Урок-политтурнир "Выборы Президента России"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

соколенко марина ивановна

Конспект данного мероприятия можно использовать при проведении уроков и внеклассных мероприятий по избирательному праву

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_i_samoanaliz_uroka_v_9_klasse.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок – политтурнир «Выборы Президента России».

Идея урока.

Данный урок – это призыв к стремлению сделать избирательный процесс чистым (без правонарушений) и прозрачным (открытым для всех).

Форма урока.

Политический турнир с элементами дебатов.

Цель  урока.

Процесс подготовки учащихся к политическому турниру и сама игра призваны  повысить интерес учащихся к прошедшей в стране избирательной компании и дать возможность сориентироваться в политической обстановке  после выборов Президента России 2012 года.

Задачи урока:

актуализировать знания об исторических событиях, связанных с выборами  Президента России с 1991 года по наши дни;

закрепить  знания об  избирательном законодательстве в области правонарушений в ходе анализа избирательной компании по выборам  Президента РФ 2012 года;

оценить выборы Президента РФ 2012 года как политическое событие страны;

содействовать повышению уровня политико-правовой культуры и формированию активной жизненной и гражданской позиции учащихся;

учить оценивать происходящие политические события, используя мнения не только известных политических деятелей, ученых-политологов и других компетентных людей в области политики, но и свое собственное мнение;

развивать умения работать в группе и анализировать информацию, полученную из различных источников (в том числе и с сайтов Интернета);

совершенствовать навыки публичного выступления и участия в дебатах;

представлять результаты проделанной работы, используя различные средства;

показать возможности каждого гражданина   участвовать в политической жизни страны;

создать условия для проявления познавательной активности и творческих способностей учащихся;

воспитывать чувство гордости и ответственности за свою страну, стремление к достойной и справедливой жизни;

учить умению сохранять в ходе соревнования атмосферу «здоровой конкуренции».

Оборудование урока.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеоролик «Выборы Президента России на ИУ №248» и презентация «Результаты социологического опроса» (см. электронное приложение), карточки «Даты и события по теме Выборы Президента России» (см. приложение №1), турнирная таблица,  указательные таблички с названиями игры, туров и команд (см. фото-приложение), рисунки детей (см. фото-приложение), реквизиты для сценки, ящик для голосования «Мы за честные выборы», секундомер.

План урока.

Вступление.  Представление команд и жюри.

Правила и этапы турнира.

I тур «История».

II тур «Закон».

III тур «Мнение».

IV тур «Что будет».

Итоги турнира. Заключение.

Ход урока.

1.Вступление. Представление команд и жюри. Учитель: «4 марта 2012 года в России состоялись выборы Президента России, и этому событию мы посвящаем сегодняшний политический турнир. В ходе игры участники должны показать  знания об избирательном процессе, связанном с выборами Президента России, оценить выборы Президента РФ 2012 года как политическое событие страны. Наш урок – это призыв к стремлению сделать избирательный процесс чистым (без правонарушений) и прозрачным (открытым для всех).

Учитель: «Давайте познакомимся с нашими командами». Далее учитель представляет команды. Представление включает название, ФИ капитана команды и ее участников.

Учитель: «Работу участников турнира будет оценивать жюри. Это родители и гости. Среди них члены ИК ИУ №248. Судить игру будут …(представление жюри). Прежде, чем начать турнир, несколько слов об основных его правилах и этапах».

3.Правила и этапы турнира. Учитель: «Команды активно готовились к игре и сегодня мы увидим, кто из них станет победителем. Задача участников турнира состоит в прохождении 4-х туров: «История», «Закон», «Мнение», «Что будет». Победа в каждом туре оценивается максимум в 2 «бала – голоса». Если команда занимает в конкурсе 2-е место, то количество балов - голосов уменьшается соответственно на 1.  Более подробные правила будут названы непосредственно перед началом каждого тура.  Желаем всем участникам игры успехов, а жюри легкого судейства.  

Итак, объявляю о начале политического турнира «Выборы Президента России»».

4.I тур «История». Учитель: «Выборы Президента в России проводились в 19911996200020042008 и 2012 годах. Само решение о введении поста Президента было принято на референдуме 17 марта 1991 года, соответствующие положения включены в Конституцию РСФСР. Участники турнира изучили историю выборов Президента России и в I туре «История» должны определить дату выборов по событию.  Карточки с датами команды поднимают одновременно сразу после показа карточки с событием. Побеждает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов».

