Конспект интегрированного урока обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Сысоев Дмитрий Владимирович

Предмет «Обществознание».

Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе.

Подготовил и провел учитель истории и обществознания

МБОУ «Свияжская  СОШ ЗМР РТ» Сысоев Д.В.

Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-методическому плану:

«Психологический портрет личности: темперамент и характер»

 Номер урока по теме:   5

Форма урока: комбинированный урок  с консультативным выступлением психолога школы

Оборудование: дидактические материалы: учебник, мультимедийное оборудование, бланки ответов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_obshchestvoznanie_tipy_temperamenta.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет «Обществознание».

Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе.

Подготовил и провел учитель истории и обществознания

МБОУ «Свияжская  СОШ ЗМР РТ» Сысоев Д.В.

Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-методическому плану: 

«Психологический портрет личности: темперамент и характер»

 Номер урока по теме:   5

Форма урока: комбинированный урок  с консультативным выступлением психолога школы

Оборудование: дидактические материалы: учебник, мультимедийное оборудование, бланки ответов.

Цели: 

1. формирование теоретических представлений о темпераменте  

2. изучение собственного темперамента.

  1. воспитание своего характера
  2. развитие умения выделять главное, анализируя полученную информацию
  3. способствовать становлению и развитию личности учащегося

Задачи:

  •  добиться понимания термина «темперамент»
  •  научить выделять основные типы  темперамента
  •  научить учитывать свой темперамент   при  учебной  и     игровой деятельности
  • обращать внимание на воспитание лучших для общества черт характера

Ожидаемые результаты: повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, к обществознанию, стремление к психологическому  совершенству.

Понятия: личность, характер, темперамент, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Этапы урока (с временной раскладкой).

  1. Организационный момент - 1 минута.
  2. Проверка домашнего задания -5 минут.
  3. Объяснение нового материала – 25 минут.
  4. Заполнение анкет, определение типов темперамента – 10 минут
  5. Рефлексия -3 минуты.
  6. Домашнее задание – 1 минута.

Этапы урока

№ слайда

Ход урока:

     Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Задания для игры
1.Период в жизни человека, когда он становится взрослым физически, социально и духовно.
2.Бескорыстная забота о благе других людей.
3.Оценка человеком самого себя.
4.Как называют подростка в Англии, США?
5.Движение, развитие.
6.Отрезок жизни между детством и зрелостью.

Проверка домашнего задания. Игра «лото»

тинейджер

альтруизм

темперамент

зрелость

динамизм

самооценка

характер

интеллект

подростковый период

Один ребёнок работает за компьютером, выполняя задание в таблице, изменив цвет ответов.

При этом у учеников на столе лежат карточки «лото», в которых они обводят сами новым цветом разноцветными карандашами слова.

Слайд № 2.

       Тема сегодняшнего урока «Психологический портрет личности: темперамент и характер». Почему ребята одного возраста реагируют на происходящее по-разному?  Как правильно оценить свою реакцию? Как ее можно изменить?  Что этому будет способствовать?

Фраза для обсуждения на доске: Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник. Шекспир В.

Слайд № 3, 4

Вступительная беседа.

Мы с вами продолжаем изучать тему: «Формирование личности»

Личность – человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений.

Психологический портрет личности  включает основные свойства:

  1. Темперамент
  2. Характер
  3. Способности
  4. Интеллект
  5. Чувства
  6. Эмоции

Проблема, о которой пойдёт речь, интересует человечество уже более 25 столетий. И называется она красивым и звучным словом – темперамент

Слайд №5, 6.

Изучение нового материала.

Обсуждение идеи Гиппократа о типах темперамента

Зарисовка градусника, распределение по шкале градусника типов темперамента, обозначение их краткой характеристики

 Название нового термина – темперамент. Понятие «темперамента», «характера»

Слайд № 7

Слайд №8-13

Слайды № 14, 16

Выдающиеся деятели и их типы темперамента

Слайд №15

Сообщения учащихся о четырех типах темперамента. (Опережающее задание)

Слайды № 9-12

     Игра «Ассоциации»

Давайте попробуем провести параллель между типами темперамента и:

  • временами года;
  • природными явлениями;
  • стихиями;
  • основными цветами радуги

Слайд №17

  Самостоятельная работа учащихся с учебником с. 37-38
Заполнение таблицы в тетради

Тип темперамента

достоинства

недостатки

сангвиник

 

 

холерик

 

 

флегматик

 

 

меланхолик

 

 

 

Консультативное выступление  психолога

Определение с помощью анкет типов темперамента учащихся. Инструкция по подсчёту результатов приложена в конце бланка.

