Технология "резонанса" и педагогическое сопровождение одарённых детей
опыты и эксперименты на тему

Пичугина Наталья Валентиновна

Аннотация: Проблема детской одарённости на протяжении нескольких лет является актуальной и востребованной в условиях развития современной инновационной школы. Учитель, работающий с одарёнными детьми, должен постоянно находиться в творческом поиске, уметь находить эффективные методы и формы работы, быть компетентным и открытым для работы с подобными детьми. В статье рассматриваются особенности педагогической технологии «резонанса» как одной из возможных форм работы с одарёнными детьми. Статья может быть полезна для учителей-словесников и всех, кто интересуется проблемами одарённости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tekhnologiya_rezonansa.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ «РЕЗОНАНСА» И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Автор: Пичугина Наталья Валентиновна

Должность: учитель русского языка и литературы,

куратор школьной программы «Одарённые дети»

МБОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»

Томской области

Аннотация: Проблема детской одарённости на протяжении нескольких лет является актуальной и востребованной в условиях развития современной инновационной школы. Учитель, работающий с одарёнными детьми, должен постоянно находиться в творческом поиске, уметь находить эффективные методы и формы работы, быть компетентным и открытым для работы с подобными детьми. В статье рассматриваются особенности педагогической технологии «резонанса» как одной из возможных форм работы с одарёнными детьми. Статья может быть полезна для учителей-словесников и всех, кто интересуется проблемами одарённости.

Сопровождение творчески одарённого ребенка, на мой взгляд, – деятельность государственного масштаба, ведь только творческая личность имеет способность к великим открытиям, прозрениям и становится «совестью нации» (А. И. Герцен). И если у учителя хватит духовных сил и профессиональной компетентности не только открывать таланты, но и направлять их шаги на тропу созидания, мы станем процветающей нацией и непобедимой могучей державой, которой нет равных во всем мире.

Творческая одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одарённости, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одарённых детях и их профессиональное педагогическое сопровождение сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Таким образом, выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей является актуальнейшей проблемой в условиях развития современной инновационной школы.  

Вопросами одарённости детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одарённости американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К.Тейлора и др. Проблемы одарённости изучали  и отечественные психологи: Матюшкин А.М., Савенков А. И., Шумакова Н.Б., Чистякова Г.Д., Юркевич В.С. и др.

Стремление к совершенству, к самостоятельности и углублённой работе, нестандартное мышление и склонность к творчеству – эти психологические особенности творчески одарённых детей определяют строгие требования к атмосфере занятий, к методам обучения и к самому учителю-наставнику. По силам ли это неподготовленному учителю? Думаю, нет. Неподготовленные учителя не замечают в толпе сверстников творчески одарённого ребенка, прежде всего, потому, что не знают его психологических особенностей. Таким образом, в случае педагогического сопровождения подобных учащихся вырисовывается проблема: одарённый ребёнок нуждается в особом, «своем» учителе, умеющем войти в резонанс с ним.

Что же такое резонанс?  Словарь С. И. Ожегова трактует это понятие как многозначное. Данный термин встречается в физике, психологии, медицине… Резонанс — это способ внутреннего настроя на нужную энергетическую волну и получения информации путем полного взаимопроникновения и взаимопонимания. Сложность педагогического сопровождения творчески одарённого ребенка как раз и состоит в том, что учитель, не владеющий данной технологией, не сможет включить в процесс творческого диалога творчески одарённого ученика. Ребенок будет жить в замкнутом пространстве своего внутреннего мира.

В чём же заключается суть педагогической технологии «резонанса»?

Резонанс — это совпадение частот, вибраций, волн, а также настроений, чувств, мыслей, движений и т. д. Можно свести резонанс к совпадению состояний и соответственно усилению их глубины и качества. Или не совпадению, тогда чья-то волна угасает и перенастраивается в соответствии с волной более сильного источника. Кто-то в нашем окружении умеет нас развеселить, даже если вы печальны? Этот человек перенастраивает вас в соответствии со своим более сильным состоянием. У вас состоялся диалог, в результате которого ваши смутные догадки родили новую идею? Вы вошли в резонанс с мыслями друг друга. Резонанс бывает и не только между двумя людьми, но и в команде, которая, как по волшебству, работает слаженно, словно люди без слов понимают и чувствуют друг друга. Это тоже резонансные взаимодействия и здесь уже нельзя выделить, какой именно это резонанс. Резонируют тела, эмоции, мысли, ощущения, движения.