Далее учитель показывает карточки с событием, ученики поднимают карточки с датами.  Жюри заносит результаты в турнирную таблицу и объявляет итоги I тура.

5. II тур «Закон». Учитель: «Выборы президента России регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» и другими законодательными актами. На уроках права вы, ребята, узнали о том, какие правонарушения не должны допускаться в период избирательной компании, какие виды ответственности предусматриваются в случаях совершения правонарушения. Накануне игры вы получили задание – нарисовать комиксы на тему «Правонарушения на выборах». У каждой команды по 3 комикса. Они предлагают другой команде определить по рисункам правонарушение.  Время на выполнение задания - 1 минута. Жюри оценивает рисунки и ответы участников турнира». Далее  ребята выполняют подписи к рисункам. Учитель (если ребята не назовут правонарушения): «На рисунках (показывает) были представлены следующие правонарушения: вброс – опускание в урну нескольких заполненных избирательных бюллетеней в ходе голосования, опечатывание урны без предъявления членам избиркома и наблюдателям для осмотра, подделка (фальсификация) итогового протокола, махинации с бюллетенями, «карусели» - голосование организованными группами по открепительным удостоверениям на нескольких избирательных участках, давление на избирателя со стороны  других лиц.

Учитель: «В этом же туре я вам предлагаю еще одно состязание. Кто  больше определит допущенных правонарушений в разыгранной ситуации».

На сцене разыгрывается сценка «Правонарушения на выборах» (роли Матрены и члена ИК исполняют родители учащихся).

Жила-была бабушка Матрена,

Деревенская, не особо мудрена.

Баба Маня – старушка больная,

Ходит с трудом и почти слепая.

Но про выборы что-то слыхала,

Часто кого-нибудь да выбирала.

Матрене Васильевне не лень

Заполнять избирательный бюллетень.

И вот 4 марта к ней в дом

Пришел уважаемый избирком:

«Здравствуй, Матрена, как дела?»

«Как видишь, совсем стала стара».

«Никуда не ходишь, болеешь,

Галочку то поставить сумеешь?»

«Видеть я совсем плохо стала,

Ты бы мне сама показала».

«Вот сюда ставь, мужик что надо

Будем жить хорошо, как в Канаде».

(показывает, кладет сама в ящик бюллетень)

«Ну, давай, Матрена, не умирай,

Лет через 6 меня опять поджидай».

Учитель и жюри подводят итоги конкурса.

7.III тур «Мнение». Учитель: «К началу агитационного периода Избирком зарегистрировал 5 кандидатов:  В. Путина, Г. Зюганова, В. Жириновского, М. Прохорова и С. Миронова. По  итогам голосования победу на выборах одержал В. В. Путин, выдвинутый партией «Единая Россия». Были ли эти выборы честными? Выскажите свое мнение по данным вопросам. Время на обсуждение – 1 минута. Начинаем политические дебаты».

После обсуждения команды высказывают свои мнения по заданной теме (обмениваются аргументами (см. приложение №2), которые подготовили заранее).

Учитель: «Командам предоставляется последнее слово в дебатах (далее выступление команд). Спросим также мнение  членов жюри. Это были честные выборы?». Члены жюри высказывают свое мнение, далее оценивают команды и сообщают результаты.

Учитель во время показа 2 и 3 слайдов презентации: «Накануне и после выборов Президента мы спросили жителей нашего села о честности данного мероприятия (см. приложение № 3). Были получены следующие результаты. Накануне выборов 61%  опрошенных (их было 118 человек) верили, что выборы пройдут честно. 9% сомневались в ответе. Остальные 30% не верили, что выборы Президента пройдут честно. После выборов за их честность высказались 45% опрошенных (те же жители), 19% ответили «Не знаю», остальные 36% не верят, что выборы прошли честно. Сделаем вывод, что часть жителей села верили в законность выборов до 4 марта, а затем изменили свое мнение.

Давайте посмотрим, как проходили выборы в нашем селе (далее показ видеоролика).

Выборы на ИУ №248 проходили в рамках закона, правонарушений не зафиксировано.

