, тропы, стилевые фигуры, использование диалога в монологе, пословицы и поговорки, звукопись, умение выбирать нужные слова), уместность.

Понятие «речь хорошая». Свойство хорошей речи - коммуникативная целесообразность. Речевая культура носителя языка.

  1. Активные процессы в лексике современного русского языка

Пласт иноязычных слов, влияние информатизации. Язык города. Язык рынка. Молодежный сленг.

Пополнение словарного состава русского языка лексикой и фразеологией внелитературной речи (просторечной, диалектной, жаргонной). Новые слова, значения, устойчивые сочетания, слова однократного употребления.

Пути пополнения новых слов: образование неологизмов, заимствования, семантические преобразования. Процессы перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасами слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. Особенности употребления жаргонной лексики.

Ключевые понятия перестроечного и постперестроечного времени". Актуализация отглагольных существительных абстрактного характера.        .'

Пути освоения иноязычной лексики. Термины науки и техники в современном литературном языке.

Диалекты. Говоры. Специфика диалектной лексики в Ростовской области. Отражение в лексике быта донского казачества.

Лексический портрет современника. Проблема соотношения активного и пассивного словаря. Незнание значения слова как причина лексических ошибок и источник коммуникативных затруднений. Смысловой потенциал слова и языковая игра.

  1. Русский речевой этикет и культура общения.

Виды речевой деятельности, виды общения.

Правила ведения речи. Речевое поведение. Социальные роли говорящих. Проявление речевой культуры в различных ситуациях общения.

Этикетные формулы обращения, приветствия, прощания, извинения, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения и др.

Стилистическая окрашенность обращений.

  1. Речь в межличностном общении

Особенности речи в межличностном общении, Единство передачи и восприятия смысла в общении. Роль слушающего в межличностном общении.

Фактическая и информативная речь.

Монолог и диалог. Диалогичность речи и фактор адресата.

Речь и самораскрытие. Речь и самооценка.

Способы и приемы совершенствования коммуникативной культуры.

  1. Невербальные средства общения

Вербальные и невербальные средства общения, их роль в реализации коммуникативных замыслов. Стандарты и техника телесных движений оратора. Элементы телесных движений: поза выступающего, походка, выражение лица, жесты.

Жесты механические, ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические, звуковые. Национальный характер жестов. Жесты в устной профессиональной речи.

Логическое и эмоциональное воздействие, ассоциативная образность.

8. Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной

Устная (подготовленная и спонтанная) и письменная речь.

Правила и приемы общения и его разновидности (деловое, семейное, развлекательное; индивидуальное и групповое; конфликтное и бесконфликтное).

Включение в устную речь книжной лексики, символов письменной речи. Влияние на разговорную речь диалектизмов, жаргонизмов, книжных стилей литературного языка. Внутренняя речь.

Влияние речи устной (разговорной и кодифицированной) на речь письменную.

Влияние средств массовой информации на повседневную речь.

Изменение ситуаций и жанров общения в области публикаций и личной коммуникации. Изменение стиля массовой коммуникации.

Взаимодействие между литературным языком и нелитературными разновидностями.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Виды деятельности учащихся

Формы контроля

1

Понятие о современном русском литературном языке как основе культуры речи

1

Составление плана лекции учителя.

Доклады, рефераты. Заседание «круглого стола». Составление тематических таблиц, опорных схем с примерами

План лекции. Тезисные планы докладов, рефератов •

г

Проблема нормы в современном литературном языке

3

Составление таблиц, схем. Работа с лингвистическими словарями. Анализ речи окружающих людей, журналистов центрального и регионального телевидения, текстов современных песен-шлягеров, рекламных роликов, объявлений. Орфоэпические упражнения

