Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Балашов Сергей Борисович

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультимедийная презентация. Цели урока (кратко): систематизация знаний по истории определенного периода, развитие у учащихся умения обобщать и логически мыслить, формированеие патриотических и нравственных чувств. При составлении разработки использовалась литература: Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе. - М.: Просвещение, 2001. Данилов А. История России. 6 класс. С древнейших времен до конца XVI века. - М.: Просвещение, 2007. История. 5-8 классы. Интерактивные методы преподавания. - Волгоград, "Учитель", 2010. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           МБОУ Соломатовская ООШ

  Методическая разработка урока по истории России для

                   

                       конкурса «Мой лучший урок»

                                                               Выполнил: Балашов С.Б.

                                                       2012



Предварительный просмотр:

  1. Организационный этап урока.

Создание эмоционального настроя.

  1. Основная часть урока

Изучение нового материала.

  1. Борьба Москвы за политическое первенство.

А) Работа с эпиграфом урока (выведен на экран)

                                                         Шли годы. И с Москвою во главе

                                                         Неспешно, потихоньку, понемногу,

                                                          Из множества разрозненных земель

                                                          Единое слагалось государство

                                                          Как из перстов слагается кулак.

                                                                                                   Н. Кончаловская

Постановка проблемного вопроса: Почему именно Москва стала центром объединения русских земель? Закономерность или случай лежал в основе возвышения Москвы?

Б) Изучение схемы «Династия московских князей» (высвечивается на экране)

 

Даниил Московский

Юрий                                    Иван Калита

                        Семен Гордый        Иван Красный          Андрей

                                                         Дмитрий Донской         Владимир Серпуховской

Учитель: Последнюю точку в противоборстве Москвы и Тверью поставило восстание тверичей, которое было подавлено ханом Узбеком с помощью Ивана Калиты (обращаем внимание на схему, на которой находим имя Ивана Калиты)

Задание классу: Дайте оценку поступку Ивана Калиты. Для чего ему нужно было право собственноручно собирать дань с русских земель?

Вывод: Русь не готова была к поединку с Ордой. Иван Калита сумел подчинить политику Орды интересам Руси.

  1. Дмитрий Донской и Куликовская битва

Учитель: В начале 60-х годов XIV века борьба с монголо-татарским игом была названа новым московским князем Дмитрием Ивановичем важнейшей политической задачей

На экране высвечивается портрет Дмитрия Донского.

Сообщение учащегося о Дмитрии Ивановиче Московском (Донском)

Интерактивная беседа

Учитель: Орда никак не хотела смириться с усилением Московского княжества. Темник Мамай, захвативший власть в Орде, решил повторить поход Батыя. Какие же цели стояли перед предводителями Орды и Москвы?

Учащиеся высказывают свои мнения, после чего учитель обращает внимание на экран

 

           Цель Московского княжества

             Цель Мамая

Объединение русских земель, освобождение от ордынского владычества

Мамай мечтал о славе Батыя, стремился унизить московское княжество

Учащиеся переносят таблицу в тетради.

Учитель: И вот перед Дмитрием Ивановичем встает трудная задача: как спасти Русь? Покориться или взяться за оружие?

Учащиеся высказывают свои мнения.

- С чего нужно начинать подготовку к сражению?

- Попробуйте предположить: кто мог бы стать союзником каждого из противников?

Учащиеся высказывают свои соображения, учитель делает вывод, который проецируется на слайде, после чего учащиеся записывают информацию в тетрадь

                                       Подготовка к сражению

Союзники Московского князя

                     Союзники Мамая

Князь Полоцкий

Литовский князь Ягайло

Князь Брянский

Рязанский князь Олег

Сыновья литовского князя Ольгерда

Крестьяне и ремесленники из русских земель

Учитель: Каким же был ход Куликовской битвы?

Подготовленный ученик рассказывает о ходе битвы 8 сентября 1380 года, а на экране высвечивается схема битвы и картина «Бой Пересвета с Челубеем»

  1. Историческое значение Куликовской битвы

Учитель. Какое значение в истории нашей Родины имеет Куликовская битва?

    Учащиеся формулируют свои ответы, учитель обобщает их, делая вывод и демонстрируя слайды.

Значение Куликовской битвы:

  1. Русь спасена от разгрома.
  2. Русский народ убедился, что врага можно победить, только объединив свои силы.
  3. Ускорилось объединение земель вокруг Москвы.

  1. Закрепление изученного материала.

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос: «Роль князя Дмитрия Ивановича в победе русских воинов в битве на Куликовом поле».

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Тема: Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

                                  Куликовская битва

                                         ( 6 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма организации урока: фронтальная

Методы: проблемный, интерактивная беседа с использованием ИКТ

Цели:

- образовательная: систематизация знаний по истории определенного исторического периода, знакомство с историческими процессами Руси второй половины XIV века: объединение земель и героическая борьба народа за независимость, за уничтожение монголо-татарского ига;

- развивающая: развитие у учащихся умения обобщать и логически мыслить, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать выводы;

- воспитательная: формирование патриотических и нравственных чувств, глубокого уважения к истории Родины, воспитание у учащихся гордости за свой народ.

Оборудование: карта «Объединение Руси в единое централизованное государство»; компьютер и мультимедийный проектор

                                            План урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся

3. Изучение нового материала

     А)  Борьба Москвы за политическое первенство

     Б) Дмитрий Донской и Куликовская битва

     В) Историческое значение Куликовской битвы

     4. Закрепление изученного материала

     5. Подведение итогов урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.» 6 класс

Слайд 2

Эпиграф: Шли годы. И с Москвою во главе Неспешно, потихоньку, понемногу Из множества разрозненных земель Единое слагалось государство, Как из перстов слагается кулак. (Н. Кончаловская)

Слайд 3

Династия московских князей Даниил Московский Юрий Иван Калита Симеон Гордый Иван Красный Андрей Дмитрий Донской Владимир Серпуховской

Слайд 4

Князь Дмитрий Иванович Московский(Донской) 1359 - 1389

Слайд 5

Перед столкновением Цель Московского князя: Цель Мамая: Объединение русских Слава Батыя, земель, освобождение стремился унизить от ордынского ига Русь

Слайд 6

Подготовка к сражению Союзники Московского князя Союзники Мамая Князь Полоцкий Князь Брянский Сыновья литовского князя Ольгерда Крестьяне и ремесленники из русских земель Литовский князь Ягайло Рязанский князь Олег

Слайд 7

Князь Дмитрий и Сергий Радонежский

Слайд 8

Поход войск Дмитрия Донского

Слайд 9

Куликовская битва

Слайд 11

Значение Куликовской битвы 1. Русь спасена от разгрома. 2. Русский народ убедился, что врага можно победить, только объединив свои силы. 3. Ускорилось объединение земель вокруг Москвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 6 классе "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."

Урок помогае топределить факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы...

Технологическая карта урока истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Урок представлен в технологической форме, разработан в соотвнтствии с требованиями ФГОС....

Приложение к уроку истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Презентация к к уроку истории в 6 классе  «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»...

План - конспект урока истории (6 класс). "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."

План - конспект урока на тему "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" содержит материал  о борьбе Москвы за политическое первенство, о ходе сражения на Куликовом поле,...

Конспект урока по истории России в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» с мультимедийной презентацией

Конспект урока по истории России в 6 классе  «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» с мультимедийной презентацией. В презентации нет видеофрагмента, который используе...

Методическая разработка внеклассного мероприятия " Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва"

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, технологическая карта ур...

Технологическая карта урока по истории России в 6 классе на тему «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Технологическая карта урока по истории России в 6 классе на тему «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»...