"Использование игровых нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"
методическая разработка

Юсова Лариса Алексеевна

Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo_30.11.21.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: «Использование игровых нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»

         За годы своей  логопедической практики я пришла к выводу, что научить ребенка скорректировать его знания и умения, гораздо легче, если ребенок захочет этого сам. Изучив литературу по данной теме,  на своих занятиях я стала применять новые формы работы с детьми, а именно использовать нетрадиционные игровые технологии.

          В настоящее время использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР  все чаще приобретает особую актуальность.  Это связано, прежде всего, с тем, что традиционные технологии, которыми мы пользуемся, не всегда могут в полной мере обеспечить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

В то время как нетрадиционные технологии вызывают более положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, и не требуя особых усилий, оптимизируют коррекционно-образовательный процесс ,а также способствуют оздоровлению всего организма.

На сегодняшний день нетрадиционных  технологий  известно достаточно много и вы их знаете: 
- Су-Джок – японская технология пальцевого массажа
-  Фитотерапия – воздействие с помощью лекарственных растений
- Ароматерапия – воздействие с помощью ароматов
-  Литотерапия – терапевтическое воздействие с помощью натуральных камней
или стеклянные разноцветные камешки «Марблс».

 -Пескотерапия (sand-play) – игры с песком как способ развития ребенка 

- Крупотерапия – игры с крупой

 -Хромотерапия – воздействие с помощью цвета.

-Прищепкотерапия - игры с прищепками.

В своей коррекционной работе (в группах компенсирующей направленности),

я  использую  несколько нетрадиционных игровых технологий ,которые очень нравятся детям и хочу очень коротко о них рассказать.

1.Прищепкотерапия (Игры с прищепками)

Мария Монтессори – известный итальянский педагог и психолог, именно она открыла, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления. Первая предложила использовать в педагогике бельевые прищепки. Игры с разноцветными прищепками доставляют радость и веселье детям, а

включение данных игр в коррекционную работу способствует лучшему усвоению речевого материала, развитию мелкой моторики.

Предлагаю Вашему вниманию следующие игры:

Игра «Бусы для мамы»

Детям предлагается собрать звуковые бусы для мамы, в которой будут чередоваться синие и красные прищепки. Собираем слово из прищепок : Красные прищепки символизируют гласный звук, синие – согласный.(БАБОЧКА)

Игра «Чья гусеница длиннее» 

Дети делятся на 2 команды.
Первой команде предлагается назвать овощи, второй – фрукты. При назывании каждого, дети прикрепляют прищепку к прищепке. Выигрывает та команда, у которой длиннее гусеница.
Данную игру можно провести и по другим лексическим темам, например: цветы и деревья, домашние и дикие животные, животные и их детеныши, перелетные и зимующие птицы и т. д.

 Игра «Кошка»
Логопед: «Кошка – животное любопытное, играет со всем, что понравится. А нашей кошке нравится только такие картинки, в которых есть звук «Ш».»

Логопед показывает, как кошка «хватает» звук (прикрепляет  прищепку к нужной картинке).

Игра «Что не так?» 

Логопед: « Посмотри внимательно на картинки. Что с ними не так? Каждый недостающий элемент на картинках замени прищепками нужного цвета».
( у солнышка добавь лучики, у ежика добавь иголки,  рыбка- плавники, цветок-лепестки, тучка-дождик  и т.д.)

И многие другие игры на нашу фантазию.

 Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.


2. Крупотерапия (Игры с крупой)
Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, с открытыми и закрытыми глазами. 
Использую такие приемы:

- Рисование на цветном подносе.
Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. (манная крупа, пшено, и т.д) Сначала порисуйте  сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка.
При рисовании и письме на подносе  можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно :линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица.  Можно рисовать буквы и цифры.


После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению.
-  Сортировка круп, раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные  баночки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами.
-  Выкладывание геометрических фигур по опорным точкам, выкладывание, цифр, букв.
- Угадывание на ощупь,
 в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;  
 - Массаж  ладоней   помощью горошины (катайте горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливайте горошину к столу и вращайте ее каждым пальчиком).
3. Цветотерапия (хромотерапия)–  воздействие на состояние человека цветом.
С помощью цвета можно скорректировать психоэмоциональное состояние ребёнка, повысить уровень речевых навыков.

Красный цвет - иногда помогает бороться с сильными стрессами. Однако для слишком эмоциональных людей красный в большом количестве может оказаться вредным.

Оранжевый цвет  - улучшает пищеварение, повышает аппетит.

Желтый цвет - Поможет при грустном настроении, постоянной пассивности.

Зеленый цвет - делает характер уравновешенным, одновременно освежает и успокаивает.

Зеленый способствует стабильному росту умственной работоспособности, концентрации внимания.

Голубой цвет - Выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. Однако не стоит и забывать, что лишний голубой цвет в помещении может вызвать чувство отчуждения и холода.

Синий цвет  - он создает положительный психотерапевтический эффект при меланхолии, истерии, эпилепсии.

Фиолетовый цвет -  благодаря сильному воздействию на подсознание фиолетовый помогает бороться с глубинными страхами, различными психическими и нервными расстройствами.