Победу одержал В.Путин. Во время социологического опроса мы также увидели, что жители нашего села одобряют кандидатуру премьер-министра.

Единственной «рамкой» избирательного процесса является закон, а единственным законным регулятором – система избирательных комиссий.  Недопустимо создание неравных правовых условий для любого из участников избирательного процесса. Любая партия и любой кандидат вправе рассчитывать на равенство перед законом и судом. Недопустимо использование в ходе избирательных кампаний любых методов борьбы, кроме политических. Нужно помнить об ответственности политических сил за соблюдение законности и правопорядка. Каждый гражданин России вправе рассчитывать на то, что действия любого из участников избирательной кампании не приведут к ущемлению его прав и свобод. Недопустимы публичные обвинения в фальсификации выборов, не основанных на подтвержденных фактах и судебных решениях. Это должно рассматриваться как инструмент давления одних участников избирательного процесса на других его участников, на избирательные комиссии и на власть. Каждый гражданин России вправе рассчитывать на получение достоверной и полной информации о законности выборов.

Сегодня мнения присутствующих разделились, но я убеждена в том, что каждый из нас разделяет движение к чистоте и прозрачности избирательного процесса».

8. IV тур «Что будет?». Учитель: В. Путин был выбран на должность Президента РФ на 6 лет. Если его изберут и в 2018 году, то срок его полномочий продлится 12 лет. А каким видят будущее России через 12 лет наши  команды. Давайте послушаем сочинения участников турнира. Жюри не забывает оценивать команды».  Далее представители команд зачитывают сочинения. Жюри оценивает команды и сообщает результаты.

9. Итоги турнира.  Заключение. Учитель: «Наш урок-турнир подошел к концу. А пока жюри ставит последние оценки и подводит итоги, я хочу попросить наших  участников  поделиться впечатлениями о нашем мероприятии, записать их. Желающие могут высказаться вслух».  Далее ребята пишут и говорят о своих впечатлениях.

Учитель: «Для подведения итогов турнира слово предоставляется  нашему жюри». Жюри оглашает общий результат (см. приложение № 5) и называет победителя политического турнира.

Учитель: «Поздравляем победителя игры. Спасибо всем участникам за подготовку и активное участие  в игре.  Я верю, что вы в будущем будете не только активными участниками всех избирательных компаний, но и сделаете многое для того, чтобы они были честными. Также хочу пожелать, чтобы избранный 4 марта Президент сделал все, чтобы выбранный вами путь после окончания основной школы был счастливым и интересным. А теперь свои заработанные голоса отдайте за то, чтобы выборы были всегда честными. Мы за честные выборы! (Далее дети кидают «голоса» в импровизированный ящик для голосования). Спасибо за игру. Занятие закончено».

Приложение № 1.

Карточки по теме «История выборов Президента России».

 

Даты (2 экземпляра).

1991

1996

2000

2008

2012

События.

 победа Б.Н. Ельцина

 проходили в 2 тура

 Президент избирался на 6 лет

 веб-камеры

 состоялись 14 марта

4 кандидата

Президент избирался на 6 лет

избирался вице-президент

досрочные выборы  

состоялись 12 июня

выборы Президента РСФСР

победа В.В. Путина

Приложение № 2. Аргументы команд.

Аргумент «против».  

Мы считаем, что выборы прошли нечестно. По данным общественных организаций по всей России на выборах зафиксировано около трех тысяч нарушений. Участники проекта "Наблюдение 2012" сообщили, например, о следующих нарушениях на выборах президента.  На столичном участке №1215 права голоса был лишен один из самых почтенных избирателей: мужчину не включили в список лишь потому, что ему уже 92 года. Из ряда регионов от наблюдателей приходят одинаковые сообщения о запрете на фото- и видеосъемку, хотя это противоречит законодательству. У входа на избирательный участок № 2001 в Новосибирске стояли девушки, которые предоставляли образец заполнения бюллетеня, в котором "галочка" проставлена рядом с фамилией кандидата Путина В.В. Наблюдатели отмечают, что это не образец, а агитация в пользу одного из кандидатов на пост главы государства, которая в день президентских выборов запрещена.  

Аргумент «за».