По мнению психологов, резонанс — это естественное, врождённое свойство человека, которым надо просто-напросто научиться управлять. Тогда оно станет педагогическим умением и превратится в технологию работы с воспитанниками.  Вот в этом и заключается алгоритм технологии «резонанса» в работе с творчески одарёнными детьми. Овладение этой технологией дает учителю в руки пульт управления как собственными резонансными возможностями, так и возможностями ребенка.

Изучая в течение нескольких лет формы и методы работы с одарёнными детьми, исследуя принципы адаптации одарённого ребёнка в школьном коллективе, пришла к выводу, что без овладения данной педагогической технологией в работе с подобными учениками и применения этой технологии на практике, о педагогическом сопровождении талантливого ребёнка не может быть и речи. В противном случае ученик остается один на один со своей одарённостью, а мы, учителя, становимся лишь сторонними наблюдателями процесса рождения или затухания творческой личности.

                Личность творчески одарённого ученика не укладывается в привычные рамки, поэтому и формы работы с такими детьми должны принципиально отличаться от работы с обычными учащимися. Талантливый ребенок нуждается в индивидуальном педагогическом сопровождении.

На мой взгляд, одной из успешных форм работы с творчески одаренными детьми является «менторство», то есть индивидуальное руководство, сопровождение или наставничество. Менторство как форма сопровождения творчески одарённого учащегося способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям.

Почти за 20 лет  педагогической деятельности в школе я пришла к мысли о том, что главное в работе с творчески одарёнными учениками - не только разнообразие методик, не только инновационные проекты, а, в первую очередь, умение учителя разглядеть талант ребенка, поверить в него и научить им пользоваться. Для этого свою работу надо выстроить в СИСТЕМУ педагогического сопровождения талантливого ученика: в индивидуальной, урочной и внеклассной работе; также учителю необходимо понимать важность возложенной на него миссии в работе с одарёнными детьми.

Полагаю, что педагогическая технология «резонанса»в сопровождении творчески одарённого ученика может (и должна!) стать основополагающей, а среди разнообразных форм работы предпочтение следует отдавать практике «менторства», или наставничества.

В чём же заключаются принципы педагогического сопровождения творчески одарённого ребенка? Творчески одарённого ребенка, безусловно, надо поддерживать в восхождении к таланту, но, не забывая о том, что такое подлинное творчество и каково истинное назначение творческой личности. Об этом замечательно сказал поэт Борис Леонидович Пастернак:

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И здесь кончается искусство,

И дышит почва и судьба.

Поэтому категорически нельзя играть с ребёнком в творчество, так как это небезопасно для неокрепшей души. Творчество – тяжёлый труд, а не театральное действо, где взрослые имитируют свою заботу о восходящем гении от искусства или науки, на самом деле проявляя любопытство и не желая понять, что одарённому ребенку нужна от взрослых наставников всего лишь СОПРИЧАСТНОСТЬ его судьбе, а остальное он сделает сам, когда придёт его время.

Творческая одарённость - прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная духовная и эмоциональная жизнь, а не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одарённость - большое счастье и большое испытание для обладателей подобным Даром, для учителей и для родителей. Говоря о педагогическом сопровождении творчески одарённого ребёнка, нельзя не упомянуть о роли учителя в судьбе таких детей.

Когда в моей педагогической деятельности случаются встречи с талантливыми детьми, я почему-то всегда вспоминаю о трагической судьбе Ники Турбиной, дарование которой в своё время не заметили педагоги. И сразу тревожно начинают звучать в моём сердце недетские стихи девятилетнего ребенка:

Жизнь моя – черновик,

На котором все буквы – Созвездья.

Сочтены наперед

Все ненастные дни.

Жизнь моя - черновик.

Все удачи мои, невезенья -

Остаются на нём,

Как надорванный

Выстрелом

Крик.

