Урок-дискуссия по обществознанию на тему: "Моральный выбор — это ответственность"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Суюндукова Зарина Менглибиевна

Сценарий урока в форме дискуссии по обществознанию на тему "Моральный выбор – это ответственность". Проблемный вопрос  урока: «Может ли быть свобода без ответственности?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Моральный выбор – это ответственность»

Обществознание, 8 класс, базовый уровень

Форма урока: урок – дискуссия

Тип урока: урок применения знаний и умений

Цели урока:

  • Предметные: уметь объяснять понятия  «свобода» и «ответственность», понимать их связь, и их значение в жизни общества.
  • Метапредметные: различать сущность значения свободы в различных сферах общественной жизни; строить причинно-следственные связи; делать умозаключения; аргументировать свои ответы; решать проблемы и принимать решения коллективно; принимать другую точку зрения.
  • Личностные: понимать значение в жизни общества понятий «свобода» и «ответственность»; совершать действия, не ограничивающие свободу других; нести ответственность за результаты своих действий; выступать публично; выражать свое мнение.

Задачи урока:

  • развивать у учащихся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни;
  • умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования.

 Основные понятия урока: свобода, ответственность.

 Основные средства обучения: карточки для работы в группах, интерактивная доска со слайдом.

Подготовка учебного помещения, оборудование мест: места для 5 микрогрупп (столы и стулья полукругом для каждой отдельной группы).

Ход урока: 

Проблемный вопрос  урока: «Может ли быть свобода без ответственности?»

Учитель: На протяжении многих веков в слово «свобода» каждый вкладывал свой смысл и трактовал по-разному. Сегодня мы попробуем найти свой подход к данному  слову и понять, что же оно все-таки значит. А конкретное название темы нашего урока будет загадкой, которую мы отгадаем к концу. Урок проведем в форме дискуссии.

Класс помогает учителю сформулировать правила ведения дискуссии и зафиксировать их на доске.  

Учитель: каждая группа получит карточку с заданием. Вам потребуется выполнить его коллективно, а затем выступить с вашим ответом перед всем классом. Наша цель состоит в том, чтобы  выработать общее мнение на вопрос «Что такое свобода».

Каждая группа получает следующие карточки:

Карточка № 1

1. «Свобода – это не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности»

2. Дайте собственное объяснение этого определения.

3. Выразите свое согласие или несогласие с определением и аргументируйте свой выбор.

Карточка № 2

1.«Свобода – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности»

2. Дайте собственное объяснение этого определения.

3.Выразите свое согласие или несогласие с определением и аргументируйте свой выбор.

Карточка № 3

1. «Свобода – это наличие прав и их гарантированность»

2. Дайте собственное объяснение этого определения.

3.Выразите свое согласие или несогласие с определением и аргументируйте свой выбор.

Карточка № 4

1. «Свобода – это реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач»

2. Дайте собственное объяснение этого определения.

3.Выразите свое согласие или несогласие с определением и аргументируйте свой выбор.

Карточка № 5

1.«Свобода – это сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления»

2. Дайте собственное объяснение этого определения.

3.Выразите свое согласие или несогласие с определением и аргументируйте свой выбор.

Каждая группа оформляет свой ответ, а затем выступает по проблеме. После того, как все выступили, начинается обсуждение, в ходе которого класс приходит к мнению о том, что свобода – это возможность действовать по своему усмотрению, а абсолютной свободы не существует.

Вопрос всему классу: Как вы думаете, что имел в виду Н.А. Бердяев, когда сказал следующее: «Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко»?

Происходит обмен мнениями. Учитель обобщает ответы. Класс приходит к выводу, что свобода трудна потому, что предполагает еще и ответственность за выбор действий и их результаты.

Учитель: часто люди имея свободу,  распоряжаются ею во вред другим. Нужно ли ограничивать свободу? Прочитайте текст на слайде и ответьте на вопрос.

Отрывок на слайде: «Чем демократичнее закон, чем больше он признает общечеловеческие ценности, тем большей свободой обладает человек в такой стране. Но свобода каждого из нас заканчивается там, где начинаются права другого человека»                                                                                Учитель: Почему наша свобода заканчивается там, где начинаются права другого человека?

Происходит обмен мнениями. Предположительный ответ: потому, что пользуясь своей свободой в полной мере, человек может придти к тому, что случайно или намеренно ограничивают чужую.

Учитель: в чем такое ограничение может возникнуть? Приведите примеры.

Класс отвечает: например, молодому парню захотелось новую куртку, и это его право, его выбор. Но вместо покупки в магазине, он крадет ее у кого-то в гардеробе. Тем самым, он не ограничивает себя в свободе, делая то, что ему хочется, но при этом вредит другим.

Вопрос к классу: Но ведь люди с таким поведение не остаются безнаказанными, верно?

Класс: Да, их преследует закон и совесть.

Учитель: То есть Мы еще раз убеждаемся в том, что свобода – это ответственность, ответственность за наши поступки вне зависимости от нашего желания.  Теперь Вы можете предположить, как именно называлась тема урока?

Ученики делятся предположениями, озвучивается правильный ответ: «Может ли быть свобода без ответственности?».

Конец урока.

Результаты проведенного урока:

  • повышенный познавательный интерес на протяжении всего занятия;
  • развитие логического, творческого, критического мышления;
  • освоение основных дидактических единиц;
  • развитие литературной, правильно построенной речи;
  • развитие умения поддержать аргументами свою позицию;
  • опыт работы в команде;
  • развитие чуткости, толерантности, эмпатии по отношению к окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа и Понтий Пилат

Разработка урока по литературе. Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. К уроку прилагается иллюстративная презентация...

Классный час в 5 классе на тему: «Моральный долг и ответственность пятиклассников».

Классный час в 5 классе на тему:«Моральный долг и ответственность  пятиклассников » формирует  у пятиклассников представления о моральных нормах, моральном долге, моральных о...

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Моральный выбор", 8 класс

Разработка предназначена для проведения уроков по  обществознанию, в  8классе , раздел "Сфера духовной жизни" и связана с проблемой морального выбора и моральной ответственностью человека....

«Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права». Разработка урока- дискуссии.

 Тема урока  «Правовое государство и гражданское общество»  Тема дискуссии «Становление гражданского общества в России» Цель дискуссии:-побуждение учеников к поиску общего р...

Методический материал по уроку обществознания " Моральный выбор - это ответственность"

Анализ урока по обществознанию на тему "Моральный выбор - это ответственность" в технологии развития критического мышления....

УРОК-ДИСКУССИЯ (для учащихся 10х классов) «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Цель: формирование навыков само регуляции, знакомство с юридической ответственностью несовершеннолетних, анализ ее моральных аспектов....