Методическое пособие "Образовательные ресурсы урочной деятельности"
методическая разработка по обж (7 класс) на тему

В пособии приводится использование приёмов, техник в урочной деятельности по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности", а также вариант оценивания деятельности учащегося в проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_resursy_obrazovatelnye.docx652.02 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Разработала

Учитель ГБОУ СОШ № 612

Кочерова Е.А.

Санкт – Петербург

2017

Содержание

1.

Приёмы, методы, техники

3

1.1

Техника анализа решений проблем: приём «Гипотеза»……….......

3

1.2

Приём: «Цветок лотоса»……………………………………………..    

4

1.3

Приём: «Софт-анализ»……………………………………………….  

6

1.4

Техника анализа решений проблем: приём «Стена»………………  

8

1.5

Приём: «Как?»………………………………………………………..  

9

1.6

Приём: «SWOT-анализ»……………………………………………..  

11

1.7

Стратегия – приём: «Фишбон»……………………………………...

12

1.8

Приём: «Градусник безопасности», «Горячий стул»,           «Четвёртый угол»……………………………………………………

17

2.

Диагностика достижений учащихся………………………………..

19

2.1

Диагностика достижений учащихся в проектной  деятельности…

19

3.

Литература……………………………………………………………

21


1. Приёмы, методы, техники

1.1 Техника анализа решений проблем: «Гипотеза»

  • Возникновение проблемной ситуации.
  • Осознание сущности затруднения и постановка проблемы.
  • Нахождение способа решения путём догадки или предположений и обоснование гипотезы.
  • Доказательство гипотезы.
  • Проверка правильности решения проблем.

  1. Возникновение проблемной ситуации.

Дети пошли в лес собирать малину. В малиннике они увидели осиное гнездо. Решили подойти поближе и осмотреть его, несмотря на гудение ос. Подошли и были «атакованы» осами. У некоторых детей «распухли» места укусов, у кого-то укус осы оказался на верхнем веке глаза, у кого-то на щеке, у кого-то торчало жало на руке. Что произошло с телом человека при укусах осами?

  1. Осознание сущности затруднения и постановка проблемы.

Дети почувствовали укусы ос, в местах укусов появилось жжение и места укусов стали увеличиваться в размерах.

Почему укусы ос вызвали изменения в кожном покрове тел детей?

  1. Нахождение способа  решения путём догадки или предположений и обоснование гипотезы.

Так как места укусов очень «жгло и кусало», дети приложили к месту укуса листики деревьев, кто-то приложил камешек. Затем все дружно побежали домой.

Гипотеза: «При укусе осы через жало в организм человека попадает вещество, которое вызывает чувство жжения и отёк».

  1. Доказательство гипотезы.

Дети обратились за помощью к местному фельдшеру и спросили у него, как объяснить это явление.

Фельдшер разъяснил им следующее: «У вас типичное проявление аллергической реакции – жжение и отёк тканей, которые вызвало вещество (аллерген), введённое осой в вашу кожу с помощью жала.

А сейчас примите по одной таблетке супрастина и приложите холод к местам укусов (бутылка пластмассовая с замороженной водой).

5. Проверка правильности решения проблем.    

Дети рассказали о произошедшем сверстникам, которые закончили 10 класс. Учащиеся подтвердили, что у них аллергическая реакция, вызванная укусом осы,  и нужно брать с собой капли в нос, которые при укусе осы, пчелы капнуть в место укуса, а затем к месту укуса приложить


холод в полиэтиленовом пакете (вода, земля и т.п.). Также они им сообщили, что на уроках ОБЖ, биологии их будут обучать оказанию помощи при укусах насекомых.  

 

1.2 Приём: «Цветок лотоса». 8 способов решения проблемы

Способ решения

Способ решения

Способ решения

Способ решения

ПРОБЛЕМА

Способ решения

Способ решения

Способ решения

Способ решения

 

1.3 Приём: «Софт – анализ».

Задание для учащихся:

- опасность (а) - логика безопасности (б) – безопасность (в)

В) Формируем понятие: «Безопасность – это обстановка, при которой               На большое поле записываются индивидуальные мнения, а на центральное поле – общее мнение группы.

Ответить на вопрос – «В чём смысл понятия:  «Безопасность – это …?».

Алгоритм работы формируется по понятийной цепочке:

а) Выявляем виды опасностей (записываем их на плоскостях «облаков»), формируем понятие:

«Опасность – это явления, которые могут причинить человеку вред – физический и психологический – травмы, заболевания и даже смерть».

На плоскости центрального «облака» записываем а).

б) Ознакамливаем учащихся с «Логикой безопасности» Я. Палкевича.

 На плоскости центрального «облака» записываем б).

