Мастер-класс по теме: «Опыт работы классного руководителя с родителями»
консультация

Мараева Марина Викторовна

Цель:

Повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_klassnogo_rukovoditelya_s_roditelyami.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме:

«Опыт работы классного руководителя с родителями»

«Воспитание эффективно там, где есть

постоянная заинтересованность

 взрослых о ребёнке».

- Добрый день, дорогие коллеги!

- Улыбнитесь те, кто сегодня пообедал.

- Помашите ручкой те, кто очень устал.

- Подмигните те, кто немножко волнуется.

Слайд 2

Цель:

Повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями учащихся.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с одной из технологий проведения родительских собраний.

2. Вовлечь участников мастер-класса в обсуждение проблемы.

3. Обогащение опыта работы классных руководителей.

     Почти все педагоги сходятся на одном – без эффективного взаимодействия учителей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить не удается.

    Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Важно так организовать работу с родителями, чтобы им было интересно приходить в школу, выбирать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

      Поскольку мы с Вами занимаемся изучением проблемы сотрудничества с родителями, то нас всех можно назвать эрудитами в этой области. Предлагаю провести разминку, которая поможет нам вспомнить и уточнить уже имеющиеся знания.

Задание № 1 Отгадывание кроссворда «Работа с родителями»

Слайд №3

1) Из какого нормативного документа взята эта фраза: «Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте». (Закон РФ об образовании)

2) Традиционная познавательная форма взаимодействия с родителями. (Конференция)

 3) Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение).

 4) Один из приемов активизации родителей. (Игра).

 5) … – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. (Анкета)

 6) … – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью. (Семья)

 7) Традиционная форма проведения родительского собрания. (Лекция)

 8) Нетрадиционная форма проведения родительского собрания. (Аукцион)

   

  Сегодня я приглашаю вас на мастер-класс под названием «Родительское собрание». В результате многолетней работы, проб и ошибок, я внесла небольшие изменения в уже всем известные формы проведения родительских собраний. Давайте вспомним формы работы с родителями.

 Слайд № 4

Традиционные

Нетрадиционные

1

2

● Родительские собрания

● Общеклассные и общешкольные конференции

● Индивидуальные консультации педагога

● Посещения на дому

        

        

● Родительские тренинги

● Дискуссии

● Психологические разминки

● Деловая игра

● Круглые столы

● Устные журналы

● Практикумы        

● Музыкальная гостиная

● Родительские вечера

● Родительские чтения

● Родительские ринги

    Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

    Самым сложным для меня бывает первое родительское собрание, так как приходится общаться одновременно с более двадцатью незнакомыми взрослыми людьми. И от того, как пройдёт собрание, будут зависеть мои взаимоотношения с родителями моих учеников: будут ли они с желанием идти на классные собрания и принимать участие в подготовке классных мероприятий, достигну ли я взаимодействия и согласия с родителями в воспитании, в создании эмоционально- благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

     Я хочу поделиться некоторыми приемами, которыми вы можете воспользоваться в будущем.

  • На родительские собрания приглашаю заранее, рассылая родителям приглашения, где должна быть тема и время собрания (ПРИГЛАШЕНИЯ РАЗДАТЬ ПО ПОДГРУППАМ).

Задание № 2 Работа в группах на листах. 2 мин. Зачитываем.

Слайд №5

Можно использовать и другие формы приглашения: звонок, сообщение в дневнике…

Уважаемые__________________________________

  • Как я знакомлюсь с родителями и знакомлю их друг с другом?

Приемы обыгрываем по подгруппам:

  1. Начало родительского собрания. Родители все разные, большинство уставшие, молчаливые, пассивные. Как с ними поздороваться. Можно предложить такой интересный метод – приветствие «Найди похожих», цель которого – преодоление неловкости, создание веселой, непринужденной обстановки, сплочение.

– Я буду говорить фразы (утверждения), кому они подходят – выходят в круг. 
Кто пришел в брюках
Кто пришел в юбке
У кого есть часы
Кто сегодня завтракал
У кого есть сотовый телефон…
Т.о. все родители выходят в круг, можно придумать шуточные утверждения вперемежку с серьезными. Желательно, чтобы и классный руководитель  первый вышел в круг.

Второй метод – знакомство «Общее и частное».

Каждый участник получает лист бумаги, маркер, булавку. На листе нужно написать: в середине имя, вокруг – восемь ответов на поставленные вопросы об участнике – всем одинаковые. Каждый заполняет ответы и прикрепляет на грудь.
1. Любимый цвет
2. Любимое домашнее животное
3. Любимый спорт
4. Фильм
5. Песня
6. Что любите смотреть по телевизору
7. Любимая еда
8. Какой предмет любили в школе
Затем участники встают и, передвигаясь в аудитории, выискивают у других участников совпадающие ответы, загибая палец на руке при совпадении.
После этого участники возвращаются на места, и каждый называет количество совпадений.
Потом комментируется, у кого много общего, а кто уникальный.

Волшебная палочка

Существует множество вариантов игр с общим названием “волшебная палочка”. “Родительский” вариант заключается в следующем. “Волшебную палочку” – карандаш, линейку или зонтик – родители будут передавать друг другу по кругу. При этом им нужно будет представиться и, вспомнив детство ответить на три вопроса:

1.Как звали первую учительницу?

2.Как вы учились в школе?

3.Ваш любимый учебный предмет?

Задание №3 –  Игра в имена 

     Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени (например, Я – Светлана, С – стремительная) или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, имя Олег - ослепительная улыбка, легок на подъем, ем только сырые овощи, голубоглазый. (Анна – артистичная, наивная, нервная, аккуратная).

  • На первом собрании мы принимаем правила собрания. Эти принятые правила записали и повесили на видном месте на время собрания.

Но прежде чем принимать правила собрания, я ознакомила родителей с правилами о правилах. У вас на столах в группах лежат памятки, чего стоит придерживаться при формулировке правил.

НА СТОЛАХ

Слайд №6

Правила должны:

  • быть реальными для осуществления;
  • быть понятными;
  • не противоречить друг другу;
  • быть написанными доступным языком;
  • предусматривать разумное наказание за нарушение;
  • быть известными для тех, кому они предназначены;

Задание № 4 Правила собрания.

Предлагаю вам побыть в роли родителей и самим придумать правила собрания.

Работа в группах (записывают на листах свои предложения) 2 мин.

Зачитываем.

У нас в классе были такие правила:

Слайд № 6

  • приходить вовремя
  • снимать верхнюю одежду
  • быть корректными
  • никого ни к чему не принуждать
  • быть краткими
  • отвергая предложение, необходимо вносить встречное

Диагностика.

  • Для того, чтобы лучше узнать детей своего класса и семьи, я провожу анкетирование. Анкета для родителей первоклассников помогает классному руководителю узнать особенности ребенка. Я выдаю такие анкеты на первом собрании, дома родители спокойно заполняют их и приносят.
  • Слайд № 7,8

      Из данной анкеты вы можете получить информацию, необходимую для заполнения школьной документации, сведения о составе семьи, социальном статусе семьи, сведения о здоровье ребенка и психологических особенностях. Подобную анкету (информация о ребенке) я заполняю через некоторое время сама на каждого ребенка и даю возможность родителям сравнить свои представления с наблюдениями учителя. Это темы для личных бесед, индивидуальных консультаций.

Анкета для родителей пятиклассников

1. Ребёнок:

       Фамилия, имя, отчество

       Дата рождения        

2. Мать:

       Фамилия, имя, отчество

       Дата рождения

       Образование

       Место работы

       Должность, телефон

3. Отец:

       Фамилия, имя, отчество

       Дата рождения

       Образование

       Место работы

       Должность, телефон

4. Состав семьи: (с кем постоянно проживает ребёнок)

Информация о ребёнке:

5. Часто ли болеет ребёнок?

          Заболевания

          Травмы       

6. Какие кружки, секции посещает ребёнок?

7. Основные виды игр и занятий дома:

8. Какие меры наиболее действенны на ребёнка?

          Поощрение

          Наказание

9. Какие у ребёнка отношения с детьми?

10. Что Вас беспокоит в ребёнке?

11. На что обратить внимание учителю в работе с Вашим ребёнком?

12. Чем Вы можете помочь учителю в работе с детьми Вашего класса?

13. Адрес прописки ребёнка:

14. Адрес фактического проживания:

15. Ваши пожелания:

Подведём итоги. Слайд №9

 ● Чтобы вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс предлагаю из перечисленных тем выбрать те, которые наиболее им интересны

ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1. "Адаптация учащихся в 5-м классе. Правила поведения в школе".

2. "Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей".

3. "Основы физиологии и гигиены младшего школьника".

4. "Психологический климат в семье для успешного обучения в школе".

5. "Занятость ребенка"

6. "Трудно - почему?"

7. "Режим дня. Для чего он нужен?"

8. "Поведение детей в школе и дома"

9. "Как играют дети"

10. "Хочу и должен (по профилактике правонарушений)".

11."Я - гражданин своей страны"

12. "Досуг в семье"

13. "Дорожная азбука"

14. "Учим ребенка общаться"

15. "Экологическое воспитание в семье"

16. "Воспитание вежливости"

17. "Устав школы"

18. "Воспитание трудом"

19. "Права и обязанности родителей"

20. "Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своей семьи"

Задание № 6 Слайд № 9

    Вы, как родитель, выберите и перечислите номера интересующих вас тем или предложите свои темы. (на листах)

    В конце родительского собрания задаю вопрос: «Что же нас всех объединяет?» - Любовь, забота и внимание к детям

    Обращаю внимание на то, что взрослый человек, родитель не имеет права выпустить из своей большой ладони детскую ладошку, а значит, не имеет права оставить без поддержки, внимания, любви своего ребёнка.

«Какой он - мой ребёнок»

Цель – навести родителей на определённые раздумья.
Предложить родителям обвести контур своей руки. На каждом пальце написать положительные качества характера своего ребёнка, а сверху над пальчиком написать те качества, которые вам не нравятся в вашем ребёнке. В центре ладони изобразите символ – кем является в семье малыш (солнышко, зайчик, цветочек и др.)

   Предлагаю родителям творческую работу для оформления класса к 1 сентября. Слайд № 10

Задание № 7

   Обведите свою ладонь и напишите, что вы хотите пожелать своему ребёнку в новом учебном году. (вывешиваются ладошки  в форме голубя на доску)

https://lh3.googleusercontent.com/j4VnQ5BWeHZM1cW-fpwTfc2nZkbljaw0Av-uY1wJB22odbpPgf2BAjqRyCCQgJey2mj9cBuIyvqTqH0chtEAWARhr4YBm-IphGike7_b0YanfaGfmdJru8DNul8VJvRgSBRCs1SdGhmfgyEp4hLop-ntp_1PCf9RZyQbMBZi2s17XJFrktqOKcWDTgE1QHI

   

Сегодня наш мастер-класс мне хочется закончить словами И. Беляевой о том, в чём состоит рецепт счастья. Слайд №11,12

Рецепт счастья:

   «Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути». И. Беляева

Правила должны:

  • быть реальными для осуществления;
  • быть понятными;
  • не противоречить друг другу;
  • быть написанными доступным языком;
  • предусматривать разумное наказание за нарушение;
  • быть известными для тех, кому они предназначены;

Правила собрания:

  • приходить вовремя
  • снимать верхнюю одежду
  • быть корректными
  • никого ни к чему не принуждать
  • быть краткими
  • отвергая предложение, необходимо вносить встречное

            Правила эффективного взаимодействия с родителями:

  • Не разговаривайте с родителями второпях, на бегу. Если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время.
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
  • Не спешите с выводами. Обдумайте хорошо, что вы услышали от родителей.
  • То, о чем вы услышали, не должно стать достоянием других родителей и педагогов.
  • Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, необходимо поставить об этом в известность.
  • Родитель хочет услышать о ребёнке в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее.
  • Каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
  • Если педагог, в какой – то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить обратиться за консультацией к специалистам.
  • Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы классного руководителя 10 класса

Сегодня, когда образование объявлено одним из приоритетных национальных проектов, роль классного руководителя невозможно переоценить. Основными направлениями деятельности классного руководителя являет...

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Выступление на 8 межрегиональных Булдаковских (педагогических) чтениях "Педагогические технологии в образовательной практике" по теме "Система работы классного руководителя с родителями обучающихся"

В данном материале можно ознакомиться с различными формами работы классного руководителя, которые актуальны в наше время. А также познакомиться с индивидуальными, групповыми и коллективными формами ра...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Опыт работы классного руководителя с родителями

В данном материале я поделилась некоторыми приемами, которые возможно применять в дальнейшей работе классного руководителя с родителями....

Мастер-класс по теме: «Опыт работы классного руководителя с родителями»

Мастер-класс по теме:«Опыт работы классного руководителя с родителями»...

Выступление на МО классных руководителей 26.12.2022 на тему: «Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия обучающихся и родителей»

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Взаимодействие ш...