программа психолого-педагогического сопровождения
материал по психологии на тему

Саенко Марина Геннадьевна

   Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_soprovozhdeniya_.docx173.48 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

   Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Формирование и достижение указанных выше личностных результатов — задача и ответственность системы образования и образовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса.

 В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:

 - характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

 - определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом, как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

- систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования.

Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится педагогом - психологом.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. В силу своей природы, являясь функционально, по сути, ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно, уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект

Достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

В планируемых результатах освоения программы начального образования использованы модели внутреннего текущего оценивания, тесно связанные с процессом обучения и призванные стимулировать учение: преимущественно посредством оценки индивидуального прогресса и использования таких форм, которые побуждают детей размышлять о своем учении, об оценке их собственной работы.

В этих условиях итоговое оценивание, которое происходит в конце обучения, может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза информации педагога-психолога и учителя начальных классов), что, естественно, не исключает возможность использования итоговых проверочных работ или иных форм демонстрации примеров применения полученных знаний.

Психологическая диагностика. Задачу оценки уровня сформированности у учащихся основных видов универсальных учебных действий следует рассматривать одновременно и как традиционную для методологии психологической диагностики, и как новую по своей содержательной направленности.

Необходимо учесть, что методический комплекс (реестр психодиагностических методик), направленный на оценку развития УУД должен соответствовать ряду требований:

1. Адекватность методического комплекса оценки УУД целям и задачам исследования.

2. Теоретическая обоснованность диагностической направленности методик.

3. Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей.

4. Учет социокультурных особенностей оцениваемого контингента учащихся, методический комплекс не должен обладать какой-либо спецификой с точки зрения национально-культурной принадлежности учащихся. В то же время он доложен быть ориентирован на детей, достаточно хорошо владеющих русским языком.

5. Валидность и надежность методик. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам.

6. Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов. В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными специалистами-психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые условия для правильной процедуры проведения обследования и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.

Этические стандарты деятельности психолога. Оценивание интеллектуальных, моральных и иных социально значимых качеств личности учащихся, налагает серьезную ответственность на проводящих обследование специалистов. Следует также учитывать, что проведение любого психологического обследования ребенка возможно только при условии согласия его родителей.

Можно видеть, что соблюдение ряда этических требований (конфиденциальность, неразглашение результатов обследования) в ходе оценивания УУД входит в противоречие с основной его целью и делает проблематичным его проведение в форме индивидуального обследования. Данная проблема в значительной мере снимается в случае анонимного способа сбора данных в ходе мониторинга групп учащихся, осуществляемого силами внешних (по отношению к конкретному учебному заведению) специалистов.

Оценка сформированности универсальных учебных действий  проводится педагогом-психологом в  течение всего обучения в начальной школе как часть психологической диагностики. В систему диагностики универсальных учебных действий педагогом-психологом  включен ряд известных психодиагностических тестов и опросников, включенное наблюдение, анкетирование родителей и педагогов.

Цель программы: оценка уровня сформированности у учащихся основных видов универсальных учебных действий.

Задачи программы:

-  обеспечение контроля за развитием учащихся; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;

-  оценка комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;

- проводит психологический мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;

-   диагностика сформированности универсальных учебных действий, достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения;

- прогноз социальных рисков образовательного  процесса.

 

Формы работы: диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) -  выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, влияющих на процесс обучения.     Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

  1. Содержание программы

В планируемых результатах освоения программы начального образования использованы модели внутреннего текущего оценивания, тесно связанные с процессом обучения и призванные стимулировать учение: преимущественно посредством оценки индивидуального прогресса и использования таких форм, которые побуждают детей размышлять о своем учении, об оценке их собственной работы.

В этих условиях итоговое оценивание, которое происходит в конце обучения, проводится в форме накопленной оценки (синтеза информации педагога-психолога и учителя начальных классов), что, естественно, не исключает возможность использования итоговых проверочных работ или иных форм демонстрации примеров применения полученных знаний.

Для комплексной оценки метапредметных и личностных результатов обучения в начальной школе используются следующие методы.

Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения  используются специальные формы (листы наблюдений), в которых в процессе наблюдения необходимо поставить условный знак (например, «V»). В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений могут быть именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или предметными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).

Достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.

Показатель динамики образовательных достижений – один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебного процесса, эффективность работы учителя или образовательного учреждения, эффективность системы образования в целом. При этом наиболее часто реализуется подход, основанный на сравнении количественных показателей, характеризующих результаты оценки, полученные в двух точках образовательной траектории учащихся.

Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика.  Портфель достижений может быть отнесён к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).

Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

 - поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

 - поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

 - развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

 - формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В состав портфеля достижений  включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включаются следующие материалы.

1.Выборки детских работ - формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования).

Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

Остальные работы подбирают так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, – отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Результаты оценки формирования УУД таким образом  отражаются в портфолио индивидуального развития учащихся как некоторые этапы и одновременно характеристики личных достижений.

               Системное, комплексное изучение продвижения учащегося по образовательной траектории открывает возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата.

Психологическая диагностика

 

Используемые  методики

Личностные УУД

  1.  «Дерево»
  2. «Рисунок семьи»
  3. «Домики» (Орехова)
  4. Опросник мотивации Лускановой
  5. Методика «Неоконченные предложения»
  6. Изучение мотивации учения.

Регулятивные УУД

  1. «Графический диктант»
  2.  «Кодирование»
  3. «Корректурная проба»
  4. Проба на внимание (П.Я.Гальперина, С.Л.Кабыльницкой)

Познавательные УУД

  1. Прогрессивные матрицы Равена.(для младших школьников)
  2.  «Исключение слов»
  3.  «Логические задачи»
  4. Методика определения уровня умственного развития младших школьников.

Коммуникативные УУД

  1. «Дерево»
  2. «Рукавички» (Цукерман Г.А.)
  3. Анкета «Мой класс»

Педагоги

  1. Самооценка профессиональных качеств педагога
  2. Анкета на выявление и осознание учителями особенностей своего отношения к ученикам.
  3. Методика для определения особенностей взаимоотношений учителя с классом

Родители

  1. Анкета для родителей первоклассников по особенностям адаптации
  2. Методика диагностики родительского отношения к детям.

  1. Тематическое планирование

1 класс.

Методика

Сроки

Участники

Форма отчетности

1.

Рисунок семьи

октябрь

учащиеся

Аналитическая справка

2.

Дерево

октябрь

учащиеся

Аналитическая справка

3.

Анкета об особенностях адаптации

октябрь

родители

Аналитическая справка

4.

Рукавички

Декабрь  

учащиеся

Аналитическая справка

5.

Графический диктант

Январь

учащиеся

Аналитическая справка

6.

Опросник мотивации Лускановой

февраль

учащиеся

Аналитическая справка

7.

Рукавички

апрель

учащиеся

Аналитическая справка

8.

Домики (Орехова)

апрель

учащиеся

Аналитическая справка

9.

Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем

май

учащиеся

Аналитическая справка

10.

Анкетирование по внеурочной работе

май

учащиеся

Аналитическая справка

11.

Оценка уровня сформированности целеполагания, планирования, реализации, контроля и оценки.

май

Учитель оценивает

Аналитическая справка, составление графика

2 класс

методика

сроки

участники

Форма отчетности

1.

Опросник мотивации Лускановой

сентябрь

учащиеся

Аналитическая справка

2.

Методика «Неоконченные предложения»

декабрь

учащиеся

Аналитическая справка

3.

Исключение лишнего

февраль

учащиеся

Аналитическая справка

4.

Социометрия

май

учащиеся

Аналитическая справка

5.

Оценка уровня сформированности целеполагания, планирования, реализации, контроля и оценки.

май

Учитель оценивает

Составление графика, аналитическая справка

3 класс

Методика

Сроки

Участники

Форма отчетности

1.

Методика «Неоконченные предложения»

декабрь

учащиеся

Аналитическая справка

2.

Методика «Логические задачи»

февраль

учащиеся

Аналитическая справка

3.

Оценка уровня сформированности целеполагания, планирования, реализации, контроля и оценки

май

Учителя оценивают

Составление графика, аналитическая справка

4.

Какой наш коллектив (Лутошкин)

май

учащиеся

Аналитическая справка

5.

Мониторинг социализации личности

май

учащиеся

Аналитическая справка

4 класс

Методика

Сроки

участники

Форма отчетности

1.

Изучение мотивации учения

сентябрь

учащиеся

Аналитическая справка

2.

Методика «Неоконченные предложения»

декабрь

учащиеся

Аналитическая справка

3.

Мониторинг социализации личности (Рожков)

февраль

учащиеся

Аналитическая справка

4.

Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем

апрель

учащиеся

Аналитическая справка

5.

Какой наш коллектив? (Лутошкин)

апрель

учащиеся

Аналитическая справка

6.

Методика для определения уровня умственного развития младших школьников Замбацявичене

май

учащиеся

Аналитическая справка

7.

Оценка уровня сформированности целеполагания, планирования, реализации, контроля и оценки

май

Оценивает учитель

Составление графика, аналитическая справка

Педагоги

методика

сроки

участники

Форма отчетности

1.

Самооценка профессиональных качеств педагога

октябрь

педагоги

Аналитическая справка

4.

Методика для определения особенностей взаимоотношений учителя с классом

апрель

педагоги

Аналитическая справка

  1. Планируемые результаты

- Системное, профессиональное изучение и коррекция результативности и качества образования в развитии универсальных учебных действий.

