Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания
учебно-методический материал по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Абрамова Наталья Владимировна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания

МБОУ «Большеигнатовская СОШ» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия 

Абрамовой Натальи Владимировны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedopyt_1.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания

МБОУ «Большеигнатовская СОШ» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия

Абрамовой Натальи Владимировны

        

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта.  Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

В современных условиях ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.  Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информации. Вызовы информационного общества требуют не только новых систем и моделей обучения и образования, но принципиально новых подходов, которые  дают возможность обучающимся доступа к различным источникам информации, могут удовлетворить интересы современного школьника. 

Уроки истории, обществознания  – это особые уроки. И требования к ним особые – они должны строиться по законам искусства. Отсюда и вытекает ряд их особенностей. Эти уроки немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая достигается с помощью  зрительных образов.

      Вот уже несколько лет работаю над проблемой «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания». Поскольку информационные технологии оказывают все  большее влияние на мировоззрение и знания детей, а сами учащиеся прекрасно  понимают, что ИКТ являются неотъемлемой частью нашей жизни.

В современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, я использую эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на своих уроках. Так как использование новых информационных технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Также несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучении на методы поисковой творческой деятельности учителя и учащихся.

Работая в школе, я  обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге,  и, как следствие, снижения   уровня грамотности учащихся. На уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками.  Поэтому, я стараюсь сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке и при помощи ИКТ сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.  Особое внимание уделяю на использование видеоматериалов в учебном процессе.

Анализируя свой педагогический опыт, пришла  к выводу, что результативность системы личностно ориентированного обучения характеризуется стопроцентной успеваемостью и хорошим качеством знаний учащихся. Использование ИКТ расширяет кругозор обучаемых, активизирует их познавательную деятельность, способствует развитию внимания и мышления, позволяет получить как можно больше информации за меньшее время, формирует у ребят умение самостоятельно находить нужную информацию, повышает интерес к предмету, что положительно влияет на качество знания. Кроме того, использование информационно-коммуникационных  технологий способствует  успешному получению общего и  профессионального образования, облегчает социальную адаптацию учащихся. 

Современный уровень преподавания предметов гуманитарного цикла накладывает на нас учителей большую ответственность. А на учителей истории и обществознания двойную ответственность. Мы должны не только стараться вызвать у учащихся устойчивый интерес к истории и  воспитывать чувство патриотизма, но и должны  вырабатывать у учащихся умение обобщать и систематизировать полученную информацию, анализировать явления, процессы, факты, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), определять, формулировать и аргументировать свою точку зрения, осуществлять оценочные суждения, выполнять исследовательские работы. 

В связи с переходом на новые стандарты перед нами, учителями, помимо уже перечисленных задач стоят  и ряд новых.  Решение этих задач невозможно без использования современных информационных технологий.

                                         

       

2. Условия формирования ведущей идеи, условия возникновения, становление опыта.

В настоящее время происходит существенное переосмысление целей Российского образования, оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Будущий выпускник школы для успешной жизнедеятельности в современном обществе должен приобрести навыки критического мышления, освоить элементы информационной и коммуникативной культуры. Поэтому ведущая педагогическая идея опыта - создание необходимых условий, способствующих повышению эффективности процесса обучения истории и обществознания посредством  внедрения в учебный процесс информационных технологий.

 Исходя из этого, перед учителем встала задача по-новому организовать учебный процесс. Поэтому, мой выбор темы опыта не случаен. Интеграция информационно-коммуникационных  технологий в уроках истории и обществознания – актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.

Опыт формировался при наличии следующих условий:

-  формирование у учащихся способности  к самостоятельному поиску нужных знаний, воспитывать у них потребность к постоянному самообразованию и творчеству,

- создание ситуации успеха обучаемого на основе доброжелательных деловых отношений,

- уважение личности ученика, внимание к его внутреннему миру, переживаниям, взаимопомощь и поддержка со стороны педагогического и ученического коллективов,

- использование в урочной и во внеурочной деятельности ИКТ-технологий,

- выступление на заседании МО по проблеме использования  ИКТ-технологий на уроках.