А мы считаем, что выборы 4 марта – честные выборы. Эксперты Общественного совета "Честный выбор" в обнародованном в четверг докладе "Выборы 4 марта 2012 года и состояние политической системы России" пришли к выводу, что грубых нарушений законодательства, способных поставить под сомнение итоги голосования или волеизъявление избирателей на президентских выборах, не было. В целом по стране было выявлено гораздо меньше нарушений, чем во время кампании по выборам в Государственную думу 2011 года.  

Аргумент «против».

Но ведь правонарушения указывают на нечестность выборов. Все знают, что на сегодняшний день отменены результаты голосования на выборах президента на двух участках. В Дагестане отменены на 1402 участке из-за вброса бюллетеней, а в Москве, на участке N3182, были выявлены нарушения при составлении списков избирателей (в него включались граждане по личному заявлению, но не за три дня до голосования, а за два дня и даже за один).

Аргумент «за».

Да, результаты аннулированы, но глава ЦИК РФ Владимир Чуров подтвердил, что на участке в Дагестане не было случая вброса. В Дагестане был не вброс бюллетеней, а "роковая ошибка членов участковой избирательной комиссии". Они начали во время обработки избирательных бюллетеней опускать бюллетени от проголосовавших на дому, не дожидаясь завершения работы избирательного участка и начала подсчета голосов.

Аргумент «против».

О нечестности выборов говорят вернувшиеся в день выборов президента в Россию «карусели». Согласно данным проекта "Гражданин наблюдатель», на участок №213 в Москве явились сразу 900 строителей, намеревающихся проголосовать по открепительным удостоверениям.   О «каруселях» на участке номер 3183 ранее 4 марта сообщила телеведущая Тина Канделаки, которая пожаловалась, что полиция никак им не препятствует. По словам Канделаки, к участку на автобусах подвозили людей, которые должны были принять участие в "карусели". Наблюдатели попытались их задержать, однако полиция не оказала им помощи. 

Аргумент «за».

Московская полиция опровергла информацию о так называемых "каруселях" на избирательном участке в Северном Тушино. Как пояснили в полиции, на автобусах голосовать приезжали "иногородние граждане, временно зарегистрированные в Москве и работающие на столичных предприятиях непрерывного цикла", то есть никакого нарушения допущено не было. В полиции уточнили, что участие работников в выборах было законным образом оформлено работодателями. 

Аргумент «против».

Все равно, это нечестные выборы. День голосования был омрачён большим количеством нарушений.  Массу вопросов вызвала трансляция с веб-камер. Технические неполадки при работе веб-камер были зафиксированы в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Новороссийске, Хабаровском крае, Чукотке, Московской, Магаданской, Иркутской областях и других регионах.  На участке №896 в Самарской области выявлено, что на нем установлена только одна камера, и та неудачно - видно только ноги людей. По сообщениям СМИ, видеотрансляция не велась с тысячи избирательных участков.   

 Аргумент «за».

Результат выборов, несомненно, легитимен. Так считают  известные журналисты, политологи и правозащитники, отмечая при этом, что выборы прошли на фоне усиленной гражданской активности, массовых митингов и небывалой активности наблюдателей.  Веб-камеры, а также прозрачные урны для голосования как раз работали на честность выборов. Эти действия властей позволили вовлечь в процесс наблюдения не только официальных представителей кандидатов и СМИ, но и сотни тысяч рядовых граждан, которые, не выходя из дома, могли следить за законностью голосования.

Приложение №3.

Результаты анкетирования жителей Афанасьевска до и после выборов (опрошено 118 жителей).

Анкетирование жителей накануне выборов 4 марта 2012 года.

4 марта 2012 года состоятся выборы Президента РФ. Будут ли это честные выборы? Да – 61%, нет – 30%, не знаю – 9%.

Пойдете ли Вы на ИУ, чтобы отдать голос за понравившегося Вам кандидата?

    Да – 89%, нет – 9%, не знаю – 2%

Кому из кандидатов Вы отдадите предпочтение? В. Путин – 58%, Г. Зюганов  -   7%, М. Прохоров – 7%, В. Жириновский – 10%, С. Миронов – 9%, не пойдут на выборы – 9%.

Анкетирование жителей после выборов 4 марта 2012 года.

4 марта 2012 года состоялись выборы Президента РФ. Были ли это честные выборы? Да – 45%, нет – 36%, не знаю – 19%.

Довольны ли Вы результатами выбором? Да – 71%, нет – 22%, не знаю – 7%.