- Выявление степени сформированности важнейших универсальных учебных действий на всех этапах обучения.

- Определение педагогической стратегии по достижению каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

- Индивидуализация процесса обучения и достижение каждым ребенком высокого образовательного результата.

5.Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения программы диагностики

Электронные ресурсы :

  1. Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт – http://www.standart.edu.ru/;
  3. http://psyinfo.ru;
  4. http://www.psihologu.info
  5. http://www.psychologos.ru
  6.    http://www.rospsy.ru
  7. http://spb.samopoznanie.ru
  8.           http://www.psy.su
  9.           http://flogiston.ru
  10.           http://www.vashpsixolog.ru
  11.  http://psiholog-school.narod.ru
  12.    http://www.psyedu.ru  
  13.    http:// www. psycheya.ru
  14. www.un.org/russian/documen/convents/childcon.htm - «Конвенция о правах ребенка».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373

Приложение

Самооценка профессиональных качеств педагога (СПК)

Инструкция. Прочтите приведенные утверждения, уясните и оцените, в какой степени каждое из них соответствует вашей профессиональной деятельности, по следующей шкале: всегда проявляется, очень часто, часто, не часто, иногда, редко, никогда не проявляется.

На бланке поставьте точку или крестик на пересечении вертикальной линии номера утверждения и горизонтальной линии оценки. Затем соедините прямыми линиями все сделанные вами отметки. Сравните ваши показатели со среднестатистическими, приведенными ниже, и идеальной оценкой, которая равна 7 баллам по каждой шкале.

Количество баллов определяется следующим образом: всегда — 7, очень часто — 6, часто — 5, не часто — 4, иногда — 3, редко — 2, никогда — 1.

1. Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших или будущих обстоятельствах.

2. В работе опираюсь главным образом на собственное мнение и опыт.

3. Знаю и чувствую, что мне надо сделать для улучшения своей работы.

4. Во время занятий сразу воспринимаю ситуацию и стараюсь найти нужное решение.

5. Стараюсь четко продумывать свои действия и как эти действия будут восприниматься детьми.

6. Веду занятия строго по намеченному плану, отклоняясь от него при определенных обстоятельствах.

7. Считаю все свои действия профессионально оправданными.

8. Знаю себя и стремлюсь к самостоятельной работе.

9. Знаю и учитываю в работе физиологические и психологические особенности каждого ребенка.

10. Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру и учение, движение и размышление.

11. На занятиях и в общении могу сдержать проявление своих отрицательных эмоций.

12. С любым ребенком могу сразу наладить хорошие взаимоотношения.

13. Специально стремлюсь узнать что-то новое для своей работы.

14. Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробовать что-то новое.

АО                ИППК                      СПО                            Ф.И.О                                             (шифр)

Школа          Класс                        Возраст                      Стаж                                             МЖ

Образование                                                         Дата исследования  «___»  ________ 20 ___ г.

Всегда

Очень часто

Часто

Не часто

Иногда

Редко

Никогда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Оценка стиля педагогического общения

Инструкция. Внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.

На бланке под номером вопроса поставьте крестик в клеточке выбранного вами варианта ответа.

Считаете ли вы, что ребенок должен:

а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т. д.;

б) говорить вам только то, что он сам захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;

б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах;

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите:

а) похвалите его и всем детям покажете его работу;

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

в) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался».

4. Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите:

а) заставите его громко при всех поздороваться с вами;

б) не обратите на это внимания;

в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая о его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что предпочтете делать:

а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;

б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами (записи, проверка тетрадей и т. д.).

6. Какая точка зрения вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;

б) эмоции ребенка, его переживания — это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его;

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, что бы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:

а) положительно — без нее невозможно полноценное развитие;

б) отрицательно — оно часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание; в) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:

а) сказали бы: «Ну и не надо»;

б) заставили бы выполнить работу;

в) предложили бы другое задание.

10. Какая позиция, по-вашему, более правильная:

а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;

в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

АО ИППК                СПО                   Ф.И.О.                           (шифр)

Школа                         Класс                 Возраст                        Стаж                     МЖ

Образование                                           Дата исследования «__» _________ 20__ г.

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

в

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ

Варианты ответов

Вопросы

 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

в

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

Ответ, отмеченный в соответствующей клетке, оценивается указанной в ней суммой баллов. Общая сумма, характеризующая стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов.

25—30 баллов — предпочтение демократического стиля;

20—24 балла   — склонность к авторитарному стилю;

10—19 баллов — выраженность либерального стиля общения.

Методики для психологической диагностики сформированности личностных УУД

1. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой.

Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации  разработана система балльных оценок:

- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

- нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.

25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. 

20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

Анкета

1.

Тебе нравится в школе?

да;

не очень;

нет

2.

Утром ты всегда с радостью идешь

 в школу или тебе часто хочется остаться дома?