Использование на уроках ИКТ, позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися, обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. Любая схема, иллюстрация, анимация, звукозапись, используемые при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным. Поэтому сегодня необходимо уделять серьезное внимание использованию средств новых информационных технологий в обучении дисциплин истории и обществознания.

Уроки, проведенные с применением современных компьютерных технологий, показали рост познавательной активности учащихся и качества знаний, комфортное психологическое состояние обучающихся и положительную рефлексию таких уроков. Вследствие этого возникла идея  применения информационно-коммуникационных технологий и материалов сети Интернет на уроках истории и обществознания для повышения эффективности обучения.

3. Теоретическая база опыта

В нашу учебную деятельность уже прочно вошёл метод проектов, выполнение которых практически всегда сопровождается презентациями, и все чаще видеоматериалами.  Мы не представляем себе подготовку к ОГЭ и ЕГЭ без  Интернет подготовки. Так почему же цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) так прочно вошли в нашу жизнь? Мне кажется, что цифровые образовательные ресурсы обладают рядом преимуществ перед остальными.  Прежде всего, ЦОР  расширили и главное упростили и ускорили доступ к нужной для нас информации,  Благодаря электронным ресурсам мы можем продемонстрировать учащимся прекрасный наглядный материал и не только тот, что находится в учебниках, а тот, что будет отвечать целям и задачам нашего урока. ЦОР незаменимы при самостоятельной работе учащихся. Учителям ЦОР позволяют копировать и тиражировать не только необходимую информацию  (различные исторические источники), но и контрольно-оценочные задания (тесты).

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Благодаря  современным ЦОР найти любой фильм на историческую тему и выбрать из него необходимый отрывок  не составит большого труда, а использование видеоматериалов на уроке часто превосходят ожидаемый результат. Какие виды видео материалов существуют, как  и для чего их можно использовать на уроках?

  Виды видеоматериалов:

 1. Художественные фильмы,

 2. Документальные фильмы,

3. Образовательные фильмы. 
Цели использования видеоматериалов в учебном процессе:

  1. Активизация интереса к предмету;
  2. Обеспечение наглядности в учебном процессе;
  3. Создание  не только образного представления о событии или явлении, но и передача душевного и эмоционального настроя.

Варианты использования видеоматериалов в учебном процессе:

  1. Иллюстрация  к рассказу учителя;
  2. При объяснении нового материала (видеоматериал содержит новую для учащихся информацию, дополняющую объяснение учителя);
  3. Для проверки знаний (после просмотра учащиеся должны ответить на вопросы  или выполнить задания на основе просмотренного  и уже известного материала);
  4. Для закрепления изученной темы (ответить на вопросы после просмотра материала на изученную тему).

    Примером использования видеоматериалов на уроке истории при объяснении нового материала может служить пример использования переделанного мною  фильма «Троя» и последующие вопросы:

  1. Какое произведение легло в основу фильма ?
  2. Назовите автора поэмы «Илиада»?
  3. Какова причина Троянской войны?
  4. Назовите главных героев Троянской воны?  
  5. Оцените поступки героев «Илиады». Что вас в них привлекает? Что вы осуждаете?

И хотя сейчас не составляет труда найти любой фильм, я в своей работе уже давно использую «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина, который состоит из 500 пятиминутных серий. Демонстрируя серию, на уроке мы уходим от простой иллюстрации картинок, живо передаем эмоции, чувства. Мы одновременно показываем костюмы, здания, утварь эпохи, взаимоотношения, обычаи и традиции. Мы «одним выстрелом убиваем» сразу несколько «зайцев».  А когда на уроке показываешь серии из документального сериала «Великая война», и видишь слёзы на глазах девчонок, серьёзные складки между бровей у мальчишек, то понимаешь, что главная задача решена с большим успехом.  Таких документальных сериалов у меня накопилось огромное количество. По истории России можно выделить следующие сериалы: «Годунов», «Великая», «Рюриковичи» «История русских царей», «Русское экономическое чудо», «Романовы», «Романовы – закат империи», «Тайны забытых побед», «Победные дни России», «Великая война» и другие. Особенно интересны биографические фильмы. Здесь можно познакомиться и с полководцами, и политическими деятелями, и деятелями культуры разных периодов истории России.

     Для учеников 5 класса имеется огромное количество фильмов по истории Древнего Египта и Древнего Рима. С особым интересом учащиеся смотрят обучающие мультфильмы созданные студией «Берг Саунд» из серии «Всемирная История» («Древний человек», «Древний Египет», «Вавилон», «Древняя Греция»), сериал «Величайшие сражения древности»

     Сегодня огромную роль играет Интернет. Скорость передачи информации позволяет on-line смотреть не только фильмы по истории, но и пользоваться готовыми уроками других педагогов. На сайте «Interneturok.ru» размещены видео-уроки практически по всем темам всех школьных предметов. Всемирная паутина сегодня немыслима без видеохостинга you-tube. Здесь можно найти видеоматериал практически по всем темам. В изучении истории родного края большую роль играют видеоматериалы созданные к 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства («Непокоренные», «Вместе против Орды»). Созданные видеоматериалы помогают детям в изучении истории и культурной жизни сегодняшней  Мордовии. Применение информационных технологий на уроках истории позволяет:

  • сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосферу какую-либо эпоху;
  • интегрально представлять исторические факты и явления;
  • соотносить знания человечества, накопленные в разные исторические эпохи и времена;
  • придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер;
  • раскрыть предмет с разных сторон.

Эффективность усвоения учащимися курса истории и обществознания во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Основными компонентами данного процесса, как известно, являются следующие:

  1. Научно-обоснованная учебная программа курса, соответствующая Государственному стандарту образования.
  2. Продуманная и оптимальная методика проведения занятий.
  3. Соответствующий современным тенденциям в образовании учебно-материальный комплекс (УМК).
  4. Необходимые передовые средства обучения.

Один из самых важных и наиболее распространенных средств обучения в школе остается учебник. Учебник играет значительную роль в обучении курса истории, связанный с другими учебно-наглядными пособиями и учебными средствами. Учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, объем, глубину, структуру необходимых умений и навыков. Но при всем многообразии и вариативности учебных пособий, особенно для старших классов, у них можно отметить один очень серьезный недостаток – отсутствие иллюстративного, образного, прежде всего, зрительно воспринимаемого материала. Это сказывается на серьезном истощении образного мышления учащихся, воображение которых становится катастрофически вялым. Классическая фраза прежних лет: «Представьте себе!» в последнее время уже не срабатывает.

Ученик познает окружающий мир с помощью органов чувств. Но пропускная способность зрительного, слухового и других каналов различна. Как показывают исследования, 90% информации учащиеся получают с помощью зрительного канала, 9% – с помощью слуха и 1% – с помощью других органов.

Учащийся и даже старшеклассник еще не достиг того уровня развития навыков абстрактного мышления, которым владеет учитель, поэтому и возникает иногда впечатление, что учитель и учащиеся говорят на разных языках. Кроме того, учебники истории и обществознания часто перегружены трудно понимаемым, сложным теоретическим материалом, сильно политизированы, отражая точку зрения какой-либо стороны, часто стилистически не грамотно изложены. Поэтому ученик находится в растерянности, пытаясь во всем разобраться. У него очень маленький политический опыт, слабая теоретическая база, поэтому большее впечатление оказывает на него и лучше запоминается тот материал, который помогает ему создать своеобразную «картинку» вопроса, темы, проблемы. Можно долго объяснять ему, что такое плуг, пашенное земледелие, но пока он не увидит это на плакате, а ещё лучше в кинофильме, видеоролике, всё это останется для ученика только звукосочетанием, абстракцией. Именно поэтому конкретно-образное познание в развитии учащихся является как самостоятельным процессом, так и средством формирования абстрактных мыслей.

Интересен другой вопрос – какая часть информации остается в памяти учащихся в виде научных знаний.

Как известно, без ощущений, без живого созерцания невозможно познание  каким бы уровням абстракции наука ни прибегала). Чувственное, живое созерцание составляет первоначальный (исходный) этап процесса познания. Самые сложные абстракции базируются всегда на чувственном материале, на фактах наблюдения, что, естественно, придает огромное значение для развития воображения и фантазии. При формировании знаний необходимо снабдить школьников «данными наблюдений», образами, создать условия для «живого созерцания». Эту задачу и решают экранно-звуковые средства обучения – учебные кинофильмы. Отображая действительность, они позволяют в классе, на уроке оперировать непосредственно фактами жизни, науки. Фильм не содержит полноценного знания об объекте, а является лишь источником, дающим материал для размышления и воображения.  Цель школы – воспитать поколение думающих, ответственных, умеющих самостоятельно добывать и применять знания граждан. История – предмет, прежде всего, нравственно-этического характера и его задача – воспитывать через сопереживание участников исторического процесса, умеющих анализировать факты истории человечества. Частичному решению данной задачи способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий.

Отметим, что никогда еще этот навык не был так важен, как сегодня, поскольку роль наблюдения в производстве, труде и в самых различных областях человеческой деятельности резко возросла. Технологические процессы, авиация, транспорт, связь, медицина и даже педагогика ныне все больше и больше связаны с информацией, получаемой через прибор, экран. Всякое наблюдение есть начало анализа, абстрагирования, отбора фактов для определения их сущности.

Гармоническое развитие личности, сложные задачи умственного развития учащихся требуют от учителя умелой организации всего чувственного познания ученика. «Золотое правило» дидактики – наглядность, выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Наглядные пособия являются одним из средств достижения целей обучения, они способствуют правильной организации мыслительной деятельности учащихся. Этому способствует распространение в обучении видеоматериалов, кинофильмов, телевидения и других технических средств обучения.

Развитие и широкое применение средств кинематографии охватывает период немногим более 90 лет. Кино как средство наглядности возникло не случайно. Его появление в науке и в педагогическом процессе было подготовлено применением статичных – экранных пособий учеными и педагогами, которые с большим вниманием отнеслись к изобретению кинематографии или, как ее тогда называли, «живой» фотографии.

Можно выделить следующие особенности урока с применением кинофильма:

  1. Этот урок ведут как бы два учителя – наряду с учителем в объяснении, беседе, опросе участвует техника.
  2. Конечно, главным остается педагог, он предоставляет слово своему «коллеге», через него осуществляется связь «ученик-учитель», без которой немыслим урок. Однако в определенные моменты учитель в классе может и должен уступить место фильму как источнику учебной информации, как средству обучения, ведущему и управляющему процессом познания.
  3. Техника на уроке выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения – картиной, учебником, таблицами, доской, экскурсией и словом учителя.
  4. Учебные фильмы по истории – это тематические и обзорные звуковые фильмы, снабженные дикторским текстом. Каждый из них с большей или меньшей полнотой освещает целую тему программы или имеющий самостоятельное значение вопрос. Учитель излагает материал, организует и проверяет самостоятельную работу учащихся в промежутках между демонстрацией частей или фрагментов фильма и после демонстрации.

На уроках истории при изучении нового материала кинофильмы могут служить:

  • основным источником знаний – информация, иллюстративный материал;
  • дополнительным источником знаний – информация;
  • иллюстрацией рассказа учителя или текста учебника.

Таким образом, влияние наглядности на формирование образного мышления у учащихся очень велико, хотя на основе одного и того же наглядного пособия у учеников может возникнуть разный уровень и характер отражения действительности в чувственных образах. Образное мышление становится ведущим звеном в познавательной деятельности, способствует проявлению творчества. Чтобы выполнить задание после просмотра картины, фильма, разбора схемы, учащийся начинает искать слова, подходящие предложения, отражающие его видение темы, удовлетворяющие его чувства. В ответах проявляется стремление к логическому мышлению, воспроизводя логику изложения материала, к художественному описанию (поиск выразительных литературных средств, эпитетов, метафор, сравнений). И учитель может видеть движение мысли ученика к восприятию и отражению исторического или обществоведческого материала в процессе применения наглядных пособий. Управление на этой основе познавательной деятельностью в обучении создает дополнительные возможности умственного развития учащихся. 

  1. Анализ результативности

Проникновение в нашу жизнь электронных средств массовой коммуникации позволяет решать задачи медиаобразования:

  • подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;
  • обучение человека понимать ее и разбираться в её качестве;
  • осознание разрушительности воздействия негативной информации на собственную психику;
  • развитие вкуса и системы защиты
  • овладение способами общения с помощью технических средств.

Интернет, оn-line фильмы  предоставляют человеку возможность индивидуального общения с экраном. Он может выбрать интересующую его информацию, в любой момент остановить изображение, вернуть экранное действие назад (чтобы, например, лучше разобраться в сложном эпизоде, тексте), получить дополнительную информацию в интерактивном режиме, просмотреть один и тот же аудиовизуальный материал. Уже сегодня созданы компьютерные пособия с объемным изображением и звуком, рассчитанные на развитие памяти, интеллекта, логики, внимания, художественного восприятия и воображения. Современные технологии позволяют любому человеку создавать свои компьютерные фильмы, энциклопедии, газеты, журналы,  сайты в Интернете  и многое другое. Всё это очень хорошо. Но эти достижения носят индивидуальный характер – они рассчитаны на одного ученика, на одного учителя. В классе этими материалами достаточно сложно воспользоваться.

Видеоматериалы сами по себе еще не являются учебными пособиями для учащихся – с ними еще надо поработать:

  1. Смонтировать имеющийся видеоматериал в определенной последовательности, в соответствии со структурой урока.
  2. Разбить его на смысловые блоки.
  3. Поставить вопросы и сформулировать задания, которые помогли бы учащимся проследить логику исследования темы, вопроса, проблемы.

Такие «усовершенствованные» фильмы: «Троя», «Романовы», смонтированные на основе фильмов, я использую на уроке. Это позволяет в оптимальных условиях (30 и 26 мин. показа), не только дать яркий иллюстративный материал и зрительный ряд, но и использовать вмонтированные подзаголовки, титры, задания не только записанные в титрах, но и озвученные закадровым голосом, создать условия для повторения – путем записи по ходу показа фильма ответов на поставленные вопросы и задания. Задания, которые предлагает в фильме учитель, заставляет учащихся внимательнее смотреть фильм, выделять важные моменты для ответа, вести записи. Кроме того, после просмотра фильма учащиеся составляют развернутый план или конспект, что позволяет закрепить материал и в письменном варианте.

Все перечисленные способы, методы, приемы помогают развитию интереса к урокам  истории обществознания, достижению стабильных положительных результатов во внеурочной деятельности.

                 Результаты внеурочной деятельности:

№ п/п

Название мероприятия

Год

Ф.И.О участника

Класс

Уровень

проведения

Результат

Чем

награжден

1

Международная акция “Тест по истории Великой Отечественной войны”

2021

9-11 классы

Российский

Победители и призеры

Сертификаты

2

Шестой всероссийский “Тест на знание Конституции”

2021

9-11 классы

Российский

Победители и призеры

Сертификаты

3

“Всероссийская Культурно-просветительская акция “Культурный марафон”

2021

9-11 классы

Российский

Победители и призеры

Сертификаты

4

Конкурс “Одаренные дети”

2017

Команда “Юность”

4-9 классы

Республиканский

Победители

Диплом

5

Конкурс “Одаренные дети”

2017

Команда “Юность”

4-9 классы

Муниципальный

Победители

Диплом

6

Конкурс “Одаренные дети”

2016

Команда “Юность”

4-9 классы

Республиканский

Призеры

Диплом

7

Конкурс «Я рисую выборы»

2018

Кутяйкин Максим

7 Б

Республиканский

Призер

Грамота

8

“Конкурс чтецов”

2017

11 А

Муниципальный

Призер

Грамота

9

“Конкурс чтецов”

2018

Полозова Елена

11 А

Муниципальный

Призер

Грамота

10

“Конкурс чтецов”

2017

Адушева Софья

7 Б

Муниципальный

Призер

Грамота

11

Конкурс поделок из вторичного сырья

2021

Абрамова Татьяна

11

Муниципальный

Победитель

Грамота

12

Конкурс на знание государственных, региональных символов и атрибутов РФ и РМ

2021

Кутяйкин Максим

11

Муниципальный

Победитель

Грамота

13

  Викторина по избирательному праву

2017

Захватов Игорь

11

Муниципальный

Победитель

Грамота

14

 Викторина по избирательному праву

2017

Полозова Елена

11

Муниципальный

Призер

Грамота

15

 Викторина по избирательному праву

2017

Пьянзина Александра

11

Муниципальный

Призер

Грамота

16

Конкурс на лучшее составление кроссвордов

2017

Абрамова Екатерина

7 Б

Муниципальный

Победитель

Грамота

      Систематически повышаю свой методический уровень на курсах  повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также  пользуюсь Интернет-ресурсами, где размещен опыт педагогов других регионов, участвую в вебинарах.

      Я и сейчас в поиске новых, более эффективных методов работы. Ведь сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формируют умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.

     Я люблю свою работу, люблю своих учеников и уверена, что неуспешных детей не бывает! Простые правила  всегда со мной:

  • Помни своё детство.
  • Уважай ученика.
  • Современный урок может быть любым, но не скучным.

   

  1. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

В связи с вышесказанным применение ИКТ получается и очень трудоемким для учителя. Трудоёмкость для меня, как для пользователя, заключается в следующем:

  • Недостаточная степень оборудования школы,
  • Недостаточное количество ЦОР,
  • Многие ученики не имеют достаточных навыков работы с компьютером и Интернетом,
  • Не всегда классы имеют доступ в Интернет
  • не у всех учащихся есть доступ в Интернет.
  • В классе находится только один компьютер, что не дает возможности максимально индивидуализировать процесс обучения.
  • У учителя не всегда достаточно времени для качественной подготовки к уроку с применением ИКТ, особенно при большой нагрузке. На составление презентаций уходит много времени. Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям моего класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат. 

Конечно, достоинств у компьютерного обучения немало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения данной технологии.

Считается, что учитель, работая над чем-то новым, должен уметь видеть не только положительные стороны, но и его проблемное поле, для того, чтобы уметь предупреждать ошибки. Риском моего опыта является  влияние компьютера на здоровье ученика. Поэтому при работе с компьютером, я  соблюдаю нормы организации учебного процесса с использованием ИКТ и использование здоровьесберегающих технологий.

После работы на компьютере я провожу с учащимися гимнастику для снятия напряжения с мышц спины, рук и глаз.

Компьютер на занятиях является не самоцелью, а средством для общего развития школьников, инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

7.  Адресные рекомендации по использованию опыта

   Данный опыт рекомендован использовать как начинающим педагогам, так и педагогом с большим стажем работы. Область применения опыта - учащиеся 5-11 классов.

Опыт моей работы представлен на Интернет-ресурсах:

— Электронные публикации уроков на сайтах творческих партнеров

— Личный сайт:  http://nsportal.ru/natalya-vladimirovna-abramova 

— Школьный сайт:  https://bolign.schoolrm.ru/ 

Литература:

  1. Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока / Г. Аствацатуров. Учитель истории. - 2002. - №2. - 2-6с.
  2. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова.Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - 3-8с.
  3. Маткин А.А. ИКТ - компетентность учителя истории / А.А. Маткин. - (http://schools. perm.ru)
  4. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. - М. - Владос, 2007. - 227с.
  5. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. – Москва: Знание, 1986. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Каргиной Елены Александровны.

Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение  последних трех  лет  «Формирование исследовательской компетентности учащихся посредством проектной деятельности на уроках ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с УИОП г. Алдан РС (Якутия) Забелиной Екатерины Геннадьевны

А работе представлен опыт по теме «Формирование гражданско-правовой культуры учащихся  через проектно-исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время».Сего...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ «Дачная СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Поповой Надежды Владимировны

Тема инновационного педагогического опыта:«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время»....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ НСОШ №2 г.Нюрба Тартыева Артура Сергеевича

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознанияМБОУ НСОШ №2 г.Нюрба Тартыева Артура Сергеевича...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Хлебиной Е.Н.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания

Публичное представление собственного инновационногопедагогического опыта учителя истории и обществознания...