Довольны ли Вы своим выбором? Да – 77%, нет – 9%, не знаю – 13%.

Приложение №4. Сочинения по теме «Будущее России через 12 лет».

Выступление команды «Гражданский контроль». 

           Россия станет страной, в которой жизнь людей преобразится.

           Тот, кто работает, не будет бедным. Высококвалифицированные специалисты, работающие в бюджетной сфере, будут получать заработную плату, превышающую средний уровень по экономике региона. Укрепится международное положение России. Возрастет размер детских пособий. Решится проблема дефицита мест в детских садах. Улучшится система российского образования, в первую очередь система ЕГЭ. Больницы, службы скорой помощи будут оснащены современным оборудованием, укомплектованы квалифицированными специалистами. Будет улучшаться экономика страны. Уменьшится число безработных.

   Россия преобразится, станет страной, в которой комфортно жить и работать, растить детей, страной, где каждый человек сможет реализовать свою мечту.

Выступление команды «Честный выбор».

           Нам кажется. Что жизнь улучшится. Так как сейчас достигнута политическая стабильность, то будет происходить экономический рост. Станет меньше безработных людей. Сократится смертность. Будут развиваться меры социальной поддержки населения. Произойдет рост экономики и в регионах, так как больше налогов будут оставлять в своих бюджетах.  Возрастут пенсии. Программы молодым семьям помогут приобрести жилье. Будет происходить развитие культуры. В людях укрепиться чувство патриотизма. В этом помогут культура и искусство.

          Россия станет страной, в которой жизнь людей будет достойной.

Приложение № 5. Турнирная таблица.

 

команды


I тур


II тур


III тур


IV тур


Итого


Гражданский контроль

 


2


2


2


2


8


Честный выбор

 


1


1


2


2


6

Литература.

Вестники избирательной комиссии Архангельской области.

Ершова Е.Б., Иоффе А.Н., Осипова Т.В.  Книга методик. По курсу «Мой выбор». - М.: Ижица, 2003.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Федеральный закон "О выборах Президента РФ".

Кодекс РФ об административных правонарушениях (глава 5).

Конституция РФ.

Предвыборная программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» (на выборах Президента России 4 марта 2012 года).

Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XX век. – М: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

Ресурсы сети «Интернет».

http://www.chest-vibor.ru 

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.arkhangelsk.izbirkom.ru

http://www.putin2012.ru

http://www.cikrf.ru/

http://top.rbc.ru

http://ria.ru/politics

 Электронные приложения.

Видеоролик «Выборы  Президента России на ИУ №248» (фильм редактирован на основе видеоматериалов, снятых  наблюдателем Губиным Н.В. 4 марта 2012 года на избирательном участке  №248).

Презентация «Результаты социологического опроса накануне и после выборов Президента РФ»

Самоанализ урока обществознания в 9 классе по теме

 «Выборы  Президента России».

         26 апреля 2012 года в Афанасьевской средней школе проводился урок по теме «Выборы  Президента России». Участниками политического турнира были ученики 9 класса, родители учащихся и члены избирательной комиссии. Данный урок рассчитан на два академических часа. Он является частью темы «Избирательный процесс и избирательное законодательство» и тематического блока «Политико-правовая сфера общества», который в свою очередь вместе с другими темами составляет курс «Обществознание».    

 Урок планировался не только как часть учебного курса, но и как часть программы «Гражданско-правовое просвещение участников образовательного процесса», реализуемой на базе Афанасьевской школы и направленной, прежде всего, на повышение уровня политико-правовой культуры и формированию активной жизненной и гражданской позиции учащихся. Урок-турнир – это и  мероприятие, которое включено в план воспитательной работы с классом и является частью деятельности по реализации проекта «Азбука избирателя».

          Для урока была выбрана форма политического турнира с элементами дебатов. 2 команды «Гражданский контроль» и «Честный выбор», должны были пройти 4 тура: «История», «Закон», «Мнение» и «Что будет?».  За месяц до урока командам было дано домашнее задание. Оно включало  повторение по темам «Правонарушения на выборах» и «История выборов Президента РФ», создание  комиксов «Правонарушение на выборах», подготовку  к дебатам «О честности выборов 4 марта 2012 года»; анализ предвыборной программы кандидата В.В. Путина; написание  сочинений по теме «Будущее России через 12 лет». Также учащиеся приняли участие в проведении социологического опроса жителей села накануне и после выборов Президента. Результаты опроса будут представлены в школьной газете  и были использованы на уроке.