Психологический механизм формирования характера

  • Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу.
  • Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость – это в потенции будущая черта характера.

Закрепление (работа в группах и по карточкам)

Работа в группах на определение типа темперамента. 
Определи тип темперамента.

Малозаметный увалень Андрей, тихий, неразговорчивый мальчик, с печальными глазами и открытой улыбкой, очень похожий на свою кроткую мать. В доме, битком набитом людьми, он жил одиноко, любил сидеть днём в полутёмных углах, а вечером – у окна. С ним хорошо было молчать.

 

Дима – всеобщий любимец, жизнерадостный и общительный, хотя взрослые часто называют его рассеянным и легкомысленным. Он очень подвижен, быстро отвлекается от игр, его взгляд не остаётся долго в одной точке. Если плачет, быстро утешается. На уроках не может долгое время быть сосредоточенным. Друзей много, но постоянных нет, т.к. любит зазнаваться, часто ссорится, может и подраться.

 

Восьмилетний Саша очень аккуратен: каждая вещь у него имеет своё место. Он надёжный ребёнок и друг, пунктуален, чётко выполняет свои обязанности. Говорит медленно, правильно и чётко выговаривая слова. У него ровный красивый почерк, хотя пишет и обучается достаточно медленно, но усвоенное помнит долго.

Выступления групп.
Работа в парах «Установи соответствие». О каком качестве характера идёт речь в пословице? Соедини линиями.

И камень, лёжа мхом обрастает.
Весёлая голова живёт, спустя рукава.
Пустая мельница и без ветра мелет.
Выше головы носа не поднимай.
За спиной горой, а беде стороной.

высокомерие

трусость

беспечность
болтливость
безделье

 

Кто дважды оглянется, тот ничего не потеряет.
Чьим умом живёшь, того и песенку поёшь.
Счастье всегда на стороне отважных.
У него средь зимы снега не выпросишь.
Повторять, да учить – ум точить.

терпенье

осторожность

подхалимство

смелость

скупость

   Рефлексия:

Каждый учащийся заполняет следующую карточку:

Я это уже слышал 
и знал

Узнал новое 
и хорошо разобрался

Остались вопросы

 

 

 

   Подведение итогов, выставление оценок

Психологический портрет личности закладывается с рождения. Основой его является темперамент, выработанный на основе психических процессов. Важная составляющая психологического портрета - характер, формирующийся под влиянием разнообразных факторов. Изменение характера возможно, если есть желание перемен и дополнительные усилия со стороны личности. Вместе с этим происходит изменение психологического портрета.

Вывод с. 40 в учебнике
Что изучили? С какими новыми понятиями познакомились?
А сейчас я попрошу встать тех ребят, которые соотнесли себя с холериками, с сангвиниками, с флегматиками, с меланхоликами. 
Спасибо, я тоже считаю себя сангвиником, хотя во мне есть качества меланхолика.

Домашнее задание: §5, в., написать мини-сочинение «Мне в моем характере хотелось бы избавиться от….

До свидания, спасибо за урок.

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б. Г. Избранные Психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева,

Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980.

2. Бодалев А. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.

3. Гиппенрвйтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧсРо, 1997.

4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.

5. Леотард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1989.

6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

8. Страхов И. В. Психология характера. — Саратов: СГПИ, 1970.

9. Теплое Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока для 8 класса "Что происходит на Земле?" М.З.Биболетова

Интегрированные уроки приобретают все большую значимость в учебном процессе. Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, созда...

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

конспект интегрированного урока в 5 классе по теме "Музыка и математика"

Тема: Музыка и математикаТип урока: интегрированныйУровень интеграции: узловая Цель: Установление связи между музыкой и математикойЗадачи:Образовательная: Выявить общие элементы музыки и математи...

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

Презентация к уроку обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"

Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...

Конспект интегрированного урока (обществознание и литература)

Тема: Конфликт в межличностных отношениях (на материале произведения А.П.Чехова «Вишневый сад»).Цель: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии взаимодействия в конфликт...

Конспект интегрированного урока (обществознание и литература)

Открытый интегрированный урок по обществознанию и литературе в 10 классеТема: Конфликт в межличностных отношениях (на материале произведения А.П.Чехова «Вишневый сад»).Цель: рассмотреть су...