иду с радостью; бывает по-разному;

чаще хочется остаться дома

3.

Если бы учитель сказал, что завтра

 в школу не обязательно приходить всем

ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

пошел бы в школу;

не знаю;

остался бы дома

4.

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

не нравится

бывает по-разному;

нравится

5.

Ты хотел бы, чтобы в школе остались

одни перемены?

нет;

не знаю;

хотел бы

6.

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

не хотел бы;

не знаю;

хотел бы

7.

Ты часто рассказываешь о школе

своим родителям и друзь

м?

часто;

редко;

не рассказываю

8.

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

мне нравится наш учитель;

точно не знаю;

хотел бы

9.

У тебя в классе много друзей?

много;

мало;

нет друзей

10.

Тебе нравятся твои одноклассники?

нравится;

не очень;

не нравится

Ответы на вопросы расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ

№ вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

1

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

2. Опросник для учителя по диагностике адаптации учащегося 1-го класса

к школе.

Инструкция: В бланке ответов следует вычеркнуть номера тех высказываний, которые, по вашему мнению, относятся к данному ученику.

1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.

2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т.п.).

3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т. п.).

4. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы, тремор и т.п.).

5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.

6. Пишет левой рукой.

7. Бесцельно двигает руками.

8. Часто моргает.

9. Сосет палец или ручку.

10.Иногда заикается.

11.Грызет ногти.

12.У ребенка крупное телосложение, маленький рост.

13.Ребенок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.

14.Очень любит играть, играет даже на уроках.

15.Такое впечатление, что он младше других, детей, хотя по возрасту им ровесник.

16.Речь инфантильная, напоминает речь 4-5 -летнего ребенка.

17.Чрезмерно беспокоен на уроках.

18.Быстро примеряется с неудачами.

19.Любит шумные подвижные игры на переменах.

20.Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.

21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу.

22.Долго переживает неудачи.

23.При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.

24.Очень долго выполняет любое задание.

25.Домашнее задание выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).

26.Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.

27.Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить самое простое правило).

28. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения: «Пиши!» и т.п.

29. Допускает много ошибок при списывании.

30.Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.д.

31.Приносит в школу игрушки и играет на уроках.

32.Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать.

33.Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.

34.Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает на переменах.

35.Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и т.п.

36.Не совсем здоровый вид (бледный, худенький).

37.К концу урока работает хуже, часто, отвлекается, сидит с отсутствующим видом.

38.Если что-то не получается, раздражается, плачет.

39.Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем «отключиться», бросить работу.

40.Часто жалуется на усталость, головную боль.

41.Почти никогда не отвечает правильно, требует сообразительности.

42.Ответы становятся лучше, если есть опора на внешние объекты (считает пальцы т. п.)

43.После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.

44. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении

учителем нового материала.

45.Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.

46.Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.

При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка. Бланк разделен вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается один балл, если справа - то два балла. Максимально возможная сумма баллов - 70 баллов. Подсчитав, какую сумму набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации: К = 100% * n/70, где n -количество баллов, набранных ребенком.

 Интерпретация значений коэффициентов:

А - показатель до 14% является нормальным, не дает возможности говорить о каком-либо неблагополучии;

В - показатель от 15 до 30% свидетельствует о средней степени дезадаптации;

С - показатель свыше 30% серьезная степень дезадаптации;

Д - если коэффициент свыше 40%, то дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога.

В бланке ответов все имеющиеся факторы поведения определенным образом сгруппированы. Такое построение бланка дает возможность достаточно быстро сориентироваться, определить, какой фактор лежит в основе дезадаптации.

РО - родительское отношение.

НГШ - неготовность к школе.

Л - леворукость.

НС - невротические симптомы.

И - инфантилизм.

ГС - гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.

ИНС - инертность нервной системы.

НП - недостаточная произвольность психических функций.

НМ - низкая мотивация учебной деятельности.

АС - астенический синдром.

НИД - нарушение интеллектуальной деятельности.

 Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм.

По Э.Туриелю в модификации Е.А.Корчагиной и О.А.Карабановой, 2004)

Цель: выявление степени дифференциации конвенциальных и моральных норм (см. табл.4).

Оцениваемые универсальные учебные действия: выявление морального содержания действий и ситуации.

Возраст:7-10- лет.

Метод оценивания: фронтальное анкетирование.

Описание задания: детям предлагают оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки.

Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как они, мальчиков и девочек, всего 18 поступков. Напротив каждой ситуации они должны поставить один из выбранных ими баллов. В верхней части анкеты есть таблица, в которой указано, что означает каждый балл. После обсуждения значения каждого балла дети приступают к выполнению задания.

Таблица

Виды социальных

норм

Категории  социальных норм

            Мини-ситуации

                нарушения

          социальных норм

       Конвенциональные

Ритуально-этикетные:

- культура внешнего вида,

- поведение за столом,

- правила и формы обращения в семье.

