"Дидактические игры и игровые упражнения для работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений по разделу "Количество и счёт"..
консультация на тему

Зудина Наталья Алексеевна

Семинар-практикум для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_na_sayt.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов.

Тема: «Игры и игровые упражнения в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений по разделу «Количество и счёт».

Цель: Познакомить педагогов с играми и игровыми упражнениями, направленными на развитие элементарных математических представлений, по разделу «Количество и счёт».

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Приобретение элементарных математических   представлений имеет существенное значение для  умственного развития детей и оказывает активное влияние на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

       Согласно программным требованиям,  в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по разделу «Количество и счёт»:

1.  Счёт предметов до 10:

- счёт в прямом порядке;

- счёт в обратном порядке;

- счёт от одного заданного числа до другого;

- счёт предметов на слух, по осязанию, счёт движений;

- присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?»

- порядковый счёт.

- называние пропущенного числа, соседних чисел.

2. Знакомство с цифрами:

- читать (называть) числа до10; (1год обучения – от 1 до 5; 2 год – до 10)

- записывать числа до10; (2 год обучения)

- соотнесение цифры, числа и количества.

3. Состав чисел.

       Обучение дошкольников носит наглядно-действенный характер. Это значит, что все математические понятия дети усваивают в процессе активной деятельности: в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания, упражнения по конструированию и моделированию.

Большое внимание уделяется  поддерживанию интереса к выполнению практических действий, организации и контролю деятельности детей со стороны взрослого, формированию целенаправленной деятельности. Это достигается путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка игровых ситуаций.

        Любая деятельность начинается с формирования интереса, потребности в математической деятельности, стимулирования познавательной активности

Работа начинается с установления эмоционального контакта, налаживания сотрудничества с детьми. Каждое занятие может начинаться с элемента сюрприза. Использование в работе игровых эмоционально окрашенных ситуаций, включение в них сюжетных игрушек -  будут способствовать преодолению равнодушия детей к деятельности, негативизма, формированию у них эмоционального отношения к материалу. Игрушка используется для стимуляции активности и сосредоточенности детей на выполнении задания. Эмоциональное решение игровых задач (поиграть с персонажем, помочь ему, научить), использование необычных игровых ситуаций, в ходе которых педагог стремится обеспечить выполнение детьми познавательных действий, дает возможность пробуждать интерес к занятиям, накапливать и расширять их жизненный опыт.

 Примерные игровые упражнения: «Наведи порядок», «Поможем белочке», «Чудесный мешочек» и т.д.

         Использование меж предметных связей. Лексическая тема, над которой мы работаем на занятиях по «Ознакомлению с окружающим миром и развитию речи» объединяет сюжетом формирование элементарных математических представлений, конструирование и другие виды деятельности.  Например, по лексической теме «Фрукты» на занятиях по РЭМП дети выполняют математические действия на предметах: яблоках, грушах, лимонах. Таким образом, обеспечивается повторяемость в обучении детей, что позволяет выработать у них достаточно прочные знания и умения.

     Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование навыка счёта:

- «Лесенка» - счёт в обратном порядке;

- «Дудочка», «Глазки спят, а ушки слушают» -  счёт предметов на слух;

- «Чудесный мешочек», «Считай, не ошибись» - счёт предметов по осязанию;

- «На приём к доктору», «Числовые линейки» - порядковый счёт;

- «Да – Нет»; «Числовые линейки», - называние пропущенного числа, соседних чисел.

(ТРИЗ-педагогика – педагогическое направление, которое основано на теории решения изобретательских задач. Игра «Да – Нет» - метод «дихотомии» - мыслительный процесс дихотомического плана предполагает отсечение,  как можно большего количества,  неактуальной в данный момент информации. Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных. Дихотомия – сужение поля поиска.)

Алгоритм сужения поля поиска в числовом ряду:

- Педагог представляет числовой ряд, в котором загадано какое-либо число.

- Вводится основное правило игры: не допускается перечисление чисел данного ряда.

- Играющие задают вопросы по поиску этого числа в ряду.

- Педагогом принимаются вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение половины обозначенного числового ряда).

- Выигрывает тот, кто выйдет на загаданное число, задав наименьшее количество вопросов.

Игра «Да – нет» с числами.

Игровое действие: угадать число в ряду от 0 до 10 (загадано число 3).

Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину числового ряда. Вопросы, на которые педагог отвечает «Да»:

- Это меньше пяти?

-  Это больше двух?

- Это меньше четырёх?

- Это три?

Число отгадано после четырёх вопросов.

«Освоение числового ряда от 0 до 10».

