Методическая разработка урока "Государственные символы России"
методическая разработка по обществознанию (5 класс)

Анастасия Владиславовна Великанова

Цели урока: гражданско-патриотическое воспитание учащихся, сформировать уважительное отношение к государственным символам РФ, расширить представление обучающихся о значении для государства национальных символов, познакомить с понятиями символ, герб, флаг и гимн, познакомить учащихся с историей государственных символов России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_nasha_rodina_rossiya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12

г. Иркутск, ул. Просвещения,13

Методическая разработка урока

Номинация: «Лучший сценарий урока по обществознанию»

Тема урока: «Государственные символы России»

Великанова Анастасия Владиславовна

Учитель истории и обществознания


План урока

Тема урока: Государственные символы России

Класс: 5

Тип урока: урок открытие новых знаний

Цели урока: гражданско-патриотическое воспитание учащихся, сформировать уважительное отношение к государственным символам РФ, расширить представление обучающихся о значении для государства национальных символов, познакомить с понятиями символ, герб, флаг и гимн, познакомить учащихся с историей государственных символов России

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: уметь давать определение понятиям герб, флаг и гимн, узнать о истории государственных символов России, уметь описывать государственную символику РФ

 Метапредметные: Умение получать информацию из разных источников, навыки смыслового чтения, умение работать в парах, способность к осознанию своей деятельности и рефлексии.

Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Формируются ценности, основанные на уважении к государственной символике, любовь к Отечеству;

Коммуникативные: участвовать в диалоге, формировать мнение на различные точки зрения, корректно вести диалог.

Развивающие: Развивать память, внимание, мышление, логику. Развивать умение анализировать, отстаивать свою точку зрения. Развивать умение работать с текстом учебника. Формировать умение работать с источником.

Воспитательные: способствовать патриотическому воспитанию учащихся путем формирования уважительного отношения к государственным символам

Форма обучения: индивидуальная работа, групповая работа

Методы обучения: практический, частично поисковый, наглядный

Технологии: ИКТ, кроссворд, игра «Ассоциации», технология сотрудничества (групповая работа), работа с документом, с текстом учебника.

 Оборудование: учебник Обществознание, 5 класс. ,под ред. Л.Н. Боголюбова, Москва, Просвещение 2017., проектор, презентация, рабочие листы, карточки для работы в группах, фрагменты Федеральных конституционных законов о флаге, гимне и гербе.

Основные понятия: Символ, флаг, герб, гимн, геральдика

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Учитель приветствует класс. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя.

Староста называет отсутствующих

II.Мотивационно-целевой этап

На прошлых уроках мы изучали тему: «Наша Родина-Россия». Давайте повторим пройденный материал.

Посмотрите на экран (Слайд 1). Все вопросы к кроссворду объединены темой прошлого урока.    

Молодцы, на все вопросы ответили.

Обратите внимание на желтые клеточки с буквами в кроссворде. Предлагаю вам еще один вопрос. Для того, чтобы ближе подойти к теме нашего сегодняшнего урока.

На экране вопрос. Слайд 2. Прочитайте вопрос и из желтых клеточек составьте слово, которое будет являться ответом к данному вопросу.

Правильно! Символ. Но все ли символы одинаково важны и значимы?

Для того, чтоб сформулировать тему урока предлагаю вам поиграть в игру: «Ассоциации». Тем самым мы сможем определить о каких же символах будем говорить на уроке.

Посмотрите на экран и скажите с чем у вас ассоциируются символы на слайдах. Слайды 3,4,5,6

Молодцы, как вы думаете, почему так быстро вам удалось справиться с заданием?

Какие символы вы себе представляете, когда речь идет о России?

Посмотрите на экран. Слайд 7. Здесь представлены символы, относящиеся к России, но! как вы думаете, в чем принципиальная разница?

Молодцы. Давайте сформулируем тему урока и определим цели урока.

Учащиеся смотрят на экран. Отвечают на вопросы к кроссворду.

Ребята читают вопрос: Так называют знак или изображение, которое имеет важное значение для человека или народа?

По выделенным на кроссворде буквам дают ответ: Символ.  

Записывают определение «символ» в тетрадь.

Учащиеся смотрят на экран. Выски ассоциации. Слайд3. Франция

Слайд4-Великобритания

Слайд5-Египет

Слайд6-Мексика

Примерный ответ: Потому что все изображенное на экране является визитной карточкой или символом определенной страны.

 

Примерные ответы: балалайка, березка, матрешка, медведь, валенки, Кремль и др.

Ответ: Справа представлены официальные государственные символы РФ. Слайд 7.

Тема урока: Государственные символы России.

Цели:

 1.Дать определение: флаг, герб, гимн

2. Узнать в каком документе закреплены положения о государственных символах РФ.

3.Узнать историю появления государственных символов РФ

4 Научиться описывать символы РФ.

III. Актуализация знаний

-Учитель предлагает ребятам сформулировать понятия герб, флаг и гимн

 -Учитель знакомит ребят с понятиями герб, гимн, флаг.

(Слайд 8,9,10)

Учащиеся предлагают свои варианты определений.

После обсуждения вариантов, записывают определения в тетради. (слайд 8,9,10)

IV.Изучение нового материала

- Мы записали определения. Давайте подробнее остановимся на каждом символе.

Перед прослушиванием аудиозаписи, я попрошу всех встать.

Ребята, как вы думаете, почему я попросила вас встать?

Абсолютно верно.

Учитель рассказывает историю создания гимна. Рассказывает правила при исполнении гимна. Называет авторов и год создания гимна.  

Следующий государственный символ- это флаг. Ребята, что вы знаете о флаге России?

Давайте вместе узнаем историю государственного флага России.

Прочитаем рубрику в учебнике: «Путешествие в прошлое» стр. 103

Когда в России отмечают день Государственного флага РФ? И почему именно в этот день?

Учитель: Герб-еще один государственный символ РФ. Посмотрите на изображение на экране, как бы вы описали герб России.? (Слайд 11)

Знаете ли вы какая наука занимается описанием и происхождением гербов? –Геральдика (слайд 12).

 

Давайте прочитаем рубрику: «Путешествие в прошлое» на стр. учебника 100-101

Как вам кажется какой из гербов за всю историю России наиболее похож на современный Государственный герб РФ? (иллюстрации на стр.101 в учебнике)

Ребята, изучив рубрику: «Путешествие в прошлое», как вы думаете, почему официальные символы РФ были утверждены сравнительно недавно?

Учащимся предлагается работа в группах. 3 группы.

Ребята, у вас на партах лежат фрагменты из Федерального конституционного закона, учебники и карточки для работы в группе (Приложение 1).

 1 Группа читает § 12, с.102-103. И ФЗ о Государственном флаге РФ Выполняют задания в карточках.

2 группа читает §12, с.99. И ФЗ о Государственном гербе РФ. Выполняют задания в карточках.

3 группа читает §12, с. 104-105, ФЗ о Государственном гимне РФ и выполняют задания в карточках.  

Проверяет вместе с классом выполненные задания.

Класс встает, учитель включает аудиозапись: гимн РФ.

Дают ответ: Потому что это знак уважения к государственному символу.

Делают записи в тетради.

Дают свои ответы

Один из учеников зачитывает текст в учебнике, рубрика: «Путешествие в прошлое», стр. 103, вслух

Отвечают: 21 августа.

Потому что именно 21 августа 1991 года взамен флага РСФСР был утвержден трехцветный флаг, который сегодня является государственным символом РФ.

Ребята смотрят на экран описывают герб.( Слайд 11)

Дают ответы.

Записывают определение «геральдика» в тетрадь (слайд 12)

Один из учеников зачитывает рубрику: «Путешествие в прошлое» вслух

Читают, смотрят иллюстрации в учебнике на стр. 100-101

Дают ответ: Герб Российской империи.

Примерные ответы: Потому что существовал СССР, Советский союз имел свои государственные символы. Для России нужны были новые гос. символы.

Делятся на группы.

Читают документ и текст учебника, выполняют задания. (Приложение 1)

Зачитывают вопросы в карточках и

на них отвечают, комментируют

V.Закрепление изученного материала

-Ребята, вы хорошо поработали. Мы отработали весь план, который наметили в начале урока. А теперь перейдем к закреплению материала.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

  Перед вами лежат карточки с таблицей и набором слов, которые относятся либо к гербу, либо к гимну, либо к флагу РФ. Пожалуйста, определите слова, которые относятся к тому или иному государственному символу.

Учащиеся выполняют задание. Взаимопроверка.

VI.Рефлексия. Подведение итогов.

Подводит итоги урока.

Учитель предлагает заполнить листы самооценки. ( Приложение 3)

Выставляет оценки за работу на уроке.

Д.З. §12, рубрика «Проверь себя»-устно. Придумать и нарисовать герб своего рода.

Заполняют листы самооценки

Записывают д.з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока. "Регионы России" 8 класс

Повторительно-обощающий урок в 8 классе по теме "Регионы России"...

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Методическая разработка "Лев - символ Доброй силы"

В методической разработке занятия рассмотрены следующие вопросы: по архитектуре Санкт-Петербурга, скульптуре старинных памятников  и привитие детям интереса к культуре нашего города....

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка "Официальные символы г. Щёлково: герб, флаг, гимн"

Данная методическая разработка является полным конспектом вводного занятия по программе "Патриот" (краеведческая направленность), на основе современных требований ФГОС....

Методическая разработка "Береза-символ России" внеклассное занятие

Разработка "Береза-символ России" может использоваться на внеклассных мероприятиях....