 

Формируем понятие безопасности жизнедеятельности:

Безопасность жизнедеятельности - это отсутствие угроз жизнедеятельности людей, животных, нормальной работе предприятий (объектов) народного хозяйства, окружающей среде».

Для обеспечения безопасности нужно осознать логику безопасности.


1.4 Техника анализа решений проблем: «Стена»

Определение иерархии способов решения проблем. В основании стены закладываются самые безупречные способы, а затем они распределяются по мере убывания их основательности:

«Как определить стороны горизонта по мху на деревьях, камнях?»

8) По мху нельзя определять стороны горизонта.

7) На деревьях мох растёт на южной стороне. а на камнях с западной.

6) На камнях мох растёт с западной стороны.

5) Если на камень падает тень от дерева, то мох расти на камне не будет.

4) Если дерево наклонено, то невозможно определить на какой стороне растёт мох.

3) Ветер несёт влагу с запада.

2) Для роста и развития мхов необходима влага.

1) В средней полосе мох на камнях и деревьях растёт с северной стороны.

Разъяснение: для нормального роста и размножения мхам обязательно нужна влага. А с какой стороны дерева, камня при прочих


равных условиях влажность будет больше? Конечно, с северной – ведь с этой стороны не падает прямой солнечный свет, а значит, и меньше испаряется влага.  

1.5 ПРИЁМ: «КАК?»

1.6 Приём: «SWOT – анализ»

Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны, угрозы, уязвимости, возможности.

Сильные стороны

Слабые стороны - уязвимости

Возможности

Уязвимости

Использование приёма «SWOT – анализ» в сочетании с приёмом «Как?»

 

Сильные стороны

Слабые стороны - уязвимости

- работа на безопасность будущих поколений людей

- воспитание личности безопасного типа

- нужна сильная мотивация – заинтересованность всех членов общества

- стирание границ «плохо – хорошо»

- отсутствие прогноза эффективности предлагаемых мер (возможности)

Возможности

Угрозы

- трёхуровневое «программирование»:

1. Мама, ждущая ребёнка, проговаривает ему свои действия на дороге, в транспорте.

2. Учителя, Родители, Водители САМИ выполняют ПДД.

3. Опытные водители – родители проводят беседы по ПДД с их нарушителями.

- отсутствие финансирования

- несформированность базового импринта

- корректировка базового импринта социальной вседозволенностью


1.7 Стратегия: приём «Фишбон», технология ТРКМ

Стратегия: приём «Фишбон».

Применяется для систематизации целого круга проблем (проблемы):

  1. Создаётся макет «Фишбон» («рыбий скелет»).
  2. На верхних косточках – формулировки проблем (проблемы).
  3. На нижних косточках – факты, подтверждающие, что данная проблема существует.
  4. Работа проводится индивидуально или в группах.
  5. Корректировка групповых «фишбон» с использованием мозговой атаки (ММШ), «Мысли по кругу».
  6. Презентация проделанной работы.

Или (разработка автора):

  1. Создаётся макет «Фишбон».
  2. В скелете головы  записывается вопрос «Что происходит с… после того, как она (он) использована (использован) в …?» или формулируются признаки проблемы.
  3. На верхних косточках – для чего применяется.
  4. Между верхними и нижними косточками – где применяется.
  5. На нижних косточках – мероприятия по снижению вредных последствий, пути решения задач.
  6. В первом хвостовом плавнике – вывод.
  7. Во втором хвостовом плавнике – конкретизация проблемы – задачи по устранению вредных последствий.
  8.  Корректировка групповых «фишбон» с использованием мозговой атаки (ММШ), «Мысли по кругу».
  9. Презентация «фишбон».

«Мозговая атака» (ММШ).

В полном варианте проводится распределение ролей:

 - ведущий,

- секретарь,

- участники мозговой атаки.

Модификациями осуществления процесса выработки и осмысления идей могут являться:

- «свободное плавание»,

- «мысли по кругу»,

- «атака вслепую»,

- «наглядный штурм»,

- «66 Д.Филипса».

ТРКМ – технология развития критического мышления.

Основу данной технологии составляют три стадии:

А) вызов

Б) осмысление

В) рефлексия

Приёмы ТРКМ:

А) тонкие вопросы (Кто? Что? Когда? Может? Будет? Верно ли? Согласны ли Вы?)

Б) толстые вопросы (Почему? В чём разница? Что будет, если?)

Приём ТРКМ: ЖШ + ЧШ (методика «Шесть думательных шляп»).

    ЧЕРНАЯ ШЛЯПА (ЧШ) Осторожность.

Соответствует ли это действительности? Сработает ли это? Стоит ли это делать?

    ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА (ЖШ) Оценка преимуществ  каждой альтернативы?

Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

УРОК ВОДЫ.

Форма урока: Урок осознания ценностей жизни.

Цель урока: Донести до сознания учащихся понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России.

Задачи урока: Донесение информации: - о значении воды,

- об использовании воды,

- о путях её сбережения,

- о  возможных состояниях возвратной «жидкости – воды».

Технологии, приёмы, методы: ТРКМ, «фишбон», «Мозговая атака» (ММШ), ментальная карта.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Стадия вызова.

Задаются вопросы: - «Какими свойствами обладает вода?»

 - «Какая она вода?»

 - «В чём смысл качества воды?»

 - «Считаете ли вы, что вода это урок адаптации?»

 - «Урок адаптации к чему? Каковы уровни адаптации?»,

  - «Что значит для человека вода?».

3. Стадия осмысления.

Задаётся основополагающий вопрос – «Из-за чего меняется качество воды?».

Учащиеся выявляют причины, влияющие на изменение качества воды, а, именно, на качество воды влияет:

- использование её в промышленности, сельском хозяйстве, рыбном хозяйстве, ЖКХ, энергетике,

- среда обитания,

- круговорот воды.

Выявив причины изменения качества воды, определяем, а каковы признаки проблемы качества воды.

Пытаемся найти пути решения задачи по сбережению воды, по возврату природе воды в её минеральном содержании.

  1. Стадия рефлексии.

Учащимся выдаются макеты «фишбон» для работы в группах по 2-3 человека.

Выдаётся задание: - собрать «фишбон», для чего в верхней части «на рёбрах» указать использование воды в ЖКХ, а на нижних – пути решения задачи по сбережению воды, по восстановлению её природного качества. Также на макете указать признаки проблемы качества воды.

Заполнив макеты (в течение 5-10 минут), учащиеся сравнивают полученные результаты.

Учащиеся озвучивают выводы по проделанной работе и корректируют «фишбоны».

По результатам корректировки «фишбон» выявляем, что появляются признаки новых проблем, которые фиксируем в «хвостовой части фишбона».

Приходим к заключительному выводу, что работа над качеством воды постоянна и требует особого внимания.

Составляем синквейн «Вода». Озвучиваем.

4. Домашнее задание.

Подготовить  пятиминутное эссе о воде.

Приложения:

  1. Макет «фишбон»,

                2. Ментальная карта урока (разработка автора).

ТРКМ

1.8 Приёмы: «Градусник безопасности»,

 «Горячий  стул», «Четвёртый угол»

ТЕМА: ПРЕПАРАТЫ БЫТОВОЙ ХИМИИ

   Класс: 8А

   Форма урока: Межпредметные связи (химия, биология, математика).

   Цель урока: Выявить: - токсическое воздействие на человека,

                                         - правила защиты и оказания первой помощи пострадавшим.

   Задачи урока: - Формировать навыки личной безопасности,

                            - Расширить и укрепить компоненты личностной компетенции.

   Технологии: ТРКМ, приёмы: - «Горячий стул»,  «Четвёртый угол»,  «Градусник безопасности» (разработка автора).

   Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс, М, Дрофа, 2007, С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков (стр. 216 – 220).

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Стадия вызова:

Задаются вопросы:

а) «Какие препараты бытовой химии применяются в домашних условиях, в дачных условиях?»,

б) «В чём проявляется воздействие препаратов бытовой химии разной концентрации на организм человека?»,

                 в)  «В чем состоит вредное влияние препаратов бытовой химии, инсектицидов?».

а) отравляют при вдыхании       - (да),

б) попадают с пищей в организм   - (да),

в) смертельной дозы не существует  - (нет),

г) это не сильные яды     -  (нет),

д) легко проникает через кожу  - (да),

е) необходима защита органов дыхания, кожи   -

                  Учащиеся, отвечающие «да», встают из-за парт, считающие «нет» - остаются сидящими за партой - (Приём «Горячий стул»).

 


               г)  Каков алгоритм оказания первой помощи при отравлении инсектицидами».

а) немедленное прекращение поступления яда в организм – 1, 4 (углы),

б) защита органов дыхания - 1 (угол),

в) частичная санитарная обработка – 1 (угол),

г) введение антидота – 1 (угол),

д) вынос (выход) из зараженного очага – 2 (угол),

е) повторить в), г) – 3 (угол),

ж) ИВЛ – 4 (угол).

Учащимся озвучиваются варианты алгоритмов оказания помощи. Варианты оказания первой помощи прикреплены на стенах четырёх углов класса.

Учащиеся распределяются по «углам» класса, считая «алгоритм – угол» верным – (приём «Четвёртый угол»).

Так как верный ответ – «разброс вариантов помощи по «углам»» - варианты б), в), г), д), е), ж) – являются компонентами а), то в данном случае необходимо следующее действие:  учащийся с ответом а) выходит из «угла» на середину класса и «подтягивает» к себе «верные углы».

  1. Стадия осмысления.

Задаются вопросы:

                а) «Что общего и в чём разница между оказанием первой помощи при отравлении препаратами бытовой химии и инсектицидами?

                б) «Может ли САМ человек оказать себе помощь при отравлении препаратами бытовой химии?».

                  Используя ММШ, учащиеся формируют правила и  выявляют общее и разницу в оказании первой помощи.

  1. Стадия рефлексии.

Учащиеся выполняют задание.

Задание: Используя варианты  оказания помощи а), б), в), г), д), е), ж) (см. выше) распределите  их по шкале «градусника безопасности» (разработка автора).

Примечание: Учащиеся по ходу выполнения задания должны дорисовать участок «безопасной зоны» шкалы градусника.

Вариант ответа:

Безопасная зона: влево от нуля %.


  1. Домашнее задание.

Устно подготовить ответы на вопросы:

а) «Как и зачем мы общаемся с незнакомыми людьми,

б) «Что «хорошо», а что «плохо» в общении с незнакомым человеком?»,

                 в) «Какие уединённые места я знаю в своём микрорайоне?»

  1. Диагностика достижений учащихся в проектной деятельности (ЭС)

Как же оценить выполненную работу? Предлагается САМооценивание в договорной форме учащимся своей деятельности, а именно:

Таблица

Структура оценивания

Конкретный результат

ЧТО ОЦЕНИВАЕМ в данном виде проектной деятельности учащийся-учитель?

а) Выполнение отдельных действий, успешные – оцениваются словесной характеристикой,

б) Полноценное выполнение поставленной задачи – оценка (словесная) и отметка (знак фиксации в журнале).

Оценивают и учитель, и учащийся (словесно и отметка). Отметка в дневник/журнал.

КТО ОЦЕНИВАЕТ?

Учащийся САМ оценивает свои результаты, используя «Алгоритм самооценки».

Алгоритм самооценки:

  1. Какова была цель проектной работы?
  2. Удалось выполнить задание?
  3. Были ли ошибочные действия и удалось ли их исправить?
  4. Действия по проекту выполнялись самостоятельно или с чьей-то помощью?
  5. Дополняется учащимся по необходимости.

САМоценка учащимся.

СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?

За каждое задание, показывающее овладение конкретным действием, по возможности ставится оценка.

Договор «учитель-учащийся».

Оценка в дневник/журнал.

ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

На сегодняшний день в рабочей тетради (три группы таблиц), в дневнике учащегося и в рабочем журнале.

В недалёком будущем в Таблицах образовательных результатов дневника школьника и рабочего журнала учащегося.

В «Портфеле достижений учащегося».

Рабочая тетрадь,

дневник,

журналы.

КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

1-ый вариант: За каждое действие.

При устранении ошибок  допустима коррекция отметки.

2-ой вариант – по выполнению заданий проектной работы.

Договор «учитель-учащийся».

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?

Проектная работа относится к решению нестандартной задачи.

Используются качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (имеются некоторые не устранённые недочёты по разным причинам).

5-ти бальная шкала.

КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

 

Среднее арифметическое четвертной/

полугодовой оценки.

  1. Литература

3.1 Груздева Н.В. Курс лекций, АППО.

3.2 Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. Пособие для учителей/Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

методическая разработка"Пути формирования универсальных учебных действий учащихся 7 класса в урочной деятельности по предмету «Немецкий язык»

Это презентация предназначена для учителей,она содержит задания и какие УУД они развивают у учащихся...

Надпредметная и воспитательная направленность методической системы в урочной и внеурочной деятельности

Эта система направлена на создание условий для развития познавательной активности учащихся в процессе обучения технологии, поэтому в основе преподавания предмета лежит компетентностный подход с исполь...

Методические рекомендации для педагогов, работающими с детьми с умственной отсталостью по теме: "Приемы коррекционной работы используемых в урочной деятельности по формированию Высших психических функций".

Методические рекомендации для педагогов, работающими с детьми с умственной отсталостью по теме:  "Приемы коррекционной работы  используемых в урочной деятельности по формированию Высших...

Методические разработки опытов с использованием цифровой лаборатории «Архимед» для урочной деятельности

Методические разработки опытов  с использованием цифровой лаборатории «Архимед»  для урочной деятельности...

Методические рекомендации по организации учебного процесса: краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной деятельности

    Данный методический материал рекомендован для использования в учебном процессе учителями, педагогами дополнительного образования, краеведами.  В работе рассматривается тема к...