«Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права». Разработка урока- дискуссии.
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Толочкова Эльвира Римовна

   Тема урока  «Правовое государство и гражданское общество»

  Тема дискуссии «Становление гражданского общества в России»

 Цель дискуссии:

-побуждение учеников к поиску общего решения поставленных проблем, развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познаватель­ные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие тео­ретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;  

-формировать отношение к проблемам создания и построения справедливого общества, анализ и исследование проблем становления гражданского общества в России.

Интеллектуальные и коммуникативные навыки которые планировалось развивать

- как обосновывать и аргументировать свою точку зрения

           - ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем

         - грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем)

- умение работать в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок-дскуссия22.63 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Проектирование активных методов обучения

 на уроках обществознания и права»

 

 Толочкова Эльвира Римовна.

 

Цель дискуссии:

-побуждение учеников к поиску общего решения поставленных проблем, развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;  

формировать отношение к проблемам создания и построения справедливого общества, анализ и исследование проблем становления гражданского общества в России.

Интеллектуальные и коммуникативные навыки которые планировалось развивать

- как обосновывать и аргументировать свою точку зрения

           - ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем

         - грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем)

- умение работать в группе

  1. Предварительное  задание

Первая группа, работая с различными источниками (СМИ, Интернет ресурсы) доказывает тезис: «В современной России нет гражданского общества».
Вторая группа, доказывает тезис: «В современной России есть гражданское общество». 

 Дети были ознакомлены с правилами работы в малых группах и правилами ведения дискуссии. Правила вывешены в классе на стенде:

  • слушать того, кто говорит;
  • говорит только один человек;
  •  если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку;
  • нельзя прерывать того, кто говорит;
  • когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека;
  • нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой);
  • надо вовлекать в обсуждение всех.

Краткое описание урока

1. Учитель подводит учащихся к пониманию личной значимости изучаемой темы.

I этап

Используя метод мозгового штурма, назовите ассоциации, которые возникают у вас при употребления понятия «Гражданское общество»

Все высказывания детей фиксируются на доске.

II э т а п. Принятие решения.

На этом этапе все предложенные идеи подвергаются серьезному анализу.Результатом этого этапа будет отбор одного или нескольких подходящих решений.

Гражданское общество - это система или совокупность граждан, не зависимых от государства и представляющих свои интересы.

( Записать в тетрадь)

2. Структура гражданского общества
Основополагающая доминанта гражданского общества - отдельно взятая личность, и его несущими конструкциями являются негосударственные институты, которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, ее потенций, интересов, целей, устремлений. Потребности населения можно условно разделить на три уровня: политико-культурные, социо-культурные, базовые.

Работая с текстом параграфа с. 188- 189 (учебник Л.Н. Боголюбова                   «Обществознание» 11 класс профильный уровень) заполните таблицу «Типы подсистем гражданского общества».

3. Дискуссия.

Начало дискуссии
 Притча

Стадо дикобразов в один холодный день легло тесной кучей, чтобы согреться взаимной теплоты, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Отодвинувшись, они опять замерзли. Так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так и люди, формируя свое общество, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помогла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом.

 В чем смысл притчи? Ребята обсуждают и делают вывод.

Народ как объединение всех граждан России не является некой сплошной массой, толпой, скоплением случайно оказавшихся рядом людей. Народ строит правовое государство и самоорганизуется в гражданское общество.


Структурирование и регулирование дискуссии

Работа в группах. Класс делится на две группы. 

 Задание: Первая группа доказывает тезис: В современной России нет гражданского общества.
Вторая группа доказывает тезис: В современной России есть гражданское общество. 
 

Объяснение правил дискуссии: представление двух команд (утверждающей и отрицающей сторон); в ходе игры спикеры поочередно выступают с речами, чтобы продемонстрировать судьям и классу большую убедительность позиций своей стороны по сравнению с позицией оппонентов.

Раунд перекрестных вопросов, когда спикер команды оппонентов задает выступившему спикеру вопросы для уточнения каких-либо моментов в речи.

Раздаются смысловые роли: «во всем сомневающийся», «всем восторгающийся», «постоянно задающий вопросы», «ничего не понимающий» и т.д.

Назначается тайм-кипер — ученик, который следит за временем выступлений и обсуждений (он работает с карточками 3,2,1,30).

Тайм-кипер (хранитель времени) следит за регламентом. С помощью специальных карточек предупреждает команды о времени окончания выступления (обсуждения): осталось 3 мин, 2 мин, 1 мин, 30 сек — и подает сигнал о прекращении выступления.

Команды обсуждают свою стратегию действий, определяют порядок выступающих спикеров представителей (1-й, 2-й, 3-й спикеры).

Сценарий дискуссии

Выступление 1-го спикера утверждения (5 мин): представляет команду; называет тему, обосновывает ее актуальность; дает определение терминам (понятиям), входящим в тему; представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться в ходе дискуссии; заканчивает выступление четкой формулировкой общей позиции утверждающей команды.

Раунд перекрестных вопросов: 3-й спикер отрицания задает вопросы 1-му спикеру утверждения (3 мин).

Выступление 1-го спикера отрицания (5 мин): представляет команду; отрицает утверждение и формулирует тезис отрицания; представляет позицию отрицающей стороны; принимает аспекты утверждающей команды или представляет другие; представляет аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться в ходе игры; опровергает аргументы утверждающей стороны; заканчивает выступление четкой формулировкой общей позиции отрицающей команды.

Раунд перекрестных вопросов. 3-й спикер утверждения задает вопросы 1-му спикеру отрицания (3 мин).

Выступление 2-го спикера утверждения (4 мин): восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью гипотез, примеров и доказательств; повторяет наиболее важные аспекты предыдущих доказательств; приводит новые доказательства; опровергает отрицающую стратегию; заканчивает выступление четкой формулировкой общей позиции утверждающей команды.

Раунд перекрестных вопросов: 1-й спикер отрицания задает вопросы 2-му спикеру утверждения (3 мин).

Выступление 2-го спикера отрицания (4 мин): восстанавливает отрицающую стратегию, используя гипотезы, примеры, доказательства; подробно развивает отрицающую стратегию, обосновывая ее; продолжает опровергать утверждающую стратегию; приводит новые доказательства; заканчивает выступление четкой формулировкой общей позиции отрицающей команды.

Раунд перекрестных вопросов: 1-й спикер утверждения задает вопросы 2-му спикеру отрицания (3 мин).

Выступление 3-го спикера утверждения (5 мин): еще раз акцентирует узловые моменты дискуссии; обозначает самые важные вопросы, по которым происходило столкновение мнений; выявляет уязвимые места в доказательствах отрицающей стороны; сравнивает утверждающие аргументы с отрицающими и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны; завершает линию утверждения общим выводом.

Выступление 3-го спикера отрицания (5 мин): еще раз акцентирует узловые моменты дискуссии; обозначает самые важные вопросы, по которым происходило столкновение мнений; выявляет уязвимые места в доказательствах утверждающей стороны; сравнивает утверждающие аргументы с отрицающими и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны; завершает линию отрицания общим выводом.

Тайм-аут: командам на протяжении дискуссии дается время на подготовку к каждому выступлению (не более 2 мин), всего б мин.

Учащиеся, не выступающие в дискуссии, внимательно следят за выступлениями и фиксируют свои комментарии письменно. Их комментарии и дополнения обсуждаются, пока жюри подводит итоги.

Подведение итогов.

Для того чтобы поощрить сознательное отношение к участию

в дискуссии и следованию установленным правилам, можно предложить учащимся оценить проведенное обсуждение по следующим параметрам:

1. Довольны ли вы дискуссией?

2. что было в ней удачно?

3. что, по вашему мнению, не удалось в обсуждении? Почему?

4. какие разногласия и конфликты возникли? как их решили?

5. все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?

11. В ходе урока дети были активны высказывали свою точку зрения, при ответах опирались на материал приготовленный к уроку по проблеме.

12. К каким выводам пришли дети?  

Вывод: Причины отсутствия в чистом виде гражданского общества в России:
1.Значительная часть норм, прописанных, закрепленных Конституцией, действуют лишь формально.
2.Часть населения лишена возможности иметь работу или получать достойное вознаграждение за свой труд.
3.Государство оказывается неспособным в должной мере обеспечить права и свободы своих граждан в сфере образования, науки и социального обеспечения.
12. Цель достигнута.

13. Рекомендации: в зависимости от уровня класса можно провести дискуссию в ходе целого урока или двух спаренных уроков обществознания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Статья "Использование активных методов обучения для повышения учебной мотивации на уроках информатики"

Одной из характерных черт современного образования является резкое увеличение объема информации, которую необходимо усвоить, «переварить» учащемуся. При этом увеличение объема учебной информации наблю...

"Активные методы обучения с применением мультимедийных игр на уроках музыки в начальных классах для развития творческих способностей учащихся".

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и ...

Дискуссия: «Идеал или подлец?» (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»). Проектирование активных методов обучения на уроках литературы.

1.     Тема дискуссии и объект родился неожиданно, но готовились мы к ней особенно: в центре внимания - человеческие качества героя, а значит, и нас тоже. Именно эта ситуация – хорош ил...

Итоговая работа на тему: «Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права»

Тема игры: «Знатоки права».Традиционная и нетрадиционная методика работы с упором на активные формы обучения:  игра по станциям с использованием карточек-заданий.6-7 класс. 6 учащихся по 2 ...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФИЛЮ ШТУКАТУРНО – МАЛЯРНОЕ ДЕЛО

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ   ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФИЛЮ "ШТУКАТУРНО – МАЛЯРНОЕ  ДЕЛО"...

Дипломная работа "Роль активных методов обучения в развитии познавательного интереса на уроках русского языка в основной школе"

В работе представлен теоритический материал о роли обучающегося в современном образовательном процессе. В пратической части представлен эксперимент по развитию познавательного интереса на уроках русск...