Цель: - Обучение детей работе со зрительно представленным числовым рядом от 0 до 10.

- Обучение выявлению среднего числа с последующим отсечением половинного множества.

- Овладение словами, определяющими место данного числа.

- Обогащение речи словами «до», «после», «между», «перед».

Условия: не допускается перечисление чисел; принимаются вопросы, сужающие поле поиска.

Средства: демонстрационная и раздаточные ленты.

Педагогом загадано число 7.

Примеры вопросов детей:

- Это пять (выделение середины)? – Нет.

- Это до пяти? – Нет (на бумажной ленте закрывается та часть, которая не участвует в поиске, это цифры от 0 до 4).

- Это восемь? – Нет.

- Это после восьми? – Нет (бумажная лента закрывается таким образом, чтобы остались видны цифры 5, 6, 7).

- Это до шести? – Нет (остаются цифры 6 и 7).

Детям позволяется угадать, это 6 или 7.

           Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование знаний о цифрах и числах:

1. - «Хлопни в ладоши» - развитие умения слышать и выделять заданное слово (формирование умений работать с информацией: внимательно прослушать текст, выделить главное, запомнить, донести информацию до слушателя – развитие навыков жизненной компетентности)

Развитие слухового восприятия: - Хлопни в ладоши, когда услышишь слово «три».

«Не сидит без дела Тройка,
Затевает тройка стройку.
Тройка главный командир,
И прораб, и бригадир!
Три веселых комара
Тащат краски три ведра,
Пилят доски три грача,
Волк несет три кирпича.
С молотками три котенка,
Гвозди носят три утенка.
Три крота траншею роют,
Три медведя крышу кроют.
Три козы сложили печку,
Красят окна три овечки.
Каждый зверь пришел, помог:
Получился теремок!»
- Кого из диких животных услышали в стихотворении? (крот, медведь, волк). Каких диких животных можете ещё назвать?

2. Изучаем цифры:

- «Найди цифру»:

Взрослый предлагает ребенку найти изучаемую цифру среди других цифр.

- «Узнай цифру»:

Ребенок закрывает газа. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему цифру. Ребенок называет, какую цифру «написал» взрослый на его руке.

- «Выложи цифру»:

Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему цифру из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц и т.д.

- «Смастери цифру»:

Взрослый предлагает ребенку изготовить знакомую ему цифру из пластилина, проволоки.

- « Обведи цифру»

Педагог предлагает обвести цифру из бархатной бумаги или образец написания буквы.

- «Опиши цифру»:

Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая цифра и как они расположены.

- «Письмо цифры в воздухе;

- «Чудесный мешочек»;

Педагог предлагает определить цифру на ощупь.

- «На что похожа цифра»

Педагог предлагает на картинке найти спрятавшуюся цифру или подобрать образы для цифры, для лучшего запоминания. В этом случае активно «работают» тактильные и зрительные представления детей. Наиболее известный пример — стихотворение С. Я. Маршака «Веселый счет».

«Вот один, иль единица,

Очень тонкая как спица».

(Из истории - числовые знаки, применявшиеся в иероглифическом письме, имели вид рисунков. Некоторые из них сохраняли внешнее сходство с конкретными предметами. Такая характерная особенность числовых знаков используется для первоначального знакомства детей со знаками.)

       3. Соотнесение цифры, числа и количества:

- « Картинке свою цифру»;

- «У кого столько же»;

- «Цифре свой дом».

      Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование у детей знаний о составе числа:

- «Разложи книги в 2 стопки»;

- «Раздай грибы 2 белочкам»;

- «Разложи конфеты в 2 вазы»;

- «Разложи яблоки на 2 тарелки»;

- «Домик»; «Засели домик»;

- «Поезд - рассади пассажиров в 2 вагона»;

- «Разложи овощи в 2 корзины»;

- «Расставь цветы в 2 вазы»;

- «Добавь до заданного числа».

        Включение на занятиях специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Это удерживает интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

        Результат  вашего   внимания   к   развитию  математических способностей  детей  не заставит вас долго ждать.  Желаю Вам успехов,  терпения  и  творческого  поиска   в    развитии  юных  математиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей грамоте «Сказочная страна» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Учить детей диафрагмально-релаксационному типу дыхания  (дыхание животом);2.  Учить детей произвольно напрягать и расслаблять мышцы, сбрасывать мышечное напряжение;3. Развивать мелкую ...

Презентация дидактической игры «Прочитай слово по первым буквам названий картинок» (старший дошкольный возраст)

Прочитай по первым буквам - очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей старшего дошкольного возраста при обучению чтению. Это самые простые ребусы. В игре ...

Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Игровой самомассаж»

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от...