Психологическое профилактическое занятие для обучающихся с ОВЗ «Преодоление жизненных трудностей. Выход есть всегда».
методическая разработка по психологии (8 класс)

Морарь Анастасия Ивановна

Открытое занятие педагога-психолога с подростками 7-9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx24.82 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Психологическое профилактическое занятие для обучающихся с ОВЗ

«Преодоление жизненных трудностей. Выход есть всегда».

Цель: расширение представлений о жизненных проблемах и способах их преодоления.

Задачи: научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные жизнеутверждающие установки и действенные формы общения в трудные моменты жизни; научить некоторым приемам саморегуляции эмоциональных состояний.

Оборудование: проектор, листы с жизненными девизами, мотивационный видеоролик, притча, ручки, воздушные шары, фломастеры, иголки, дерево, листочки, клей.

Ход занятия (40 минут):

Приветствие. Эмоциональный настрой. Введение в тему.

Дорогие ребята, сегодня нас решили посетить наши педагоги, давайте поприветствуем их и постараемся показать, как мы работаем на наших занятиях дружно, активно и интересно.

Начнём - жизнь от вас требует социальной смелости и самостоятельности. Поэтому именно сегодня считаю уместным поговорить с вами о жизненном пути, о тех трудностях, которые могут возникать на нем. Вместе с вами познакомимся и поучимся искать пути их решения. Поэтому тема нашего сегодняшнего занятия: «Преодоление жизненных трудностей. Выход есть всегда».

А начать, я бы хотела с притчи. Сейчас я прочитаю вам её, а вы подумайте и посчитайте, сколько трудных жизненных ситуаций пришлось на долю этого человека?

Притча «Шалаш».

В океане корабль попал в сильнейший шторм (1). Единственный человек, уцелевший после гибели корабля, был выброшен волной на необитаемый остров (2). Он всматривался в горизонт в надежде увидеть корабль, который принесет ему спасение, но шло время, и ни один корабль не появлялся (3). Дневной зной и ночной холод, ветер и дождь подрывали физические силы (4) человека. Тогда он решил построить нехитрый шалаш из брёвен (5), выброшенных на берег волнами. Человек уже потерял счёт дням, проведенным на острове.

Однажды вечером, возвращаясь из похода в поисках пищи (6), он увидел, что его шалаш объят пламенем (7). Огненный столб взметнулся высоко в вечернее небо. Человек был в отчаянии.

— Господи, почему это случилось со мной, за что? - рыдал он у тлеющих останков своего жилища.

Рано утром человек увидел приближающийся к острову корабль. Оказалось, что корабль появился здесь не случайно.

— Как вы узнали, что я здесь? - спросил человек у капитана корабля.

— Мы увидели твой дымовой сигнал, - ответил капитан.

Обсуждение:

— Сколько раз во время рассказа человек находился в отчаянии (7)?

—Что помогло ему вернуться домой (не сдавался, боролся, надеялся, ждал)? Какой вывод из этой притчи можно сделать трудности – это испытание, пройдя это испытание, мы обретаем счастье.

Работа по теме занятия

У каждого из нас в жизни происходит множество разных ситуаций. Некоторые из них приятные, а некоторые – не очень.

А какие ситуации можно назвать трудными? отсутствие друзей, ссоры и конфликты с близкими (родители, подруга, друг), неудачи в учёбе и другие неприятные ситуации и трудности.

Как вы думаете, есть ли люди, у которых совершенно не бывает трудностей? (конечно же нет, у каждого человека есть в жизни и хорошие и плохие моменты. Это обстоятельство свидетельствует о том, что человек живёт полной жизнью и берет от нее всё, что она может дать.

Что происходит с человеком, который столкнулся с трудностью?  (нежелание никого видеть, чувство покинутости, ощущение, что никто не сможет помочь, что выхода нет, тревогу, страх).

А теперь давайте разберём как могут вести себя люди, столкнувшись с трудной ситуацией? Существуют четыре основных вида поведения в трудных ситуациях. Внимание на экран:

  1. Преобразование: мы стараемся, боремся, занимаем активную жизненную позицию.
  2. Приспособление: плывем по течению.
  3. Поиск защиты: ищем защиты у других людей.
  4. Саморазрушение: алкоголизм, наркозависимость, суицид.

- Каким будет поведение человека в ситуации несчастной любви по типу Преобразование? (либо ухаживать, проявлять знаки внимания, добиваться, или же переключаем своё внимание на какую-то другую деятельность тренировки, танцы, рисование, блогерство, чтобы отвлечься реализовать себя, проявить свои способности и на вас обязательно обратят внимание).

- Каким будет поведение человека в ситуации сломался компьютер по типу

Приспособление? (ай сломался так сломался, у меня ещё телефон есть).

- Каким будет поведение человека в ситуации провала на экзаменах по типу Поиск защиты? (представьте ситуацию: пойдёте к учителю, чтобы он вам помог подготовиться, обратитесь к родителям за поддержкой). 

В нашей жизни чередуются хорошие и плохие события. Действительно, в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней, бывают отрицательные события. Трудно себе представить долгую жизнь без потерь, утрат и неудач. Поэтому нужно учиться правильно выходить из трудных жизненных ситуаций.