Задания тестовой формы. Лабораторные работы. Коллоквиум

3

Коммуникативные качества речи

3

Рефераты, анализ выступлений учащихся. Редактирование предложений и текстов

Тематический конспект. Самостоятельная работа. Практикум

4

Активные процессы в лексике современного русского языка

3

Доклады, сообщения. Анализ текстов. Составление картотеки «Словарь обогащения русского языка». Деловая игра

Семинар

5

Русский речевой этикет и культура общения

2

Моделирование речевых ситуаций. Ролевые игры. Практические работы. Составление диалогов на заданную тему. Составление памятки «Культура ведения диалога»

Конференция. Миниспектакль, Задания тестовой формы

6

Речь в межличностном общении

1

Сочинение-миниатюра. Ролевые игры

Сочинение- эссе на лингвистическую тему

7

Невербальные средства общения

3

Выполнение ситуативных заданий. Анализ текстов художественных произведений. Сочинение-миниатюра с использованием фразеологизмов, выражающих состояние и мимику человека

Сочинение с лингвистическим заданием

8

Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной

1

Выразительное чтение прозаических и поэтических текстов. Лингвистическая игра «Эрудит»

Составление памятки «Советы по выразительному чтению»

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

                Тема

Сроки прохождения

Фактически проведенные

1

2

3

1. Понятие о современном русском литературном языке как основе культуры речи

Язык и его функции в государстве и на международной арене

Понятие «современный язык»

Литературный язык как высшая форма национального языка

03.09

10.09

17.09

4

5

6

7

8

9

2. Проблемы нормы в современном русском языке

Норма как основной признак литературного языка

Типы и виды норм

Норма и языковая политика

Ортология как раздел лингвистики

Современные нормативные словари, справочники, пособия

Причины изменения языковых норм

24.09

01.10

08.10

15.10

22.10

29.10

10

11

12

13

14

3. Коммуникативные качества речи

Содержательность, понятность речи

Чистота речи

 Богатство и разнообразие речи

Выразительность речи

Речевая культура носителя языка

12.11

19.11

26.11

03.12

10.12

15

16

17

18

19

4. Активные процессы в лексике совр. рус. яз.

Пути пополнения новых слов

Пополнение русского языка лексикой внелитературной речи

Пути освоения иноязычной лексики

Диалекты. Говоры

Лексический портрет современного человека

17.12

24.12

14.01

21.01

28.01

20

21

22

23

5. Русский речевой этикет и культура общения

Виды речевой деятельности, виды общения

Правила ведения речи

Этикетные формулы

Стилистическая окрашенность обращений

04.02

11.02

18.02

25.02

24

25

26

6. Речь в межличностном общении

Особенности речи в межличностном общении

Речь и самораскрытие

Способы и приемы совершенствования коммуникативной культуры

04.03

11.03

18.03

27

28

29

30

31

7. Невербальные средства общения

Вербальные и невербальные средства общения. Их роль в реализации коммуникативных замыслов

Вербальные и невербальные средства общения. Их роль в реализации коммуникативных замыслов

Разновидности жестов

Национальный характер жестов

Ассоциативная образность

01.04

08.04

15.04

22.04

29.04

32

33

34

8. Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной

Правила и приёмы общения и его разновидности

Влияние речи устной на речь письменную

Взаимодействие между литературным языком и нелитературными разновидностями

06.05

13.05

20.05

Список литературы

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово. М-, 199.1. Введенская Л.А., Пономарева A.M. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. Ростов н/Д:, 2002. Жуков В, П. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1991. Жукова В.И., Жукова А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1994.        ^

Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь. М., 1994. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин ЯЛ. Друзьям русского языка. М., 1982. Макаренко В.А. Краткий словарь современных понятий и терминов. М., 1993. Максимов В.И. и др. Словарь перестройки. СПб., 1992. Новое в русской лексике. Словарные материалы-84. М., 1989.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 1989.

Откупщиков Ю.В. К истокам слова. М., 1973.

Розенталь Д.Э., Телешова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1987. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Под ред. Н.З.Котеновой. СПб., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...