         Процесс подготовки учащихся к политическому турниру и сама игра были призваны  повысить интерес учащихся к прошедшей в стране избирательной компании и дать возможность сориентироваться  в политической обстановке  после выборов Президента России.

В  ходе подготовки к  уроку и на уроке ученики 9 класса должны были не только закрепить  знания об  избирательном законодательстве в области правонарушений на выборах  и актуализировать знания об исторических событиях, связанных с выборами  Президента России, но и оценить выборы Президента РФ 2012 года как политическое событие страны.

Урок должен был к тому же показать возможности каждого гражданина   участвовать в политической жизни, вызывать стремление сделать избирательный процесс чистым и прозрачным.

Данный урок  был направлен  на развитие умения учащихся работать в группе; анализировать информацию, полученную из различных источников; представлять результаты проделанной работы, используя различные средства; оценивать происходящие события, используя мнения других и свое собственное мнение.

Игра была также призвана способствовать совершенствованию навыков публичного выступления и участия в дебатах, создать условия для проявления познавательной активности и творческих способностей учащихся.

          Задачами мероприятия также были воспитание чувства гордости и ответственности за свою страну, стремления к достойной и справедливой жизни; умения сохранять в ходе соревнования атмосферу «здоровой конкуренции».

         Я считаю, что цель и задачи урока были достигнуты. Это подтверждает большой интерес учащихся к событиям, происходившим накануне, во время и после выборов Президента РФ 2012 года. Аргументы участников турнира в ходе дебатов «О честности выборов 4 марта 2012 года» показали знание и понимание учащимися обсуждаемой проблемы,  умение оценивать происходящие события, используя мнения других и свое собственное мнение, анализировать информацию из различных источников, представлять результаты своей работы. По  ответам учащихся можно было определить их гражданскую позицию, отношение  к тому, что происходит в стране. Ребята показали неплохие знания основ избирательного права в области правонарушений, исторических событий, связанных с выборами  Президента России. Рисунки и сочинения детей говорят не только о заинтересованности ребят, ответственном подходе к коллективному делу, но и об их творческих способностях. Выступления девятиклассников показали, что многие из них владеют навыками публичного выступления, они также отражали их чувства патриотизма, стремление к достойной и справедливой жизни. Поведение учеников на уроке в ходе соревнования говорило о том, что они умеют поддерживать атмосферу «здоровой конкуренции».

 Большим плюсом урока была его актуальность. Тема турнира соответствовала современным событиям, происходящим в России. Урок проводился через 2 месяца после выборов Президента РФ, когда еще в обществе активно обсуждается данное политическое событие. В процессе подготовки к уроку учитель с учениками  работали с самыми свежими источниками информации.

Научное содержание занятия соответствовало теме, целям и задачам урока. Основой отобранного материала послужили законодательные акты, регулирующие выборы Президента РФ. Также учитель и ученики использовали историческую, методическую, публицистическую литературу, сайты Сети «Интернет» и другие источники.  

         Интерес к уроку поддерживался разнообразием методов и приемов преподавания и учения. Центральное место на уроке занимал игровой метод. Учащиеся показывали уровень своих знаний и умений в ходе командного соревнования – политического турнира с элементами дебатов. Были использованы и  элементы ролевой игры. В некотором роде учащиеся, участвуя в дебатах, играли роли политических деятелей и представителей общественности, отстаивающих свои позиции. Учащиеся, анализируя прошедшие выборы, изучали различные источники по теме, представляли результаты своей работы в виде аргументов «за» и «против», а также создания комиксов. Были использованы различные приемы проверки знаний. Ученики делали подписи к рисункам на тему «Правонарушения на выборах», соотносили  дату с событием, находили правонарушения в разыгранной ситуации. Знание и понимание проблем своей страны, современной политической ситуации школьники проявили в процессе написания сочинений и высказывания мнений. Девятиклассники в ходе подготовки к турниру участвовали и в проведение социологического опроса среди жителей своего села и анализе анкетирования, в создании видеоролика о выборах Президента РФ на селе.