Опыт работы в школе утвердил меня в мысли о том, что судьба каждого юного дарования напрямую зависима от семьи, от школы, от окружения. Эта «ТРИАДА» формирует отношение личности к жизни и творчеству. Участие учителя в судьбе одарённого ребенка – непростая и далеко не исчерпывающаяся высоким уровнем профессионализма миссия, а скорее серьёзное испытание, требующее духовной ответственности и самоотдачи. И об этом забывать нельзя. Это, пожалуй, главное правило, которое я сформулировала для себя, когда впервые включилась в работу с творчески одарёнными учениками.

Для того чтобы таких детей разглядеть в толпе подобных, необходима хорошо развитая педагогическая интуиция и «творческий пыл» самого учителя. Нужно, чтобы учитель владел педагогической технологией «резонанса» или хотя бы её элементами. Только систематическое, целенаправленное обращение к данной технологии приводит к результату.

Каковы же формы работы, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы, в рамках технологии «резонанса»? Ролевые уроки «погружения», которые успешно применял  в рамках собственной «методики изящной словесности» педагог-новатор Е. И. Ильин; «лаборатории сотворчества»; диалоги (в том числе и в форме переписки) с одарёнными детьми; совместные творческие дела – всё это эффективные формы работы с творчески одарёнными обучающими, которые необходимо использовать в педагогической деятельности учителю-словеснику.

Для меня ролевые «уроки погружения» - бесспорный путь к успеху в работе  с творчески одарёнными детьми. Методика урока проста, но это не значит, что успех гарантирован заранее. Для успеха нужна полная отдача, как от учителя, так и от учеников, а также полное взаимопонимание и жажда творчества. Учитель обозначает заранее тему урока, дает групповые, индивидуальные и творческие задания. Получив роль, ученик должен изучить материал по теме урока с условием, чтобы, оказавшись в определенных условиях, заданных на уроке учителем, иметь возможность включаться в ролевую игру через заданный образ-роль. Учитель до проведения урока рассказывает только фабулу урока: время действия, место действия, перечень действующих лиц-героев и ролевую ситуацию урока. Наравне с учениками он «погружается» в тему урока, выбрав для себя роль. Урок становится для детей решением неожиданных для них ситуаций, «погружением в эпоху». Театрализованные ролевые уроки «погружения» не могут быть заранее отрепетированными – в них должны быть экстремумы, требующие креативных решений, опирающихся на глубокий багаж знаний по теме. Это уроки настоящего творчества, в которых опытный наставник сразу увидит одарённых учеников.

Убеждена, что элементы технологии «резонанса» являются основополагающими в работе с творчески одарёнными обучающимися, могут быть востребованными и легко воспроизводимыми на уроках филологического профиля.

Сегодня проблема детской одарённости стала модной. А лучше бы не модной, а будничной, ведь таланту надо помогать, таланты надо выявлять – в них страна нуждается. Это, конечно, хорошо, что мы занимаемся поиском юных дарований в масштабах государства. Но создавая условия для развития творческого потенциала личности, инициируя проекты по работе с талантливой молодёжью, готова ли Россия, как государство, обеспечить условия для реализации найденного потенциала во взрослой жизни? Думаю, над этим вопросом нам всем стоит поразмышлять…

БИБЛИОГРАФИЯ

1)​ Гильбух Ю. З. Внимание: одарённые дети / Ю. З. Гильбух. - М.: Знание, 1991.

2)​ Лейтес Н.С. «Легко ли быть одарённым?» / Н. С. Лейтес. - Ж. “Семья и школа”. № 6, 1990.

3)​ Хуторской А. В. «Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения».

4)​ Одарённый ребенок как ценность современной педагогики: А. В. Кулемзина — Санкт-Петербург, КМК, 2004 г.- 264 с.

Электронный адрес учителя: natashenka.pichugina@bk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребёнка

Развитие нашего общества и вхождение его в информационно-техническое пространство XXIвека сформулировали новое поле образовательной деятельности России. На совершенствование образовательной сист...

Педагогическое сопровождение одарённых детей

Педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках организации деятельности МНЛ....

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей

Выступление педагога-психолога на пед. совете МОУ "Лицей№5"...

Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка в общеобразовательном учебном учреждении: опыт, проблемы, перспективы

Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка в  общеобразовательном учебном  учреждении: опыт, проблемы, перспективы...

Модель эффективного социально-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательной организации.

Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Удовлетворение это...

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей

Цель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей - предоставить возможность каждому ребёнку проявить свой дар...