 

Организационно-административные:

- правила поведения в школе,

- на улице,

- в общественных местах

- не почистил зубы,

- пришел в грузной одежде в школу,

- накрошил на столе,

- ушел на улицу без разрешения

- встал без разрешения на уроке,

- мусорил на улице,

- перешел дорогу в неположенном месте

Моральные

Альтруизм:

- помощь,

-  щедрость.

Ответственность,

Справедливость и законность:

- ответственность за несение материального ущерба

- не предложил друзьям помощь в уборке класса,

- не угостил родителей конфетами,

- взял у друга книгу и порвал ее

Ниже представлены:

- семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм (1,3,6,9,11,13,16);

-семь ситуации, включающих нарушение моральных норм (2,4,7,10,12,14,17);

-четыре нейтральных ситуаций, не предусматривающие моральной оценки (5,15,8,18).

                                                    Анкета. Оценка поступка в баллах

 1 балл

2 балла

З балла

4 балла

Так делать можно

Так делать иногда можно

Так делать нельзя

Так делать нельзя ни в коем случае

Инструкция: поставь оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой ситуации.

1.Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

2. Мальчик (девочка0 не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.

3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грузной одежде.

4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.

5. Мальчике (девочка) уронила книгу.

6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.

8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.

9. мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.

10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.

11. Мальчик (девочка) бросил(а) на землю фантик от конфеты.

12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.

13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.

14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.

15. Мальчик (девочка) купил(а) магазине продукты.

16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.

17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятала ее.

18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и выключил(а) свет.

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных  и моральных норм.

Уровни оценивания:

1.Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов. Характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, более чем на 4 балла.

2. сумма равна (-+4 балла).

3. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующую недопустимость нарушения конвенциональных норм, более чем на 4 балла.

Методики для оценки регулятивных универсальных учебных действий

 Методика «Кодирование»

(11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)

Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.

Оцениваемые УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивное действие  контроля.

Возраст: предшкольная ступень (6.5 -7 лет).

Форма: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Ситуация оценивания: ребенку предлагают в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом). Далее предлагается продолжить выполнение задание, не допуская ошибок, как можно быстрее.

Критерии оценивания:

  1. количество допущенных при кодировании ошибок;
  2. число дополненных знаками объектов.

Уровни сформированности действия замещения:

  1. Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Операция кодирования не сформирована.
  2. Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно.
  3. Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительно.

 Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабыльницкая).

Цель:  выполнение уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.

Возраст: 8-9 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.

 Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т.п). Для того чтобы найти и  исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимо внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

 Текст 1

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу

Над ними расстилаласьледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось зта ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Текст 2

На Краиним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде вырасли много моркови. Под

Москвой не разводили,а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много игрушек. Грачи для птенцов Червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольнойплощадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания: подсчитывается количество ошибок: пропуск слов в предложении,

букв в слове, подмена букв, слитное написание слов с предлогом, смысловые ошибки и т.п. Уровни сформированности внимания:

1. 0-2 пропущенные ошибки – высший уровень внимания.

2. 3-4 – средний уровень внимания.

3. Более 5 пропущенных ошибок – низкий уровень внимания.-

Прогрессивные матрицы Равена.

Тесты на наглядное мышление по аналогии. Методика разработана английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. П.м.Р. разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом.

       Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

       Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена

       Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

        На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ: 1—7,2—6,3—6,4—1,5—2,6—5,7—6, 8-1,9-3,10-5.

http://azps.ru/tests/pozn/ravenmlad.files/image002.gif

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

 Методики оценки познавательных универсальных учебных действий

 Методика «Исключение лишнего»

Цель: изучение способности к обобщению у младших школьников.

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

  1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
  2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
  3. Собака, лошадь, корова, лось.
  4. Стол, стул, пол, кровать.
  5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
  6. Очки, глаза, нос, уши.
  7. Трактор, комбайн, машина, сани.
  8. Москва, Киев, Волга, Минск.
  9. Шум, свист, гром, град.
  10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
  11. Береза, сосна, дуб, роза.
  12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

  1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
  2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» – это посуда, а остальное – еда).
  3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
  4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов. Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.

 Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления

(по К. Йерасеку)

Вопросы

Правильный

ответ

Не правильный

ответ

Другие

ответы

1.

Какое животное больше: лошадь или собака?

0

- 5

0

2.

Утром мы завтракаем, а днем?

0

- 3

0

3.

Днем светло, а ночью?

0

- 4

0

4.

Небо голубое, а трава?

0

- 4

0

5.

Яблоки, груши, сливы, персики – это что?

Фрукты + 1

- 1

0

6.

Что такое: Москва, Калуга, Брянск, Тула, Ставрополь?

Города + 1

- 1

Станции 0

7.

Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это…

Спорт

+ 3

0

Игры, упраж. +2

8.

Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь?

Щенок, жеребенок + 4

- 1

Кто-то один щенок или жеребенок 0

9.

Почему у всех  автомобилей тормоза?

2 причины из следующих: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды +1

- 1

Названа одна причина 0

10

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

2 общих признака +3

0

Назван один признак +2

11

Чем различаются гвоздь и винт?

У винта нарезка +3

0

Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2

12

Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково?

На кошку (с выделением признаков подобия) + 3

На курицу

 - 3

На кошку (без выделения признаков подобия) – 1

13

Чем похожи друг на друга белка и кошка?

3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4

0

1 признак +2

14

Какие ты знаешь транспортные средства?

3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4

Ничего не названо или неправильно 0

3 наземных средства +2

15

Чем отличается молодой человек от старого?

3 признака +4

0

Цель: определить уровень вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы.

Оборудование: бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.

Инструкция обследуемому: ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов. Процедура обследования: обследуемому задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.

Шкальные оценки:

I уровень – 24 и более – очень высокий

II уровень – от 14-23 – высокий

II уровень – от 0-13 – средний

IV уровень – (- 1) – (-10) – низкий

V уровень – (-11) и менее – очень низкий

 Методика "Логические задачи".

Методика разработана А. 3. Заком и предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у младших школьников. Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретического способа решения задач в целом, сделать вывод об особенностях формирования у  ребенка такого     интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.

Методика может иметь как индивидуальное, так и фронтальное использование. Ориентировочное время работы: 30-35 минут.

Инструкция испытуемым:

"Вам даны листы с условиями 22 задач. Посмотрите на них. Первые четыре задачи простые: для их решения достаточно прочитать условие, подумать и написать в ответе имя только одного человека, того, кто, по вашему мнению, будет самым веселым, самым сильным или самым быстрым из тех, о ком говорится в задаче.

Теперь посмотрите на задачи с 5 по 10. В них используются искусственные слова, бессмысленные буквосочетания. Они заменяют наши обычные слова. В задачах 5 и 6 бессмысленные буквосочетания (например, на ее) обозначают такие слова, как веселее, быстрее, сильнее и т. п. В задачах 7 и 8 искусственные слова заменяют обычные имена людей, а в задачах 9 и 10 они заменяют все. Когда вы будете решать эти шесть задач, то можете "в уме " (про себя) вместо бессмысленных слов подставлять понятные, обычные слова. Но в ответах задач с 7 по 10 нужно писать бессмысленное слово, заменяющее имя человека.

Далее идут задачи 11 и 12. Эти задачи "сказочные", потому что в них про известных всем нам зверей рассказывается что-то странное, необычное. Эти задачи нужно решать, пользуясь только теми сведениями о животных, которые даются в условии задач. В задачах с 13 по 16 в ответе нужно писать одно имя, а в задачах 17 и 18 - кто как считает правильным: либо одно имя, либо два. В задачах 19 и 20 обязательно писать в ответе только два имени, а в двух последних задачах - 21 и 22 - три имени, даже если одно из имен повторяется".

Задачи для предъявления:

1. Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?

2. Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто слабее всех?

3. Миша темнее, чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех?

4. Вера тяжелее, чем Катя. Вера легче, чем Оля. Кто легче всех?

5. Катя веселее, чем Лиза. Лиза веселее, чем Лена. Кто веселее всех?

6. Коля выше, чем Дима. Дима выше, чем Боря. Кто выше всех?

7. Петя веселее, чем Лена. Павел печальнее, чем Коля. Кто печальнее всех?

8. Ваня слабее, чем Ринат. Вася сильнее, чем Сева. Кто слабее всех?

9. Миша умнее, чем Нюра. Нюра умнее, чем Гоша. Кто умнее всех?

10. Вера ниже, чем Дима. Дима выше, чем Петя. Кто выше всех?

11. Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чем слон. Кто легче всех?

12. Лошадь ниже, чем муха. Лошадь выше, чем жираф. Кто выше всех?

13. Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на 2 года старше, чем Семенов. Кто младше всех?

14. Уткин на 3 кг легче, чем Гусев. Уткин на 74 кг тяжелее, чем Комаров. Кто тяжелее всех?

15. Маша намного слабее, чем Лиза. Маша немного сильнее, чем Нина. Кто слабее всех?

16. Вера немного темнее, чем Люба. Вера немного темнее, чем Катя. Кто темнее всех?17. Петя медлительнее, чем Коля. Вова быстрее, чем Петя. Кто быстрее?

18. Саша тяжелее, чем Миша. Дима легче, чем Саша. Кто легче?

19. Вера веселее, чем Катя, и легче, чем Маша. Вера печальнее, чем Маша, и тяжелее, чем Катя. Кто самый печальный и самый тяжелый?

20. Рита темнее, чем Лиза, и младше, чем Нина. Рита светлее, чем Нина, и старше, чем Лиза. Кто самый темный и самый молодой?

21. Юля веселее, чем Ася. Ася легче, чем Соня. Соня сильнее, чем Юля. Юля тяжелее, чем Соня. Соня печальнее, чем Ася. Ася слабее, чем Юля. Кто самый веселый, самый легкий и самый сильный?

22. Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый, кто старше всех и кто самый высокий?

Правильные ответы:

1. Толя.

2. Лиза.

3. Вова.

4. Катя.5. Катя.

6. Коля.

7. Лена.

8. Сева.

9. Миша.

10. Вера.

11. Слон.

12. Муха.

13. Семенов.

14. Гусев.

15. Нина.

16. Вера.

17. Коля и Вова.

18. Дима и Миша.

19. Катя, Маша.

20. Нина, Лиза.

21. Юля, Ася, Соня.

22. Вова, Толя, Миша.

Результаты исследования.

Уровень развития умения понять учебную задачу

От 5 до 10 задач - средний уровень.

Менее 5 задач - низкий уровень.

2. Менее 10 задач - низкий уровень.

Решены только 1 и 2 задачи - ребенок умеет действовать "в уме" в минимальной степени. Решена только первая задача - не умеет планировать свои действия, затрудняется даже заменить в "уме" данное отношение величин на обратное, например, отношение "больше" на отношение "меньше".

3. Уровень развития умения анализировать условия задачи.

Правильно решены 16 задач и более, в том числе задачи с 5 по 16, - высокий уровень развития.

Задачи с 5 по 16 решены частично (половина и более) - средний уровень.

Задачи с 5 по 16 не решены - низкий уровень развития, ребенок не умеет выделить структурную общность задачи, ее логические связи.

 Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене.

Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра включает в себя 9 субтестов, применяемых для измерения речевых, математических способностей, пространственного воображения и памяти и рассчитан на групповое применение для детей от 12 лет и выше.

Для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учетом программного материала начальных классов.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего". Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.

Третий субтест - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).

Каждому заданию присваивается определенная оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 заданиям.

В первых трех субтестах правильные ответы выделены курсивом, а в 4 субтесте даны в скобках.

I субтест

Инструкция для испытуемого: "Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?".

Задание

Оценка выполнения в баллах

1

У сапога есть…шнурок,  пряжка, подошва, ремешки, пуговицы

1,9

2

В теплых краях обитает…медведь, олень, волк, пингвин, верблюд

2,8

3

В году…24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.

2,7

4

Месяц зимы… сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март

2,3

5

В России не живет…соловей, аист, синица, страус, скворец

2,6

6

Отец старше своего сына…часто, всегда, никогда, редко, иногда

2,2

7

Время суток… год, месяц, неделя, день, понедельник

2,8

8

Вода всегда… прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная

3,4

9

У дерева всегда есть… листья, цветы, плоды, корень, тень

2,8

10

Пассажирский транспорт… комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз

2,6

II субтест

Инструкция испытуемому: "Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему?"

Задание

Оценка выполнения в баллах

1

Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2,6

2

Река, озеро, море, болото, мост

2,3

3

Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

2,7

4

Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород

2,6

5

Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита

2,4

6

Курица, петух, лебедь, гусь, индюк

2,5

7

Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

2,5

8

Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля

2,3

9

Число, деление, сложение, вычитание, умножение

3,0

10

Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

2/7

III субтест

Инструкция испытуемому: "К слову "птица" подходит слово "гнездо ", скажи, какое слово подходит к слову "собака " так же, как к слову "птица" подходит слово "гнездо". Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову "роза" так же, как к слову "огурец" подходит слово "овощ". Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец - овощ, а роза - ..."

Задание

Оценка выполнения в баллах

1

Огурец

Роза

2,0

овощ

Сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Огород

Сад

2,4

Морковь

Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3

Учитель

Врач

2,2

ученик

Очки, больница, палата, больной, термометр

4

Цветок

Птица

2,6

Ваза

Клюв, чайка, гнездо, перья

5

Перчатка

Сапог

2,4

рука

Чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6

Темный

Мокрый

2,1

Светлый

Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7

Часы

Термометр

2,5

Время

Стекло, температура, кровать, больной, врач

8

Машина

Лодка

2,2

Мотор

Река, маяк, парус, волна

9

Стол

Пол

2,2

Скатерть

Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди,

10

Стул

Игла

2,1

Деревянный

Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

IV субтест.  Инструкция испытуемому: «Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе одним словом?»

Задание

Оценка выполнения в баллах

1

Метла, лопата - … (инструменты)

2,6

2

Лето, зима – … (времена года)

2,1

3

Окунь, карась - … (рыбы)

3,0

4

Огурец, помидор - … (овощи)

2,2

5

Сирень, ракита - … (кустарники)

2,6

6

Шкаф, диван - … (мебель)

3,0

7

Июнь, июль - … (месяцы)

2,4

8

День, ночь - … (время суток)

2,8

9

Слон, муравей – … (животные)

2,2

10

Дерево, цветок - … (растения)

2,2

Оценка выполнения учащимися тестовых задач.

Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту. Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение I-II субтестов, - по 26 баллов, III - 23 балла, IV - 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 100 баллов.

Интерпретация полученных школьником результатов производится следующим образом:

100-80 баллов - высокий уровень умственного развития;

79-60 баллов - средний уровень;

59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития;

39-20 баллов - низкий уровень развития;

меньше 20 баллов - очень низкий уровень.

При обсуждении результатов следует учитывать не только общий уровень развития, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно оценить, насколько гармонично или асинхронно развиты диагностируемые интеллектуальные умения, а также какой из параметров значительно улучшает или ухудшает результат.

2. Уровень развития умения планировать свои действия.

Правильно решены все 22 задачи - высокий уровень.

Не решены последние 4 (т. е. 18-22) - средний уровень.

Правильно решено 11 задач и более - высокий уровень.

Методики для оценки коммуникативных универсальных учебных действий.

 Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

взаимопомощь по ходу рисования,

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

 «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).

Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Возраст: 6,5 – 8лет

Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.

Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (рис. 3), экран (ширма).

Рис. 7

 

Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;

умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;

2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психолога могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Заключение.

Таким образом, уже второй год настойчиво и серьезно мы ищет пути и формы эффективного сопровождения учащихся в рамках введения ФГОС. В настоящее время происходит процесс глубокой психологизации и гуманизации всего учебного процесса. Для того, чтобы создать новое образовательное пространство вводятся новые стандарты. Анализ работы проекта позволит рассмотреть вопрос о том, какого профессионального багажа было недостаточно для того, чтобы создать психологическую систему сопровождения для каждого ребенка и переориентировать процесс обучения с передачи знаний и навыков на всестороннее личностное развитие.

В модели  определены содержание и формы дальнейшей совместной деятельности участников педагогического процесса, обеспечивающих развитие индивидуальности и воспитание личности ребенка.

Надеюсь, что данную модель, которую мы реализуем, можно использовать психологами других школ для  сопровождения учащихся в новых условиях, так как она отражает накапливаемый опыт школы в организации психолого - педагогического сопровождения  образовательной деятельности учащихся начальной школы.  

Разработанный проект имеет дальнейшее развитие.

Планируем продолжить работу над диагностическим инструментарием по  сопровождению обучающихся в начальной школе.

По проведенным в рамках проекта мероприятиям можно подвести конкретные итоги:

  1. Разработана модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе в рамках введения ФГОС НОО.
  2. Разработан диагностический пакет для оценки сформированности  универсальных учебных действий (коммуникативных, личностных, регулятивных, познавательных).
  3. Разработанный диагностический пакет для получения результатов по УУД,  уровня адаптации требует апробации в условиях внедрения ФГОС.
  4. Продуктивно прощли родительские встречи с психологом по темам: «Ваш ребенок стал первоклассником», «Семья и детско-родительские отношения», «Обучение и воспитание успехом».

Механизм оценки результатов.

По итогам реализации проекта будет проведена аналитическая работа с целью изучения результатов работы по сопровождению первоклассников в адаптационный период.

Список литературы

1.Битянова М.Р.,Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия школьник. Учебно-методическое пособие.Москва, 2000.

2.Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть1, 2. Москва, 2001.

3.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе, 2006.

3.Глазунов Д.А.Психология Развивающие занятия 1 класс, М 2008

4.Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.

5.Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.

6.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.

7.Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.

8.Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008

9.Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред Л.М.Митиной М.2010

10.Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,Лод ред В.В.Рубцова,М.2010.

11.Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. Санк-Петербург, 2002.

12.Стандарты второго покаления. Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010.

13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. Москва, 2001.

14.Сиротюк А.Л. Коррекция., Москва 2002.

15. ФГОС. Общие положения.

16.Чибисова М.Ю, Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании. Москва, 2004.

18.Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Санкт-Петербург, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого- педагогического сопровождения деятельности обучающихся в 5-6 классах.

Конкурсный материал. Я работала над  реализацией этой программы с гимназичским психологом. Надо было помочь детям легко перейти из начальной школы в среднюю....

Программа психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и дальнейшего направления образования.

Ценность данной программы состоит в том, что своевременная помощь подросткам в профессиональном самоопределении обеспечит возможность индивидуального подхода к каждому ученику, раскрывая его особеннос...

Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ «В поисках призвания».

Цикл занятий по профориентации.Цель:Формирование  у детей стремления к осознанному выбору профессии.Задачи:содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;формирование актуально...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению"

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению", разработанная Хохловой Светланой Васильевной, педагогом психологом ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII ви...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы

Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....