Белый цвет- Символ чистоты и духовности, исцеления от болезней, это цвет равновесия, добра, успеха.
Черный
цвет - Этот цвет способствует собранности, дисциплине, выдержке и стойкости.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются.
Цветотерапия как раз  направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.


«Угости гномов фруктами и овощами»

Задачи:

  1. Учить распространять предложения
  2. Развивать мелкую моторику
  3. Развивать зрительное восприятие, мышление.
  4. Закреплять знания цветового спектра у детей

Оборудование:  Гномы (жёлтый, красный, зелёный, синий, фиолетовый, оранжевый),  набор фруктов и овощей.

Ход игры: Гномики пришли в гости. Они очень устали проголодались. Угостим их? Какими фруктами овощами ты его угостишь? Педагог предлагает детям угостить гномов фруктами (овощами). Как вы думаете, какие фрукты и овощи любят гномы?  Например, Жёлтый гномик любит банана, красный – яблоко. Как вы думаете, почему?

«Письмо от Незнайки»

Задачи:

  1. Развивать слуховое восприятие.
  2. Учить сопоставлять цвета с предметами.

Ребята, а вы помните кто такой незнайка?

Незнайка прислал письмо и просит исправить в нем ошибки. Поможем ему?

Ход игры: Педагог читает детям письмо от Незнайки, и предлагает найти в нём ошибки.  (ИСПРАВИТЬ ЦВЕТА В ТЕКСТЕ)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Давненько мы с вами не виделись. Это лето я провёл в Солнечном городе. Было очень жарко, синее солнце так и палило ( Все ли верно в этом предложении) В зеленом небе не было ни одного облачка. Целыми днями я купался в оранжевой реке, загорал. Стал фиолетовым, прямо как огурец. Но вот лето закончилось,  наступила осень. Листья на деревьях посинели, стали опадать. Совсем скоро наступит зима, выпадет жёлтый снег, все поставят в домах красные ёлки. После Нового года я приеду к вам в гости и привезу угощение – розовые апельсины и сиреневые бананы. До свидания ваш друг Незнайка».

«Слова и краски»

Задачи:

  1. Обогащать словарь детей эпитетами.
  2. Развивать чувство цвета у детей.
  3. Учить видеть связь между цветом и настроением.

Оборудование:  иллюстрации или открытки-репродукции, на которых изображена природа в разное время года.

Ход игры: Педагог показывает детям иллюстрацию и предлагает поиграть в игру-соревнование, кто больше придумает слов и цвета к ним.

- Небо какое? (голубое, ясное, безоблачное, высокое и т.д.)

- Когда небо голубое? (летом, утром, когда тепло, нет туч, в ясный день)

- Когда небо голубое, погода хорошая, ясный солнечный день, то  настроение у нас какое? (радостное, весёлое, хорошее и т.д.)

Игра «Разноцветный дождик»
Позволит ребенку закрепить представления об основных цветах радуги, будет способствовать развитию памяти, мышления, логики и мелкой моторики рук.

Пальчиковые гимнастики с использованием разноцветных шариков способствуют развитию ловкости пальцев; активизируют речевые центры; развивают внимание,  память, воображение; вызывают положительные эмоции, создают позитивную атмосферу в группе.

«Твистер»
Эта игра очень хорошо помогает  развивать логическое мышление, внимание, речь, ориентировку в пространстве, а также закрепляет понятие о цвете.

«Выложи радугу»
Раскладываем перед ребёнком белый холст или лист бумаги и предлагаем выложить на нем радугу из определенных цветов. В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной или прямой  формы из тесьмы или картона  различных оттенков.

«Разноцветные сказки »    
В коррекционной работе удачно используются «цветные сказки». В зависимости от времени года, настроения, лексической темы, выбирается соответствующая «цветная сказка», например, в «желтой сказке» речь идет о осени и все что желтого цвета, аналогично используются «зеленая сказка», «розовая сказка», «голубая сказка». Текст каждой сказки соответствует названию сказки, лексической теме занятия или выбранных сказочных персонажей (путешествия, приключения и т.д.).

«Цветные фишки»
Проговаривая слова на нужный звук, дети  раскладывают разноцветные фишки, что способствует и  развитию мелкой моторики в силу их маленького размера.

«Цветные стаканчики»
Повторяя за логопедом слова, робким детям можно выкладывать фишки в стаканчики с яркими цветами, а гиперактивным  в стаканчики спокойных цветов.

«Цветик-семицветик»
Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и взять лепесток и подуть на него. 
Таким образом, использование хромотерапии или цветотерапии в коррекционной  деятельности позволяет не только оказывать положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, но и повышает эффективность исправления речевых нарушений, усвоения речевого материала и оказывает воздействие на формирование личности ребенка в целом.

Вывод:
Нетрадиционные технологии в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом"

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом" был представлен на окружном обучающем семинаре "Теоретические и практические а...

Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Игровой самомассаж»

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от...

Использование технологии мультипликации в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Государственные образовательные стандарты требуют от педагога:-создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;-развитие способностей и тв...

Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных пережив...

"Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР"

Методическая разработка из опыта работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (онр).Может быть интересна воспитателям как логопедических групп, так и восп...