Сейчас мы выполним с вами упражнение «Воздушные шары».

Попав в трудную жизненную ситуацию, мы испытываем стресс, теряемся и совершаем глупости, ведем себя неадекватно, порой агрессивно. Нужно привести свое эмоциональное состояние в порядок и спокойно реагировать.

Возьмите по два воздушных шара и фломастеры. Я предлагаю вам вспомнить какую-нибудь неприятную ситуацию, которая произошла у вас может недавно (ссора, драка, нагрубил, наврал и др.) может давно, и она не даёт вам покоя. Надувая шарик (красный), представьте, что в него передаются все отрицательные эмоции от этой неприятной ситуации.  Затем проколите шарик иголкой, представив, что все отрицательные эмоции улетучились, разорвались, их не стало.

Теперь надуйте второй шарик (белый), представляя, что он наполняется положительной энергией, чем-то хорошим. Подобрав, слово, обозначающее положительную эмоцию, написать его на шарике (радость, смех, веселье, тепло – можете нарисовать что-нибудь приятное). Шарик подбросьте вверх, наблюдая за ним попытайтесь закрепить в голове то слово, которое на нём написано. В дальнейшем, когда вы столкнётесь с какой-либо неприятной ситуацией, вспоминайте об этом шарике и о том, что было на нём написано или нарисовано (шарики пока убрать в сторону).

Вывод: Не торопитесь. Трудные жизненные обстоятельства способны вызвать тревогу, панику, раздражение, а эти чувства могут выбить из колеи и не помогут сделать правильный шаг в сторону решения проблемы. Не принимайте решений «на горячую голову», сделайте передышку.

Следующее упражнение «Дерево поддержки»

Вот такое у нас дерево некрасивое, без листочков, сейчас мы его принарядим. Ваша задача на листочках, написать на кого вы можете опереться к кому можете обратиться за помощью в трудной ситуации (мама, папа, учитель, социальный педагог, педагог-психолог, друг, подруга, воспитатель, сестра, брат, бабушка, дедушка и др.).

Посмотрите на дерево (какое оно стало красивое, много листочков, оно ожило правда), теперь вы точно знаете, что вы не одни, что у вас есть люди, которые вас поддержат и помогут в любой трудной ситуации.

А сейчас я предлагаю Вам посмотреть ролик, он отражает в себе много трудностей, эмоций, борьбы и переживаний (обсудить). Жизнь – это борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. С ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать.

На столе у вас распечатки с различными жизненными девизами. Просмотрите, прочитайте и выберите себе один из них, который больше вам нравится, подходит, запомните его и повторяйте при встречах с трудностями. Но чтобы нам тоже было всем видно, выйдете и прикрепите их на доске с помощью магнитов. Вот такой у нас получился коллаж, а самый главный вывод: Выход есть всегда! (повесить на доску высказывание, на самый верх).

Завершение. Рефлексия. 

«Спасибо Вам за приятное общение» Помните.

Дорога гладкой в жизни не всегда бывает, 
Порой камнями весь усыпан путь… 
Но сильный духом камни убирает, 
А слабый попытается свернуть…Будьте сильными!

Как Вы считаете вы активно сегодня работали? (ответы детей) Помогали друг другу (ответы детей). Трудно ли Вам было. Давайте каждый из вас поблагодарит друг друга за это дружными аплодисментами. Шарики можете забрать себе, за хорошую работу. Спасибо нашим гостям, приходите ещё. До свидания, до новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Основные виды поведения в трудных ситуациях Преобразование : мы стараемся, боремся, занимаем активную жизненную позицию . 2. Приспособление: плывем по течению. 3. Поиск защиты: ищем защиты у других людей. 4. Саморазрушение: алкоголизм, наркозависимость, суицид.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактические занятия с обучающимися, как система мер образовательного учреждения по предупреждению употребления ПАВ

Профилактический материал для работы в образовательном учреждении, по предупреждению употребления ПАВ. Рекомендации в работе. Система мер....

ПРОГРАММА профилактических занятий по преодолению кризисных состояний у учащихся вечерней школы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации «Мир начинается с тебя!»

Данная программа предполагает оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в преодолении кризисов.Программа составлена на основе материалов курса Шнейдер Л.Б. «Кр...

Профилактическая программа "Выбор есть всегда"

Ситуация с потреблением наркотиков, алкоголя, никотина  среди современной  молодежи продолжает оставаться катастрофической. Основной возраст первого знакомства с наркотиками – 11-16 лет – по...

Проект программы коррекционного курса, направленного на преодоление образовательных трудностей обучающегося с ОВЗ

Тема курса:  Организация и содержание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС...

буклет "Выход есть всегда"

социальный проект...

Психологическое профилактическое занятие «Выход есть всегда»

Цель: формирование у учащихся жизнеутверждающих установок, профилактика суицидальных установок подростков.Задачи: научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций...

Суицид - выход есть всегда. Памятка по профилактике суицида в детской среде.

Данная памятка рассчитана для детей старшего школьного возраста. Рассматривается тема по профилактике суицида в детской среде. Размещайте данную памятку в группе класса, в соц.сетях....