        Продумана была и система оценивания работы детей. По итогам каждого тура игры участники получали «баллы – голоса», которые в конце занятия должны были использовать для проведения акции «Мы за честные выборы» (бросали «голоса» в ящик для голосования».

         Урок имел и практическую направленность. Умения, формирующиеся в процессе подготовки и во время самого урока,  помогут учащимся в дальнейшей учебной и внеучебной деятельности. А самое главное, ученики, став совершеннолетними, уже могут использовать свой, хотя и учебный опыт, для активного участия в политической жизни страны, определяя ее будущее.

         Эффективность урока также обеспечивалась разнообразием средств обучения. На уроке и в процессе подготовки к нему были использованы все технические возможности школы. Это наличие мультимедийного проектора, видеокамеры, компьютера и компьютерных программ. Рисунки, созданные учениками,  разнообразили оформление урока, помогли сделать  занятие  интереснее.  Учитель подготовил к уроку также карточки, указательные таблички, турнирную таблицу и компьютерную презентацию.

        Достоинством турнира является участие родителей и членов избирательной комиссии, которые не только выполняли работу жюри, но и исполняли роли в сценке, высказывали свое мнение по теме дебатов.

 Еще одним плюсом урока было его соответствие возрасту учащихся и уровню их подготовки. Это показал сам урок, где дети достаточно хорошо справлялись с предложенными заданиями. Задания основывались на полученных учащимися знаниях и умениях на предшествующих уроках обществознания, мероприятиях по формированию правовой культуры.

Данное занятие дает большие возможности для решения воспитательных задач.

Тематика урока способствовала формированию положительных характеристик человека, таких, как честность, законопослушность, справедливость, добропорядочность,  неравнодушие и другие.        

Наряду с достоинствами урока можно назвать и недостатки. Некоторые ученики  проявляли активность больше в процессе подготовки к уроку, чем на уроке. Не все ученики еще умеют свободно владеть материалом, представлять результаты своей работы, не у всех есть ораторские способности. Иногда учитель и участники игры допускали  речевые ошибки. Некоторые выступающие говорили тихо.

         Несмотря на некоторые недостатки, урок оставил хорошие впечатления  у девятиклассников, которыми они поделились на уроке.  Приведу в качестве примера некоторые высказывания учащихся. «Игра очень понравилась, обе команды играли хорошо». «Благодаря игре мы больше узнали об истории, законе и о проведении выборов. Она очень хорошо организована». «Мне понравился урок. Я думаю, что каждый узнал больше о выборах. Когда мы будем голосовать, совершать правонарушений не будем». «Мне понравились дебаты. Было много аргументов «за» и «против». «Мероприятие прошло интересно. То, что мы на нем узнали, пригодится в жизни».

         Я думаю, что этот урок запомнился ребятам и стал «кирпичиком» в формировании их политико-правовой культуры, которая в будущем станет опорой их гражданского правосознания. А, главное, девятиклассник, надеюсь, в будущем, станет не только активными участниками всех избирательных компаний, но и сделает многое для того, чтобы они были честными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Винный погреб президента России в Константиновском дворце

Название говорит за себя.Фильм можно посмотреть по ссылке:http://www.dailymotion.com/video/xjalsa_yyyyyy-yyyyyy-yyyyyyyyyy-yyyyyy-y-yyyyyyyyyyyyyyyy-yyyyyy-yyyyyy-yyyyy-yyyyyyyyyy_travel...

Школьная пресса в руках Президента России

Чебоксарскую гимназию №5 посетил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев. Этот день мы ждали с нетерпением: гимназия блестит чистотой, все цветы политы и все гимназисты наряжены, как на первое с...

Россия в годы правления 2,4-го президента РФ

В.В.Путин - 2-й и 4-й президент Российской Федерации1.Биография2.Карьера3. Основные направления деятельности на посту президента страны...

Князья, императоры, президенты России

Прекрасный фотоматериал для использования как дидактический материал....

Урок истории. Итоги правления первого президента России Ельцина Б.Н. 11 класс.

Итоги правления первого президента России Ельцина Б.Н...

Президенты России

Презентация по теме Президенты России...

Круглый стол «Если бы Президентом России был я»

Цель круглого стола подразумевает под собой обсуждение проблемы выбора президента России. Понимания, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении...