Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны
материал по теме

Ефремова Наталья Геннадьевна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя истории и обществознания

МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск

Ефремовой Натальи Геннадьевны

 

 

Тема инновационного педагогического опыта:

«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании школьников».

 

1. Актуальность и перспективность опыта.

Обновление всех сфер общественной жизни выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно определит исходный уровень его обученности. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций учащийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации. Таким образом, личностно-ориентированное обучение по определению является обучением дифференцированным. Актуальность проблемы дифференцированного обучения очевидна, т.к. все дети не равны по своим возможностям и задача учителя обеспечить создание наиболее благоприятных условий для развития реальных способностей того или другого рёбёнка в условиях классно-урочной системы обучения. Использование дифференцированного подхода в процессе обучения, при котором учебный процесс строится с учётом особенностей группы учащихся делает работу учителя более результативной,  позволяет вносить коррективы в педагогическое воздействие и в тоже время охватывает всех учащихся класса.

Гипотеза 

дифференцированный подход на индивидуальном уровне стимулирует образовательную деятельность обучающихся. 

Практическая значимость: 

Дифференцированный подход нелегко применить на практике: значительно проще ориентироваться на среднего ученика. Но он необходим, т. к. делает обучение более эффективным. В связи с этим можно обратиться к высказыванию Анатолия Гина, руководителя международной Лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры»: «Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе – совершенствуется». 

Результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологам в индивидуально-дифференцированной работе с обучающимися для стимуляции образовательной деятельности.

2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).

 Образование должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта; это значит, что оно должно ориентироваться на среднего ученика. В то же время принцип гуманизации образования требует индивидуализации обучения, при которой учитываются особенности учащихся, создаются условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося. Способом разрешения этой противоречивой ситуации является технология дифференцированного обучения.

Методическая новизна и теоретическая значимость заключается в теоретическом обосновании сущности и специфики развития обучающихся в условиях внутренней дифференциации обучения, разработке содержания и способов организации разноуровневого обучения, обеспечивающего развитие интеллектуального и личностного потенциала всех обучающихся с учетом уровня обучения, их продвижение к обучению на более высоком уровне.

3. Наличие теоретической базы опыта.

За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов. Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.

Одна из первых попыток изменить систему обучения в целях повышения его развивающего эффекта для каждого ученика была предпринята под руководством Л.В. Занкова (1963). Главным параметром дифференциации обучения и основанием индивидуального подхода к ребенку в этой научной школе являлся уровень успешности овладения учебным материалом. Данный подход требовал существенных изменений в организации классно-урочной формы обучения: одновременной работы учителя с разными группами школьников, разработки к каждому уроку заданий различной степени сложности, использования разных критериев оценок. Ряд исследований, проведенных в научной школе Л.В. Занкова, показал целесообразность такой формы дифференциации обучения.

По мнению А.М. Абрамова дифференциация обучения - создание относительно стабильных или временных учебных групп, различающихся по тем или иным признакам (содержание, уровень учебных требований, интересы, формы обучения и т.п.).

С точки зрения Г.В. Дорофеева дифференциация - такая система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся условиях получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Е.А. Певцова, И.Г. Унт рассматривают дифференциацию обучения как процесс, направленный на развитие способностей, интересов школьников, на выявление их творческих возможностей.

С психолого-педагогической точки зрения понятие «дифференциация», как правило, рассматривается в единстве с понятием «индивидуализация».

Существуют разные точки зрения на характер их взаимосвязи:

  • дифференциация отождествляется с индивидуализацией (Голанд Е.А.);
  • дифференциация включает в себя индивидуализацию как частный случай (Унт И.Г.);
  • дифференциация рассматривается как средство индивидуализации (Унт И.Г.);
  • индивидуализация является предельным вариантом дифференциации (Осмоловская И.М.).

Безусловно, использование терминов «индивидуализация» и «дифференциация» в качестве синонимов не целесообразно, поскольку это приведет к еще большей неопределенной этих понятий.

В Российской педагогической энциклопедии понятия «дифференциация обучения» и «индивидуализация обучения» различаются.

Дифференциация рассматривается как «форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности».

Индивидуализация обучения - как «организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика».

На мой взгляд, наиболее удачная формулировка «дифференциации» принадлежит И.М. Осмоловской. Как отмечает И.М. Осмоловская, в первом случае берутся индивидуальные, а во втором - групповые особенности, а дифференцированное обучение выступает как условие и средство индивидуализации, а цель его - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся.

В понимании дифференциации автор выделяет следующие основные аспекты:

1. Учет индивидуальных особенностей учащихся.

2. Выделение отдельных групп учащихся на основании этих особенностей.

3. Вариативность учебного процесса в каждой из выделенных групп. 

 

4. Ведущая педагогическая идея.

Одной из особенностей современной технологической эпохи является значительный рост объема информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программ различных учебных дисциплин.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих - очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других - легкой.

Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития уч-ся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

Поэтому перед учителем постоянно стоит проблема: необходимость удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей в развитии школьников, обладающих различным познавательным и личностным потенциалом.

Дифференцированный же подход в обучении, осуществляемый на основе технологии разноуровневого обучения, позволяет обеспечить не только обучение учащихся на выбранном ими и соответствующем их учебным возможностям уровне сложности по основным предметам, но и переход на более высокий уровень в процессе развития их познавательных способностей и личностных свойств. Тем самым, такой подход как нельзя лучше создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. 

5. Оптимальность и эффективность средств.

Способы дифференциации на уроках истории и обществознания .

1. Дифференциация по объему учебного материала.

  Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).

2. Дифференциация по уровню трудности.

Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности. Приведем пример дифференцированного задания по работе с текстом:

·  составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень);

· подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);

·  составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).

3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Пример такого способа дифференциации – групповая работа в гомогенных (однородных по уровню) группах на уроке «Русь в период раздробленности. Господин Великий Новгород».

Первая группа обучающихся получает задание репродуктивного характера: с помощью учебника и атласа охарактеризовать географическое положение и природные условия Новгородской земли, выполнить задание в контурной карте.

Второй группе предлагается выполнить задание продуктивного характера: по картине художника А.М. Васнецова «Новгородский торг» заполнить таблицу «Экспорт и импорт товаров Новгородской республики». Дополнительное задание: «Найдите точное место действия картины на плане Древнего Новгорода с иконы Знамения. Определите по деталям, что торг происходит именно в Новгороде, а не в другом городе Древней Руси».

Третья группа на уроке выполняет задания продуктивного и творческого характера: «Используя картину художника А. М. Васнецова «Новгородское вече», охарактеризуйте состав этого органа власти. Изучите дополнительную литературу и объясните, соответствует ли трактовка художника истории новгородского веча современным научным представлениям. Найдите на плане Древнего Новгорода место действия картины».

4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:

· образец оформления ответа; памятки, планы;

· карточки-помощницы с наводящими вопросами;

· справочные материалы;

· наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);

· начало или частичное выполнение задания.

5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.

  

6. Результативность опыта.

 Нельзя сказать, что достигнуты большие успехи. Однако, следует отметить, что слабые дети не чувствуют себя ущемленными, они в меру своих возможностей участвуют в процессе обучения. Сильные ученики тоже заняты работой, у них нет времени для «отдыха» на уроке.

Результаты освоения образовательных программ обучающимися показывают положительную  динамику.  

Результаты дифференцированного обучения:

1) Развитие устойчивого интереса учащихся к предмету; 

2) расширение и углубление знаний по предмету;

3) оптимальное развитие способностей и привитие определенных навыков научно-исследовательской работы;

4) развитие навыков самостоятельной работы с первоисточниками знаний;

5) углубление представлений о практическом значении предмета в жизни общества;

6) создание актива, способного оказать помощь учителю в организации урочной деятельности.

Внеурочные занятия позволяют учащимся применять полученные ими знания на практике, расширять и углублять их; повышать успеваемость и стимулировать интерес к учению. Свои результаты они показывают на олимпиадах по истории и обществознанию и на различных конкурсах: Камышова Юлия, призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории; Волков Евгений, Камышова Юлия и Петрушкин Игорь в разные годы становились лауреатами Молодежного конкурса научно-исследовательских и творческих работ по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО» и др.

Положительные результаты моей педагогической деятельности:

Мониторинг результативности ЕГЭ 2011 года

МОУ

МОУ «Луховский лицей»

Общее кол-во выпускников

19

История

Кол-во сдававших

3

%

15,8

Кол-во уч-ся, получивших  80 баллов и выше

1

%

33,3

Кол-во уч-ся, получивших   баллы ниже минимума

%

Средний балл

71

Обществознание

Кол-во сдававших

9

%

47,4

Кол-во уч-ся, получивших  80 баллов и выше

2

%

22,2

Кол-во уч-ся, получивших   баллы ниже минимума

%

Средний балл

69

7. Возможность тиражирования опыта.

 Опытом работы я делюсь со своими коллегами

- на заседаниях кафедры гуманитарных наук,

- на семинарах учителей истории и обществознания,

-на педагогическом совете.

 

Материалы из опыта работы размещены на сайте:  http://nsportal.ru/efremova-natalya-gennadevna 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Каргиной Елены Александровны.

Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение  последних трех  лет  «Формирование исследовательской компетентности учащихся посредством проектной деятельности на уроках ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с УИОП г. Алдан РС (Якутия) Забелиной Екатерины Геннадьевны

А работе представлен опыт по теме «Формирование гражданско-правовой культуры учащихся  через проектно-исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время».Сего...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ «Дачная СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Поповой Надежды Владимировны

Тема инновационного педагогического опыта:«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время»....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ НСОШ №2 г.Нюрба Тартыева Артура Сергеевича

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознанияМБОУ НСОШ №2 г.Нюрба Тартыева Артура Сергеевича...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Хлебиной Е.Н.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознанияМБОУ «Большеигнатовская СОШ» Большеигнатовского муниципального района Республики М...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания

Публичное представление собственного инновационногопедагогического опыта учителя истории и обществознания...


 

Комментарии