Методические рекомендации при написании рабочих программ по ФГОС
методическая разработка по обж (11 класс)

Обухов Александр Михайлович

Методические  рекомендации  при написании рабочих программ по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pri_napisanii_programm.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учителя[1]

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, программы отдельных учебных предметов, курсов (рабочие программы) должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы.

Рабочая программа – нормативный документ (локальный нормативный акт общеобразовательного учреждения (организации)), определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению конкретной учебной дисциплины, основывающийся на государственном образовательном стандарте и примерной программе по учебному предмету, рекомендованной (допущенной) федеральными органами образования.

Цель рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению учебной дисциплины.

Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов
и последовательности изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса общеобразовательного учреждения (организации) и контингента учащихся
в текущем учебном году.

Основные требования к содержанию и структуре рабочей программы закреплены
в документах:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
    № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Разработка рабочих программ по учебным предметам проводится на основе государственного стандарта общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных) федеральными органами образования.

Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.

В соответствии с ФГОС ООО рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, Метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.        

Пункты 2, 3, 8 могут войти в содержание пояснительной записки. Пункт 4 «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» раскрывается в тексте пояснительной записки, затем конкретизируются в тематическом (или поурочно-тематическом) планировании.

Таким образом, рабочая программа по учебному предмету может иметь следующую структуру в качестве локального нормативного документа:

1) титульный лист;

2) пояснительную записку, включающую цели изучения предмета в контексте целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса
в учебном плане; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

3) основное содержание учебного курса (разделы, темы, тезисы основного содержания);

4) тематическое (или поурочно-тематическое) планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся;

5) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (основное и дополнительное).

Во избежание разночтений на уровне общеобразовательного учреждения (организации) необходимо разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив их локальным актом – Положением о рабочей программе.

Рабочие программы рассматриваются органом самоуправления, которому
в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения (организации) делегированы данные полномочия. По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает решение: «рекомендовать к использованию». Рабочие программы утверждаются приказом общеобразовательного учреждения (организации).

Общеобразовательное учреждение (организация) может вносить изменения
и дополнения в содержание рабочих программ, рассмотрев их на заседании органа самоуправления. Корректировка тематического (или поурочно-тематического) планирования осуществляется по согласованию с методическим объединением.

Общеобразовательное учреждение (организация) самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы.

Титульный лист – структурный элемент программы, представляющий первоначальные сведения о программе. Титульный лист включает:

  1. Полное наименование общеобразовательного учреждения (организации)
    (в соответствии с уставом).
  2. Наименование «Рабочая программа курса, предмета, дисциплины (модуля) по______________ для _______ класса, курса (классов, курсов)».
  3. Срок реализации программы.
  4. Грифы рассмотрения/согласования (с указанием номера протокола и даты рассмотрения) и утверждения рабочей программы (с указанием номера приказа
    и подписи директора образовательного учреждения/ заместителя директора по УВР).

Примерный образец:

Рекомендована к использованию

органом самоуправления с указанием его названия
в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения (организации)

Протокол от _________ № _____

«Утверждаю»

Приказ от _________ № ____

Подпись руководящего лица

  1. Ф.И.О. учителя.
  2. Название города, населенного пункта.
  3. Год составления программы.

Пояснительная записка раскрывает общую концепцию рабочей программы
по предмету. В ней конкретизируются общие цели основного общего образования
с учетом специфики учебного предмета в данном классе. В пояснительной записке необходимо отразить:

  1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа (ФГОС, ФГУП, учебный план и др.), в том числе сведения
    о программах, на основании которых разработана рабочая программа (примерная программа по предмету, авторская программа с указанием выходных данных).
  2. Цели изучения предмета в контексте основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по предмету с учетом особенностей общеобразовательного учреждения (организации), класса.
  3. Общую характеристику учебного предмета, курса.
  4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане общеобразовательного учреждения (организации).
  5. Информацию о внесённых изменениях в примерную программу или авторскую программу и их обоснование.
  6. Информацию об используемом УМК (особенности его содержания и структуры).
  7. Информацию о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе о количестве часов для проведения лабораторно-практических и контрольных уроков, уроков повторения и обобщения изученного материала, а также часов, выделенных на экскурсии, проекты, исследования и др.
  8. Информацию об используемых технологиях обучения, формах уроков и т.п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету.
  9. Виды и формы промежуточного, итогового контроля (согласно уставу и (или) локальному акту общеобразовательного учреждения (организации)).
  10. Соответствие требованиями ГИА и ЕГЭ.
  11. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Тематическое (или поурочно-тематическое) планирование является частью рабочей программы и разрабатывается учителем на каждый учебный год.

В тематическом планировании необходимо отразить:

  1. количество часов, отведенное на изучение курса, тем (разделов);
  2. темы уроков (при поурочно-тематическом планировании – количество часов);
  3. основные виды учебной деятельности;
  4. проведение практических/лабораторных работ (при их наличии);
  5. виды, формы контроля и диагностики (контрольных работ, зачетов и др., в т.ч.
    в формате требований ГИА и ЕГЭ);
  6. планируемые результаты;
  7. при необходимости – планируемые сроки изучения.

Примерные формы планирования

Вариант № 1

№ п/п

Тема урока

Основные элементы содержания

Практика

Контроль

Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)

Планируемые сроки / дата проведения

Раздел программы + количество часов

Подраздел программы + количество часов

Вариант № 2 (иностранный язык)

п/п

Тема урока

Языковая компетенция

Речевая компетенция

Планируемые сроки / дата проведения

Лексика

Грамматика

Чтение

Аудирование

Говорение

Письмо

1.

Примечание:

Возможно выделение дополнительной графы «Средства обучения» (к уроку или
по разделу). Например, планирование по предмету «Технология» требуется дополнить разделом «Инструменты и оборудование».

Раздел «Практика» может быть представлен разделами «Демонстрация», «Лабораторные работы» (при организации преподавания физики, химии, биологии, естествознания, географии).

В целях подготовки к итоговой аттестации в зависимости от реального уровня знаний и умений учащихся целесообразно выделить раздел «Иметь представление, знать, понимать, уметь» – по всему разделу или по урокам.

Форма тематического планирования может быть дополнена другим содержанием
(в соответствии со спецификой предмета).


[1] По итогам решений, принятых Координационным Советом по ФГОС ОО.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию рабочих программ

(Белгородский региональный институт повышения квалификации и профес-сиональной переподготовки специалистов. Кафедра управления образовательными системами) Содержание методических рекомендаций обеспеч...

Методические рекомендации по написанию рабочей программы по физической культуре.

Представлены разработки по теме "написание рабочей программы по предмету физическая культура. Данные методические рекомендации были рассмотрены на городском заседании учителей физической культуры г. Б...

Материалы по написанию Рабочей программы по предмету (Положение, шаблон)

В материалах представленыВ материалах представлены сновные документы, содержащие требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, на основе которых учитель составляет рабочую...

Структура написания рабочей программы

В инструкции приведен материал, как правилльно и пошагово создавать рабочую программу....

Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс

Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения,  воспитания и  развития детей, УУД, тематическое планирование....

Методические рекомендации по написанию рабочих программ СИПР по ФГОС для детей с глубокой умственной отсталостью.

Специальная индивидуальная программа развития,   (далее СИПР),   предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной ...